«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

О свободе учиться, думать и действовать самостоятельно

Елена Хилтунен
Для практики детсадовской жизни особенно важно, чтобы за дошкольными организациями осталась свобода выбора примерных основных образовательных программ, конкретизирующих их педагогическую и организационную работу. Это означает, что, например, детским садикам Монтессори не надо будет больше врать экспертам, говоря, что они работают по такой-то принятой в государстве программе, и прятать в кладовки монтессори-материалы, выставляя вместо них на полки плюшевых мишек и заводные машинки, потому что у них есть своя, утвержденная государством Программа "Детский сад по системе Монтессори". 

Можно ли будет не врать экспертам?

Но с чем связаны подобные волнения? Ведь еще столетие назад возникшие тогда в России детские сады Монтессори провозгласили именно те идеи, которые сейчас записаны в первых строках стандарта: «поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; уважение личности ребенка». Да и, если быть честными, в последние двадцать лет никто особенно не возражал против подобных идей.

Волнения связаны с тем, какими именно средствами будут достигаться эти, безусловно, благие намерения. Как именно будет осуществляться образовательная деятельность детей «на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка» при условии, что он сам «является активным в выборе содержания своего образования и становится его субъектом»? В отношениях с детьми важны детали: какие конкретно образовательные возможности и виды деятельности предоставит нашим детям детский сад? Изменится ли обстановка его комнат, коридоров, холлов?
 
В чем конкретном будет выражен гуманистический стиль взаимоотношений взрослых и детей? Чем станет для ребятишек детский сад: как прежде, камерой хранения с подготовкой к школе или, как предполагает ФГОС, счастливой возможностью полноценно прожить пять лет жизни, которые мы называем детством?

Что такое  «нормализация»?

Когда Монтессори-педагоги начинают говорить друг с другом о замыслах или итогах своей работы, они обычно спрашивают: «Как там твоя группа или класс? Уже «нормализовались»?». Термин «нормализация» придумала сто лет назад Мария Монтессори. Он не означает, что больного, ненормального ребенка мы, педагоги, пытаемся сделать здоровым и нормальным или сформировать из него какой-то особый разработанный взрослыми образ гипотетического выпускника детского сада, школы. Нормализация означает, что если в детском саду или школе создать условия для благополучной спокойной и радостной жизни, то в детях раскроется естественный  творческий потенциал, любознательность и интерес к исследованию окружающего  мира. В монтессори-садах это зримо проявляется в том, что дети много, концентрированно и мотивированно работают с учебными материалами и в группе устанавливается спокойная, трудолюбивая атмосфера. Такое концентрированное гармоничное состояние детей Монтессори считала нормальным, естественным для них. Отсюда и термин – «нормализация». 

Похожа ли на игру свободная работа с материалом?

Приводит мама малыша в монтессори-сад, а ему уже в дверях улыбается наставница, здоровается за руку. Ребенок не спеша сам снимает курточку, причесывается, моет руки и входит в класс, где на низеньких полках стоят многочисленные манящие предметы: коробочки, баночки, бусины, и в то же время вполне знакомые по домашней жизни вещи: тазы для стирки, метелки, настоящая посуда для всяческой стряпни. Каждый из детей может выбрать любой предмет и сосредоточить свое внимание на работе с ним. Хочешь – поливай цветы, хочешь – выкладывай на ковре десятичную систему. Такая работа похожа на игру, но в то же время всегда целенаправленна и обуславливается исследованиями детей культурной жизни и отношений между людьми. Свободная работа детей с материалами в образовательной среде – вот именно так, буквально, в детском саду по системе Монтессори понимается принцип построения образовательной деятельности детей на основе поддержки индивидуальности каждого ребенка. 

Можно перечислить характеристики нормализованных детей: любовь к порядку, любовь к труду, спонтанная концентрация внимания, стремление к тишине и самостоятельной работе, принятие реальности, способность действовать, исходя из собственного выбора, независимость, инициатива, спонтанная самодисциплина, жизнерадостность. Монтессори-педагоги считают, что эти качества изначально присущи каждому человеку и им нужно только дать беспрепятственно проявиться и раскрыться. 

А педагог в каждую минуту жизни в саду готов помочь любому из детей в осуществлении его замысла. Но не в соответствии с заранее придуманной взрослым программой работы, а по просьбе самого ребенка. 

Двадцать лет назад, да и сейчас многим воспитателям наших детских садов это представлялось и представляется невозможным. Куда легче посадить детей за столики, дать в руки всем одинаковый «раздаточный материал» и руководить ими, подавляя их собственную активность своим взрослым авторитетом. Партнерским отношениям с детьми, педагогике сотрудничества с ними, к сожалению, в наших современных вузах учат не достаточно хорошо. Видимо, не знают технологий. Но принятые в нашей стране  школьные стандарты дают надежду на поворот событий от авторитарной к гуманистической парадигме образования, в том числе и дошкольников. 

«Материализованные абстракции» вместо заводных машинок

Состояние свободного духа человека – как взрослого, так и ребенка – является предпосылкой его успешной работы. В учебных материалах, которые Монтессори называла «материализованными абстракциями» и которые составляют значительную часть окружающей  ребенка среды, воплощено культурное содержание, осваиваемое детьми в процессе исследования. Многие дидактические материалы придумывают сами педагоги, но большая их часть – предметы, не имеющие временных и международных границ, – они стоят на полках в детских садах Монтессори и в Африке, и в Америке, и в Японии, и в странах Европы. Многие придуманы много лет назад. Пришло время отнестись к ним серьезно и нашим российским специалистам. Монтессори-материалы, составляющие специально подготовленные для детей среды детского сада, в высшей степени соответствуют образовательным областям  стандарта дошкольного образования (а многие – программам нашей начальной школы):  сенсорные, математические, языковые, помогающие ребенку развивать речь, научиться писать, читать и считать, материалы  для упражнений в жизненной практике и многие другие.

Социально-коммуникативные способности детей, без которых невозможно прожить в современном обществе, развиваются в детском саду по системе Монтессори не столько в процессе специальных коллективных занятий, планируемых педагогом, сколько в процессе естественного общения детей, друг с другом и со взрослыми, хотя, конечно, общие обсуждения детского опыта происходят ежедневно. Такой подход М. Монтессори называла системой саморазвития детей в специально подготовленной развивающей среде. 

Может ли школа быть похожа на детский сад?

Пожалуй, ни в одной из существующих программ дошкольного образования, которые ориентированы на организацию мягкого перехода детей из детского сада в школу, нет действительно эффективных приемов подобной работы. Это не относится к детским садам по системе Монтессори и существующим в России уже сегодня начальным монтессори-школам. Двадцатилетний опыт их создания в нашей стране показывает главное: цели и способ учебной работы в детских садах и начальной школе Монтессори, а также основные виды деятельности остаются едиными – уклад жизни детей не меняется при переходе из детского сада в начальную школу. Поэтому проблема готовности или неготовности их к школе снимается. И там, и там ребенок сам выбирает свою образовательную траекторию и темп, в котором он осваивает содержание образования, воплощенное в учебных материалах. Поскольку результаты такого самостоятельного учения являются плодом усилий самого ребенка, в нем развивается сознание ответственности за свои учебные достижения. И это сознание – важнейший результат, показатель успеха детей  и педагогов, работающих по системе М. Монтессори. Выскажем почти революционную мысль: для Монтессори-педагогов не так важны  достижения детей в различных областях знаний, предусмотренных нынешней дошкольной и школьной программой, или безошибочное решение учениками тестовых заданий, как вовлеченность ребят в процесс самостоятельного учения,  постоянное повышение их внутренней уверенности в своих умениях добиться задуманного, интерес и способность применять результаты учебного труда в решении практических, социально значимых задач, желание ставить цели и планировать ход своей учебной работы, – это становится одновременно и целью, и результатом проживания ими отрезка жизненного пути, называемого детским садом и школой.

Двенадцать килограммов знаний?

Информационное и интеллектуальное пространство нашей жизни расширяется сегодня столь значительно и быстро, что никакие даже самые лучшие содержательные школьные программы не в состоянии охватить и малость того, что воспринимают наши дети в своей обыденной жизни. Это относится и к дошкольникам, и к школьникам. Поэтому с точки зрения монтессори-педагогов так важно предоставить детям богатые и разносторонние условия жизни – не столько информационные, сколько помогающие индивидуальному становлению личности, и дать им реальную возможность почувствовать вкус раскрытия своего собственного внутреннего потенциала уже в самом начале жизненного пути. 

Мы неоднократно спрашивали учеников монтессори-школ, что для них самое важное и ценное в ежедневной школьной жизни. Они отвечают однозначно: свобода ученья. «Здесь во мне, – сказала одна девочка, – как бы оживает внутренний человек, который помогает думать и действовать самостоятельно, с учетом интересов других людей». Вся огромная учебная работа детей – каждый робкий и смелый шаг на пути познания жизни – отражается в их портфолио. За год портфолио составляют порой несколько тяжелых папок. Но, когда их рассматриваешь, можно обнаружить, что ни одного похожего у детей нет. Каждый выбирал свой единственный и неповторимый путь изучения мира и, тем самым, незаметно определил свой собственный жизненный путь, свое призвание и миссию на Земле. Разве можно найти измерители (не считая количественных) такой образовательной страсти? Но что точно надо сделать, это поклониться до земли школьным учителям, которые смогли поддержать в детях такую страсть к ученью, ведь, без сомнения, она останется с ними на всю жизнь.   


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (41) 20014
Фото: Ольги Тепикиной, Натальи Корочаровой

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Елена Хилтунен

Монтессори-педагог, основатель Первого детского сада и начальной школы Монтессори в Москве, главный редактор открытого издательства "Народная книга" и журнала "Монтессори-клуб", эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России. Автор и редактор государственной Программы "Детский сад по системе Монтессори" и УМК к этой программе.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Ирина Исаева

Взвесим все «за» и «против» и… откроем детскую группу Монтессори

Татьяна Костенко

Ставка на интерес

Екатерина Ковалева

Лабиринт из красных штанг и фасолинки в двух мисках.

Вадим Слуцкий

О раннем развитии, или притча про Глеба и Ваню

Юлия Ядрихинская

Понимание математики. Метод Монтессори. Ученическое эссе

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »