Монтессори-клуб
Мария Монтессори

Начало образного мышления

«Интеллект ребенка - благодатная почва для посева, в нее можно посеять все, что угодно, и посеянная культура со временем прорастет... Ребенок не будет проявлять интереса к знаниям, если зерна интереса посеять слишком поздно, но в шесть лет элементы культуры воспринимаются им с энтузиазмом, и зерна, посеянные в это время, прорастут и дадут свои плоды» (М. Монтессори. Как развить внутренний потенциал человека).



Отрывки из книги «Как развить внутренний потенциал человека»
Благотворительный фонд «Волонтеры», Санкт-Петербург, 2011

Шести-семилетние лаборанты-исследователи

Нынешняя психология, разделяющая мышление человека на три вида: конкретно-действенное, конкретно-образное и абстрактное, вполне соответствует идеям столетней давности, разве что называет эти периоды более современными терминами.

«Интеллект ребенка, – пишет М. Монтессори, – благодатная почва для посева, в нее можно посеять все, что угодно, и посеянная культура со временем прорастет... Ребенок не будет проявлять интереса к знаниям, если зерна интереса посеять слишком поздно, но в шесть лет элементы культуры воспринимаются им с энтузиазмом, и зерна, посеянные в это время, прорастут и дадут свои плоды» (М. Монтессори. Как развить внутренний потенциал человека).

Это ли не характеристика конкретно-образного мышления учеников первых двух классов современной начальной школы, для которых важно воспринять, прежде всего, односторонний образ предмета, произвести с ним эффектное действие, но не докапываться до причинности явления. М. Монтессори называла детей этого возраста «лаборантами-исследователями». А в 3-4 классе они начинают искать причинность возникновения того или иного явления и пытаются доказывать свои суждения, опираясь на собственные наблюдения. То есть действуют как истинные ученые. Конкретно-образное мышление современная психология как раз и характеризует тем, что отвлеченные мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы. И позднее переводит их в понимание общих закономерностей природы и человеческого общества. В этот период активно формируется абстрактное мышление человека – высшая ступень познания им действительности.

Ручная работа

Шестилетний ребенок, ранее посещавший монтессори-сад, обладает определенными, уже сформированными культурными интересами, любовью к порядку и даже к математике – предмету, который часто представляет трудность для ребенка средних способностей. Кроме того, разум ребенка уже контролирует и направляет мелкую моторику рук (движение руки во время письма).

Практическая работа с детьми в наших начальных школах получила такое одобрение в обществе, что применяемые нами упражнения по развитию моторики рук стали широко использоваться и в тех школах, где обучение построено на совершенно иных педагогических принципах.

На следующем, более высоком этапе обучения мы также предоставляем детям возможность обучения на основе работы рук, особенно в области механики и физики. Например, во время изучения закона о давлении и сопротивлении материалов детям дается задание построить такой каменный свод, чтобы его элементы держались без цемента. Сооружая мосты, аэропланы, железные дороги (рассчитывая соответствующую кривую), они знакомятся с законами статики и динамики, изучение которых входит в школьную программу. Так происходит везде, где наш метод используется правильно и при этом имеется необходимый дидактический материал. В тех случаях, когда это возможно, для подготовки детей к жизни в обществе их знакомят с различными механическими устройствами, использующимися в нашей практической жизни, в которой широко применяются различные виды машин.

Изучение механизмов

Перенимая эти элементы нашего метода, некоторые современные школы, особенно в Соединенных Штатах, предоставили детям возможность на данной стадии развития заняться не только изучением механизмов, которые служат наглядными пособиями, но и предназначенными для общего развития интеллекта.

В эти школы вместе с изучением различных механизмов пришла и свобода: детям на уроке позволено выбирать себе занятие по душе, что хорошо до определенной степени. Между тем тот материал, который не может быть освоен путем работы рук, исключается из процесса обучения как несущественный: считается, что математику и другие абстрактные дисциплины дети не смогут освоить в процессе свободной спонтанной деятельности. Такие школы, в которых обучение строится на практической работе, прямо противоположны так называемым «традиционным» школам, где в основном обучают абстрактным дисциплинам и заучиванию фактов. Мы против и того и другого методов.

Личность – это единое и неделимое целое, и все ментальные установки зависят от одного центра. Эту тайну не раз раскрывал перед нами сам ребенок, осваивая различные области знания, включая абстрактные, превосходя наши желания и ожидания, при этом, наряду с работой разума, разрешалось работать и рукам ребенка. У детей проявляется огромное стремление к абстрактным дисциплинам, если они первоначально осваивают их через работу рук. Шестилетние дети приступают к изучению таких областей знаний, которые до настоящего времени им были недоступны, прежде всего, это грамматика и математика.

