«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

ясли: 34 материала на сайте + 27 в учебной программе
Забота с уважением. Семь ключевых принципов педагогики Эмми Пиклер
Эмми Пиклер

Забота с уважением. Семь ключевых принципов педагогики Эмми Пиклер

Понятно, что с собственным традиционно авторитарным сознанием бороться нелегко.  Особенно, если речь идет об отношении к самым маленьким представителям человечества, — беспомощным, как нам кажется, младенцам. Все же предлагаем читателям приглядеться к смелым гуманистическим взглядам венгерского педиатра и педагога Эмми Пиклер, в высшей степени близким итальянке Марии Монтессори и многим ее ученикам и последователям. Возможно, ведущие принципы педагогики Эмми Пиклер в будущем станут основой и нашего с вами понимания маленьких детей. 

Они прыгают через листок бумаги и носят предметы
Елена Хилтунен

Они прыгают через листок бумаги и носят предметы

Есть, по меньшей мере, два обстоятельства, которые требуют серьезного отношения к созданию подготовленных сред столь распространенных в последнее время детских групп «Вместе с мамой». Во-первых, в большинстве случаев эти группы претендуют на звание работающих по методу М. Монтессори, а это требует соответствия принципам педагогики великой итальянки.  Во-вторых, подготовленные среды должны предполагать комфорт и реальную помощь в естественном развитии детей, а  не только присмотр за малышами забавляющимися так называемыми «развивалками». 

Детские ясли тогда и сейчас – почувствуйте разницу
Елена Хилтунен

Детские ясли тогда и сейчас – почувствуйте разницу

Спросите людей старшего поколения, что такое детские ясли, и они вам расскажут страшилки, как это грустно и страшно – оставаться без мамы целый день с чужими тетями, есть четыре раза в день ненавистную манную кашу и пить теплое молоко с пенкой. И вот еще морковная запеканка… 

Почему в детских ясельных группах не может быть сенсорного материала М. Монтессори?
Грация Х. Фрешко

Почему в детских ясельных группах не может быть сенсорного материала М. Монтессори?

Автор этой статьи Грация Хонеггер Фрешко была прямой ученицей Марии Монтессори и Аделе Коста Ньекки и всю жизнь исследовала детей ясельного возраста. Метод ее работы, описанный в этой программной статье, основан на автоэтнографии. Автор делится своим личным опытом и размышлениями, касающимися потребностей маленьких детей, и важнейшей роли взрослых – педагогов и родителей – в общении с ними. Автоэтнография расширяет нарративный горизонт человека до социального, профессионального, социокультурного. Служа творческому духу самых маленьких детей, – говорит Грация Хонеггер Фрешко, – мы строим лучшее будущее не только для них, но и для всей нашей планеты.

Следуя за М. Монтессори, попробуем превратить психологический инструментарий в автодидактические материалы
Елена Хилтунен

Следуя за М. Монтессори, попробуем превратить психологический инструментарий в автодидактические материалы

Начиная это исследование, мы обратились к одной из наиболее популярных в последние годы  диагностике маленьких детей – Мюнхенской функциональной диагностике, созданной немецкими учеными под руководством профессора Теодора Хельбругге в Мюнхенском детском Центре, где медики, психологи и педагоги работают, опираясь на принципиальные идеи Марии Монтессори. Если следовать этим принципам, предметы, которые окружают ребенка, должны представлять собой не просто игрушки, но некие дидактизированные психологические инструменты, данные детям в постоянное пользование. Вот мы и пытаемся определить, что это могут быть за предметы, и можно ли с их помощью оборудовать развивающие среды групп «Вместе с мамой». Сегодня речь пойдет о помощи детям в формировании функции языка и самостоятельности.

Учебные диалоги мамы с ребенком с точки зрения педагога-исследователя
Татьяна Обидина

Учебные диалоги мамы с ребенком с точки зрения педагога-исследователя

Не так-то часто нам удается пронаблюдать работу малыша вместе с его мамой. Ведь если группа названа «Вместе с мамой», то и наблюдать вдвое сложнее – сразу смотреть и настроение малыша, и поведение мамы. Как они взаимодействуют? Всегда ли согласованно? Кто доминирует и в каких ситуациях? Помогает ли мама своему ребенку или по неопытности мешает ему сосредоточиться? Как помочь им обоим?

Наши русские монтессори-педагоги за границами России
Надежда Гончарова

Наши русские монтессори-педагоги за границами России

Если ты однажды попробовал расставить в комнате столики и шкафчики с материалами, как завещала Мария Монтессори, если пригласил в эту комнату детей и стал наблюдать их жизнь, тебя уже никогда, никогда (!) не отпустит удивительное счастье – видеть ребятишек в свободном полете и радоваться каждому их успеху. Где бы ты ни жил, в любой точке земного шара ты обнаружишь в себе стремление вновь и вновь создавать монтессори-группу для детей любого возраста, лишь бы появилась такая возможность. 

О косвенном воспитании по Монтессори. Эссе участницы Программы Монтессори-педагогика для всех

О косвенном воспитании по Монтессори. Эссе участницы Программы Монтессори-педагогика для всех

Такие эссе по темам изученного материала принято создавать во всем мире. Учиться онлайн  – это не обязательно слушать с экрана гаджета лектора. Не менее эффективно неспешно читать красиво сверстанные умные тексты лучших преподавателей и анализировать их труды письменно в своем учебном дневнике. Именно так устроена работа студентов и в учебных Программах журнала «Монтессори-клуб». Таким образом можно не просто изучить интересующую вас тему, а еще и расширить персонально для себя круг лекторов до 25 и более! Все они опытные монтессори-педагоги, начиная от самой выдающейся итальянки до авторов нашего времени. После прочтения текстов наши студенты пишут эссе. Мы гордимся такими работами! Лучшие – публикуем в журнале. Одно из них перед Вами.


Уважать время младенчества. Эссе участницы Программы Первые шаги

Уважать время младенчества. Эссе участницы Программы Первые шаги

Такие эссе по темам изученного материала принято создавать во всем мире. Учиться онлайн  – это не обязательно слушать с экрана гаджета лектора. Не менее эффективно неспешно читать красиво сверстанные умные тексты лучших преподавателей и анализировать их труды письменно в своем учебном дневнике. Именно так устроена работа студентов и в учебных Программах журнала «Монтессори-клуб». Таким образом можно не просто изучить интересующую вас тему, а еще и расширить персонально для себя круг лекторов до 25 и более! Все они опытные монтессори-педагоги, начиная от самой выдающейся итальянки до авторов нашего времени. А после прочтения текстов наши студенты пишут эссе. Мы гордимся такими работами! Лучшие – публикуем в журнале. Одно из них перед Вами.

Зачем нужна хорошая акушерка в преподавании монтессори-педагогики?
Грация Х. Фрешко

Зачем нужна хорошая акушерка в преподавании монтессори-педагогики?

Обучение ассистентов младенчества имеет свою долгую историю. «Кто-то должен будет специализироваться в вопросах о том, как принять появляющегося на свет ребенка», – писала Мария Монтессори приблизительно в 1930 году. Монтессори собрала материалы уникальной важности неотложного внимания к детям в первые три года их жизни, когда в них происходит доформирование человеческого потенциала. И, начиная с 1947 года, ее перспективная концепция в отношении маленьких детей начала претворяться в жизнь через школы ассистентов детства Монтессори в Италии. Уже тогда помощница М. Монтессори Адель 
Коста Ньекки для осуществления программы обучения педагогов нашла и пригласила к работе нескольких акушеров и педиатров, которые были готовы оказать ей действенную помощь. 

Первый год жизни.  «Не торопите меня»
Эмми Пиклер

Первый год жизни. «Не торопите меня»

В середине ХХ века в Венгрии, в Будапеште, на улице Локси (Loczy) был открыт необычный дом ребенка, принимавший в своих стенах детей от рождения до пяти лет. Руководила им врач-педиатр Эмми Пиклер. Ее девизом было «Воспитывай, наблюдая». Она разработала особую систему ухода и организации работы ухаживающего за детьми персонала. Подход Эмми Пиклер к воспитанию малышей во многом перекликается с подходом к детям и Марии Монтессори, поэтому большинство современных Nido-Montessori в Италии и в Германии следуют ее приемам обращения с младенцами.

Рассказ о нашем доме, который меняется с возрастом детей
Марина Агабабян

Рассказ о нашем доме, который меняется с возрастом детей

Меня зовут Марина. Я монтессори-педагог, работаю с детьми от рождения до 3 лет. А еще я мама троих детей. Моей младшей дочке Авроре недавно исполнился 1 год. Три года назад я увлеклась монтессори-педагогикой, и после соответствующего обучения мы вместе с сестрой открыли монтессори-центр «Умный Птах». Тогда я и представить себе не могла, что смогу воплотить в жизнь идеи домашней монтессори-среды у себя дома. Хочу поделиться с читателями журнала опытом нашей семьи и надеюсь, это поможет будущим и настоящим родителям отбросить предрассудок, что метод Монтессори не осуществим в наших квартирах, в наших климатических условиях и при нашем менталитете. Я, мама из Сибири, хочу вас в этом переубедить.

Мать и дитя во внутреннем диалоге
Екатерина Сорокина

Мать и дитя во внутреннем диалоге

В монтессори-сообществе постоянно говорят о самостоятельности детей. Или наоборот – об их несамостоятельности, неумении принимать решения, идти к цели, нести ответственность. Сепарация – значит отделение, и в отношении детей ее необходимо провести вовремя. Порою страстное проявление родительской любви, попытка оградить детей от сложностей жизни кончается экзистенциальным кризисом. Разве такого мы желаем нашим детям?

Как дать свободу выбора уже с детского сада?
Марина Иванова

Как дать свободу выбора уже с детского сада?

«Ученик постепенно, шаг за шагом, берет на себя все большую ответственность за то, что с ним происходит, за собственное личностное развитие и за то пространство, в котором он обитает, – свой город или деревню, свой регион, свою страну и планету в целом».

Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век»

Дайте маме коврик!
Екатерина Сорокина

Дайте маме коврик!

За последние несколько лет, все чаще приходишь к выводу, что тема работы с родителями не теряет своей актуальности и требует от нас, педагогов, постоянного переосмысления и дальнейшего исследования, равно как и постоянной работы над собой.

Об игре и игрушках маленького ребенка
Сьюзен Мэйклин Стивенсон

Об игре и игрушках маленького ребенка

Американский педагог Сьюзен Мэйклин Стивенсон поможет нам набраться смелости и отбирать для своего ребенка лучшие игрушки, а не предлагать малышу все подряд, подаренное бабушками, дедушками и нашими любимыми друзьями. Следует отнестись к предметам, с которыми взаимодействует ребенок, вдумчиво, полагаясь, прежде всего, на понимание процессов развития, протекающих в его жизни в таком раннем возрасте.

Радостное дитя. Ключевые идеи М. Монтессори в применении к детям от рождения до трех лет
Сьюзен Мэйклин Стивенсон

Радостное дитя. Ключевые идеи М. Монтессори в применении к детям от рождения до трех лет

Эта статья поможет нам соединить в сознании собственные представления о воспитании наших малышей и американский взгляд на педагогику Марии Монтессори Сьюзен Мэйклин Стивенсон. Как говорил замечательный российский педагог Василий Александрович Сухомлинский, «все более глубокое понимание ребенка – это и есть воспитание его».

Поддерживаем повторения,  не прерываем концентрацию внимания и учитываем сенситивные периоды
Грация Х. Фрешко

Поддерживаем повторения, не прерываем концентрацию внимания и учитываем сенситивные периоды

Развитие ребенка идет вперед по назначенной ему природой схеме. И то, что было потеряно, невозможно вернуть назад. В этом беспощадность времени и законов природы.  Существует риск, что каждое последующее обучение будет ложиться на основание, в котором не укомплектованы прежние психологические завоевания, или вообще там будет... пусто. Подумайте,  например, о ребенке шести лет, который никогда не рисовал, не лепил из глины, не вырезал фигурки, и вдруг его заставляют писать буквы!

Грамматика с рождения
Юдиджит Баттачарджи

Грамматика с рождения

Несмотря на то, что люди воспитывают детей уже тысячи лет, мы еще плохо понимаем, как именно малыши учатся говорить, логически мыслить и планировать свои действия. Молниеносная скорость развития организма в первые годы совпадает с формированием огромного клубка нервных цепочек. У новорожденного в мозгу находится около ста миллиардов нейронов – столько же, сколько у взрослого. Нервные цепочки укрепляются в результате повторяющейся активации.  Между годом и пятью, а также в ранней юности мозг проходит через циклы роста и оптимизации, причем опыт играет ключевую роль в усилении тех цепочек, которым суждено сохраниться.

