«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

автодидактика: 56 материалов на сайте + 13 в учебной программе
Они прыгают через листок бумаги и носят предметы
Елена Хилтунен

Они прыгают через листок бумаги и носят предметы

Есть, по меньшей мере, два обстоятельства, которые требуют серьезного отношения к созданию подготовленных сред столь распространенных в последнее время детских групп «Вместе с мамой». Во-первых, в большинстве случаев эти группы претендуют на звание работающих по методу М. Монтессори, а это требует соответствия принципам педагогики великой итальянки.  Во-вторых, подготовленные среды должны предполагать комфорт и реальную помощь в естественном развитии детей, а  не только присмотр за малышами забавляющимися так называемыми «развивалками». 

Функциональная грамматика Монтессори-Фаусек
Елена Хилтунен

Функциональная грамматика Монтессори-Фаусек

Изучение со старшими дошкольниками и младшими школьниками грамматики по методу М. Монтессори мало похоже на любую из методик преподавания русского языка, которая существует в нашей педагогической науке и практике. В основе ее метода лежит принцип функционального освоения языка или его целенаправленное «проживание» с помощью всего накопленного ребенком естественного чувственного восприятия мира и мыследеятельного капитала.

 

Надо ли отрывать детей от компьютера?  Айфоново детство
Катерина Демина

Надо ли отрывать детей от компьютера? Айфоново детство

Ясно, что монтессори-педагогам вряд ли понравится эта статья. Судя по реакции на публикации ФБ о новых программах по мотивам монтессори-материалов для айпадов и гаджетов, наши монтессори-педагоги настроены консервативно. Говорят, компьютер отрывает детей от реальной жизни, вредит визуальному и тактильному восприятию мира – словом, полчаса с айфоном в руках – и достаточно! Но и реакция профессиональных психологов  о пользе и вреде компьютерного притяжения не однозначна. Давайте все-таки хорошо взвесим все «за» и «против». И если все-таки хоть какое-то доверие к цифровым играм с монтессори-материалом возникнет, попробуйте присоединиться вместе с детьми к нашему цифровому классу.

Работа, или «эту женщину может остановить только смерть»
Дмитрий Сороков

Работа, или «эту женщину может остановить только смерть»

Перед вами необычный текст. Это отрывок из документально-художественного анализа психолого-биографических и культурно-исторических истоков педагогики Юлии Ивановны Андрусовой-Фаусек, написанный от ее лица и отчасти стилизованный под ее письменную речь. Подлинный текст Ю.Фаусек – стенограмма ее выступления на конференции педагогических работников 1939 года, – закавычен и прокомментирован.

Блок Сегена. Из истории материалов Монтессори
Елена Хилтунен

Блок Сегена. Из истории материалов Монтессори

"Преобразование школы требует новой подготовки преподавателя. Если мы желаем, например, сделать из учителя наблюдателя, знакомого с экспериментальным методом, необходимо дать ему возможность наблюдать и экспериментировать в школе... Важно установить метод, техники и от их приложения ждать окончательного результата, который будет черпаться из реального опыта». (М. Монтессори. "Дом ребенка. Метод научной педагогики"). Эти слова написаны в 1909 году и пронизывают всю работу Марии Монтессори в ее непростом пути в педагогике. 

История с географией и телескоп Монтессори
Анна Мария Маккерони

История с географией и телескоп Монтессори

«Никогда не останавливать чудесное детское сознание! Оно способно восхищаться. Особый дар детского сознания – это та, особая чувствительность, которая необходима, чтобы испытывать чувство восхищения окружающим миром. Даже в математике и в геометрии доктор Монтессори стремилась к бесконечности, чтобы ей восхититься. Прибавь к единице еще единицу, и еще одну единицу. Когда мы должны остановиться? Никогда. Мы можем не останавливаться никогда!» (Из книги Анны-Марии Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори» стр. 158-159)



Как дети образуют математические понятия
Жан Пиаже

Как дети образуют математические понятия

Когда наш журнал только начинал свою жизнь, мы пригласили читателей войти в библиотеку Марии Монтессори на первом этаже ее амстердамской квартиры. Нам представлялось важным понять истоки выдающихся открытий, которые она сделала, раздумывая над книгами великих философов, психологов, педагогов ХIХ – ХХ века. Сегодня будем читать отрывок из трудов крупнейшего Швейцарского психолога Жана Пиаже.

Цифровой мир рядом с реальным – это наша эпоха, друзья!

Цифровой мир рядом с реальным – это наша эпоха, друзья!

21 сентября 2021 года в России открылся первый Цифровой монтессори-класс для дошкольников, их родителей и монтессори-учителей. Дети упражняются с материалами, родители присылают свои наблюдения, а мы, педагоги, проводим наше исследование, радуемся открытиям и продолжаем созидать. Вот как, оказывается, работает инструмент соединения миров – виртуального и реального. Всего лет 15 назад малыши не могли и представить, что им в руки дадут мамин смартфон. А сегодня… Да, всё новое, как говорил один замечательный человек, требует от первооткрывателей немалой доли окаянства. Не прошло и нескольких дней после открытия класса, как в социальных сетях от нас потребовали объяснений: на какие постулаты монтессори-метода мы опираемся? Есть ли у разработчиков хоть какая-то научно-исследовательская база для подобных экспериментов? Возникла и масса других вопросов. 

Дорога в школу или в жизнь?
Ирина Новожилова

Дорога в школу или в жизнь?

Наверное, все родители хотят, чтобы их ребенок был успешным в школе и в жизни, а также, чтобы школьник понимал, зачем он учится, и получал от этого удовольствие. В каждом городе есть много различных центров и курсов, готовящих ребенка к школе. Можно отдать будущего первоклассника на специальные курсы на базе школы, в которой он будет учиться. Можно пригласить репетитора домой или готовить детей к школе самостоятельно. Можно записаться в развивающий центр. При этом сроки подготовки родители определяют сами. Родители стоят перед выбором, ведь к достижению одной цели можно идти разными путями. Мы в своей работе используем подход итальянского врача и педагога Марии Монтессори.

История создания НПО «Монтессори»
Александр Васильевич Волошин

История создания НПО «Монтессори»

Все прекрасно знают одного из ведущих производителей Монтессори-материалов  России – Омское Научно-производственное объединение «Монтессори». Более 1000 площадок нашей страны и стран зарубежья используют оборудование, изготовленное на этом предприятии.
Как начиналась история НПО “Монтессори” рассказывает его руководитель Александр Васильевич Волошин.

Первый шаг в мир Монтессори
Светлана Мощенникова

Первый шаг в мир Монтессори

Моя встреча с педагогикой Монтессори была случайной, как все значимые события в моей жизни. Многие умудренные опытом замечают, что случайностей не бывает, и события происходят по схеме, задуманной кем-то свыше, не раньше и не позднее, чем это действительно необходимо. 

Что значит, научить ребенка читать? Эссе участницы Программы Русский язык по методу Монтессори

Что значит, научить ребенка читать? Эссе участницы Программы Русский язык по методу Монтессори

Как Вы понимаете ступеньки освоения детьми процесса чтения с пониманием? 
В чем по-вашему, не совпадает метод освоения чтения в массовой российской школе с методом Марии Монтессори, описанным в таблице "Дверь в чтение"?
В каком возрасте и при каких условиях мы можем наблюдать первые грамматические явления родного языка у детей? Приведите примеры своих собственных наблюдений.

Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?
Юлия Фаусек

Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?

Торжественность появления на свет нового человека всегда заставляет нас отнестись к этому моменту, как к волшебству, и мы невольно вспоминаем себя маленькими, радующимися каждой секунде родительского внимания. Нам кажется, если детская комната или детский садик будут оборудованы изысканной дизайнерской мебелью и игрушками и на каждом сантиметре площади ребенок будет упираться в красоту, которая нам, взрослым, представляется раем, то детям это обязательно понравится и они будут чувствовать себя счастливыми и защищенными. Нам трудно представить, что это может быть совсем так. 

О косвенном воспитании по Монтессори. Эссе участницы Программы Монтессори-педагогика для всех

О косвенном воспитании по Монтессори. Эссе участницы Программы Монтессори-педагогика для всех

Такие эссе по темам изученного материала принято создавать во всем мире. Учиться онлайн  – это не обязательно слушать с экрана гаджета лектора. Не менее эффективно неспешно читать красиво сверстанные умные тексты лучших преподавателей и анализировать их труды письменно в своем учебном дневнике. Именно так устроена работа студентов и в учебных Программах журнала «Монтессори-клуб». Таким образом можно не просто изучить интересующую вас тему, а еще и расширить персонально для себя круг лекторов до 25 и более! Все они опытные монтессори-педагоги, начиная от самой выдающейся итальянки до авторов нашего времени. После прочтения текстов наши студенты пишут эссе. Мы гордимся такими работами! Лучшие – публикуем в журнале. Одно из них перед Вами.


Уважать время младенчества. Эссе участницы Программы Первые шаги

Уважать время младенчества. Эссе участницы Программы Первые шаги

Такие эссе по темам изученного материала принято создавать во всем мире. Учиться онлайн  – это не обязательно слушать с экрана гаджета лектора. Не менее эффективно неспешно читать красиво сверстанные умные тексты лучших преподавателей и анализировать их труды письменно в своем учебном дневнике. Именно так устроена работа студентов и в учебных Программах журнала «Монтессори-клуб». Таким образом можно не просто изучить интересующую вас тему, а еще и расширить персонально для себя круг лекторов до 25 и более! Все они опытные монтессори-педагоги, начиная от самой выдающейся итальянки до авторов нашего времени. А после прочтения текстов наши студенты пишут эссе. Мы гордимся такими работами! Лучшие – публикуем в журнале. Одно из них перед Вами.

Она прибегает домой после школы, переодевается в одежду для Фаллкуллы и бежит со всех ног к своим четвероногим друзьям!
Екатерина Хилтунен

Она прибегает домой после школы, переодевается в одежду для Фаллкуллы и бежит со всех ног к своим четвероногим друзьям!

Все-таки современным взрослым, особенно мамам и папам подрастающих детей, трудно понять: почему Мария Монтессори сто лет назад придумала, что дети 9-17 лет должны самостоятельно работать на ферме. Неужели им это может понравиться? Работать не в мастерских по конструированию роботов или, там, в интернет-кафешках и модельных ателье, а именно на ферме. Перед вами рассказ мамы 11-летней девочки, которая почти каждый день и летом, и зимой после школы отправляется работать на животноводческую ферму, организованную специально для ее сверстников в одном столичном городе.

Монтессори-школа в Вертингене
Виктория Виноградова

Монтессори-школа в Вертингене

В ноябре 2017 года педагоги и руководители школ из России, Украины и Беларуси проехали с туром по монтессори-школам Германии: от Мюнхена до Берлина. Эта статья рассказывает об одной из пяти школ. 

Инструментарий самостоятельного ученья - чье авторство?
Елена Хилтунен

Инструментарий самостоятельного ученья - чье авторство?

«Мой вклад в науку воспитания детей, — читаем во втором томе  трудов Марии Монтессори, — состоит лишь в том, что я, пользуясь экспериментальными данными, определила форму свободы, необходимую для их внутреннего развития». То есть, говоря современным языком, вслед за М. Монтессори и другими педагогами-гуманистами мы создаем современную систему образования, которая обеспечит каждому ребенку, школьнику, студенту индивидуальную образовательную траекторию ученья. Все, начиная с малого возраста, смогут, исходя из своих интересов и способностей, свободно выбирать собственный путь (модуль) развития и самообучения. Были бы хорошие наставники и было бы из чего выбирать.

Драгоценные свидетельства прошлого
Анна Мария Маккерони

Драгоценные свидетельства прошлого

В  издательстве «Народная книга»несколько лет назад вышла впервые на русском языке книга Анны Марии Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори». Это – драгоценное свидетельство преданности автора служению идеям гуманистической педагогики и ее дружбы с выдающейся итальянской учительницей и ученой Марией Монтессори. Обе замечательные женщины – и Мария Монтессори, и Анна Мария Маккерони – глубоко понимали, что назначение школы – помогать ученикам, пробуждать в них уникальные внутренние возможности, а не оценивать их знания и умения. Если мы учимся, чтобы усвоить новые знания, а не чтобы получить хорошую отметку или сдать экзамен, мы не противоречим принципам работы человеческого сознания. Учение есть питание нашего ума, а не его истощение. Вот важные мысли Марии Монтессори, которые Анна Мария Маккерони пронесла через всю свою жизнь.

Монтессори-педагогика – мужество не стареть. Корни реформ итальянского образования
Сильвия Вегетти Финци (Silvia Vegetti Finzi)

Монтессори-педагогика – мужество не стареть. Корни реформ итальянского образования

Теперь уже немало российских монтессори-педагогов совершали поездки в Италию, на родину Марии Монтессори. Напомним также, что в 2011 году впервые в истории состоялась двусторонняя конференция итальянских и российских монтесори-педагогов в городе Костелланца недалеко от Милана. И, наверное, многие замечали, что, в какую бы школу или детский сад в Италии они не входили, везде чувствовался этот особенный, мало похожий на европейский, дух, овеянный южными цветами, музыкой и безудержным темпераментом итальянцев, с которыми непросто провести «урок тишины» или терпеливо раскладывать на коврике бусинки. Но, оказывается, сами итальянцы недовольны своей школой. Как во всем мире, они пытаются политическими решениями реформировать ее и изменить к лучшему. А в последние годы особенно.

Помогаем детям накрывать на стол

Помогаем детям накрывать на стол

Прием пищи у большинства народов мира является серьезным и осмысленным ритуалом. Дома на стол чаще всего накрывает мама или бабушка, а в детском саду обычно выбираются дежурные, которые постоянно меняются. Дети любят быть дежурными по столовой. Особенно маленькие. Им нравится самостоятельно накрывать на стол для всех остальных. Эта работа подспудно заставляет их быть внимательными, аккуратными, координировать свои движения. Важно, чтобы взрослые не боялись доверить детям даже такую опасную работу, как разливать по тарелкам горячий суп или нарезать хлеб.

Детский мир Марии Монтессори
Владимир Гаков

Детский мир Марии Монтессори

История уже давно оценила: Мария Монтессори - одна из самых ярких и противоречивых личностей, каких дала Италия миру за последнее столетие. Среди множества педагогических систем XX века особое место занимает школа Монтессори (детские сады и школы для преподавателей Монтессори популярны до сих пор!). Люди прониклись этим настолько, что до введения евро портрет обладательницы этой звучной фамилии каждый итальянец мог видеть на купюре в 1000 лир.

Почему монтессори-классы такие большие?
Тим Селдин

Почему монтессори-классы такие большие?

О чем спрашивают родители, записывая своего ребенка в класс сад или в школу? Они спрашивают, сколько детей там приходится на одного педагога, полагая, что, чем меньше, тем лучше. Но в монтессори-педагогике все наоборот: чем больше детей разного возраста в классе - тем лучше. На чем основано такое положение дел?

Без слов и со словами
Лариса Климанова

Без слов и со словами

Скажут: ну, вот опять эти монтессори-педагоги со своим презентациями! Нет, чтобы дать ребенку самому свалить все игрушки в кучу, окружить их стульями и устроить "свободную игру". А Вы попробуйте на досуге провести ребенку хотя бы одну – какую-нибудь самую простую презентацию. Например, как пользоваться зубной щеткой. Попробуйте без слов и со словами. Что? Трудно? Этот тренинг возник в результате анализа работы начинающих  монтессори-педагогов. Почти всем знакома ситуация: человек всё понимает, а точно выразить не может. Поток лишних слов часто отвлекает и запутывает ребенка. Не случайно Мария Монтессори призывала: «Веди счет словам своим!»

Не бойтесь изобрести велосипед!
Елена Литвяк

Не бойтесь изобрести велосипед!

Лет 10 назад архитектор и монтессори-педагого Ирина Селиванова придумала для своего монтессори-садика логотип: это был рисунок  детской ладошки - точно угаданный символ созидания, самостоятельности и великодушия – счастливых человеческих качеств, которые каждая мама и каждый отец хотели бы видеть в своем ребенке. Этот символ помог нам задуматься о реальном образе настоящей школы для ребенка. Потому что никто из нас не сомневается, что именно школа Монтессори и есть таковая. Как же она должна быть архитектурно устроена? Какой эта школа нам снится? Большой или маленькой? Деревянной или кирпичной? С классными комнатами или без?

«Учи только тому, что умеешь сам»
Наталья Вербицкая

«Учи только тому, что умеешь сам»

Кроме педагогики Монтессори на свете есть много чего хорошего. Совсем не обязательно на дверях своего клуба делать вывеску с именем Монтессори, чтобы к вам пришли родители с детьми. Мало ли что «Монтессори» – счастливый бренд. «Детская Мягкая Школа», наверняка, не хуже! Во всяком случае посещение такой школы доставит много радости и вам, и вашим детям. Тут и наука, и искусство, и красота. Но все же, как говорил один мудрый человек: «То – это то, а это – это». Учимся разбираться.

Развитие интеллекта невозможно без развития движений
Наталья Журавлева

Развитие интеллекта невозможно без развития движений

С незапамятных времен, посадив детей за парты и заставив их, сложив руки на столе, устремить неподвижный взгляд на учителя, навечно вызванного к доске, – мы противопоставили школу природе человека. Для ребенка активное движение – это жизнь. Так утверждала не только Мария Монтессори, но и другие исследователи детства прежних эпох (Ж. Пиаже, Эмми Пиклер, П.Ф. Лесгафт...). Об этом постоянно говорят и современные ученые.

О мультимедийной Энциклопедии монтессори-материалов, идее QR-кодов и открытых образовательных пространствах
Елена Хилтунен

О мультимедийной Энциклопедии монтессори-материалов, идее QR-кодов и открытых образовательных пространствах

Вторая по важности книжка Марии Монтессори, изданная в Италии и во Франции в 1916 году, называлась «Lautoeducazione» – «Самообучение». Самообучение или, говоря на современном языке, индивидуализация процесса обучения – вот о чем мечтала выдающаяся итальянка столетие назад. И следуя ее мечте, мы пытаемся создать современный мультимедийный продукт – Энциклопедию монтессори-материалов, поддерживающий классическое образование будущих монтессори-педагогов и всех желающих ознакомиться с содержанием специально подготовленных автодидактических монтессори-сред.

«Психогеометрия» Марии Монтессори. Первое русское издание
Елена Хилтунен

«Психогеометрия» Марии Монтессори. Первое русское издание

Эта книга стала когда-то революцией в математическом образовании детей. Она была написана почти целый век назад, но и сегодня можно восхищаться, как математически красиво и вдохновенно Мария Монтессори представляла геометрию 9-12-летним школьникам. Каждый современный учитель математики да и обычный культурный человек должен прочитать «Психогеометрию» и внимательно рассмотреть 266 рисунков на ее страницах.

Фундаментальная предметность, проектность и осознанность в  принятии решений. Как это делается?
Светлана Мощенникова

Фундаментальная предметность, проектность и осознанность в принятии решений. Как это делается?

«От модели конкурентных отношений (между учениками, классами, возрастами) мы предлагаем перейти к модели кооперации, сотрудничества. То есть выстроить гуманистическую педагогику вокруг совместных действий, нацеленных на общий результат,  но совершаемых по личной воле. Важно не то, насколько ученик подходит для системы и критериев, а то, насколько они точны и объемны».
Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век»

Секреты монтессори-материала «Цветные стерженьки»
Елена Хилтунен

Секреты монтессори-материала «Цветные стерженьки»

Ни для кого не секрет, что у разных преподавателей и авторов текстов по монтессори-педагогике описание презентаций материалов бывает разное. Порой указываются даже разные цели упражнений ребенка с материалом. В чем тут дело? Возможно, мы все по-разному воспринимаем внутренние смыслы материалов Монтессори. Но ведь важнее всего  не вспоминать записанную на лекции презентацию по пунктам: шаг 1, шаг 2 и т.д., а постараться самостоятельно вдуматься во внутренний смысл, которым обладает каждый автодидактический материал.

Метод Монтессори должен развиваться!
Оксана Иванова

Метод Монтессори должен развиваться!

Кто такой монтессори-педагог? Он, прежде всего, часть окружающей детей среды. Очень серьезная ее часть. От того, как он наблюдает, что видит в детях, зависит очень многое. Качество этого виденья, в свою очередь, зависит от личности педагога. Наблюдению, умению управлять своим вниманием и своими ожиданиями необходимо долго учиться в собственной практике с детьми.

Ставка  на интерес
Татьяна Костенко

Ставка на интерес

В детском саду Монтессори считается важным развивать у ребенка опыт осознанного выбора. В современном мире, полном многообразия, неопределенности, информации разного рода, необходимо уметь выбрать то, что подходит именно тебе, в соответствии с твоими установками, интересами, приоритетами. Приобрести опыт осознанного выбора деятельности, способов действия, партнеров, времени и места для занятия возможно в особом открытом образовательном пространстве.

Техника фантастических теорий
Джанни Родари

Техника фантастических теорий

Книга «Грамматика фантазий» была написана гораздо позже, чем ее могла прочитать Мария Монтессори. И более того, как человек строгий и ученый, она вряд ли стала предлагать ее педагогам и родителям. И все же мы решили опубликовать маленькие отрывки из книги «Азбука фантазий. Введение в искусство придумывания историй». Вы улыбнётесь и невольно увлечёте своей улыбкой детей, как это делал её замечательный автор – итальянский журналист и детский писатель Джанни Родари.

Не просто свободное творчество в мастерской, а настоящее обеспечение проектной деятельности!
Лариса Климанова

Не просто свободное творчество в мастерской, а настоящее обеспечение проектной деятельности!

Мы уже писали в журнале о том, что проектная деятельность в детском саду, если относиться к ней серьезно, мало эффективна, так как малыши пока не могут самостоятельно планировать, осуществлять и, тем более, рефлексировать по поводу своей деятельности. Все это приходится делать взрослым, которые понимают, что дети живут настоящим моментом, для них важно то, чем они заняты сегодня и сейчас. Проектами у нас в последнее время стали называть циклы занятий с детьми или подготовку к праздникам. Но по сути они являются важными образовательными событиями в жизни детей.


Изучаем английский с монтессори-материалами
Лемара Борохович

Изучаем английский с монтессори-материалами

Современные родители буквально требуют, чтобы их дети чуть ли не с рождения изучали английский язык. Считается, что это язык нашего времени и он пригодится малышам в будущем. Дети, конечно, этого не понимают – они живут сегодняшним днем. А сегодня мама-папа-бабушка хлопочут над ними по-русски. Не хочу учить английский, но надо! И вот тогда первой задачей учительницы английского в детском саду становится заинтересовать малышей странными словами, проистекающими из ее уст.

О деятельности ребенка, который учится
Анна Мария Маккерони

О деятельности ребенка, который учится

Многие современные профессора педагогики и психологии, входящие в класс Монтессори, с трудом понимают, как это происходит – свободная, никем из взрослых не предлагаемая детям учебная работа. Детей никто ни о чем не просит, но они сами входят в класс и начинают реально учиться! Анна Мария Маккерони отвечает на этот вопрос, как на него бы ответила и Мария Монтессори.

Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?
Юлия Фаусек

Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?

Начальная и средняя школа Монтессори становятся все более актуальными. Несколько нынешних частных практик, к сожалению, не в состоянии представить нам образ такой школы. Но история говорит, что для ее создания у нас в отличие от многих других стран мира есть серьезные историко-культурные основания. Речь идет о начальной монтессори-школе для детей после семи лет, которую в 30-х годах ХХ века организовали в Ленинграде Юлия Ивановна Фаусек и ее коллеги – талантливые учительницы начальных классов Андриановы.  Выходит,  опыт монтессори-школ в России требует скорее современного  возрождения, чем восприятия западной модели.

Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?
Екатерина Сорокина

Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?

Возможно, чертой времени является откровенное нежелание многих современных детей быть самостоятельными. Или это черта нашей культуры? В России привыкли кутать и нянькаться с ребятишками, кормить их с ложечки, говорить с ними на детском языке, завязывать им шарф (до двадцати лет!), пичкать кашей и борщом.

Металлические рамки и вкладки для штриховки
Жанна Романькова

Металлические рамки и вкладки для штриховки

В монтессори-группах есть материал, который пользуется популярностью у детей разного возраста, –  металлические рамки и вкладыши. Маленькие дети учатся с его помощью  обводить геометрические фигуры, дети постарше тренируются в проведении прямых линий в заданных рамках, а  у старших появляются настоящие шедевры штриховки.  

Коллекция материалов для чтения  Юлии Фаусек. Современная трактовка. Часть 2
Елена Хилтунен

Коллекция материалов для чтения Юлии Фаусек. Современная трактовка. Часть 2

Свои карточки для чтения Юлия Ивановна Фаусек изготовила примерно в 1920-21 году после прочтения второго тома Марии Монтессори, который она получила годом раньше. Фаусек пишет об этом в работе «Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори» на стр. 178, издания 2007 года. Создавая современный вариант коллекции Юлии Ивановны, мы обратили на этот факт внимание, так как посчитали важным воспроизвести именно первые русские монтессори-материалы для чтения, а не адаптированные после многочисленных иностранных интерпретаций. По этому признаку наш вариант русской коллекции языковых материалов Монтессори не имеет себе равных в мире. 

Коллекция материалов для чтения  Юлии Фаусек. Современная трактовка. Часть 1
Елена Хилтунен

Коллекция материалов для чтения Юлии Фаусек. Современная трактовка. Часть 1

Бережное отношение к педагогическому наследию – одна из главных черт любого монтессори-педагога. Несколько лет назад мы воссоздали уникальную русскую коллекцию дидактических монтессори-материалов для первоначального чтения Юлии Ивановны Фаусек. Современная версия  коллекции включает Большой подвижный алфавит и 14 деревянных коробок с карточками для чтения. В работе над созданием коллекции принимали участие монтессори-педагоги из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска и  Екатеринбурга.

Как создать условия для спонтанного письма?
Юлия Фаусек

Как создать условия для спонтанного письма?

Любая мама замечала, как ее малыш не ходил, не ходил и вдруг – пошел! Не говорил, не говорил и вдруг – сказал первое слово! Для этого она, вроде бы, ничего не делала. Просто каждый нормально развивающийся малыш в один прекрасный момент начинает ходить и говорить. Как же это происходит?

Как убедиться, что это правда, или наш story-telling
Сергей Медведчиков

Как убедиться, что это правда, или наш story-telling

2017 год для детского сада Монтессори в Томске особый: это год 25-летия монтессори-движения в нашем городе. Четверть века тому назад первый класс приветствовал смелых родителей и их малышей. Story-telling как форма представления своего опыта – профессионального, родительского, управленческого – дает возможность встречаться с авторами и героями, среди которых наши родители, выпускники, педагоги и просто заинтересованные люди. 

Плетение в круге
Мария Козлова

Плетение в круге

Работа детей руками, особенно, если это приобщение к какому-то настоящему взрослому ремеслу, – дело необыкновенно важное. К сожалению, российская школа все больше отходит от подобной учебной деятельности, и все больше поворачивается от ручного труда к интеллектуальной работе. Что уж говорить о детских садах! В то же время на Западе, наверное, нет стран, которые не придавали бы значение сохранению ремесленной культуры своей страны через приобщение к ней детей.

Большой подвижный алфавит с карточками
Светлана Наумчук

Большой подвижный алфавит с карточками

Складывать слова из большого подвижного алфавита нравится нашим пятилетним детям. После классической презентации мы предлагаем ребенку несколько  упражнений с ним. Среди новых – упражнения с карточками, на которых печатным или письменным шрифтом написаны слова к маленьким картинкам.

Одиннадцать, двенадцать, тринадцать...
Юлия Фаусек

Одиннадцать, двенадцать, тринадцать...

Каждый раз, когда видишь перед собой страницы старинных текстов, находишь нечто удивительное, ранее казавшееся обыденным. Сегодня мы предлагаем читателям открыть книгу «Юлия Фаусек. Педагогика Монтессори» (Изд. «Генезис» 2007) на странице 46.  Здесь помещены наблюдения Юлии Ивановны за работой маленького итальянского мальчика Альдо с классическими досками Сегена.

Персональный интегрированный мультимедийный самоучебник-справочник. У-ух!!! Вы о таком слышали?
Елена Хилтунен

Персональный интегрированный мультимедийный самоучебник-справочник. У-ух!!! Вы о таком слышали?

У Марии Монтессори в книге «Впитывающий разум ребенка» на стр. 68 можно прочитать следующее: «…Разумеется, идея эволюции не может более существовать в своей старой линейной форме, как последовательность поступательных шагов к неопределенному совершенству. Сегодня представления об эволюции стали шире. Они распространились на двухмерное пространство, которое объединяет множество функциональных связей, близких и удаленных, которые объединяют деятельность разных форм жизни. Эти связи стоит трактовать не как простые примеры взаимопомощи, а сообразно глобальной цели, касающейся всей окружающей среды, – единения природы. Из возникающего в результате этого порядка каждый получает компоненты, необходимые для его собственного существования».  

Работа с треугольниками из геометрического комода
Жанна Романькова

Работа с треугольниками из геометрического комода

Геометрический комод – один из классических сенсорных материалов Монтессори. Малыши, работая с ним, знакомятся с различными геометрическими формами. А ребята  старшего возраста узнают названия геометрических фигур. Для общей презентации комода есть специальный презентационный поднос, на котором собраны рамки и вкладки трех основных геометрических форм: круга, квадрата и треугольника.  Для упражнений с геометрическим комодом к нему прилагаются карточки трех видов с обводками геометрических форм.

Трава в банке – весенний дизайн
Елена Хилтунен

Трава в банке – весенний дизайн

Терпение – очень важное человеческое качество. С самого маленького возраста М. Монтессори приучала детей к терпению. Она ставила на полку всего по одному дидактическому материалу, и, если тебе захотелось взять тот же материал, что и другому, придется терпеливо дождаться своей очереди. А если ты взялся сортировать зерна в плошке, имей терпение, не оставляй свою работу на полпути.