«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Приезжали американцы. Учились в «Бодрой жизни», как воспитывать своих американских детей

Андрей Сорокин
В начале ХХ века в образовании России, так же, как и во всем мире, царило ожидание в высшей степени важных перемен. Впрочем, кажется, так всегда и бывает: в первую четверть каждого века происходит самое главное. А затем это главное разрабатывается людьми нового поколения. Нам стоит внимательнее вглядеться в историю. Она имеет обыкновение повторяться, но в новом - более совершенном - качестве.

Кто придумал "Бодрую жизнь"?

В городе Обнинске я специально поехал рассмотреть неприметный памятник-камень, который прячется на бывшей территории едва ли не первой в стране детской коммуны «Бодрая жизнь». Про это мало кто знает, но вообще-то это был один из самых невероятных социальных экспериментов еще в дореволюционной России. Придумал «Бодрую жизнь» человек по имени Станислав Теофилович Шацкий. И помня немного о нем с институтских времен, а потом, изучив подробно, я понял, что это настоящее кино!

Представьте себе, мальчик из хорошей семьи, дворянин, выпускник лучшей в Москве гимназии, настолько ошалел  от обмана, который окружал его всё детство, что неожиданно для всех решил заняться педагогикой, чтоб воспитывать нормальных детей, которые потом непременно построят нормальное общество. Например, о своих годах в гимназии он вспоминал как о страшном кошмаре: «после учебного года ученики идут группами и жгут или топят учебники».
 
И вот молодой дворянин Стас Шацкий начинает искать себя. Сначала поступает на мехмат в Московский университет. Немного поучился – не то! Переходит на медицинский факультет. Еще немного поучился – ерунда какая-то, никак медицинские знания не помогут изменить общество. К тому времени выбор уже сделан – он будет учить детей. Тем более, что уже есть отличный пример – школа Льва Толстого в Ясной поляне. Дети, природа, деревня и работа на земле.

Пазл  у Шацкого сложился. Чтобы учить работе на земле, нужны знания – он поступает в Сельскохозяйственную академию. Немного поучился и там – понял, что знаний достаточно, все остальное академический мусор. Параллельно он успевает еще позаниматься вокалом в Московской консерватории – ведь эстетическое воспитание, уверен Шацкий, важная часть личности. Все в восторге от его музыкального таланта, ему предлагают карьеру в труппе Большого театра. Но Шацкий последовательно готовит себя к осуществлению своей педагогической мечты – дети!

Шацкий, Зеленко, олигарх Второв плюс красотка Морозова

В 1905 году Шацкий познакомился с архитектором Александром Зеленко, который был помощником великого Шехтеля. Зеленко к тому времени уже поездил по миру и решил, что его личная жизненная миссия – просвещение. В этом они с Шацким были очень похожи. На дворе – начало века, 1905 год – и эти два друга придумывают построить первый в Москве клуб для детей! Для детей из рабочих малоимущих семей!

Где взять деньги? Деньги дает еще один малоизвестный ныне персонаж, а тогда – на секундочку – самый богатый человек в России – Николай Александрович Второв. Этот тогдашний олигарх нисколько не сомневается в идее двух молодых чудаков и дает денег на необычный проект. В Москве до сих пор сохранились остатки этого здания в Вадковском переулке. Зеленко после этого называли русским Гауди.

В детском клубе учили детей всему – это была смесь детского сада со школой и ремесленным училищем. Дети разбивались на группы и сами придумывали себе учебный план. Но клуб через год власти прикрыли, потому что увидели в нем «пропаганду социалистических идей». Детей – по домам, Шацкого и Зеленко – в тюрьму. Правда архитектор вскоре сбежал и уехал в Америку, там ему было поспокойнее.

Это ж всё про нас, сегодняшних

А вот Шацкий остался. Немного отсидел и взялся за старое – за педагогику (а вменяли ему, как вы поняли, политическое дело, впрочем, кажется, это одно и то же). Шацкий по-новому подошел к делу и организовал «Общество «Детский труд и отдых». Вы только почитайте, что он писал: «Создавая наше общество, мы имеем в виду те коренные недостатки условий детской жизни, которые вытекают из неблагоприятных условий жизни города. Мы глубоко убеждены, что в деятельности городского общества существует пробел, все более и более расширяющийся. Его необходимо заполнить. Пробел этот состоит в том, что жители города почти не тратят своих сил на устройство разумной, развивающей обстановки для городских детей. А между тем достаточно хотя бы немного приглядеться к их жизни, чтобы признать и весь ужас ее и насущную необходимость прийти ей на помощь».


Через год, в 1911 (заметьте, все это происходит до революции) московская красотка Маргарита Кирилловна Морозова (урожденная она была Мамонтова – обратите внимание, два богатейших клана России) предложила Шацкому устроить колонию для детей на своей земле (Именно оттуда начался город Обнинск, а тогда его и в помине не было). Шацкий с удовольствием принимает приглашение и, прихватив жену Валентину, с которой познакомился еще в консерватории, уезжает учить деревенских детей на дачу к Морозовой, на 15-й разъезд Брянской железной дороги (кстати, Валентина Николаевна Шацкая консерваторию окончила на «отлично» и до сих пор считается выдающейся выпускницей).

Построили в лесу первые бараки, позвали крестьянских ребятишек, привезли немного городских – и стали жить. Вот тогда началась песня! Дети сами придумали название – «Бодрая жизнь». Шацкий с товарищами учил их жизни. От классической музыки до сельского хозяйства. Дети делали все сами – сами строили дома, сами косили траву, ухаживали за собственной фермой, выращивали фрукты-овощи, издавали собственный журнал, учились всему, что нужно в самостоятельной взрослой жизни. Здесь активно работала школа для окрестных сельских учителей.

Конец бодрой жизни

К Шацкому приезжали разные маститые педагоги и дивились его методу. Приезжали американцы и учились у русского учителя учить своих американских детей. Один из воспитанников потом вспоминал: «Это было настоящее нашествие любознательных педагогов, которые для себя неведомое детское царство открывали».

Когда в России случилась революция, коммуну Шацкого сделали примером для всей новой российской школы. А потом постепенно власть стала забивать на детей – объявили экономию средств, Шацкого обвинили в правом уклонизме, школу закрыли, а самого директора перевели в Москву на должность директора Московской консерватории, из которой он когда-то счастливо сбежал. Через два года сердце его не выдержало такой тоски.

Из «Бодрой жизни» вышло много прекрасных учеников и учителей. В этом маленьком городке одна из школ носит имя великого чудака-педагога. На улице Шацкого стоит камень-напоминание, что когда-то здесь была «Бодрая жизнь». Кое-какие домишки от той колонии сохранились, но теперь там размещаются местные конторы (понятно, что таблички "охраняется государством" - привычный нам обман, против которого боролся Шацкий). В общем, никакой особенной памяти и не осталось.

И я опять думаю, ну почему так? Жизнь каждого из названных здесь людей – и героя с отважной женой, и архитектора Зеленко, и олигарха Второва, и красотки Маргариты Морозовой – это ж настоящее захватывающее приключенческое кино. Даже придумывать ничего не нужно, экшн в чистом виде. И это наша прекрасная история. Да разве ж кому-то это сейчас нужно?

Март, 2020
Фото автора и из архива Е. Хилтунен

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Андрей Сорокин

ведущий тренер, эксперт в World Creative Thinking center

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Марио Монтессори

О свободном самовыражении детей

Лиз ван Донселар

Отступить на задний план, поддержать, пробудить интерес, оказать помощь

Виктория Виноградова

Как не надо открывать школу Монтессори

Светлана Камейша

Феноменология родительского видения

Мария Монтессори

Как тренируется волевой потенциал?

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »