«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Каковы образовательные результаты монтессори-­школы и как они достигаются?

Елена Хилтунен
Все уже давно понимают, что школа должна нацеливаться на получение новых результатов своей работы. И это будут совершенно другие результаты, чем те, которые мы имеем сегодня, или те, что были хороши полвека назад.  Среди них: «системное мышление, навыки межотраслевой коммуникации, управление проектами, бережливое производство, программирование/робототехника, клиентоориентированность, мультиязычность/мультикультурность, работа с людьми, работа в условиях неопределенности, художественное творчество, экологическое мышление». Как вам такие новые слова?

Все зависит от целей проекта

Любопытно: сто лет назад монтессори-педагогика начиналась в рамках социального проекта строительства дешевых многоквартирных домов на окраине Рима. Проект затеял инженер-строитель Эдуардо Таламо. Цель была поставлена правительством Италии, которое тогда озаботилось сохранностью и преумножением бесценной для всего мира итальянской культуры. Решили уничтожить римские трущобы, портившие общую архитектурную картину Рима, а семьи придумали переселить в маленькие, но вполне симпатичные и дешевые квартирки специально построенных домов. Эти дома и сейчас существуют и вполне выполняют свою функцию. В оплату жилья переселенцев для приобщения к культуре после трущоб включили обязательное посещение их детьми дворового детского сада. Мария Монтессори стала, как сейчас бы сказали, заместителем директора проекта по экспериментальной педагогической работе с населением. Представьте, какое огромное доверие оказало итальянское государство Марии Монтессори, поручив ей заботиться о спасении культурного будущего своей страны! Конечно, она стремилась оправдать это доверие, получить желанный результат. И оправдала его на 100 лет вперед. Иначе не было бы сейчас по всему миру и в нашей стране многочисленных детских садов и школ, работающих по ее методу. 

Результат работы школы –  «нормализованные» дети

Современная ситуация с образованием и культурой в нашей стране совершенно другая, чем была сто лет назад в Италии. Нам вряд ли грозит культурная катастрофа. Но условия общественной жизни требуют от детского сада и школы почти тех же целей, что ставила перед образованием человека и Мария Монтессори. Не просто самостоятельность, самодисциплина, познавательное развитие или здоровый образ жизни, а личностная нормализация, возникающая, когда окружающее ребенка пространство позволяет ему созидательно действовать. Работой педагога на результат становится: постоянное обобщение прежнего опыта на основе наблюдений, природосообразность, внимание к психологическим особенностям детского возраста, гуманитарный характер содержания общеобразовательных программ. «Идеальный тип нового учителя – наблюдатель и обаятельный проводник детских душ. В сравнении с сегодняшними авторитарными учителями он координатор и помощник» (М. Монтессори. 1949 год.  «Образование человека»).

Педагогика Монтессори позиционируется как природосообразное развитие детей в специально подготовленной предметной развивающей среде. Когда монтессори-эксперты говорят: «Мы констатируем у вас нормализованную работу детей», это означает, что педагог достиг одной из важнейших целей в своей работе, его дети открыты, трудолюбивы, самостоятельны и дружелюбны.

Умение делать выбор – ответ  на ситуацию неопределенности

Разнообразие окружающего ребенка мира в детском саду, школе и дома заставляет его постоянно находиться в состоянии напряжения. Оно может быть незаметно невооруженному глазу родителей, но педагоги это напряжение нередко наблюдают, особенно в период адаптации детей к новым условиям детсадовской или школьной жизни. В обычном детском саду и школе проблема решается армейским способом: делай, что тебе говорят, и не задавай лишних вопросов. Результат – неготовность человека к ситуации выбора поведения в будущей взрослой жизни. 

В детском саду и школе Монтессори специально подготовленная среда, которую предлагается освоить ребенку, состоит из множества разнообразных единичных предметов познания, постоянно зовущих выбрать один из них и сделать его источником своей учебной деятельности. Таким образом ребенок вынужден ежедневно и ежечасно тренироваться в осуществлении выбора. В будущем этот навык будет незаменим, в какой бы неопределенной жизненной ситуации человек ни оказался. 

Умение делать собственный выбор становится важнейшим навыком ребенка, а, следовательно, и результатом работы монтессори-педагогов. Достижение такого результата является приоритетным именно в детском саду и школе по системе Монтессори. 

Управление вниманием –  залог системного мышления

Умение ребенка концентрированно работать – один из результатов монтессори-образования. Такого результата стремится достигнуть в своих учениках любой современный педагог, так как это залог последующего системного мышления человека и во взрослой жизни обеспечивает бережливое отношение к профессиональной работе на производстве. Но метод Монтессори показывает, как это можно осуществить в реальной практике. 

Ребенка, посещавшего хороший детский сад Монтессори, можно легко угадать по деталям поведения. Он всегда после чая отнесет свою чашку к раковине и задвинет стул под стол. Он строит замок из конструктора Лего, пока последняя самая маленькая деталь не будет поставлена на место. Он начинает читать текст с первого слова и заканчивает последним. Он будет думать над решением задачи, пока не решит ее. 

Откуда это взялось? Из постоянных наблюдений ребенка за презентацией педагога любого из монтессори-материалов, ведь презентация – это ответ на вопросы: с чего начать, как продолжить и чем закончить свою работу. Предоставляя ребенку возможность дальнейшей самостоятельной деятельности, монтессори-педагог не блокирует естественное развитие его сознания, а по требованию лишь осуществляет поддержку. 

Многие родители понимают, что в ежечасной обыденной жизни важно научиться управлять своим вниманием, своей мыслью, потому что мысль рождает действия, а действия формируют привычки, управляющие судьбой. В других педагогических системах ребенку чаще всего навязываются шаблоны поведения (пусть даже наилучшие), единственно правильный ответ, придуманное взрослыми правило жизни. Поэтому мы говорим, что монтессори-педагогика – помогающая, а не формирующая.

Навыка концентрированно работать ребенок далеко не всегда достигает в другом детском саду, кроме работающего по системе Монтессори. Если такой результат с течением времени не достигается, то причина этого кроется не в ребенке или в домашних отношениях с ним родителей, а в слабой профессиональной компетенции монтессори-педагогов группы, которую он посещает. В то же время о намерениях педагогов достигнуть в работе с детьми именно такого результата, а не каких-либо других следует предупреждать родителей, решивших записать свое дитя в детский сад или школу Монтессори. Возможно, такая цель родителям не подойдет.

Умение сотрудничать с другими людьми и управлять проектами – важный образовательный результат

В атмосфере детского сада Монтессори ребенок оказывается независимым от внешних форм, определяющих его жизнь. Он живет в окружении предметов культуры, побуждающих к умственной и физической работе, при том что общий ход жизни рядом с другими людьми постоянно требует от него чувствовать себя то старшим, то младшим, то неумелым, то опытным человеком. В такой ситуации отношения конкуреции сами собой исчезают, напротив, проявляется забота о другом, стремление к сотрудничеству. Следствием этого в более старшем возрасте становится умение человека радоваться успеху другого и стремление понять: кто я по отношению к людям (могу ли я приносить пользу). И параллельно: кто я такой? что я за человек? зачем я? 

Когда мы наблюдаем такое состояние подрастающего ребенка, нам становится понятным, что он готов к новому типу взаимоотношений с миром, построенному на законах, подсказанных ему его внутренним голосом. Так проявляется самый главный результат работы монтессори-педагога: способность ребенка взрастить в себе внутреннего человека, помогающего думать и действовать самостоятельно, с учетом интересов других людей, то есть ответственно. Понимать: «От меня зависит бытие другого, от меня зависит, будет ли мой приятель грустен или счастлив». 

Мультиязычность и мультикультурность как результат внимания к природосообразному развитию ребенка

Детские сады и школы Монтессори есть во всем мире. Они похожи и не похожи друг на друга, но всегда остаются по своей сути мультикультурными, принимающими облик той страны, где находятся, и тот язык, на котором говорят дети и их родители. Это связано с принципиальной идеей Марии Монтессори о природосообразности развития человека, о проживании каждым ребенком сенситивных фаз развития независимо от социокультурного контекста.

Во многих детских садах Монтессори России в сенситивный период развития языка, то есть до 6-7 лет, дети осваивают при поддержке родителей основы второго и третьего языка общения, а педагоги говорят с детьми на двух и более языках. В этом смысле одним из результатов воспитания детей по системе Монтессори может быть многокультурность их мышления и речи. 

Опыт участия в социальном  проектировании – еще один  результат монтессори-образования

Еще одной целью образовательной деятельности любого детского сада и школы Монтессори является, как это ни странно звучит, социальное проектирование. Дело в том, что большинство российских детских садов и школ Монтессори являются одновременно и семейными объединениями. Их невозможно представить иначе, как коллективное сообщество взрослых и детей, в котором ребенку может быть комфортно и радостно только при условии соответственного уклада жизни. И вот почему детские сады, центры и школы Монтессори чаще всего возникают из семейных клубов и развиваются на негосударственной основе. Создание каждого такого образовательного учреждения является, как это было и 100 лет назад, большим социальным проектом, равноправными участниками которого становятся и дети. Тут они не напрямую, но косвенно получают естественный опыт социального проектирования. 

В монтессори-школе (в отличие от обычной) и ребенку, и взрослым предоставляется возможность свободно заниматься разумной работой, удовлетворять свои индивидуальные нужды. При этом школа не держится на энтузиазме и одиночных усилиях отдельных учителей. Это коллектив старших и младших, живущих в отношениях взаимной поддержки, взаимного согласия, взаимного внимания и симпатии. Важным образовательным результатом работы педагогов является создание такого уклада жизни детского сада или школы, при котором дети вырастают не приспосабливаясь, а преобразовывая мир вокруг себя к лучшему, и получают опыт организации подобных социальных проектов.


Роль предметных образовательных  результатов, полученных в детском саду и школе Монтессори

Предметное образование детей в детском саду и школе Монтессори является способом, средством достижения метапредметных результатов, и его освоение происходит косвенно. Объем предметного содержания зависит от подходящего для соответствующего возраста наполнения школьной или детсадовской окружающей среды. Не от заданной во взрослой логике образовательной программы и учебного плана, а именно от автодидактической среды, позволяющей каждому ребенку раскрывать свой потенциал, действуя удобным для него методом в подходящем темпе, месте и времени. Детский сад и школа Монтессори предоставляет возможность детям открыто работать в такой среде и получать индивидуальную помощь в своей работе. Изучить культурное наследие человечества – математику, физику, географию, историю, словесность и другие науки – детям здесь предлагается сообразно их способностям и потребностям. Монтессори-школа не является репетитором для подготовки к сдаче тех или иных интеллектуальных испытаний.

Таким образом, школа, уважая достоинство ребенка, помогает ему стать ответственным за свое собственное образование человеком и ждет от него результатов, соответствующих присущему только его личности человеческому потенциалу. В настоящее время предметные образовательные результаты самообучения детей в автодидактической среде можно, наверняка, получить в детских садах и школах по системе Монтессори, где такая среда создана. И можно с уверенностью предположить, что в дальнейшей жизни учеников из монтессори-школ эти результаты откликнутся их привычкой к постоянному пожизненному ученью.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (57) 2017

Фото: «Школа великих открытий», г. Москва, ЧОУ «Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой», Клуб  «Колибри» , г. Екатеринбург

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Елена Хилтунен

Монтессори-педагог, основатель Первого детского сада и начальной школы Монтессори в Москве, главный редактор открытого издательства "Народная книга" и журнала "Монтессори-клуб", эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России. Автор и редактор государственной Программы "Детский сад по системе Монтессори" и УМК к этой программе.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Мария Миркес

Требуются переводчики

Оксана Иванова

Вслед за Марией Монтессори будем каждый день искать и находить в себе секрет детства

Александр Адамский

Инновация во спасение

Виктория Гуреева

Ошибки свойственны каждому, ведь мы же не хотим претендовать на свое полное совершенство?

Галина Бурменская

Абсолютно счастливые дети. Вы таких видели?

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »