«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Система Монтессори для взрослых. О некоторых родственных идеях в работах М. Монтессори, А. Ухтомского и М. Чиксентмихайи. Часть 2

Оксана Иванова
Два ученых (М.Монтессори и М. Чиксентмихайи) независимо друг от друга пришли к выводу, согласно которому  феномен «концентрации внимания» является ключевым в жизни человека, он одинаково важен как для ребенка, так и для взрослого. Ребенок во время сосредоточенной работы создает Человека, достигает «нормализации», взрослый, погружаясь в любимое дело, в «поток», выполняет свою миссию и обретает счастье. Современная цивилизация, к сожалению, находясь в бешеной гонке, атакует нас быстрой сменой образов. Из-за небольшого объема внимания наше восприятие и наши отношения с людьми становятся поверхностными и неудовлетворительными. Что бы мы ни делали в этом состоянии, все будет низкого качества, так как высокое качество требует внимания. Поэтому так важно создавать условия для глубокой и сосредоточенной работы ребенка. Еще один автор, чьи работы вызывают наш интерес, - это наш российский академик  Алексей Алексеевич Ухтомский.

А.А. Ухтомский: на пути к другому человеку

Академик Ухтомский создал прославившую его концепцию доминанты. Попробуем кратко изложить это учение и для этого воспользуемся отрывком статьи Константина Зуева (Институт Психологии РАН)  об  идеях А.А. Ухтомского. Прежде всего, очень своеобразна сама история открытия прнципа доминанты.

В 1904 году при лабораторной демонстрации студентам влияния возбуждения нервного центра на двигательную активность животного опыт закончился неудачей. Случай сам по себе был настолько мелким, приземлённым и обычным, что трудно себе представить, как именно в нем человек сумел увидеть путь к решению мучавших его крупных и возвышенных проблем.
«Первое наблюдение, которое легло в основу понятия доминанты, сделано мною случайно весною 1904 года. Оно заключается в том, что на собаке, в период подготовления к дефекации, электрическое раздражение коры головного мозга не дает обычных реакций в конечностях, а усиливает возбуждение в аппарате дефекации и содействует наступлению в нем разрешающего акта. Но как только дефекация совершилась, электрическое раздражение коры начинает вызывать обычные движения конечностей» (Ухтомский 1966; с. 30).

Этот и аналогичные опыты Ухтомский опишет в своей магистерской диссертации, пока ещё не формулируя того вывода, который ему самому уже ясен. Этот вывод увидит свет только в 1923 году. «Нормальное отправление органа (например, нервного центра) в организме есть не предопределённое, раз навсегда неизменное качество данного органа, но функция от его состояния» (Ухтомский 1966; с. 5). Или, ещё яснее, «приписывание топографически определённому нервному центру всегда одной и той же неизменной функции есть лишь допущение, делаемое ради простоты рассуждения» (Ухтомский 1966; с. 6) Это означает, что при внешнем воздействии на нервный центр постоянство связи стимул-реакция существует только при искусственных условиях полного спокойствия организма. Но если один и тот же стимул, применённый к данному центру, может вызвать разные реакции, и наоборот, разные стимулы – одну и ту же реакцию, то чем же определяется в данный момент функционирование данного нервного центра? По Ухтомскому, на него влияют другие, в первую очередь пространственно близкие к нему нервные центры, а в конечном счёте – весь организм. Наиболее значимым будет влияние того центра или их совокупности, которые в данный момент возбуждены в наибольшей степени. Это и есть доминанта.

 «Доминанта в физиологии – временно господствующий рефлекс, которым трансформируется и направляется для данного времени, при прочих равных условиях работа прочих рефлекторных дуг и рефлекторного аппарата в целом» (определение, данное автором для статьи в БСЭ) (Ухтомский 1966; с. 7). Доминанта связана с тем, какую задачу решает в данный момент организм как целое. «Внешним выражением доминанты является стационарно поддерживаемая работа или рабочая поза организма» (Ухтомский 1966; с.7).

Можно выделить «два основных момента доминанты, как рабочего принципа нервных центров:
1. Доминирующий центр подкрепляет свое возбуждение посторонними импульсами.
2. По мере развития возбуждения в себе, он тормозит другие текущие рефлексы, встречаемые на общем конечном пути» (Ухтомский 1966; с. 120) Если этих признаков нет, то нет и речи о доминанте.

Итак, если какая-то деятельность стала для организма доминирующей, то посторонние воздействия в течение некоторого времени не в состоянии ей помешать, и даже наоборот, могут дать ей дополнительный стимул, отдать свою энергию. Например, раненый на поле битвы не чувствует боли от ран, пока продолжается бой. Другой пример: включение музыки может помочь напряженной умственной деятельности. Музыка, как дополнительный стимул для доминантной деятельности организма, используется также при родах.

Ухтомский распространяет принцип доминанты на все уровни управления организмом. «По всем данным, доминанта в полном разгаре есть комплекс определенных симптомов во всем организме – и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности. Поэтому она представляется скорее как определенная констелляция центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а так же в автономной системе» - пишет он (Ухтомский 1966; с. 13).

