«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Идея Большой горки

Елена Хилтунен
Нет никакого открытия в том, что уже в первый год своей жизни малыш познает радость движения. Стремление овладеть своим телом столь велико, что его можно сравнить только с желанием сосать грудь матери. Причем, умение двигаться носит не столько физиологический характер, сколько умственный. Ребенку важно перемещаться в пространстве, чтобы осваивать его и набираться уму-разуму. При этом дар природы, который мы называем стремлением к независимости, дает себя знать уже с первых месяцев жизни.

Я научусь передвигаться сам!

Мария Монтессори, еще сто лет назад, проводя свои  исследования, установила, что морфологическое различие между новорожденным ребенком и взрослым человеком так медленно сглаживается, что в первые годы жизни малыша его туловище оказывается все еще слишком сильно развитым по сравнению с конечностями. У годовалого ребенка длина туловища составляет 65% всей длины тела. У двухлетнего – доходит до 63%, у трехлетнего – до 62%.  В то же время у взрослого человека торс составляет ровно половину всей длины тела и колеблется между 51 и 52% роста. «Следовательно, – пишет М. Монтессори, –  считая младенцев в физическом отношении маленькими взрослыми, мы положительно не правы. Все пропорции тела у них, напротив,  характерны только для их возраста. Ребенок любит ходить на четвереньках именно потому, что ноги у него, как у четвероногих животных, коротки по сравнению с телом. Мы можем приходить на помощь маленькому ребенку гимнастикой, давая  упражнения, соответствующие его потребности в движении, и избавляя от утомительного напряжения».

Обычно к восьми месяцам малыши самостоятельно садятся, встают, опускается; к девяти начинают переступать, придерживаясь за опору, переходят от одного предмета к другому. К году большинство  делают первые самостоятельные шаги.

Здесь-то и возникает впервые ИДЕЯ БОЛЬШОЙ ГОРКИ. Поднесите ребенка к самой обычной деревянной или пластмассовой горке, стоящей во дворе или  в игровой комнате и положите на животик за метр до конца ската, чтобы он сползал ножками вниз. А внизу горки подхватите его или подложите подушку. Сначала малыш удивится новому виду передвижения. Но уже через пару скатов радости его не будет предела, даже если ребенку всего 5 месяцев от роду, он будет требовать, чтобы родители положили его  на горку еще и еще раз. 

Горка по Скрипалёву

Владимир Степанович Скрипалев, довольно долго считавшийся в России главным инженером детских спортивных комплексов, рассказывал, что его дочка Оля уже в полтора года облюбовала горку домашнего спорткомплекса. Взявшись за боковины треугольной веревочной  лесенки, она поднимала ножку на край горки почти на уровень собственного плеча. После этого с усилием подтягивалась, отжималась и, перебирая ладошками и босыми ступнями,   на четвереньках забиралась на горку. Затем она ложилась на живот и счастливо скатывалась вниз. Проектируя свой уникальный спортивный павильон Владимир Степанович одним из основных физкультурных снарядов сделал в нем именно горку. Возможно, тогда, в восьмидесятые годы, он и не придавал горке столь большого значения. Спортивный павильон был сложным инженерным  сооружением для развития детской мускулатуры, ловкости движений, умения владеть своим телом. Это был комплекс равноправных физкультурных снарядов. Вот как В. Скрипалев описывает свое изобретение в книжке «Наш семейный стадион».

«Первое, что привлекает внимание—это горка для катания. Крепясь  к вертикальным боковым стойкам, она спирально опоясывает цилиндр павильона, постепенно, спускаясь от его верхнего основания к нижнему. Дно горки углублено желобом, и по мере снижения, наклоняется от центра цилиндра. В конце горки сделан небольшой трамплин, который можно хорошо использовать. Забраться на ее вершину можно по самой длинной наклонной треугольной лесенке, протянутой от низа центральной стойки до начала горки. Можно залезть и пониже, по меньшим треугольным лесенкам. Они в виде развернутого веера (каждая в своем секторе) протянулись от низа центральной стойки до уровня горки. Есть и менее крутой путь для подъема на вершину: взобравшись на середину первой, самой низкой лесенки, Вы можете по уже знакомой лиане-качели с помощью канатов перемахнуть на вторую, третью и т.д., так  до последней ступеньки, самой широкой у лесенки, примыкающей к началу горки. Лианы-качели подвешены между балками-радиусами верхнего основания цилиндра около входа. Ближе к центру располагаются прыжковые лианы. Но с лесенок можно попасть не только на горку, а и на другие гимнастические снаряды: перекладины, кольца, трапеции, качели, канаты, поясной лопинг. Они прикреплены к горке снизу. В связи с этим высота расположения снарядов в каждом секторе своя.  Получаются секторы для разных возрастов, в каждом из которых – определенная высота лесенки и гимнастических снарядов. Перемещаясь вдоль боковой поверхности цилиндра, с одного снаряда можно перебраться на два близлежащих, что полностью соответствует авторской методике занятий…»

