«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Без слов и со словами

Лариса Климанова
Скажут: ну, вот опять эти монтессори-педагоги со своим презентациями! Нет, чтобы дать ребенку самому свалить все игрушки в кучу, окружить их стульями и устроить "свободную игру". А Вы попробуйте на досуге провести ребенку хотя бы одну – какую-нибудь самую простую презентацию. Например, как пользоваться зубной щеткой. Попробуйте без слов и со словами. Что? Трудно? Этот тренинг возник в результате анализа работы начинающих  монтессори-педагогов. Почти всем знакома ситуация: человек всё понимает, а точно выразить не может. Поток лишних слов часто отвлекает и запутывает ребенка. Не случайно Мария Монтессори призывала: «Веди счет словам своим!»

Найти нужное слово

На тренинге мы постарались в каждой рассмотренной презентации выделить ключевые, главные слова, которые направляют и фиксируют внимание ребенка на каждом этапе работы с материалом. Мы образно называем их «реперными точками». В туризме этим термином называется ориентир, точка смены направления движения. Для ребенка самостоятельная работа с материалом тоже должна стать неким путешествием. Дети прокладывают свой путь, диктуя себе порядок действий. Если ключевых слов или фраз в презентации не больше 10, то задачка для ребенка вполне решаема. Чтобы именно нужные слова остались в сознании ребенка, педагогу надо четко представлять себе структуру презентации и свои цели на каждом ее этапе. И не забываем, что говорим и показываем не одновременно. Сказали, что делаем – сделали (молча). Это дает возможность ребенку не отвлекаться от показа.

Рассмотрим презентацию блоков с цилиндрами

1 этап – выбор.
Цель педагога: привлечь внимание ребенка, заинтересовать, чтобы он сам сделал осознанный выбор.
Что говорим?
– Это цилиндры, их можно доставать и вставлять. (Важно несколькими точными словами раскрыть для ребенка содержание предстоящей работы.) Будем этим заниматься?

2 этап – подготовка материала к работе.
Цель педагога: обеспечить безопасный способ переноски (двумя руками, с торцов, за вогнутую часть).
Что говорим?
– Цилиндры носят так. (Показываем.) Отнесешь на стол?

3 этап – показ основного алгоритма.
Цель педагога: показать способ подбора пары отверстие-цилиндр, опираясь на зрение.
Что говорим?
– Достаем так. (Обращаем внимание на правильный захват. Показываем первый и последний цилиндр в ряду.)
– Продолжишь?
– Перемешаем.
– Выбираем глазками. Подходит?

4 этап – контроль ошибок.
Цель педагога: показать способ контроля ошибок.
Что говорим?
– Ровно? Точно?

5 этап – уборка.
Цель педагога: завершить работу, обеспечить порядок в среде.
Что говорим?
– Помнишь, где стояли цилиндры?
Сказанных педагогом слов вполне достаточно, все другие только отвлекут ребенка от работы.
Теперь мы можем по этой же схеме проанализировать любую презентацию из любого раздела.


Работа с рамкой с бантами уложилась в несколько значимых слов-подсказок

Выбор. Эти банты можно развязать и завязать.
Подготовка. Без слов – носить рамки ребенок уже умеет, что работаем с ними на столе – знает.
Основной алгоритм. Развяжем? Получилось. Будем завязывать. Перекрещиваем. Ворота, узел. Край, середина, петелька. Вокруг, перехват, тяни.
Контроль ошибок. Завязали? Красиво? Крепко?
Уборка. Слова не нужны, действие ребенку знакомо.

Деление на Золотом материале

Выбор. Будем делить?
Подготовка. Принесешь столько?
Основной алгоритм. Делить будем честно – поровну, начинаем с самого большого – с тысяч. Поделили тысячи? Теперь – сотни. Десятки. Единицы.
Контроль ошибок. Проверим? У всех поровну? Подпишем картами.
Уборка. Без слов – ребенок много раз это делал.

Вот так, поэтапно, мы анализируем презентации из разделов упражнений жизненной практики, сенсорики, математики и языка. Во время презентации мы стараемся не использовать в своей речи повелительное наклонение, ведь взрослые люди между собой редко общаются путем приказов и ультиматумов. Его почти всегда можно заменить на вопросительное или сказать что-то в утвердительной форме. Такая организация речи педагога ставит ребенка в позицию партнера, поэтому договариваться и быть услышанным ребенком становится намного проще. Особенно важно понаблюдать за собой во время проведения трехступенчатого урока, его второй ступени. Так и вырывается у педагогов неизменное: «Дай!», «Покажи мне!», «Найди!». А за этим, часто, оценочное: «Правильно (неправильно)». Но ведь это же не экзамен! Здесь важен режим диалога. Попробуйте иначе: «Сможешь показать? А теперь? Давай я перепутаю, а ты найдешь» и т.д.

Отдельное внимание – технике проведения трехступенчатых уроков. Здесь важно попасть в темп ребенка, организовать свою речь так, чтобы между значимыми словами, которые ребенку надо запомнить, звучало как можно меньше других слов. Часто мы говорим слишком много вежливых слов и инструкций. В другой ситуации они, наверное, необходимы. Но, когда ребенку нужно не потерять концентрацию внимания, длинная фраза: «Будь любезен, положи, пожалуйста, квадрат на угол стола. Спасибо, молодец», совершенно не помогает запомнить слово «квадрат». Достаточно взглядом или жестом указать на место, куда нужно положить предмет. А сказать только значимое – квадрат.

Чаще всего можно одной фразой обозначить действие, а потом только называть то, что должно остаться в памяти. Например: «Найдешь под платочком? – Шар…(найденное молча возвращаем) – Куб… – Цилиндр…» Название следующего предмета должно звучать сразу же, как только ребенок достал предыдущий. Нельзя спешить, но и медлить тоже не нужно. Тогда внимание ребенка будет полностью сосредоточено на занятии. Ему будет просто некогда подумать о чем-то еще. Интонация вашего голоса легко подскажет ребенку, что вы рады его успехам, для этого отдельных слов не потребуется.

Трехступенчатые уроки для введения сравнительной степени понятий

Ключевыми в них являются слово «сравни» и слова, определяющие выраженность признака. Наиболее эффективно работает схема, когда на второй ступени для сравнения мы каждый раз оставляем в поле зрения только два объекта. (Например: «Можешь показать, какой цилиндр толще?» (меняем один из цилиндров) «А теперь какой толще?» и т.д. Три объекта сразу – только для определения самого толстого из них.) На третьей ступени сначала тоже предъявляем ребенку по два предмета и ждем, когда он продолжит фразу. (Например: «Эти цилиндры разные по толщине. Этот – …(толще)».) Таким образом, точно достигается цель попадания нового слова в активный словарь ребенка.

Отдельная тема – речь педагога на кругах, обогащение эмоционального словаря детей, особенности расширения словарного запаса с классификацией, формирование (провокация) связанной речи ребенка, художественные и научные тексты и стихи для детей (одни только стихи о животных Саши Черного чего стоят!). Но об этом – в другой статье.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (32) 2012 г.
Фото предоставлено  автором

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Лариса Климанова

председатель Ассоциации Монтессори-педагогов России

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Мария Монтессори

Легато - двигаемся плавно, стаккато - подпрыгиваем, крещендо - чеканим шаг

Борис Бим-Бад

Счастье мало зависит от внешних обстоятельств, но много - от состояния нашей души

Мария Монтессори

Накрываем на стол? Нет! Изучаем геометрию!

Лариса Климанова

Не просто свободное творчество в мастерской, а настоящее обеспечение проектной деятельности!

Про вечер историй, химические опыты, и куда исчезли детские игры. Эссе участницы Программы Монтессори-педагогика для родителей

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »