«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

тетради монтессори: 13 материала на сайте + 6 в учебной программе
Взрослый и ребенок в новом образовании
Мария Монтессори

Взрослый и ребенок в новом образовании

Перед вами типичный документ 1931 года, переданный Марией Монтессори для перевода на румынский язык и публикации Илие Сулеа Фиру (профессору Бухарестского университета, который был ее учеником на Международном курсе в Риме в 1931 году). М. Монтессори часто передавала переводчикам свои работы или неопубликованные лекции для последующих публикаций. В них она говорила о вещах уже известных, но выраженных немного в другом свете. Этот документ был передан Грации Хонеггер Фрешко самим Сулей Фиру во время ее поездки в Бухарест и хранится в ее архиве. Недавно Грация опубликовала его в своем журнале «Тетради Монтессори». Мы тоже решили предложить этот текст своим читателям с ее разрешения.

Свободная школа в Берлине. Опыт стажировки
Беатриче Борри

Свободная школа в Берлине. Опыт стажировки

Какими бы экзотическими или даже мифическими ни казались нашим педагогам и управленцам возникающие стихийно и самодеятельно Монтессори-школы без классов и уроков, без домашних заданий и отметок, – они все по-прежнему возникают и здравствуют, привлекая все большее внимание гражданской общественности. Эти школы завоевывают все большее доверие, уважение и любовь современных детей, к которому они как раз и стремятся.

Обустраиваем жизнь детей в пространстве двора
Грация Х. Фрешко

Обустраиваем жизнь детей в пространстве двора

Весна в разгаре, снег растаял, травка зеленеет, солнышко блестит. Самое время заняться работами в детсадовском дворе. Конечно, можно закупить фабричные сооружения для детской площадки, затратить кучу средств, вызвать чудо-мастеров и быстренько соорудить стандартные качели, лесенки и горки. Но можно и наоборот – поверить в то, что живая природа, деревья, цветы, песок и трава с подсолнухами, а еще лучше грядки с редиской, ведерки и лейки больше всего понравятся детям. И тогда засучить рукава и самим заняться созданием уникальной детской вольницы во дворе своего детского садика.

Монтессори-педагогика – мужество не стареть. Корни реформ итальянского образования
Сильвия Вегетти Финци (Silvia Vegetti Finzi)

Монтессори-педагогика – мужество не стареть. Корни реформ итальянского образования

Теперь уже немало российских монтессори-педагогов совершали поездки в Италию, на родину Марии Монтессори. Напомним также, что в 2011 году впервые в истории состоялась двусторонняя конференция итальянских и российских монтесори-педагогов в городе Костелланца недалеко от Милана. И, наверное, многие замечали, что, в какую бы школу или детский сад в Италии они не входили, везде чувствовался этот особенный, мало похожий на европейский, дух, овеянный южными цветами, музыкой и безудержным темпераментом итальянцев, с которыми непросто провести «урок тишины» или терпеливо раскладывать на коврике бусинки. Но, оказывается, сами итальянцы недовольны своей школой. Как во всем мире, они пытаются политическими решениями реформировать ее и изменить к лучшему. А в последние годы особенно.

Монтессори-классы в государственной школе в Южном Тироле
Хайди Нидеркофлер (Heidi Niederkofler)

Монтессори-классы в государственной школе в Южном Тироле

Этот проект имеет свою историю. К тому времени, как в педагогических кругах появился интерес к свободному образованию по Монтессори, классы в этой школе уже имели открытую структуру. Вслед за идеями профессора Виатера, преподававшего дидактику в университете Брессаноне и заметившего негативное влияние на студентов фронтальных лекций, в школе было многое изменено. Классы стали открытыми, была увеличена преемственность между начальной и средней школой. И в то же время многим учителям было рекомендовано следовать методу Монтессори, изучая его на курсах, организованных при поддержке Педагогического института Австрии в Зальцбурге для итальянских и немецкоязычных школ.) Курсы полностью оплачивались муниципальными органами образования.

Вывести формулу биномиального куба? Легко!
Марио Монтессори

Вывести формулу биномиального куба? Легко!

Этот любопытный  текст был написан Марио Монтесано Монтессори и впервые опубликован в официальном бюллетене AMI в 1950 году.  Благодаря нашим голландским друзьям, мы можем позволить учителям школ услышать  голос сына Марии Монтессори, обращенный к  ним с рассказом о математике, к которой он питал страсть, как и к биологии и физике, а также был соратником Марии Монтессори в ее исследованиях  начальной школы.  

Монтессори-классы в государственной школе в Южном Тироле
Хайди Нидеркофлер

Монтессори-классы в государственной школе в Южном Тироле

Этот проект имеет свою историю. К тому времени, как в педагогических кругах появился интерес к свободному образованию по Монтессори, классы в нашей школе уже имели открытую структуру. Вслед за идеями профессора Виатера, преподававшего дидактику в университете Брессаноне и заметившего негативное влияние на студентов фронтальных лекций, в школе было многое изменено. Классы стали открытыми, была увеличена преемственность между начальной и средней школой. И в то же время многим учителям было рекомендовано следовать методу Монтессори, изучая его на курсах. Курсы полностью оплачивались муниципальными органами образования.

Как итальянские дети считают деньги
Ванда Маззарелло (Vanda Mazzarello)

Как итальянские дети считают деньги

Во втором томе своей «Научной педагогики» М.Монтессори писала, что настоящая  математика в детском возрасте начинается со счёта денег. Примерно в 6-7 лет, особенно мальчишки, начинают подсчитывать свои карманные расходы. Они пока не умеют копить деньги на приобретение дорогих игрушек, о которых мечтают, но подходит время, когда родители будут отправлять их в магазин за хлебом и молоком, а для этого надо научиться считать деньги. Оказывается, есть материалы Монтессори, которые помогут им в этом. Например, таблица целых чисел и десятичных дробей.

Путешествие в Италию через сто лет после Юлии Фаусек
Елена Хилтунен

Путешествие в Италию через сто лет после Юлии Фаусек

Повод для поездки в Италию был довольно призрачный – случайное (или не случайное?) письмо от Елены Амаро, которая уже несколько лет живёт недалеко от Милана со своим мужем неаполитанцем Кармине Амаро и двумя детьми - Стефанией и Ильей. Лена писала, что недавно познакомилась с замечательной, уже немолодой женщиной, Грацией Хонеггер Фрешко, которая была ученицей Марии Монтессори и окончила в 1950 году её учебный курс помощников младенчества. Госпожа Фрешко является директрисой и доцентом национальных курсов Монтессори в Италии. Под её руководством издаётся журнал «Тетради Монтессори». Она хочет знать о развитии Монтессори-педагогики в России и надеется на личную встречу. Просила не задерживаться с визитом, поскольку её годы берут своё.

Уголок Монтессори в Веции
Грация Х. Фрешко

Уголок Монтессори в Веции

В 2004 году группа преподавателей AMITE (Associazione Montessori Italia Europa) вместе с кооперативом «Перкорсы» города Варезе организовала  в Милане  первый курс по привлечению внимания к принципам  Монтессори для детей от 0 до 3-х лет. В следующем году состоялся  курс по работе с детьми от 3-х до 6 лет. Эти инициативы – обе хорошо организованные – вызвали энтузиазм педагогов, и, несмотря на трудности, в маленьком пригороде Лугано (Швейцария) образовалась ассоциация «La corte dei bambini» (Детский Садик)  и открылись ясли (Nido) и Дом Детей (Casa dei Bambini).

О качестве  монтессори-образования. Как его понимают итальянцы?
Грация Х. Фрешко

О качестве монтессори-образования. Как его понимают итальянцы?

Эта статья из журнала Грации Хонеггер Фрешко «Тетради Монтессори» особенно актуальна в нашей стране сегодня, когда внимание многих учителей и родителей приковано к «размножающимся» у нас с каждым годом начальным школам Монтессори. Среди учителей уже появились скороспелые специалисты, которые уверенно рассуждают, как надо строить в России начальное школьное образование по системе Монтессори. Уже наши фабрики изготавливают немало школьных Монтессори-материалов, проводятся конференции по модной теме управления качеством школьного образования. Но в том-то и дело, что вряд ли кто – даже опытные иностранцы или российские профессора – могут с уверенностью сказать, что они знают, как надо.

Психограмматика, или обладание способностью общения на родном языке
Грация Х. Фрешко

Психограмматика, или обладание способностью общения на родном языке

Любопытный термин – «психограмматика». У многих он может вызвать недоумение. И это, конечно, само по себе любопытно. Но для монтессори-педагога значение слова «психограмматика» понятно: оно подразумевает помощь в психическом развитии ребенка при освоении языка.

Что будет, если из классов вынести не только парты и закрытые шкафы, но и снять с петель двери?!
Грация Х. Фрешко

Что будет, если из классов вынести не только парты и закрытые шкафы, но и снять с петель двери?!

Любой, кто хочет открыть сегодня детский сад или школу Монтессори, должен исходить из логики: долой закрытые классы, отменяется запрет на контакты между детьми разных возрастов и прекращается классно-урочная система!
Школа Монтессори – это сотрудничающее и дружественное сообщество, в котором соблюдаются индивидуальные потребности каждого.