Мария Монтессори
Накрываем на стол? Нет! Изучаем геометрию!
Нам часто представляется, что простые действия ребенка не напрягают его интеллект, и, следовательно, не ведут по дороге развития. Мы постоянно завышаем свои требования и ждем от детей радостного восприятия мира. Но настоящего удивления, радости открытия в детских глазах мы почему-то при этом не наблюдаем. А ведь в том-то и дело, что такие счастливые ощущения возникают в момент осознания ребенком победы над своим незнанием или неумением. Значит, учение должно быть легким и радостным, а не мучительным и трудным.
Из книги
М.Монтессори «Научная педагогика Двухтомник» Изд. «Народная книга», 2013
«Обучение маленьких детей должно быть направлено к уменьшению траты сил, к превращению усилий в радость победы легкой и полной. Мы проводники этого путешественника, едва вступившего в огромный мир человеческой мысли, и должны стараться быть разумными, культурными проводниками, не тратить напрасно слов, но кратко и сжато объяснять предметы, к которым путник обнаружит интерес, и почтительно давать ему наслаждаться созерцанием столько, сколько ему будет угодно. Но надо обращать его внимание на важное и прекрасное, дабы он не тратил сил и времени на бесполезные вещи и из своего странствования извлекал только пользу и удовольствие» (Мария Монтессори).Я уже касалась другого предрассудка, будто ребенку лучше показывать геометрические фигуры в трех измерениях, чем в плоскости куб, шар, призму. Оставим в стороне физиологическую сторону вопроса и тот факт, что зрительное распознавание тел гораздо сложнее распознавания плоских фигур, и рассмотрим вопрос в чисто педагогической области практической жизни.
Огромное большинство предметов, которое мы ежедневно видим, внешностью сильно напоминают наши плоские геометрические вкладки. Двери, оконные рамы, картины в рамках, деревянные или мраморные доски столов — это тела с сильно уменьшенным третьим измерением, другие же два измерения, определяющие форму поверхности, так и бросаются в глаза.
Следовательно, преобладает плоская форма, и мы говорим, что окно прямоугольное, рамка картины овальная, стол квадратный.
Тела, выраженные в плоской форме, — это почти все, что мы видим, и такие тела отчетливо изображаются нашими плоскими геометрическими вкладками.
Ребенок часто узнает в окружающей его обстановке формы, воспринятые этим путем, но редко будет узнавать геометрические тела. То, что ножка стола есть призма или усеченный конус, или длинный цилиндр, он поймет гораздо позже той минуты, когда заметил, что доска стола, на который он кладет предмет, прямоугольна. Поэтому мы и не говорим ему о том, что дом есть призма или куб.
В самом деле, чистые геометрические тела не встречаются в обыкновенных предметах, окружающих нас. Предметы представляют собою комбинации форм. Оставляя в стороне трудность определить с первого взгляда сложную форму шкафа, скажем, что ребенок должен узнавать не тождество, а аналогию форм.
Геометрические же формы ребенок будет узнавать в окнах, дверях и гранях многих предметов, имеющихся в доме, в рамках картин, развешанных по стенам, в самих этих стенах. И это распознавание формы плоских геометрических фигур будет для него чем-то вроде магического ключа, отпирающего внешний мир и дающего утешительную иллюзию, что он знает его тайны.
Вольное рисование
Я даю ребенку лист белой бумаги и карандаш и предлагаю рисовать все, что ему вздумается. Детские рисунки давно уже обращают на себя внимание экспериментальных психологов. Ценность их в том, что они обнаруживают способность ребенка к наблюдению, а также его индивидуальные склонности.
Обыкновенно первые рисунки получаются некрасивые и непонятные, и наставнице приходится спрашивать ребенка, что он хотел нарисовать и под рисунком делать соответствующую подпись.
Мало-помалу рисунки становятся более отчетливыми и свидетельствуют о том, что у ребенка развивается наблюдательность. Часто грубый эскиз отмечает самые мелкие детали предмета. По тому, что и как рисует ребенок, можно узнать, какие предметы сильнее привлекают его внимание.
Рисунки, дополняющие картонные фигурки
Мы даем детям рисовать ставни и двери в фасадах домов, решетки у ворот и т.д. Чаще всего эти рисунки ребенок исполняет на собственных фигурках, после того, как они хорошенько подсохнут, через день-два после наклеивания.
Рисование, заключающееся в заполнении штрихами контуров
Эти рисунки чрезвычайно важны, так как готовят руку ребенка к письму. Кроме воспитания хроматического чувства, штриховкой контуров достигается то, что и вольным рисованием — развития наблюдательности к форме. Штриховка развивает способность ребенка к наблюдению цветов. Вольное рисование обнаруживает степень наблюдательности ребенка. Об этом подробнее будет сказано в главе о письме. Упражнение заключается в том, что ребенок заштриховывает цветными карандашами черные контуры. Это — контуры простых геометрических фигур и различных предметов, с которыми ребенок знакомится в классе, в доме и в саду. Ребенок сам выбирает цвет карандаша, и его выбор показывает, насколько точно он наблюдал цвета окружающих предметов.
Игрушки Равиццы, геометрические тела и отпечатки
Г-жа Алессандрина Равицца из Милана изобрела художественные игрушки, из которых некоторые я ввела в свою дидактическую систему. Одна серия таких игрушек состоит из деревянных дощечек, вырезанных по контурам какой-нибудь фигуры и поставленных на ножку. Фигуры разрисованы цветными карандашами схематично. Например, дерево, верхушка которого имеет круглую форму, и другое дерево — с треугольной верхушкой. Дощечки вырезаны по контуру и раскрашены: ветви — в зеленый цвет, ствол — в коричневый и т.д. Другие игрушки изображают домик в лесу, замок, человека, животных. Каждая фигура одинаково раскрашена с обеих сторон.
Эти игрушки напоминают детям две уже известные им вещи: плоские геометрические вкладки, — те же раскрашенные фигуры, изображающие форму предмета, — и картонные контурные фигурки, раскрашиваемые и разрисовываемые самими детьми.
Дети рассказывают, что означает игрушка. Они с удовольствием берут ее в руки, осматривают со всех сторон, вертят в руках. Цель этих художественных игрушек — приучить ребенка к интерпретации фигур, которые он видит в иллюстрированных книгах, на картинах. Известно, с каким трудом маленьким детям дается смысл фигур, которые только смотрят на них с любопытством, сгорая жаждой понять. Известно также, с каким удовольствием они позднее начинают разглядывать красивые картинки в книгах, получаемых в подарок.
Игрушки Равиццы — это мост, постепенно ведущий ребенка к умению наслаждаться фигурой и краской. Дети учатся рассматривать картины в рамках, развешанных по стенам немного повыше их головы, и, видимо, испытывают удовольствие от сознания, что умеют «объяснить» картину. Однажды после долгого рассматривания картины на стене одна из наших малюток промолвила, словно про себя: «Я все знаю».
Другая серия игрушек Равиццы, примененных мною, представляет собою карикатурные человеческие фигурки из геометрических тел. Например, мальчик изображен так: голова — шаром, туловище — усеченным конусом, ноги — двумя цилиндрами. Геометрические тела не представляют в точности той или иной формы, а лишь значительное приближение к ней. Игрушки раскрашены в яркие цвета, как и части лица. На платье обозначен передник. Есть у нас кукла, несущая большую картонку портнихи. Картонка окрашена в темно-коричневый цвет и удерживается на плече куклы ремешком. Такие игрушки отчетливо изображают фигуру. Дети необычайно легко учатся распознавать отдельные части, составляющие предмет, т.е. формы геометрических тел…
…Геометрический анализ фигур: стороны, углы, центр, ребра. Геометрический анализ фигур недоступен маленьким детям. Я попыталась облегчить им введение в подобный анализ, ограничив работу прямоугольником, и придумала игру, заключающую в себе анализ, не напрягающий чрезмерно внимания ребенка, а лишь ясно иллюстрирующий понятие прямоугольника.
Прямоугольник, которым я пользуюсь, это — поверхность одного из детских столиков, а игра заключается в том, что они накрывают на стол. В каждом из «Домов ребенка» у меня имеются миниатюрные обеденные принадлежности, какие можно достать в любом игрушечном магазине: тарелки, блюда, суповые чашки, солонки, стаканы, бутылки, маленькие ножи, вилки и ложки.
Я даю детям накрыть стол на шесть персон: по два прибора на каждую из длинных сторон и по одному прибору на коротких сторонах стола. Дети берут соответствующие предметы и раскладывают их согласно моим указаниям. Я даю им поставить миску в центр стола, положить салфетку в угол. «Поставь эту тарелку в центре короткой стороны». Предлагаю ребенку взглянуть на стол и говорю: «В этом углу чего-то недостает; поставь стакан на эту сторону. Посмотрим, все ли мы правильно расставили на длинных сторонах? на коротких сторонах? все ли на месте в четырех углах?».
Не думаю, чтобы можно было приступить к более сложному анализу с детьми моложе шести лет. Полагаю, что ребенок в один прекрасный день возьмет какую-нибудь из плоских вкладок и самостоятельно начнет считать углы и стороны. Конечно, если познакомить его с этими понятиями, он их заучит, но это будет просто выучка, а не опыт.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (34) 2012 г.
фото из архива Е.Хилтунен
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.