Без слов и со словами
Лариса КлимановаНайти нужное слово
На тренинге мы постарались в каждой рассмотренной презентации выделить ключевые, главные слова, которые направляют и фиксируют внимание ребенка на каждом этапе работы с материалом. Мы образно называем их «реперными точками». В туризме этим термином называется ориентир, точка смены направления движения. Для ребенка самостоятельная работа с материалом тоже должна стать неким путешествием. Дети прокладывают свой путь, диктуя себе порядок действий. Если ключевых слов или фраз в презентации не больше 10, то задачка для ребенка вполне решаема. Чтобы именно нужные слова остались в сознании ребенка, педагогу надо четко представлять себе структуру презентации и свои цели на каждом ее этапе. И не забываем, что говорим и показываем не одновременно. Сказали, что делаем – сделали (молча). Это дает возможность ребенку не отвлекаться от показа.Рассмотрим презентацию блоков с цилиндрами
1 этап – выбор.Цель педагога: привлечь внимание ребенка, заинтересовать, чтобы он сам сделал осознанный выбор.
– Это цилиндры, их можно доставать и вставлять. (Важно несколькими точными словами раскрыть для ребенка содержание предстоящей работы.) Будем этим заниматься?
2 этап – подготовка материала к работе.
Цель педагога: обеспечить безопасный способ переноски (двумя руками, с торцов, за вогнутую часть).
Что говорим?
– Цилиндры носят так. (Показываем.) Отнесешь на стол?
3 этап – показ основного алгоритма.
Цель педагога: показать способ подбора пары отверстие-цилиндр, опираясь на зрение.
Что говорим?
– Достаем так. (Обращаем внимание на правильный захват. Показываем первый и последний цилиндр в ряду.)
– Продолжишь?
– Перемешаем.
– Выбираем глазками. Подходит?
4 этап – контроль ошибок.
Цель педагога: показать способ контроля ошибок.
Что говорим?
– Ровно? Точно?
5 этап – уборка.
Цель педагога: завершить работу, обеспечить порядок в среде.
Что говорим?
– Помнишь, где стояли цилиндры?
Сказанных педагогом слов вполне достаточно, все другие только отвлекут ребенка от работы.
Теперь мы можем по этой же схеме проанализировать любую презентацию из любого раздела.
Работа с рамкой с бантами уложилась в несколько значимых слов-подсказок
Выбор. Эти банты можно развязать и завязать.Подготовка. Без слов – носить рамки ребенок уже умеет, что работаем с ними на столе – знает.
Основной алгоритм. Развяжем? Получилось. Будем завязывать. Перекрещиваем. Ворота, узел. Край, середина, петелька. Вокруг, перехват, тяни.
Контроль ошибок. Завязали? Красиво? Крепко?
Уборка. Слова не нужны, действие ребенку знакомо.
Деление на Золотом материале
Выбор. Будем делить?Подготовка. Принесешь столько?
Основной алгоритм. Делить будем честно – поровну, начинаем с самого большого – с тысяч. Поделили тысячи? Теперь – сотни. Десятки. Единицы.
Контроль ошибок. Проверим? У всех поровну? Подпишем картами.
Уборка. Без слов – ребенок много раз это делал.
Трехступенчатые уроки для введения сравнительной степени понятий
Ключевыми в них являются слово «сравни» и слова, определяющие выраженность признака. Наиболее эффективно работает схема, когда на второй ступени для сравнения мы каждый раз оставляем в поле зрения только два объекта. (Например: «Можешь показать, какой цилиндр толще?» (меняем один из цилиндров) «А теперь какой толще?» и т.д. Три объекта сразу – только для определения самого толстого из них.) На третьей ступени сначала тоже предъявляем ребенку по два предмета и ждем, когда он продолжит фразу. (Например: «Эти цилиндры разные по толщине. Этот – …(толще)».) Таким образом, точно достигается цель попадания нового слова в активный словарь ребенка.Отдельная тема – речь педагога на кругах, обогащение эмоционального словаря детей, особенности расширения словарного запаса с классификацией, формирование (провокация) связанной речи ребенка, художественные и научные тексты и стихи для детей (одни только стихи о животных Саши Черного чего стоят!). Но об этом – в другой статье.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (32) 2012 г.