Начинаем нашу
учебную программу "Учитель для школы Монтессори". Мы решили подготовить ее, так как в России с каждым годом нарастает потребность в учителях начальных и основных монтессори-школ. Число таких школ постоянно увеличивается.
Программа "Учитель для школы Монтессори" считается информальной,
сопровождающей или дополняющей очные профессиональные учебные курсы по
монтессори-педагогике, которые заканчиваются получением соответствующего диплома. Программа
постоянно развивается. В ней участвуют и ваши коллеги - современные
авторы методологических и методических разработок и монтессори-педагоги
практики.
Итак, начинаем. Прежде всего обсудим, как понимала Мария Монтессори период жизни детей после 6-7 лет. Что означают ее слова: «Интеллект ребенка - благодатная
почва для посева, в нее можно посеять все, что угодно, и посеянная культура со
временем прорастет... Ребенок не будет проявлять интереса к знаниям, если зерна
интереса посеять слишком поздно, но в шесть лет элементы культуры
воспринимаются им с энтузиазмом, и зерна, посеянные в это время, прорастут и
дадут свои плоды» (М. Монтессори. Как развить внутренний потенциал человека).
Во второй части занятия мы обнаружим, что для создания начальных и основных школ Монтессори у нас в стране в отличие от многих других
стран
мира есть серьезные историко-культурные основания. Речь идет о монтессори-школе для детей после семи лет, которую в 30-х годах ХХ векаорганизовали в Ленинграде Юлия Ивановна
Фаусек и ее коллеги – талантливые учительницы начальных классов
Андриановы.
И в конце занятия к нам в гости придет Фрэд Кулик - заместитель директора монтессори-лицея в городе Зейсте (Нидерланды). Этот опытный педагог-практик расскажет нам, как устроены монтессори-школы Голландии, и чем отличается позиция школьного монтессори-учителя от позиции обычного учителя начальной и основной школы.
«Интеллект ребенка - благодатная почва для посева, в нее можно посеять все, что угодно, и посеянная культура со временем прорастет... Ребенок не будет проявлять интереса к знаниям, если зерна интереса посеять слишком поздно, но в шесть лет элементы культуры воспринимаются им с энтузиазмом, и зерна, посеянные в это время, прорастут и дадут свои плоды» (М. Монтессори. Как развить внутренний потенциал человека).
Начальная и средняя школа Монтессори становятся все более актуальными. Несколько нынешних частных практик, к сожалению, не в состоянии представить нам образ такой школы. Но история говорит, что для ее создания у нас в отличие от многих других стран мира есть серьезные историко-культурные основания. Речь идет о начальной монтессори-школе для детей после семи лет, которую в 30-х годах ХХ века организовали в Ленинграде Юлия Ивановна Фаусек и ее коллеги – талантливые учительницы начальных классов Андриановы. Выходит, опыт монтессори-школ в России требует скорее современного возрождения, чем восприятия западной модели.
«Школа – лаборатория исследования жизни. В такой школе учитель не транслятор знаний, не контролер-оценщик, а педагог-исследователь, творческий создатель мотиваций для самостоятельной учебы, главный помощник, старший друг ученика. Или, говоря ученым языком, организатор свободной образовательной деятельности детей, основная функция которого – развитие универсальных учебных действий».Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век»
Завершая сегодняшнее занятие, предлагаю обдумать прочитанные статьи и ответить на такие важные вопросы.
1.
Как Вы понимаете метафору Марии Монтессори об интеллекте ребенка, вступающего в пору школьной жизни? Можем ли мы, по-вашему, отнести ее к современным детям? Что надо изменить в организации современных начальных школ, чтобы ребенок в их стенах проявлял интерес к заниям и воспринимал их с энтузиазмом?
2. Чем похожа, и чем отличается подготовленная среда для свободной работы младших школьников, созданная Юлией Фаусек и ее коллегами в 30-е годы, от современных школьных образовательных сред, которые Вы наблюдали в российских монтессори-школах?
3. Приведите 3 цитаты из статьи Фрэда Кулика, которые Вы считаете наиболее интересными и вдохновляющими Вас на создание чего-то подобного в России.
Ответы на эти вопросы и выполнение заданий помогут Вам лучше ориентироваться в ключевых
понятиях монтессори-педагогики и монтессори-терапии. Вы можете обсудить их со своими друзьями
и коллегами. До встречи, друзья! Надеемся, Вы уже ждете наших следующих писем!
Спасибо за плодотворную работу, с уважением
Елена Александровна Хилтунен
Мне
интересно и важно знать, нравится ли Вам такой стиль проведения учебных
занятий и наши публикации. Буду рада, если Вы заполните листок обратной
связи и пришлете мне. В этом случае по окончании учебной Программы Вы получите Сертификат участия в ней.
Или пишите нам прямо в Телеграм:
Свои письменные ответы на вопросы к уроку в виде эссе и фотонаблюдений Вы можете присылать нам в Telegram. Нажимайте, пожалуйста, на синюю кнопку!
Если Вы осваиваете нашу Программу на компьютере, то скачать и установить Telegram можно здесь: скачать Telegram.