Фред Кулик
Об ответственности как результате свободы
«Школа – лаборатория исследования жизни. В такой школе учитель не транслятор знаний, не контролер-оценщик, а педагог-исследователь, творческий создатель мотиваций для самостоятельной учебы, главный помощник, старший друг ученика. Или, говоря ученым языком, организатор свободной образовательной деятельности детей, основная функция которого – развитие универсальных учебных действий».Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век»
Статистика: в Нидерландах есть 150 начальных и 12 средних школ Монтессори
Школьное образование в Голландии является обязательным и бесплатным с четырех до шестнадцати. Детские сады — платные, отдать туда ребенка можно с трех месяцев. Начальные школы — с четырех до двенадцати лет. В средней школе — 32 урока в неделю. В рамках этого количества часов каждая школа самостоятельно решает, сколько уроков отвести на изучение того или иного предмета.
В Голландии существуют несколько типов школ с альтернативным обучением. Оно наиболее развито в начальных школах. Альтернативное обучение в средних школах в основном базируется на идеях Монтессори, Дальтона и Штайнера. По методу Монтессори преподают в 150 начальных школах и лишь в 12 средних. Других альтернативных школ гораздо меньше, но их число растет.
Все альтернативные школы, кроме Вальдорфских, имеют такую же программу, как и другие школы страны, и финансируются государством. Ученики сдают такие же выпускные экзамены, как и в других школах, и, таким образом, их дипломы обладают той же силой.
Единственное, чем альтернативные школы отличаются от обычных — это методом обучения
Как применить этот метод для учеников средней школы в возрасте от 12 до 19 лет? Монтессори создала дидактические материалы только для младших детей. О старших она сказала, что ребенок становится взрослым и хочет играть роль взрослого в обществе. Это период жизни, когда формируется человек социальный. Главной целью образования подростков должно стать формирование личности.
В нашем сложном, высокоорганизованном и быстро меняющемся обществе или лучше — обществах – детям необходимо приобрести знания и понимания по большому кругу предметов. Главной задачей средних школ в Голландии является дать эти знания и понимания ученикам. Однако для того, чтобы быть взрослым, требуется гораздо больше – надо быть развитой личностью, знать свои возможности, обладать уверенностью, иметь собственное мнение и уметь самостоятельно принимать решения. И, что очень важно, социализированный человек знает, чего делать нельзя. Короче, чтобы успешно жить в обществе, нужно знать свои пределы и возможности.
Взрослый умеет нести на себе ответственность. Развитие и обучение этой способности — важная цель школ Монтессори. Однако умение быть личностью и брать ответственность на себя не может являться школьным предметом. Подобное умение — некий универсальный продукт воспитания. При обучении по методу Монтессори эта способность развивается как бы сама собой. Ученикам дается большая свобода, а значит, на них возлагается и большая ответственность за их работу и за прогресс в этой работе. В школах Монтессори учитель редко учит, стоя перед классом, в то время как ученики пассивно усваивают знания. В основном ученики работают самостоятельно. При этом всякий, кто в учителе нуждается, тут же находит его, а тому, кто справляется сам, ничто не напоминает о его присутствии в классе.
Познание своих возможностей и пределов может быть стимулировано обучающими материалами. Материалы построены так, что предполагают развитие установки на умение воспринимать факты и мнения с критической точки зрения. Тот способ, каким учитель оценивает вместе с учеником его достижения, приводит к развитию способности ученика к адекватной самооценке. Есть учебные предметы, которые предполагают работу в малых группах.
В 1945 году создатель нашей школы вместе с Марией Монтессори начал претворять в жизнь ее идеи. С тех пор многое изменилось, но основные принципы остались неизменными. И сегодня мы работаем так, как это описано выше. Главное в идеях Монтессори — это понимание, как помочь ученикам сделать свою работу самостоятельно.
По своему плану и в своем темпе
Учебный год разделен на 8 периодов по 4 недели. Каждый такой период называется pensum — латинское слово, которое переводится как „часть” или „срез”. Этот срез (pensa) делается каждый год по каждому предмету. В начале года ученик получает pensumbook (книга срезов), в которой он видит, какую работу нужно сделать по каждому из изучаемых предметов. Например, первый срез для третьего года по физике выглядит следующим образом. 3-1 - Мосты: а) теория и вопросы в) практика, эксперименты с) контрольная работа. Цифра 3-1 указывает ученику, что это первый срез третьего года. В первой части ученик должен изучить теорию и ответить на вопросы. Когда он закончит это задание, он обсудит свою работу с учителем, и учитель распишется в первой клеточке, поставит дату во второй, оценку — в третьей.
Метод Монтессори учитывает, что ученики сильно отличаются друг от друга. И главное — они различаются темпом развития, скоростью научения. Таким образом, главной задачей всякой мало-мальски серьезной организации обучения является предоставление каждому ученику возможности работать в его собственном темпе. Именно поэтому обучающие материалы должны быть составлены таким образом, чтобы ученики могли работать самостоятельно. В нашей школе совсем немного уроков, когда учитель разговаривает со всеми учениками одновременно. В основном ученики работают самостоятельно или в малых группах из трех-четырех человек, а учитель ходит по классу от одного ученика к другому. Учитель отвечает на вопросы и помогает ученикам преодолеть возникающие трудности.
Когда ученик закончит теорию и практику, он может переходить к контрольной работе. Так как каждый работает в своем собственном темпе, то в классе всегда есть ученики, которые выполняют контрольную работу, в то время как другие все еще изучают теорию или экспериментируют. Также важно, чтобы каждый мог исправить свою работу самостоятельно. В классной комнате есть книги, с помощью которых ребята проверяют свои ответы на вопросы, и, таким образом, они относительно независимы от учителя.
Мы стремимся к тому, чтобы ученики брали на себя большую часть ответственности за все, что они делают в школе. Для этого каждый ученик имеет своего персонального наставника. Раз в неделю наставник и ученик встречаются для обсуждения плана работы по каждому из предметов на следующую неделю. Они так же подводят итог прошедшей недели. Если что-либо не получается, пытаются найти причину и совместно выработать способ разрешения проблем. У каждого наставника есть специальный бланк-форма, на котором отмечено все, что ученик должен сделать. В этой форме отмечаются результаты встречи наставника и ученика.
Основа метода Монтессори
- Дети любят учиться самостоятельно в соответствии с доминантой своего развития.
- Детского интереса хватает лишь на одну задачу одновременно. Предмет же интереса меняется с развитием ребенка в достаточно определенной последовательности.
- Детям нравится работать и развиваться, имея в руках осязаемый материал. От такого учения они испытывают удовольствие.
- С материалом в руках они работают очень сосредоточенно и оказываются полностью захваченными своей деятельностью; учитель в такой ситуации им редко бывает нужен.
- Пока та или иная способность не развита, они сколь угодно долго повторяют свою деятельность, не прерываясь.
- "Я сделал сам" - ключ к удовлетворению от проделанной работы; в другой оценке они не нуждаются.
Воспитывающая среда
- Хаос вокруг не помогает нормальной работе, не дает рассуждениям в голове ребенка вызреть;
- аккуратность и чистота вызывают стремление к чистоте;
- аккуратно разложенные на полках предметы вызывают стремление к систематичности;
- окружение может быть таким, что у ребенка не возникает желания шуметь или мешать другим;
- окружение должно быть таким, чтобы ребенку самому все время хотелось перейти в следующий сенситивный период.
Статья из журнала «Монтессори-клуб», № 1 (16), 2009
Фото с сайта https://www.jordanmlu.nl