Монтессори-клуб
Фред Кулик

Об ответственности как результате свободы

«Школа – лаборатория исследования жизни. В такой школе учитель не транслятор знаний, не контролер-оценщик, а педагог-исследователь, творческий создатель мотиваций для самостоятельной учебы, главный помощник, старший друг ученика. Или, говоря ученым языком, организатор свободной образовательной деятельности детей, основная функция которого – развитие универсальных учебных действий».Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век»



Статистика: в Нидерландах есть 150 начальных и 12 средних школ Монтессори

Школьное образование в Голландии является обязательным и бесплатным с четырех до шестнадцати. Детские сады — платные, отдать туда ребенка можно с трех месяцев. Начальные школы — с четырех до двенадцати лет. В средней школе — 32 урока в неделю. В рамках этого количества часов каждая школа самостоятельно решает, сколько уроков отвести на изучение того или иного предмета.

В Голландии существуют несколько типов школ с альтернативным обучением. Оно наиболее развито в начальных школах. Альтернативное обучение в средних школах в основном базируется на идеях Монтессори, Дальтона и Штайнера. По методу Монтессори преподают в 150 начальных школах и лишь в 12 средних. Других альтернативных школ гораздо меньше, но их число растет.


Все альтернативные школы, кроме Вальдорфских, имеют такую же программу, как и другие школы страны, и финансируются государством. Ученики сдают такие же выпускные экзамены, как и в других школах, и, таким образом, их дипломы обладают той же силой.

Единственное, чем альтернативные школы отличаются от обычных — это методом обучения

Как применить этот метод для учеников средней школы в возрасте от 12 до 19 лет? Монтессори создала дидактические материалы только для младших детей. О старших она сказала, что ребенок становится взрослым и хочет играть роль взрослого в обществе. Это период жизни, когда формируется человек социальный. Главной целью образования подростков должно стать формирование личности.

В нашем сложном, высокоорганизованном и быстро меняющемся обществе или лучше — обществах – детям необходимо приобрести знания и понимания по большому кругу предметов. Главной задачей средних школ в Голландии является дать эти знания и понимания ученикам. Однако для того, чтобы быть взрослым, требуется гораздо больше – надо быть развитой личностью, знать свои возможности, обладать уверенностью, иметь собственное мнение и уметь самостоятельно принимать решения. И, что очень важно, социализированный человек знает, чего делать нельзя. Короче, чтобы успешно жить в обществе, нужно знать свои пределы и возможности.

Взрослый умеет нести на себе ответственность. Развитие и обучение этой способности — важная цель школ Монтессори. Однако умение быть личностью и брать ответственность на себя не может являться школьным предметом. Подобное умение — некий универсальный продукт воспитания. При обучении по методу Монтессори эта способность развивается как бы сама собой. Ученикам дается большая свобода, а значит, на них возлагается и большая ответственность за их работу и за прогресс в этой работе. В школах Монтессори учитель редко учит, стоя перед классом, в то время как ученики пассивно усваивают знания. В основном ученики работают самостоятельно. При этом всякий, кто в учителе нуждается, тут же находит его, а тому, кто справляется сам, ничто не напоминает о его присутствии в классе.


Познание своих возможностей и пределов может быть стимулировано обучающими материалами. Материалы построены так, что предполагают развитие установки на умение воспринимать факты и мнения с критической точки зрения. Тот способ, каким учитель оценивает вместе с учеником его достижения, приводит к развитию способности ученика к адекватной самооценке. Есть учебные предметы, которые предполагают работу в малых группах.

В 1945 году создатель нашей школы вместе с Марией Монтессори начал претворять в жизнь ее идеи. С тех пор многое изменилось, но основные принципы остались неизменными. И сегодня мы работаем так, как это описано выше. Главное в идеях Монтессори — это понимание, как помочь ученикам сделать свою работу самостоятельно.

По своему плану и в своем темпе

Учебный год разделен на 8 периодов по 4 недели. Каждый такой период называется pensum — латинское слово, которое переводится как „часть” или „срез”. Этот срез (pensa) делается  каждый год по каждому предмету. В начале года ученик получает pensumbook (книга срезов), в которой он видит, какую работу нужно сделать по каждому из изучаемых предметов. Например, первый срез для третьего года по физике выглядит следующим образом. 3-1 - Мосты: а) теория и вопросы в) практика, эксперименты с) контрольная работа. Цифра 3-1 указывает ученику, что это первый срез третьего года. В первой части ученик должен изучить теорию и ответить на вопросы. Когда он закончит это задание, он обсудит свою работу с учителем, и учитель распишется в первой клеточке, поставит дату во второй, оценку — в третьей.

Метод Монтессори учитывает, что ученики сильно отличаются друг от друга. И главное — они различаются темпом развития, скоростью научения. Таким образом, главной задачей всякой мало-мальски серьезной организации обучения является предоставление каждому ученику возможности работать в его собственном темпе. Именно поэтому обучающие материалы должны быть составлены таким образом, чтобы ученики могли работать самостоятельно. В нашей школе совсем немного уроков, когда учитель разговаривает со всеми учениками одновременно. В основном ученики работают самостоятельно или в малых группах из трех-четырех человек, а учитель ходит по классу от одного ученика к другому. Учитель отвечает на вопросы и помогает ученикам преодолеть возникающие трудности.

Когда ученик закончит теорию и практику, он может переходить к контрольной работе. Так как каждый работает в своем собственном темпе, то в классе всегда есть ученики, которые выполняют контрольную работу, в то время как другие все еще изучают теорию или экспериментируют. Также важно, чтобы каждый  мог исправить свою работу самостоятельно. В классной комнате есть книги, с помощью которых ребята проверяют свои ответы на вопросы, и, таким образом, они относительно независимы от учителя.


Мы стремимся к тому, чтобы ученики брали на себя большую часть ответственности за все, что они делают в школе. Для этого каждый ученик имеет своего персонального наставника. Раз в неделю наставник и ученик встречаются для обсуждения плана работы по каждому из предметов на следующую неделю. Они так же подводят итог прошедшей недели. Если что-либо не получается, пытаются найти причину и совместно выработать способ разрешения проблем. У каждого наставника есть специальный бланк-форма, на котором отмечено все, что ученик должен сделать. В этой форме отмечаются результаты встречи наставника и ученика. 

Основа метода Монтессори

  • Дети любят учиться самостоятельно в соответствии с доминантой своего развития. 
  • Детского интереса хватает лишь на одну задачу одновременно. Предмет же интереса меняется с развитием ребенка в достаточно определенной последовательности.
  • Детям нравится работать и развиваться, имея в руках осязаемый материал. От такого учения они испытывают удовольствие.
  • С материалом в руках они работают очень сосредоточенно и оказываются полностью захваченными своей деятельностью; учитель в такой ситуации им редко бывает нужен.
  • Пока та или иная способность не развита, они сколь угодно долго повторяют свою деятельность, не прерываясь.
  • "Я сделал сам" - ключ к удовлетворению от проделанной работы; в другой оценке они не нуждаются.

Воспитывающая среда

  • Хаос вокруг не помогает нормальной работе, не дает рассуждениям в голове ребенка вызреть;
  • аккуратность и чистота вызывают стремление к чистоте;
  • аккуратно разложенные на полках предметы вызывают стремление к систематичности;
  • окружение может быть таким, что у ребенка не возникает желания шуметь или мешать другим;
  • окружение должно быть таким, чтобы ребенку самому все время хотелось перейти в следующий сенситивный период.

Статья из журнала «Монтессори-клуб», № 1 (16), 2009
Фото с сайта https://www.jordanmlu.nl

Материалы урока
Начало образного мышления

«Интеллект ребенка - благодатная почва для посева, в нее можно посеять все, что угодно, и посеянная культура со временем прорастет... Ребенок не будет проявлять интереса к знаниям, если зерна интереса посеять слишком поздно, но в шесть лет элементы культуры воспринимаются им с энтузиазмом, и зерна, посеянные в это время, прорастут и дадут свои плоды» (М. Монтессори. Как развить внутренний потенциал человека).

Читать далее
Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?

Начальная и средняя школа Монтессори становятся все более актуальными. Несколько нынешних частных практик, к сожалению, не в состоянии представить нам образ такой школы. Но история говорит, что для ее создания у нас в отличие от многих других стран мира есть серьезные историко-культурные основания. Речь идет о начальной монтессори-школе для детей после семи лет, которую в 30-х годах ХХ века организовали в Ленинграде Юлия Ивановна Фаусек и ее коллеги – талантливые учительницы начальных классов Андриановы.  Выходит,  опыт монтессори-школ в России требует скорее современного  возрождения, чем восприятия западной модели.

Читать далее



Книжная полка современного монтессори-педагога:
Задание

Завершая сегодняшнее занятие, предлагаю обдумать прочитанные статьи и ответить на такие важные вопросы.

1. Как  Вы понимаете метафору Марии Монтессори об интеллекте ребенка, вступающего в пору школьной жизни? Можем ли мы, по-вашему, отнести ее к современным детям? Что надо изменить в организации современных начальных школ, чтобы ребенок в их стенах проявлял интерес к заниям и воспринимал их с энтузиазмом?

2. Чем похожа, и чем отличается подготовленная среда для свободной работы младших школьников, созданная Юлией Фаусек и ее коллегами в 30-е годы, от современных школьных образовательных сред, которые Вы наблюдали в российских монтессори-школах?

3. Приведите 3 цитаты из статьи Фрэда Кулика, которые Вы считаете наиболее интересными и вдохновляющими Вас на создание чего-то подобного в России.

Ответы на эти вопросы и выполнение заданий помогут Вам лучше ориентироваться в ключевых понятиях монтессори-педагогики и монтессори-терапии. Вы можете обсудить их со своими друзьями и коллегами. До встречи, друзья! Надеемся, Вы уже ждете наших следующих писем!

Спасибо за плодотворную работу, с уважением
Елена Александровна Хилтунен

Мне интересно и важно знать, нравится ли Вам такой стиль проведения учебных занятий и наши публикации. Буду рада, если Вы заполните листок обратной связи и пришлете мне. В этом случае по окончании учебной Программы Вы получите Сертификат участия в ней.

Ваши ответы на домашнее задание:

Ваше имя:


Ваш email:


Ваши ответы и комментарии:




Или пишите нам прямо в Телеграм:

Свои письменные ответы на вопросы к уроку в виде эссе и фотонаблюдений Вы можете присылать нам в Telegram. Нажимайте, пожалуйста, на синюю кнопку!

Если Вы осваиваете нашу Программу на компьютере, то скачать и установить Telegram можно здесь: скачать Telegram.


Написать в Telegram


или открыть на телефоне:





montessoriclub-online.ru