Обратите внимание: связующим звеном всего этого грандиозного сооружения является именно ГОРКА, которая, как пишет Владимир Скрипалев, прежде других снарядов привлекает внимание детей. Забраться по лесенкам и канатам на верхушку горки и весело скатиться вниз! – вот чего больше всего желает ребенок, оказавшись в плену спортивного павильона. Но принцип   действия павильона и состоит в том, что «каждому, чтобы прокатиться и спрыгнуть с винтовой горки придется и повисеть, и повращаться, и покачаться, и побалансировать, что, в общем, и составляет основу лазания – природосообразный вид деятельности человеческого организма».

Немного тех взрослых, кто решился такой павильон построить в своем дворе или в спортивном зале детского садика полностью. А вот горка в том или ином виде обязательно присутствует на детских площадках или в игровых комнатах. Родители и педагоги рассматривают ее чаще, как любимую забаву своих малышей, вовсе не задумываясь, отчего она так любима детьми. Смотрите, как они счастливы! Как блестят их глазки, как они щебечут, как им легко и весело!

Пятнадцать детей… и вниз!   

Но, что если, повинуясь радостному стремлению ребенка кататься с горки, представить ее главным физкультурным снарядом детства,  и рассмотреть,  как основу для осуществления природного стремления малыша лазить, прыгать, висеть, подтягиваться, балансировать? Ведь что такое горка? Обычная доска, укрепленная наклонно. Сделаем всего лишь два небольших усовершенствования: расширим скат горки, чтобы на нее смогли забираться до 15 детей (столько их, обычно, в детсадовской группе) и с боков по всей длине ската  укрепим канаты, по которым дети вместо обычной лестницы будут забираться на вершину. Горку прикрепим к стене, сделав сверху площадку шириной в 30-40 см. Высота нашей БОЛЬШОЙ ГОРКИ  будет примерно 2 метра, а ширина – около 3-х. Именно такую горку установил в Монтессори-группе психолого-педагогического Центра «Радинец» в Москве Евгений Любичев – отец детей, посещавших эту группу.

 

Рассмотрим теперь, какие  мышцы тела ребенка напряжены в разные моменты его игр на горке.

Забираюсь на горку

Первый способ. Хватаюсь руками за боковой канат, перебираю канат в руках и, упираясь ногами в горку, залезаю наверх. Работают мышцы живота, спины, рук и ног, особенно напряжены кисти рук и стопы.  Учусь главным движениям  лазания – перехватыванию каната и подтягиванию.  Более ловкими движения становятся, если забираться на гору босиком.   

Второй способ.
Забираюсь на горку на четвереньках, можно сказать, заползаю. Работают мышцы ладоней и стоп, живота и спины. Руки и ноги становятся цепкими. Заползать на горку на четвереньках тоже лучше босиком.

Третий способ. Поднимаюсь на горку босыми ногами, балансируя, и не дотрагиваясь до ската горки руками. Работают мышцы живота и спины, голеней, ступней и пальцев ног, укрепляется вестибулярный аппарат и совершенствуется координация движений. Сразу такой способ покорения горной вершины получится не у всякого. Надо потренироваться.

Четвертый способ. Можно попробовать заползти на горку на животе. Это один из очень сложных способов подъема. Чуть расслабился, и ты уже катишься вниз! Задействованы фактически все мышцы тела. Тренируется цепкость рук и ног, напряжены мышцы живота, спины, позвоночника, шеи, предплечий. Надо неплохо владеть своим телом, чтобы забраться на горку на животе.

Пятый способ. Забираюсь на горку с куклой или машинкой в руках. К работе всех мышц тела, описанных в предыдущих способах, прибавляется еще и концентрация внимания на предмете, который  держу в руках, и который надо поднять на вершину.  Обычно дети легко осваивают этот прием и при спуске любят впереди себя отправить в путь свою машинку или куклу.

Скатываюсь с горки

Первый способ. Скатываюсь с горки на животе, ногами вниз. Ладони и ступни ног отрываю от горки для лучшего скольжения. Работают мышцы живота, спины и шеи. У нижней части ската, который обрывается на высоте примерно 25 - 30 см от пола, непроизвольно сгибаюсь в поясе и прыгаю на поролон, который лежит на полу. Тренируется вестибулярный аппарат, координация движений, ловкость и быстрота реакции.

Второй способ. Скатываюсь с горки лицом вниз. Самым маленьким это бывает довольно сложно, так как приземляться надо на пружинящие руки. Момент приземления напоминает хождение на руках, когда папа или мама держат малыша за ноги в горизонтальном положении. При скате лицом вниз великолепно тренируются мышцы шеи, спины, предплечий и рук. Руки становятся сильными и ловкими.

Третий способ. Скатываюсь с горки, сидя, ногами вниз. В этом случае развивается большая скорость, и потому дети не сразу решаются воспользоваться им.  К тому же при приземлении надо успеть согнуть ноги, а это требует хорошей реакции и координации движений. Но зато такое скатывание отлично укрепляет вестибулярный аппарат.

Четвертый способ. Скатываюсь на корточках, то есть, подтянув колени к груди. Отлично тренируется равновесие, работают мышцы живота, спины, голеней, напряжены ступни и пальцы ног. Скорость набирается, если скатываться в носках, а не босиком.

Пятый способ. Можно попробовать скатиться с горки на чуть согнутых ногах. При этом лучше надеть носки и повернуться к скату немного боком. Больше всего в этом случае напряжены мышцы голеней, ступней и пальцев ног, а также спины и живота. Руки можно расставить  в стороны, чтобы удерживать равновесие. Отлично тренируется координация движений и ловкость ног. Тренируется вестибулярный аппарат. Можно снять носки и не скатываться, а просто пройтись по горке сверху вниз – не менее полезное упражнение для развития мышц и координации движений.

Шестой способ. Забравшись на горку, поворачиваюсь спиной к спуску и босыми ногами осторожно спускаюсь вниз. Оглядываюсь и концентрирую внимание на передвижении собственных ног. Для начала можно спускаться спиной, придерживаясь за канат. Он обеспечивает страховку. Этот способ особенно хорошо тренирует концентрацию внимания и синхронное исполнение движений руками и ногами, то есть, упражняет равновесие и координацию различных частей тела.

Держусь – не держусь

 В начале 70-х годов сторонники раннего развития детей, посещавшие загородный дом Лены Алексеевны и Бориса Павловича Никитиных с восхищением относились к устроенному почти посреди дома уголку для развития движений их семерых ребятишек. Многие потом, так же как и Владимир Скрипалев, устроили такие уголки у себя в городских квартирах. Тогда еще редкостью были стильные двухэтажные детские кровати, какие сейчас можно найти в детских мебельных бутиках, и потому горочки, кольца, качели и лесенки пристраивались к той мебели, которая была в доме. В нашей семье, где росли четверо детей, мы тоже сделали спортивный уголок. И так же, как у Скрипалёвых, наибольшей популярностью у детей пользовалась именно горка. Она была сделана из обыкновенной гладкой доски, прикрепленной к спинке детской кровати. И забираться на нее можно было, придерживаясь за, свисающий с потолка, канат. (Кстати, и канат, как настоящий спортивный снаряд, ребятишки освоили тогда с помощью нашей самодельной горки).

С тех пор прошло много лет, дети выросли, у них появились свои семьи. И вот уже следующее поколение малышей потребовало у родителей устроить им в доме горку. Появился «новый» домашний проект горки. Теперь это был старый письменный стол, к которому почти во всю  длину прикрепили скат с бортиками. Но забираться на такую горку было трудновато – не было опоры для рук. Горку дети всё равно обожали. Кататься на нее приходили малыши со всего двора. Причем, на детей постарше она производила не меньшее впечатление.

Наблюдая за развитием движений малышей на горке, мы даже составили маленький тест их достижений.  Вот он, этот самодельный тест для малышей до 2,5  лет.
1. Скатывается с горки, лежа на животе
- придерживаясь руками
- не придерживаясь руками
2. Скатывается с горки, сидя
- придерживаясь руками
- не придерживаясь руками
3. Скатывается лежа, вперед головой
4. Сбегает с горки
5. Взбирается на горку
- на четвереньках
- босиком в носках…

Но одна, можно сказать, национальная, идея горки заставила меня снова и снова обдумывать важность для развития детей этого замечательного сооружения.

Разрешается только детям

Уже более 14 лет живу в Финляндии, и тут, пожалуй, нет двора или детской площадки, где не стояла бы детская горка. И в этом не было бы ничего особенного, если бы у всех  современных финских горок ни отсутствовали бы лесенки, по которым дети обычно на эти горки забираются. Могу с уверенностью сказать, что таких горок, как в Финляндии, в московских дворах я не видела. Более того, наши родители даже и при лесенках-то поддерживают и подсаживают своих чад, боясь, что они упадут и ушибутся.  У финнов на детские площадки взрослым вход разрешен только на лавочках посидеть.  Такие же горки без ступенек сооружаются и в помещениях, предназначенных для детских игр, которых в любом финском городе множество. Разве что в детских залах библиотек не ставят  горок.

Так как же устроена финская детская горка?

С виду ничего особенного, горка как горка, но забираться на нее по ступенькам не выйдет, так как этих ступенек попросту нет. Можно, как «человек-паук» карабкаться по сетке из канатиков, натянутых снизу до верхней площадки горки. Можно пытаться вползти по всему ее скользкому скату. Можно взобраться, как альпинист, цепляясь руками и ногами за дырочки в одной из стенок. Но главный способ –  подняться на горку, упираясь ногами в полукруглую дощатую поверхность стены, ведущей к верхней площадке. При этом приходится перебирать руками довольно толстый канат. Вот это горка так горка! Оказывается, надо немало потрудиться, чтобы скатиться с нее. Но зато развивающий смысл  осуществлен в высшей степени точно. Мои внуки научились взбираться на финские горки примерно с 3,5 лет.

Не мешай другим!

Если горка устанавливается в месте, где много детей, например, в игровой комнате детского сада или на детской площадке, то можно наблюдать, как без всяких назиданий  и специальных педагогических приемов она  воспитывает  социальные отношения между детьми.

Упорство в достижении цели. На качели просто сел и раскачался. Ну, можно высоко раскачаться. На шведскую стенку забрался и слез с нее.  Можно отпустить ноги и повисеть под потолком или согнуть их в «уголок». А горка… На горку, во-первых, надо самостоятельно забраться – ощущение верхолаза, добравшегося до вершины Айпетри.  Горку надо покорить, победить! Во-вторых, с легкостью съехать, не свалившись всем на смех при приземлении. В-третьих, поскольку на горке ты чаще всего не один, – удержаться  от насмешки над тем, у кого еще не получается так ловко, как у тебя, помнить собственное ощущение первых неудач.

 Не мешать другим. Это значит: стараться ни до кого не дотрагиваться, не толкаться, никого не торопить, никому не советовать под руку. При этом обязательно протянуть руку помощи. Особенно, если ты уже забрался на горку, а кто-то еще карабкается.

 Уступать девочкам и тем, кто слабее. Тебе хочется залезть на горку первым и показать девчонкам и малышам, что ты сильнее их, более ловкий.  Но, будь скромнее, будь джентльменом! Пропусти девочку вперед, подстрахуй ее в случае чего! И не вздумай реветь у всех на глазах, если случайно получил синяк или ссадину. А девчонку или какого-нибудь малыша сразу беги утешать, дуй им на разбитую коленку!

 ***

Мы строим в игровой комнате детского сада горку, заметив стремление 4-5-летних детей к социализации, к осознанию себя частью человеческого сообщества. Как писала Мария Монтессори в работе «Через ребенка – к новому миру», «человеку необходимо укрепить внутренние силы, понять, как он должен вести себя  по отношению к окружающим, и осознать, как живут другие люди. Человеку также  никогда нельзя прекращать направлять свои мысли и действия  все выше: это позволяет расти его душе». Горка – такое простое и непритязательное сооружение, оказывается, позволяет расти душе! Специальные занятия малышей физкультурой или традиционные групповые упражнения под руководством воспитателя, к сожалению, слабо влияют на физическое и интеллектуальное развитие детей. Что же говорить о социальном опыте! Понятно, что воспитание не сводится к вопросам интеллекта. Оно должно дополняться собственным социальным опытом. Вот почему мы обратили   внимание именно на идею Большой горки. Ведь воплощение в жизнь этого простого замысла поможет детям укреплять в себе не только физическое совершенство, но и ощущение личной независимости и социального чувства, так как известно, что и то, и другое составляют  одну из фундаментальных потребностей человека.
                                                                

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Елена Хилтунен

Монтессори-педагог, основатель Первого детского сада и начальной школы Монтессори в Москве, главный редактор открытого издательства "Народная книга" и журнала "Монтессори-клуб", эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России. Автор и редактор государственной Программы "Детский сад по системе Монтессори" и УМК к этой программе.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Андрей Борисов

Интеллект по наследству. Как гены и среда влияют на уровень интеллекта

Сергей Курганов

Как обучать любви к собственному математическому разумению? Введение в «ПсихоГеометрию» Марии Монтессори

Евгений Акимович Князев

Лев Толстой и свободное воспитание

Елена Хилтунен

Старинная автодидактика в электронном исполнении

Рустам Курбатов

Роже Кузине. Он опирался на многолетний эксперимент, что подтверждало научность его педагогики

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »