«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Легато - двигаемся плавно, стаккато - подпрыгиваем, крещендо - чеканим шаг

Мария Монтессори
Мы решили опубликовать несколько страниц из работ Марии Монтессори, посвященных организации ритмических упражнений в детских группах. Интересно, что в России еще в 50-е годы прошлого века, не говоря уже о дореволюционных временах, в начальных школах обязательным предметом была РИТМИКА. Девочки переодевались из школьных платьев с черными фартуками в специальные белые  юбочки, мальчики – в спортивную форму, и учительница ритмики разучивала с ними грациозные движения по кругу и несложные бальные танцы. Как жаль, что наше современное начальное образование утратило эти прекрасные и обязательные для всех музыкальные занятия детей.

Из книги М.Монтессори «Научная педагогика Двухтомник» Изд. «Народная книга», 2013

Ритмические упражнения

Самое простое упражнение – это ходьба по линии. Оно используется для работы с самыми маленькими детьми, чтобы развивать координацию движений, чувство равновесия, научить красивой походке, осанке. Ребенок идет по нарисованной на полу линии (в форме эллипса), словно канатоходец, ставя ступни точно на линию.

Синьорина Маккерони стала аккомпанировать этому упражнению игрой на пианино. Сначала музыка служила сигналом к началу упражнения. Учительница заиграла – дети сразу собрались у линии. Музыка была приятным сопровождением ходьбы. Но еще не установилась связь между ритмом музыки и движениями ребенка. Однако постепенно ученики сами начали подстраивать свои шаги под музыкальный ритм. Дети разные, но почти все оказались чувствительны к ритму. Они меняли темп, характер движения в соответствии с музыкой. Учитель не требовал этого, ребенок сам прислушивался к звукам и менял походку. Конечно, в такой ситуации преподаватель должен играть эмоционально, ярко.

Поговорим несколько подробнее о том, как могут развиваться события. Дети с огромным удовольствием учатся ходить по линии, получая огромное удовольствие от собственной ловкости. Когда первые результаты достигнуты, можно садиться за пианино. Ничего не говоря, учитель просто начинает играть первую мелодию. Дети улыбаются, переглядываются и продолжают ходьбу, очень сосредоточенно и собранно. Мелодия, как путеводная нить, ведет ребенка в определенном темпе, ритме. Даже трехлетние малыши со второго-третьего прослушивания попадают в ритм исполняемого произведения. Учителю вовсе не нужно акцентировать ритм, играть с особенной четкостью. Скорее, следует позаботиться о выразительности, подчеркнуть мелодию. Абсурдно играть Шопена, как метроном. Дети прекрасно почувствуют ритм, если произведение исполнено с чувством. Причем чувствуют не только ногами, но и всем своим существом. Вот почему такое музыкальное хождение принципиально отличается от ритмичной ходьбы под хлопки ладошами, под счет раз - два.
Упражнение становится все более артистичным, эмоциональным. Ученики действительно танцуют, проживают мелодию. Они чувствуют легато, двигаясь плавно. Стакатто заставляет их подпрыгивать. Крещендо – чеканить шаг, форте – хочется хлопать в ладоши, пиано – тихое движение. Эти же дети еще несколько дней тому назад просили учителя, исполняющего пиано, играть погромче, потому что плохо слышно.

Иногда ученики на первых музыкальных занятиях, полюбив одну мелодию, не замечают других. В школе в Милане преподаватель играл произведение, состоящее из двух частей. Детям настолько понравился ритм первой части, что они даже не заметили, как учитель перешел ко второй. Они продолжали двигаться в первом ритме так упорно, что преподавателю пришлось вернуться к началу произведения. При этом на детских лицах появились счастливые улыбки, словно они встретили доброго знакомого. Педагог уловил момент, когда часть детей оказалась способна услышать другую мелодию, хотя некоторые продолжали двигаться в ритме первой. Однако и они вскоре, словно проснулись, ответили на музыкальные изменения.

Говорить детям: «Прыгайте! Бегите! Идите!» – значит, обесценивать музыку, делать ее присутствие бессмысленным. Надо выбрать одно из двух: играть или командовать. Когда мы читаем карточки, мы не подсказываем ребенку слова, которые он должен прочесть. Также не следует указывать ему на ошибки в ритме. Музыка, если вы верите в ее существование, достаточно выразительна, чтобы подсказать свободным детям все: ритм, характер, темп движения тела и души.

Учитель может подготовить с детьми настоящие танцевальные композиции, предлагая им двигаться попарно и одновременно, выполнять одинаковые движения, сходиться и расходиться.

Нет картины прелестнее, чем дети, спокойно слушающие музыку в молчании и внимательно наблюдающие за своими товарищами, которые двигаются под музыку. Эти упражнения во многом способствуют установлению внутреннего порядка, даже в самых неуравновешенных детях. Рождается удивительная связь между учениками и педагогом, вкладывающим
в игру не только ловкость пальцев, но и всю силу души. 


Как мальчик не мог ослушаться музыки

Хочу рассказать одну историю, демонстрирующую власть музыки над ребенком. Однажды мой отец вошел в класс, где двигался под музыку один мальчик, с которым моего отца связывала нежная дружба. Обычно ребенок бежал ему навстречу и бросался в объятия. Однако сейчас он, не переставая двигаться в ритме музыки, закричал учителю: «Остановитесь! Пожалуйста!» Он хотел поприветствовать моего отца, но не мог ослушаться музыки. Его тело двигалось в заданном ритме. И только когда учитель перестал играть, малыш бросился навстречу другу.
Со временем в детях просыпается интерес к угадыванию размера мелодии (три четверти, четыре четверти). Они берут палочки, маленькие барабаны, кастаньеты. Начинаются коллективные упражнения.

Когда дети научились чувствовать ритм, размер произведения, выделять сильную долю, можно предложить им играть гамму на 2, 3, 4 четверти и триолями. Для этого подойдет маленькое пианино, но предварительно нужно потренировать движения пальцев и положение руки.

Теперь дети без труда поймут длительность нот. Не нужно долгих объяснений. Достаточно сыграть несколько раз чередование тактов: четыре четверти – одну целую, восемь восьмых – одну целую и т.п. Дети на каждую ноту делают шаг. Их очень смешат целые (долгие) ноты, заставляющие замирать на месте с поднятой ногой. Если ученики уже освоили нотную грамоту, им показывают зеленую карточку (по размеру напоминающую известный им нотный стан), где записано упражнение, исполненное учителем на пианино. Со временем они обязательно обратят внимание на разные виды нот и соединят их с различной длительностью звука. Педагог может дать краткие пояснения.

Ребенок вскоре будет способен сам записать ритм разными по длительности нотами. Сначала на деревянном нотном стане при помощи накладных нот (в материал входят «нотные хвостики» и кружочки белого и черного цвета), затем в тетради. Важно, чтобы длительность нот усваивалась сначала на слух (в слушании музыки), а не на глаз (разные хвостики на бумаге). Эти упражнения нетрудно сыграть на пианино. Часто можно видеть ребят, собравшихся вокруг большого пианино в классе и увлеченно пытающихся сыграть на нем разные упражнения. При этом часть детей двигается под музыку, соблюдая ритм. Многие еще и подпевают. Узнавая ноты на слух, они пропевают их названия. 


Стаккато, легато, крещендо и деминуендо

Движения под музыку (2/4, 3/4, 4/4) и полезны, и эстетичны. Часто трудности выполнения того или иного упражнения связаны с недостаточной сенсорной подготовкой ученика. Чем лучше он чувствует ритм, тем легче ему выполнить движение.

В детских нотных сборниках часто опускают различные нотные символы, полагая, что малышам они не доступны. Наши ученики довольно быстро усвоили обозначения стаккато, легато, крещендо и диминуендо. Научились их понимать и использовать в собственных записях. Ведь для них это были не теоретические понятия, а то, что они прослушали, прочувствовали, прошагали. Мы поначалу делали специальные нотные символы для деревянного нотного стана, потом поняли, что они излишне усложняют материал, и отказались от них. Зато активно используем их на разноцветных карточках с нотными записями.

Мы еще недостаточно точно определили, какой музыкальный материал следует использовать в занятиях с учениками разного возраста. Но уже заметили, как чувствуют дети мелодию, настроение каждого музыкального отрывка. Слушание музыки, или, можно сказать, концерты для детей, с использованием разных инструментов, с пением, кажется нам важнейшим элементом образования. Никто из маленьких слушателей не отвлекается. Лица взволнованы, на них отражается внутренняя работа души, которую вдохновляет, пробуждает музыка. 

После ритмических упражнений, когда ученики уже хорошо разбираются в размерах, нотах, они не довольствуются проигрыванием простеньких отрывков. Им хочется услышать целое произведение. Слушая, дети постепенно начинают понимать чувства, скрытые в мелодиях. Например, говорят: «Эта музыка смеется, а эта плачет». Мы стремились представить разные чувства, выраженные в музыке (легкость, радость, тревогу, угрозу, презрение, нежность и т.п.). Старались включать в программу наших концертов музыкальные отрывки и сюжетные (из опер), и такие, когда легко представить себе определенную картину, и такие, которые помогают погрузиться в размышления, медитацию (Мендельсон, Моцарт, Шопен).

Образованные люди часто говорят о благотворном влиянии музыки на народ, о необходимости сделать концертные залы общедоступными. Но стоит ли раздавать томики Данте безграмотным? Сначала необходимо образование. Без него люди глухи, они не чувствуют прелести музыки, их ухо не слышит нюансов мелодии. Они не отличат Вагнера от Беллини и предпочтут кабаре. Если же с малолетства воспитывать в них любовь к искусству, понимание музыки, достаточно будет сыграть на улице одну мелодию, чтобы собрать толпу. 

Следует помнить, что детская аудитория – особенная. Это не те, кто понимает музыку. Это те, в ком требуется развить понимание. И нужны для этого лучшие исполнители.

Музыкальные отрывки, используемые для ритмических упражнений.

 «Мазурка», Бастианелли – под нее дети обычно ходят медленно;
 «Если б я был королем», А.Адам – под нее ходят плавно;
 «Галоп», Штраус – бег;
 Итальянская народная песня – прыжки;
 Катание на коньках – приставные шаги;
 «Marcia aquila», Вагнер – маршировка.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (33) 2012 г.
фото из архива Е.Хилтунен и  Интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Мария Монтессори

даты жизни  1870-1952 - выдающийся итальянский педагог, создатель метода научной педагогики и системы свободного воспитания и самообучения детей дошкольного и школьного возраста в специально подготовленной образовательной среде, врач, философ-гуманист.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Надежда Гончарова

Наши русские монтессори-педагоги за границами России

Лоре Андерлик

О тонкостях монтессори-терапии на стыке медицины, педагогики и психологии

Мария Майер

Лечимся, играя

Елена Хилтунен

NAVI-ASILO CARACCIOLO - школа-приют на корабле

Салман Хан

Салман Хан: Я мечтал о деятельной сопричастности к познанию

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »