Как дать свободу выбора уже с детского сада?
Марина ИвановаЧеловеческий потенциал
Педагогическая система итальянки Марии Монтессори основана на идее, что каждый ребенок – уникальное, совершенное и талантливое создание. Он с рождения обладает талантами и пристрастиями к той или иной деятельности, а также определенным, необходимым именно для его миссии на Земле складом ума и особенностями характера. Его уникальность подчеркивает многообразие всего мира в целом. Задачей каждого ребенка является изучить законы природы и социума и освоить свои возможности (физические и интеллектуальные), постоянно искать им полезное всем применение. А задачей взрослых становится создание для этого максимально благоприятных условий.Сейчас все большему числу людей приходит наконец осознание, что детство – основа всей последующей жизни. Все сложности, неудачи, несчастья и проблемы во взрослой жизни являются результатом психологических травм, полученных ребенком в детском возрасте. Ребенка можно сравнить с маленьким ростком в земле. В нем изначально есть потенциал и необъяснимая сила вырасти и превратиться в цветущий куст или плодоносящее дерево. Но ограничение ростка в свободе почти всегда приводит к формированию кривого, искаженного дерева. Любое искажение на этапе укоренившегося дерева уже никак не исправить.
Все, что было заложено в сознании ребенка в детском возрасте, откладывает отпечаток на всю жизнь. Поэтому роль взрослого, с которым общается ребенок, сложнее роли садовника. Ему важно следовать за ребенком, наблюдать его жизнь и организовывать условия, в которых он может удовлетворять свои потребности в изучении внешнего мира или творческом выражении мира внутреннего.
Внутренние границы
Наделение ребенка свободой не означает «творю, что хочу». Свобода жить среди людей неразрывно связана с ответственностью, самостоятельностью, независимостью, дисциплиной и ограничениями. По определению Марии Монтессори, «свобода – это наилучший выбор для себя и для других в текущих условиях». Свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Осознавая самих себя, дети учатся осознавать и свою свободу, приходят к пониманию наличия границ и у других людей и начинают их уважать. Это взаимоуважение своего и чужого пространства позволяет ребенку научиться быть самостоятельным, уверенным в себе и развивает навыки общения.Свобода связана с ответственностью. Ребенку показываются и объясняются последствия его действий и оставляется за ним право самому сделать выбор. Приняв решение, ребенок самостоятельно несет за него ответственность.
Возможно, в отношении маленькой крохи это звучит смешно, но именно в детском возрасте и формируются те самые законы, по которым устроена наша жизнь. Нет понятия «ты плохой и поступил плохо». Есть другое понятие: «Ты принял решение и сделал так, как сделал, и последствия своего решения исправлять надо будет тоже тебе». Такой подход развивает в ребенке не только ответственность, но и осознанность и самодисциплину.
Система Монтессори подразумевает наличие определенных правил, следование которым является ключевым моментом пребывания в среде. И эти правила не насаждаются преподавателем извне, они рождаются внутри группы самой окружающей ребенка средой. Это главное отличие дисциплины системы Монтессори от дисциплины традиционного подхода к образованию.
Следование правилам основывается не на страхе быть не принятым взрослым (педагогом), а на желании всех членов коллектива пребывать в комфортных условиях: взял материал – положи на место, чтобы другой ребенок и ты сам смог найти его в другой раз; разбросал крупу – надо убрать, потому что по ней ходить неприятно, и если разбрасывать крупу, то потом не с чем будет работать; в круг мы собираемся, когда все материалы убраны на место; если все кричат на кругу – никого не слышно, надо говорить по очереди и т.п. И эти правила соблюдаются ВСЕГДА, независимо ни от каких обстоятельств. Именно систематичность выполнения правил позволяет каждому ребенку осознать их важность и неизменность, что в свою очередь формирует ощущение порядка и безопасности.
Вера в способности ребенка
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (50) 2015 г.