Для выявления доминант на нижних (досознательных) уровнях автор и его ученики проводят эксперименты на животных, а на высшем уровне сознания ссылаются на данные психологической и даже художественной литературы. В текущий момент доминанта управляет всем поведением и состоянием организма. Здесь Ухтомский подходит к очень новым, смелым и важным для него выводам. «Когда я стал на ту точку зрения, что здесь перед нами не аномалия, но правило, я затем стал думать, что перед нами не только правило, но, вероятно, чрезвычайно важный орган жизнедеятельности центральной нервной системы. Обычно с понятием «орган» наша мысль связывает нечто морфологически отлитое, постоянное, с какими-то постоянными статическими признаками. Органом может служить, по моему убеждению и с моей точки зрения, всякое сочетание сил, могущее привести при прочих равных условиях всякий раз к одинаковым результатам. Орган – это прежде всего механизм с определённым однозначным действием. Значит, именно физиологическая равнодействующая даёт комплексу тканей значение органа как механизма. Новой физиологии естественно освещать смысл морфологических данных из динамики вещества, а не наоборот» (Ухтомский 1966; с. 125) Следовательно, организм должен рассматриваться в динамике.

Для подтверждения такого подхода Ухтомский подробно рассматривает центр речи и на этом конкретном примере приходит к такому выводу: «Поскольку этот единый центр оказывается не компактной массой клеток, собранных в одном месте, мы вправе сказать, что перед нами рабочая констелляция. Так что центр рисуется не в виде локально очерченного участка, но в виде созвездия участков, расставленных между собою, быть может, довольно широко и объединённых не столько постоянными путями, сколько единством рабочего действия» (Ухтомский 1966; с. 125) Итак, орган фактически сводится к доминанте.

Но если доминанта, управляющая всей работой организма существует только во времени, по Ухтомскому,  возникает следующий вопрос, что же дает ей возможность все-таки возникнуть, что поддерживает ее активность, как и при каких условиях она исчезает? Для перехода в состояние доминанты, нервный центр должен в момент прихода возбуждения извне обладать некоторыми свойствами, которые Ухтомский перечисляет. Эти свойства следующие: повышенная возбудимость; стойкость возбуждения; способность суммировать возбуждение при данной силе и частоте приходящих волн; инерция. Это условия возникновения доминанты. Проблема здесь в переходе от совокупности разнородных возбуждений, частично безадресных, к целенаправленному действию. Именно доминанта «доводит до осуществления в виде механизма с определенной направленностью действия (с определенным вектором) то, пока мало определенное соотношение возбуждений в центрах, которое подготовлялось в непосредственно предшествовавшие моменты» (Ухтомский; 1966).
На рефлекторном уровне доминанта может вызывать известный в физиологии цепной рефлекс, т.е. последовательность простых рефлексов для осуществления некоторого сложного рефлекторного действия, например, глотания.

 До сих пор речь шла о нижних этажах нервной системы и физиологическом уровне описания. Переходим к высшей нервной деятельности и психологическому языку описания. Здесь поле для применения принципа доминанты огромно, но мы приведем лишь один любимый автором пример: предметное мышление. «Роль доминанты в предметном мышлении я попробую представить на конкретном примере, который характеризует с достаточной определенностью три фазы в развитии предметного опыта.

Первая фаза. Достаточно устойчивая доминанта, наметившаяся в организме под влиянием внутренней секреции, рефлекторных влияний и пр. привлекает к себе в качестве поводов к возбуждению самые разнообразные рецепции. Это Наташа Ростова на первом балу в Петербурге.

Вторая фаза. Из множества действующих рецепций доминанта вылавливает группу рецепций, которая для нее особенно биологически интересна. Это – стадия выработки адекватного раздражителя для данной доминанты и вместе стадия предметного выделения данного комплекса раздражителей из среды. Это Наташа у Бергов, по возвращении в Москву. 

Третья фаза. Между доминантой (внутренним состоянием) и данным рецептивным содержанием (комплексом раздражителей) устанавливается прочная связь, так что каждый из контрагентов (внутреннее состояние и внешний образ) будет вызывать и подкреплять исключительно друг друга, тогда как прочая душевная жизнь перейдет к новым текущим задачам и новообразованиям. Имя князя Андрея тотчас вызывает в Наташе ту, единственную среди прочих, доминанту, которая некогда создала для Наташи князя Андрея» (Ухтомский 1966; с. 48)

Доминанта существует только во времени. Мы очень коротко рассмотрели, как она возникает и поддерживается. Чем определяется конец доминанты? Возможно несколько вариантов. Самый простой – окончание цепного рефлекса, более сложный – возникновение доминанты, функционально не совместимой с данной. Или же «прямое торможение доминанты с высших этажей нервной системы, например, с коры».

Как видим, если для простых рефлекторных действий доминанта может разрешиться, исчерпать себя в действии, то для более сложных актов мышления и поведения это не так.
Как правило, у доминанты вовсе не наступает конца. «Доминанта характеризуется своей инертностью, т.е. склонностью поддерживаться и повторяться по возможности во всей своей цельности при всем том, что внешняя среда изменилась, и прежние поводы к реакции ушли. Доминанта оставляет за собою в центральной нервной системе прочный, иногда неизгладимый след» (Ухтомский 1966; с. 13). Этот вывод – один из центральных для Ухтомского, может быть, самый главный. Начав с того, что реакция нервного центра на стимул зависит от текущего состояния как данного нервного центра, так и его окружения, Ухтомский приходит к тому, что эти состояния определяются предысторией, совокупностью своих прошлых реакций и связей.


Итак, в организме накапливается опыт, в виде следов когда-то пережитых доминант. Эти следы могут при определенных условиях оживляться, или, наоборот, ослабляться. Это зависит от того, насколько текущие доминанты будут поддерживать или тормозить прошлые. «Торможение возникает так, что возбуждающееся развивает своё влияние на тормозимое. Здесь также необходимо думать о конфликте возбуждений».

Из этого и подобных рассуждений Ухтомский делает очень важный для него вывод: «Механизмы нашего тела не механизмы первичной конструкции, но механизмы упражнения» (Ухтомский 1966; с.109). Этот вывод, согласный с повседневным опытом и подкрепленный физиологическим экспериментом, и становится одной из основ для нравственной проповеди».
Итак, Доминанта, по Ухтомскому, – это «центр тяжести в человеке», то, на что он направлен, всецело собой всем как системой. Стоит заметить, что Ухтомский открытием принципа доминанты продемонстрировал тонкую грань между внутренним миром  и внешним. Он доказал, что этот принцип работает как на физиологическом, так и на психологическом уровнях человека. Это удивительное открытие нам  ещё предстоит оценить. Важно, что в сущности человека есть «орган», который направляет личность, более того, именно психическая составляющая в человеке подчиняет  физиологию и управляет ею.

Для нас очень важным оказывается вывод о том, что в своих исследованиях  академик А. А. Ухтомский доказал, что существующий в человеке принцип доминанты «собирает» человека, объединяя и усиливая энергию всех систем. Можно сказать, научные идеи Ухтомского открывают механизм работы феномена концентрации сознания, столь важного для М. Монтессори и М. Чиксентмихайи.
 
Смеем предположить, что самореализация человека, выполнение им своего предназначения невозможна без действия закона фокусировки психической энергии, чтобы определить степень реализации своих возможностей, стоит поразмышлять и понаблюдать за собой - существуют ли в нашей  жизни такие периоды сосредоточенности и погружений, насколько они частотны и длительны, и самое важное – что или кто являются объектами  нашей концентрации (любимая работа, семья, хобби или нечто другое).

А. А. Ухтомский предлагает нам осуществить внутреннее преобразование: «Поставить доминанту на человеческое лицо – т.е. на реальнейшую из реальностей – то, что тебе дано сейчас в ближайшем встречном человеке» (Ухтомский 2008). Что это значит? «Это значит уметь заранее приветствовать и принимать все то новое, постоянно вновь заявляющее о себе бытие другого, независимо от моих ожиданий и теорий о нем» (Ухтомский 2008).

«Ни общее и социальное не может быть поставлено выше лица, ибо только из лиц и ради лиц существует; ни лицо не может быть противопоставлено общему и социальному, ибо лицом человек становится поистине постольку, поскольку отдается другим лицам и их обществу» (Ухтомский 2008; с.562).



Ухтомский Алексей Алексеевич (1875—1942) — физиолог, академик Академии наук СССР (1935; ч.-к. с 1932 г.). Преподавал в Петербургском (Ленинградском) университете (1906—1942). С 1937 года — директор электрофизиологической лаборатории Академии наук СССР.
Основываясь на трудах И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского и других, Ухтомский открыл один из основных принципов деятельности нервной системы, назвав его «доминантой» («Доминанта как рабочий принцип нервных центров», 1923). Понятие о доминанте — стойком очаге возбуждения — нашло широкое применение в медицине, психологии, педагогике и наряду с учением Ухтомского об усвоении ритма позволило по-новому осветить природу утомления. Ухтомский является автором курсов лекций «Физиология двигательного аппарата» (1927) и «Очерк физиологии нервной системы» (1945; опубликовано посмертно).
http://museum.edu.ru

Список использованной литературы
* Зуев К.Б. Взаимоотношение науки и религии: принцип  доминанты Ухтомского//http://community.livejournal.com/psyhistorik/14539.html
* Ухтомский А.А.  Доминанта М. Л.: «Наука», 1966
* Ухтомский А.А.Лицо другого человека: Из дневников и переписки СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2008

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (25) 2010 г.
Фото: интернeт-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Оксана Иванова

Председатель ММА, руководитель "Евразийского Центра Монтессори-педагогики" г. Екатеринбург, руководитель ДЦ "Апельсин" г. Ревда

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Анна Иванова

Первые книжечки для образовательного чтения Юлии Ивановны Фаусек

Всеволод Кащенко

Заметки из Дома изучения ребенка

группа авторов

Монтессори-­математика и мышление. Каковы образовательные результаты?

Мария Монтессори

Как давать урок

Мария Монтессори

Размышления о единстве руки и разума и о важности концентрации внимания

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »