Монтессори-клуб
Елена Хилтунен

Трава в банке – весенний дизайн

Терпение – очень важное человеческое качество. С самого маленького возраста М. Монтессори приучала детей к терпению. Она ставила на полку всего по одному дидактическому материалу, и, если тебе захотелось взять тот же материал, что и другому, придется терпеливо дождаться своей очереди. А если ты взялся сортировать зерна в плошке, имей терпение, не оставляй свою работу на полпути.



Работа с отсроченным результатом

Дома легко найти детям занятие с отсроченным результатом, чтобы они незаметно тренировали чувство терпения, умели терпеливо ждать и надеяться на лучшее.    Мы с детьми вспомнили, что весна в разгаре, когда обнаружили, что во дворе растаял последний сугроб. Все потребовали срочно доставать весенние куртки и покупать новые сандалии, так как старые стали безнадежно малы. Еще чуть-чуть, и синие диванные подушки переменятся на зеленые, коврик в коридоре превратится в цветочную полянку, а плед на бабушкином кресле станет весенне-летним.

Ну, и конечно, надо скорее проращивать семена – весной все так делают.

Надели фартуки и засучили рукава. С балкона принесли мешочек специальной цветочной земли.  Сажать семена зеленой канадской травы решили в прозрачную банку, чтобы лучше было видно, как семена будут прорастать.  Малике доверили большой ложкой пересыпать землю в банку, но Мартин с Бруно не отставали, тоже насыпали. 

– Не сыпьте слишком много, – руководит Бруно, – у нас семена маленькие, им не надо много земли.

Зачем поливать посаженные семена?

 – Я буду первая зернышки сыпать! – закричала Малика. Она насыпала себе в ладошку семена из пакетика и положила  их в банку с землей.  Мальчики последовали ее примеру. Потом Мартин аккуратно распределил их по поверхности банки, взял из пакета немного земли и посыпал семена сверху тонким слоем. Теперь их надо полить. А зачем?


– В энциклопедии написано, что семена без воды не прорастут, сказал Мартин.
– Семенам точно нужна вода! И много воды! Иногда их даже без земли, в одной воде проращивают. Наша учительница так в школе делала, – сообщил Бруно.
– Тогда давайте скорее их поливать!
Дети вооружились пульверизатором и каждый немного попшикал в банку.
– Теперь я подожду, когда появится зеленая трава, – сказала Малика. 

Мальчишки стали хохотать: жди, жди, а мы лучше гулять пойдем, а потом поужинаем, и спать ляжем, а потом еще немножко поживем, пока ты тут у банки с семенами ждешь!... 

Малика обиделась, но я ее утешила, сообщив что семена всходят очень медленно, и должно пройти время – несколько дней, – чтобы появилась зеленая трава. Так что мы с ней, не спеша, убрали стол, на котором работали, и ушли в другую комнату. 

Прошла пара недель. Дети постоянно поливали банку с травой. Проросла трава к концу  первой недели. И сразу не по дням, а по часам стала тянуться вверх. Мы поставили ее на кухонный стол, и она стояла у нас целый месяц, радуя глаз и сохраняя наше замечательное весеннее настроение.

Кристаллы Мартина

«Мама! Поздравляю тебя с весной и дарю тебе кристаллы, которые я сам вырастил. Мартин». Так написал Мартин на открытке и приклеил к ней фотографии своих кристаллов. Сначала он сам их вырастил, а потом сам сфотографировал, потому что думал, что их когда-нибудь кто-нибудь случайно сломает, и он в другой раз не сможет вырастить  такую волшебную красоту.

Я не успела сфотографировать Мартина, когда он закладывал свой опыт с кристаллами. Кажется, меня просто не было дома. Но он потом рассказал, что за чем происходило. Впрочем, у него была книжка с описанием выращивания кристаллов, и к ней прилагались несколько пакетиков с порошками. Стаканчики и нитки, с помощью которых он работал, были взяты самые обыкновенные, из посудного шкафа. А в пакетиках был медный купорос, кристаллы меди, поваренная соль, несколько маленьких камней, на которые надо было нарастить кристаллы.


Нежные розовые кристаллы получились на дне блюдечка и на стенках стаканчика, после того как выпарилась вода из раствора соли и красной меди. Голубыми кристаллами покрылись камушки, опущенные на нитке в раствор с медным купоросом. Впрочем, любой из нас из школьной программы знает, как выращивать кристаллы. Дело не в этом.

Вырастить кристалл нельзя за полчаса. Надо несколько дней, а порой целый месяц подбегать к стаканчику, где выращивается кристалл, и смотреть, и замечать, как меняется картина.

Терпение и наблюдение за волшебным явлением природы, которым ты сам управляешь – вот что главное в этой работе. Умение наблюдать, видеть прекрасное, удивляться и восхищаться увиденным – это ли ни прекрасные человеческие качества, которые проявляются в человеке уже в 7 – 8 лет, когда все чувства уже приготовились и напряглись в стремлении воспринимать и покорять окружающий мир?! Будем помнить об этом и в нужный момент обязательно подложим под подушку ребенку книгу о выращивании кристаллов…  

Иностранный букварь

Однажды к нам в гости приехала Юля Цирульникова. Она учится в шестом классе московской школы. Мартин стал показывать ей свои финские  школьные учебники,  и совершенно незаметно они вдруг решили заняться переводом финского Букваря, у которого было волшебное название «Секретный букварь». Юля, конечно, не знала финского языка, но ей хотелось узнать, почему букварь секретный. А Мартин готов был начать переводить с финского. Вместе они решили самостоятельно, кроме перевода текста, еще и  перерисовать  картинки, чтобы потом получилась настоящая самодельная книжка.


Разумеется, мы с Юлиным папой поддержали случайно возникший проект, и пришли к выводу, что здорово было бы изучать иностранный язык (не важно какой – финский, английский или итальянский) вот так, создавая детские варианты Букварей разных стран. Конечно, работа требует времени и терпения, ведь перевести Букварь с начала до конца, да еще и перерисовать его картинки – дело кропотливое. Юлин папа подсчитал, что, если переводить по две страницы в день, понадобится примерно два с половиной месяца. Но зато как легко и весело можно изучать иностранный язык! И польза для всех явная – Буквари разных стран можно будет прочитать на разных языках.

Если Вы сможете раздобыть иностранные Буквари (хотя бы английский, немецкий, французский),  предложите своим 7-8-летним детям заняться их переводом на русский!

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (22) 2010 г.
Фото автора

Материалы урока
Следуя за М. Монтессори, попробуем превратить психологический инструментарий в автодидактические материалы

Начиная это исследование, мы обратились к одной из наиболее популярных в последние годы  диагностике маленьких детей – Мюнхенской функциональной диагностике, созданной немецкими учеными под руководством профессора Теодора Хельбругге в Мюнхенском детском Центре, где медики, психологи и педагоги работают, опираясь на принципиальные идеи Марии Монтессори. Если следовать этим принципам, предметы, которые окружают ребенка, должны представлять собой не просто игрушки, но некие дидактизированные психологические инструменты, данные детям в постоянное пользование. Вот мы и пытаемся определить, что это могут быть за предметы, и можно ли с их помощью оборудовать развивающие среды групп «Вместе с мамой». Сегодня речь пойдет о помощи детям в формировании функции языка и самостоятельности.

Читать далее
Накрываем на стол? Нет! Изучаем геометрию!

Нам часто представляется, что простые действия ребенка не напрягают его интеллект, и, следовательно, не ведут по дороге развития. Мы постоянно завышаем свои требования и ждем от детей радостного восприятия мира. Но настоящего  удивления, радости открытия в детских глазах мы почему-то при этом не наблюдаем. А ведь в том-то и дело, что такие счастливые ощущения возникают в момент осознания ребенком победы над своим незнанием или неумением. Значит, учение должно быть легким и радостным, а не мучительным и трудным. 

Читать далее
Рисование по методу М. Монтессори. Часть 2

С одной стороны эта статья - гимн работе детей с металлическими рамками и вкладышами Монтессори, а с другой – резкое осуждение наших представлений о свободном рисовании детей как о развитии их творческих способностей. Ю. Фаусек убеждена, что  хорошо организованная педагогом штриховка рамок и вкладок, а также раскрашивание контуров, с лихвой окупят незрелое свободное рисование детей. Такая работа даст им намного больше, чем предоставление возможности «творить» на листе бумаги неокрепшей рукой и мышлением пока не готовым к настоящему творчеству. Предлагаем нашим читателям еще и еще раз вдуматься в педагогику Монтессори, как принципиально иной подход к воспитанию детей. Иной и, возможно, наиболее точный.

Читать далее


Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Узнайте подробности
Задание

Завершая сегодняшнее занятие, предлагаю обдумать прочитанные статьи, ответить на  вопросы к занятию и написать нам свои ответы в виде эссе в обратную связь.

1. Какие 4 важных особенности детского развития фиксируют психологи с помощью функциональной диагностики, и какие из предметов этой диагностики Вам удалось превратить в развивающие "игрушки" своих детей в домашних условиях? Сфотографируйте некоторые из них и пришлите нам на форму обратной связи.

2. Приведите примеры занятий детей дома, в которых дети вне школьной программы могут познавать секреты математических наук, особенно геометрии.

3. Как связана с изучением геометрии и других наук обводка и штриховка металлических рамок и вкладок М. Монтессори. Пришлите нам на форму обратной связи домашние работы детей, связанные со штриховкой форм и детских раскрасок.

4. Задание. Посадите вместе с детьми семена растений в горшочки на своем окне, и пришлите нам последовательную цепочку фотографий этого занятия.

Ответы на эти вопросы и выполнение заданий помогут Вам лучше ориентироваться в ключевых понятиях монтессори-педагогики. Вы можете обсудить их со своими друзьями и коллегами. До встречи, друзья! Надеемся, Вы уже ждете наших следующих писем!

Спасибо за плодотворную работу, с уважением
Елена Александровна Хилтунен


Ваши ответы на домашнее задание:

Ваше имя:


Ваш email:


Ваши ответы и комментарии:




Или пишите нам прямо в Телеграм:

Свои письменные ответы на вопросы к уроку в виде эссе и фотонаблюдений Вы можете присылать нам в Telegram. Нажимайте, пожалуйста, на синюю кнопку!

Если Вы осваиваете нашу Программу на компьютере, то скачать и установить Telegram можно здесь: скачать Telegram.


Написать в Telegram


или открыть на телефоне:





montessoriclub-online.ru