Про маленькую химическую реакцию в миске с тестом
Татьяна Обидина
В одном из прошлых номеров журнала мы рассказывали, как наши герои Настя, Мартин и Бруно с удовольствием готовили настоящие монтессорийские завтраки и ужины. Те самые, которые были описаны самой Марией Монтессори в книжке «Дом ребенка. Метод научной педагогики», правда, более современные. Очень скоро мы поняли, что читатели согласились с нами в том, что дети обожают работать за кухонным столом. В редакцию стали приходить их записки с подобными историями. Сегодня вместе со своей мамой яблочный пирог – шарлотку - готовит симпатичный мальчик Витя, который почему-то забыл надеть фартук и засучить рукава. Но он так серьезно относится к своей стряпне, что, конечно же, мы простим ему эту незначительную неточность в работе.
Тесто для шарлотки
Думаю, многие дети любят заниматься настоящим взрослым делом. И мой сын Виктор не является исключением. Недавно мы решили испечь шарлотку. Витя с радостью предложил свою помощь, а я, естественно, согласилась ее принять.
Прежде всего, я предложила ему пересыпать из сахарницы в стакан сахарный песок. Затем в другой стакан переложить ложкой муку из пакета. Затем почистить и порезать яблоки, пока я смазывала маслом форму, разогревала духовку и устанавливала миксер, сын все это с радостью делал. И тут меня осенило, что, помогая мне печь шарлотку, он выполняет ряд упражнений из жизненной практики, которые обычно делают дети в группе Монтессори. Он пересыпает, перекладывает ложкой, чистит и режет фрукты.
Потом я показала сыну чудо-химическую реакцию – погасила соду лимонным соком, чтобы тесто стало пышнее. Сын попросил, чтобы, когда мы в следующий раз будем вместе печь шарлотку, я обязательно дала ему самому погасить соду лимонным соком. И я подумала, что когда ребенок сдавливает пальцами лимон, он выполняет действие, похожее на работу с прищепками!
После того, как форма с тестом была поставлена в духовку, Витя протер стол, на который просыпалось немного сахарного песка и муки, тряпочкой, то есть опять выполнил одно из упражнений жизненной практики!
Таким образом, оказалось, что совместное с сыном приготовление такого простого пирога, как шарлотка, включает в себя как минимум 6 упражнений из жизненной практики, применяемых в детских садах Монтессори: пересыпание, перекладывание ложкой, чистка фруктов, резка фруктов, прищепки и сметание мусора. А результат всей этой работы – вкусный румяный пирог!
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (20) 2009
Фото автора
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.