Рука плюс разум

Удивительно, как могла возникнуть идея, что ручной труд характерен для человека с неразвитым интеллектом, а интеллектуально развитый человек проявляет абсолютную беспомощность, когда нужно что-то сделать своими руками! Должны ли люди разделяться на работников только умственного или только физического труда, вместо того чтобы предоставить человеку возможность функционировать как целостной личности? Где логика в том, что одностороннее развитие может способствовать формированию единого целого?

На современных конференциях весьма известные люди, которые посвятили свою жизнь педагогике, всерьез обсуждают, что предпочтительнее: метод практического 
обучения или интеллектуальное развитие. Но ведь сами дети уже открыли нам, что знание какой-либо дисциплины есть результат только всестороннего развития, результат интеллектуальной деятельности, дополняемой деятельностью рук. Позвольте личности функционировать как единому целому, и тогда процесс обучения будет успешным, в противном случае – нет! Племена, группы, народы – это результат такой же спонтанной дисциплины и объединения людей. Есть только одна проблема – всестороннее развитие человека; если она будет решена в рамках какой-либо категории людей – будь то дети или люди в целом, то и последующее развитие будет происходить самопроизвольно и гармонично.

Теперь мы убедились, что в образовательном процессе должна быть задействована личность ребенка в целом, но сначала ему следует с помощью идеи космического воспитания определить ориентиры. Встает вопрос: в какой форме и когда эта идея должна быть ему предъявлена?

Старшие и младшие

Надо начинать с младших учащихся, на которых уже проверена эффективность опосредованного подхода к обучению, например, когда в их присутствии что-то объяснялось старшим детям; это вполне возможно, поскольку во всех наших школах, за небольшим исключением, обучаются дети разных возрастов. Когда мы пытаемся показать нечто новое старшим детям, малыши толпятся вокруг, проявляя свой неподдельный интерес.

Особенно сильно шестилетние дети проявляют свою заинтересованность к схеме, иллюстрирующей сравнительные размеры Солнца и Земли с помощью шара и точки. Младшие дети испытывают трепет при осознании увиденного, они не могут оторваться от схемы, хотя старшие дети, для которых планировался этот урок, не видят в этом ничего необычного, им нужно нечто более удивительное, что всколыхнуло бы их интерес.

Существует разница между восторженностью и простым пониманием. Точка и шар затрагивают воображение ребенка, переполняя его восторгом от понимания, что они не принадлежат к миру физических вещей, окружающих его, от понимания, что их нельзя потрогать руками. Кроме того, если такая схема оставила старшего ребенка равнодушным, это не означает, что больше ничто не сможет затронуть его воображения и семимильными шагами перенести из собственного маленького мира в более широкие сферы, в неизвестную Вселенную, что он не сможет постигнуть этих чудес и таинств без нашей помощи.

Вообразить, чтобы понять

Ребенок в период от шести до двенадцати лет движется к высшей реальности, которую можно постичь только благодаря воображению. Образное восприятие в корне отличается от обычного восприятия предметного мира, поскольку оно не имеет границ. Воображение может бороздить не только безграничное пространство космоса, но и не имеющее границ время; мы можем вернуться на несколько веков назад и увидеть Землю вместе с ее обитателями, какой она когда-то была. Чтобы убедиться, понимает ли ребенок то, о чем мы ему говорим, мы должны понять, может ли он мысленно представить это, может ли подняться выше уровня простого понимания услышанного.

Человеческое сознание приходит в этот мир как яркая вспышка воображения. Все, созданное человеком, физическое или духовное, есть плод чьего-то воображения. Без работы воображения изучение истории и географии невозможно, и когда мы пытаемся знакомить детей с Вселенной, на что еще мы можем опереться, как не на их воображение?

Я считаю преступлением, обучая детей с помощью предметов, которые могут быть хорошими творческими помощниками в развитии образного мышления, отказываться от опоры на их воображение, а вместо этого требовать простого заучивания фактов, которые они не в силах себе представить. Надо пробудить в ребенке силу воображения, заразить его энтузиазмом, а затем постоянно подкидывать поленья в пламя, которое разожгли.

 Секрет хорошего обучения состоит в том, чтобы относиться к разуму ребенка как к плодородному полю, на котором можно посеять зерна, которые прорастут благодаря пламени воображения.

Нам нужны ученики, жаждущие знаний

Таким образом, наша цель состоит не только в том, чтобы добиться от ребенка понимания и заставлять его механически заучивать факты, а будоражить его воображение, чтобы привести его душу в полнейший восторг. Нам не нужны почтительно внимающие нашим словам ученики, нам нужны ученики, жаждущие знаний. Мы стремимся знакомить наших учеников с жизнью, а не с теориями, помогать им в интеллектуальном, эмоциональном и физическом развитии, а для этого мы должны предоставить человеческому разуму возвышенную и благородную пищу, которую он будет усваивать.

Все педагоги в целом согласны, что развитие образного мышления имеет важное значение, но они предпочитают развивать его в отрыве от интеллектуального развития так же, как они отделяют интеллектуальное развитие от развития моторики рук. Они, фактически, расчленяют личность на части. Они хотят, чтобы в школе ребенок заучивал сухие факты из реальной действительности, в то время как воображение ребенка развивается через сказки, связанные с миром, который наполнен чудесами, в отличие от мира, в котором они живут. Сказки дают возможность детям почувствовать сострадание или страх, поскольку они рассказывают о несчастьях и горестях голодных и заброшенных детей, которых угнетают и которых предают. Как взрослые находят удовольствие в трагических сюжетах, так и сказки о гоблинах и монстрах доставляют удовольствие детям, будоражат их воображение, но никоим образом не связывают с реальностью.

С другой стороны, предлагая детям рассказ о Вселенной, мы предоставляем им возможность представить нечто, в тысячу раз превосходящее бескрайние просторы и таинственность волшебного мира, драму, которую не раскроет ни одна сказка. Если воображение ребенка развивать только сказками, то в лучшем случае впоследствии он будет получать такое же удовольствие при чтении романов, но мы не можем ограничивать образование только этим. 
Разум, который привык находить удовольствие только в волшебных сказках, медленно, но верно обретет леность и неспособность к более благородным занятиям. В жизни мы находим слишком много примеров праздности ума, люди интересуются только тем, как бы лучше одеться, посплетничать или посмотреть кинофильм. Их интеллект навсегда похоронен под плитой, которую уже не сдвинуть с места. Часто их интересы ограничиваются настолько, что концентрируются только на собственной персоне, исключив интерес к чудесам нашего мира и сочувствие к страданиям других людей. Их участь – подлинная смерть при жизни.
 
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (43) 20014
Фото с сайта www.vs.de
Материалы урока
Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?

Начальная и средняя школа Монтессори становятся все более актуальными. Несколько нынешних частных практик, к сожалению, не в состоянии представить нам образ такой школы. Но история говорит, что для ее создания у нас в отличие от многих других стран мира есть серьезные историко-культурные основания. Речь идет о начальной монтессори-школе для детей после семи лет, которую в 30-х годах ХХ века организовали в Ленинграде Юлия Ивановна Фаусек и ее коллеги – талантливые учительницы начальных классов Андриановы.  Выходит,  опыт монтессори-школ в России требует скорее современного  возрождения, чем восприятия западной модели.

Читать далее
Об ответственности как результате свободы

«Школа – лаборатория исследования жизни. В такой школе учитель не транслятор знаний, не контролер-оценщик, а педагог-исследователь, творческий создатель мотиваций для самостоятельной учебы, главный помощник, старший друг ученика. Или, говоря ученым языком, организатор свободной образовательной деятельности детей, основная функция которого – развитие универсальных учебных действий».Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век»

Читать далее



Книжная полка современного монтессори-педагога:
Задание

Завершая сегодняшнее занятие, предлагаю обдумать прочитанные статьи и ответить на такие важные вопросы.

1. Как  Вы понимаете метафору Марии Монтессори об интеллекте ребенка, вступающего в пору школьной жизни? Можем ли мы, по-вашему, отнести ее к современным детям? Что надо изменить в организации современных начальных школ, чтобы ребенок в их стенах проявлял интерес к заниям и воспринимал их с энтузиазмом?

2. Чем похожа, и чем отличается подготовленная среда для свободной работы младших школьников, созданная Юлией Фаусек и ее коллегами в 30-е годы, от современных школьных образовательных сред, которые Вы наблюдали в российских монтессори-школах?

3. Приведите 3 цитаты из статьи Фрэда Кулика, которые Вы считаете наиболее интересными и вдохновляющими Вас на создание чего-то подобного в России.

Ответы на эти вопросы и выполнение заданий помогут Вам лучше ориентироваться в ключевых понятиях монтессори-педагогики и монтессори-терапии. Вы можете обсудить их со своими друзьями и коллегами. До встречи, друзья! Надеемся, Вы уже ждете наших следующих писем!

Спасибо за плодотворную работу, с уважением
Елена Александровна Хилтунен

Мне интересно и важно знать, нравится ли Вам такой стиль проведения учебных занятий и наши публикации. Буду рада, если Вы заполните листок обратной связи и пришлете мне. В этом случае по окончании учебной Программы Вы получите Сертификат участия в ней.

Ваши ответы на домашнее задание:

Ваше имя:


Ваш email:


Ваши ответы и комментарии:




Или пишите нам прямо в Телеграм:

Свои письменные ответы на вопросы к уроку в виде эссе и фотонаблюдений Вы можете присылать нам в Telegram. Нажимайте, пожалуйста, на синюю кнопку!

Если Вы осваиваете нашу Программу на компьютере, то скачать и установить Telegram можно здесь: скачать Telegram.


Написать в Telegram


или открыть на телефоне:





montessoriclub-online.ru