Мама и малыш в музыкальном диалоге

Мама и малыш в музыкальном диалоге

За последние годы все уже привыкли к монтессори-группам детей с родителями. Стало устойчивым словосочетание "группа "Вместе с мамой". Но ведь и раньше, когда про монтессори-педагогику никто в России не знал, были удивительные педагоги, которые собирали в один круг и родителей и маленьких детей. Один из них - Лев Вячеславович Виноградов. Он работал средствами музыки и движения и постепенно вводил детей в самостоятельную музыкальную работу, так, что, в конце концов, ребёнок переставал нуждаться в присутствии мамы и полностью приступал к музыкальному сотрудничеству с другими детьми и чужим взрослым (с 3-х лет!).

Роль взрослого – с любовью учить детей соблюдать границы, иначе мир научит их этому без любви
Паула Лилльярд и Линн Джессен

Роль взрослого – с любовью учить детей соблюдать границы, иначе мир научит их этому без любви

Мы знаем: для того, чтобы быть уверенным в себе, необходимо себя контролировать. Этот контроль распространяется как на нашу умственную сферу, так и на физические действия.  Детское следование принятым в обществе «правилам дорожного движения», а так же его основным ценностям ни в коем случае не означает, что нам следует воспитывать детей так, чтобы они стали услужливыми и зависимыми взрослыми. Система Монтессори поддерживает противоположный подход к человеческому существу с самого момента его рождения.

Как мы помогаем родителям наблюдать жизнь их малышей
Елена Недбаева

Как мы помогаем родителям наблюдать жизнь их малышей

В последнее время стало заметно, что в работе групп «Вместе с мамой» возникает немало проблем. Часто эти проблемы связаны с трудностями в отношениях монтессори-педагогов и организаторов этих групп с родителями малышей, которые с трудом понимают свою роль в процессе занятий. Как мы должны взаимодействовать с родителями? Учить их воспитанию детей по Монтессори? Читать лекции? Проводить тренинги? Или работать не с родителями, а вместе с ними? То есть наблюдать жизнь малышей в группе, предлагая родителям заниматься тем же самым? Наверное, этот способ наиболее точный. Остаётся только решить, какими методами и методиками наблюдения будем пользоваться и мы, и родители. 

Почему ребенок в монтессори-группе поддерживает порядок, а дома - нет?
Елена Баканова

Почему ребенок в монтессори-группе поддерживает порядок, а дома - нет?

Известно, что Мария Монтессори открыла сенситивный период порядка, который означает именно активное восприятие порядка, существующего в мировом пространстве, а не потребность ребенка убирать разбросанные вещи. Эта удивительная особенность человеческого дитя связана, прежде всего, с устройством его психики, которое определяется как абсорбирующий (впитывающий) ум. Доминанта впитывающего ума в развитии ребенка заканчивается, как и сенситивный период порядка, примерно в 3 года.

Взвесим все «за» и «против» и… откроем детскую группу Монтессори
Ирина Исаева

Взвесим все «за» и «против» и… откроем детскую группу Монтессори

Дело в том, что организация детского садика или группы Монтессори, хотя бы частного, а тем более, государственного, – процесс довольно сложный, требующий всевозможных утверждений и согласований, а главное – принятия продуманных решений. Ирина Исаева - автор нашей статьи в этом смысле человек в высшей степени опытный, много в своей жизни различных детских Центров открывала. Ей слово.

Малыш начал ползать и ходить – учимся поддерживать контакт по-новому!
Екатерина Сорокина

Малыш начал ползать и ходить – учимся поддерживать контакт по-новому!

Сегодня большинству мам уже не нужно рассказывать, какое важное значение в формировании и развитии ребенка играет привязанность и контакт с мамой. Однако далеко не все знают о том, что контакт  с малышом можно и нужно поддерживать по-разному на разных этапах его развития! 

Наш словарь речевых модулей
Жанна Ухина

Наш словарь речевых модулей

Современные нормы жизни, хотим мы того или нет, влекут за собой изменения в области языка. Еще в школе нас учили, что в каждой профессии есть свои особенные профессиональные обороты речи, необычная терминология. Появляется новая профессия – возникают новые модели языка. Но бывает, когда терминология из одной области жизни переходит в другую, как бы уточняет, усиливает приходящее. Нечто подобное происходит и в языке современной Монтессори-педагогики.

Уголок Монтессори в Веции
Грация Х. Фрешко

Уголок Монтессори в Веции

В 2004 году группа преподавателей AMITE (Associazione Montessori Italia Europa) вместе с кооперативом «Перкорсы» города Варезе организовала  в Милане  первый курс по привлечению внимания к принципам  Монтессори для детей от 0 до 3-х лет. В следующем году состоялся  курс по работе с детьми от 3-х до 6 лет. Эти инициативы – обе хорошо организованные – вызвали энтузиазм педагогов, и, несмотря на трудности, в маленьком пригороде Лугано (Швейцария) образовалась ассоциация «La corte dei bambini» (Детский Садик)  и открылись ясли (Nido) и Дом Детей (Casa dei Bambini).

Трудно ли открыть частный детский сад?
Анна Артеменкова

Трудно ли открыть частный детский сад?

Несколько лет назад в городском поселке Речник, в районе Крылатское (Москва), в доме с французскими окнами открылся домашний детский сад WIN-WIN-KIDS, работающий по программе М. Монтесории (AMI cтандарт). Как он открывался? С чего все начиналось?

Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?
Екатерина Сорокина

Гиперактивность взрослых по отношению к детям – это признак нашей культуры?

Возможно, чертой времени является откровенное нежелание многих современных детей быть самостоятельными. Или это черта нашей культуры? В России привыкли кутать и нянькаться с ребятишками, кормить их с ложечки, говорить с ними на детском языке, завязывать им шарф (до двадцати лет!), пичкать кашей и борщом.

Высокочувствительные дети
Екатерина Сорокина

Высокочувствительные дети

Родители приводят детей в группы Монтессори по разным соображениям, но сейчас речь пойдет о детях тех родителей, которые знакомы многим монтессори-педагогам, они приходят записывать ребенка с некоторой растерянностью, смущением, а порой и тяжелым вздохом: «Знаете, только он у меня такой… Ну вообще-то он умненький, но я думаю, может, он, ТАКОЙ, хоть у Вас приживется – все-таки у вас группы поменьше, ну и помягче все что ли…» 

Анкета для финских родителей. Но почему только для финских?!
Екатерина Хилтунен

Анкета для финских родителей. Но почему только для финских?!

Вот ведь какая сейчас пошла мода: детский сад и школа должны постоянно учить родителей, как надо обращаться с детьми. Проводятся лекции, тренинги, родительские конференции... А на самом деле родителям хорошо бы просто уделить персональное внимание. Выслушать и ответить на их вопросы. Так до сих пор в соответствии с законом о дошкольном воспитании делается, например, во всех детских садиках Финляндии.

С первого мгновения жизни я люблю твое лицо, мама...
Елизавета Тилли

С первого мгновения жизни я люблю твое лицо, мама...

Не такая простая задача – быть новоиспеченной мамой: с одной стороны, как у человека, изучающего педагогику, у тебя много различных теоретических знаний, а с другой – совсем еще мало опыта и уверенности, что же действительно работает с твоим ребенком и где он, этот правильный путь воспитания? 

О чем говорит нам опрос детских садов и школ Монтессори в России?
Ирина Исаева

О чем говорит нам опрос детских садов и школ Монтессори в России?

Завершился первый этап информационного исследования, инициированного Межрегиональной Монтессори Ассоциацией еще в 2011 году. Целью этого опроса было изучение количества площадок, декларирующих работу по монтессори-методу в России. На основании  документов исследования в 2016 году государственным учебно-методическим советом была утверждена Программа "Детский сад по системе Монтессори", написанная коллективом авторов под редакцией Е.А.Хилтунен.

Она оставила все свои игрушки и стала носить по дому тяжёлую скамеечку для ног

Она оставила все свои игрушки и стала носить по дому тяжёлую скамеечку для ног

Вы уже читали эту книжку? Американки мать и дочь  Паула Лилльярд и Линн Джессен стали монтессори-педагогами и написали книжку «Монтессори с самого начала». Читаем!