«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

русский язык: 14 материала на сайте + 1 в учебной программе
Детские игры в слова, или Завоевание языка
Фламиния Гуиди

Детские игры в слова, или Завоевание языка

...На маленьком рынке распродаж один человек продавал за копейку старые цветные коробки для карточек, очень похожие на грамматические коробки М. Монтессори. Теперь таких не делают – яркие, фанерные, со специальными отделениями для названий частей речи. Продавец не знал их историю, но мы решили купить у него эти коробки и, придя домой, выяснить их принадлежность к методу Монтессори.

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 1
Елена Хилтунен

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 1

Малике уже 5 с лишним лет. Она увлекается рисованием и письмом, почти научилась читать. Ее никто специально не учил этим умениям, просто предоставляли возможность упражняться в тех навыках, которым приходило время. И в самые ответственные моменты ее самостоятельного обучения бабушка бралась за фотокамеру и садилась к компьютеру, чтобы записать свои наблюдения за тем, как у Малики идет работа. В роли консультанта у нее была ее сестренка Настя, которой тогда только что исполнилось 9 лет.

Функциональная грамматика Монтессори-Фаусек
Елена Хилтунен

Функциональная грамматика Монтессори-Фаусек

Изучение со старшими дошкольниками и младшими школьниками грамматики по методу М. Монтессори мало похоже на любую из методик преподавания русского языка, которая существует в нашей педагогической науке и практике. В основе ее метода лежит принцип функционального освоения языка или его целенаправленное «проживание» с помощью всего накопленного ребенком естественного чувственного восприятия мира и мыследеятельного капитала.

 

Почему лучше, когда  дети сначала учатся письму, и лишь потом осваивают клавиатуру компьютера?
Елена Хилтунен

Почему лучше, когда дети сначала учатся письму, и лишь потом осваивают клавиатуру компьютера?

Не теряем ли мы нечто важное, отказываясь от выведения букв собственной рукой и заменяя его печатью на клавиатуре? Этим вопросом, естественно, озадачились специалисты по нейробиологии и когнитивному развитию. Даже интуитивно мы чувствуем некую связующую нить между письмом от руки, вовлекающим мелкую моторику, и общим психическим развитием. А некоторые исследования напрямую доказывают эту мысль.

Русское чтение. Метод барона Корфа
Николай Александрович Корф

Русское чтение. Метод барона Корфа

Удивительное дело! Оказывается, Большой подвижный алфавит М. Монтессори с его презентацией и упражнениями, а также смысл ее трехчастных печатных карточек для чтения, описал в год ее рождения (1870), то есть ровно 150 лет назад, в своей книге известный по тем временам русский общественный деятель, педагог и публицист, организатор земских школ барон Николай Александрович Корф!

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 3
Елена Хилтунен

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 3

В этой части дневниковых записей можно найти подтверждение биогенетического происхождения детского письма, а также интересные наблюдения, связанные с позами ребенка, которые он спонтанно принимает, увлекаясь письмом и рисованием. Разумеется, первые изображения на бумаге письменных знаков далеки от совершенства, но величайшая концентрация внимания детей на процессе письма именно в пяти-шестилетнем возрасте – не позже — требует от нас, взрослых, организации специально подготовленной для такой работы среды. Среды не только домашней, но и детсадовской.

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 2
Елена Хилтунен

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 2

В этой части дневника стоит обратить внимание на особенности первого письма ребенка, которые явственно отображают биогенетический характер становления письменной речи. Интересен также момент перехода от изображения на бумаге освоенных букв к их прочтению. Разумеется, начальный период воспроизведения детьми письменных знаков у каждого ребенка может проходить по-разному, но общие черты начала письма весьма похожи.

Инстинкт или навык?
Елена Хилтунен

Инстинкт или навык?

Оказывается, мы появляемся на свет, а язык уже «живет» в нас во всех его нюансах, со всеми подробностями, которые каждый раз по-своему прорастают, сохраняя при этом родовую память поколений.

Что значит, научить ребенка читать? Эссе участницы Программы Русский язык по методу Монтессори

Что значит, научить ребенка читать? Эссе участницы Программы Русский язык по методу Монтессори

Как Вы понимаете ступеньки освоения детьми процесса чтения с пониманием? 
В чем по-вашему, не совпадает метод освоения чтения в массовой российской школе с методом Марии Монтессори, описанным в таблице "Дверь в чтение"?
В каком возрасте и при каких условиях мы можем наблюдать первые грамматические явления родного языка у детей? Приведите примеры своих собственных наблюдений.

Освоение детьми Азбуки и письма по методу Монтессори
Юлия Фаусек

Освоение детьми Азбуки и письма по методу Монтессори

Шероховатые буквы... Подвижные алфавиты... Какими должны быть эти известные всем атрибуты подготовленной среды групп Монтессори в наших детских садах и начальных школах? Вариантов немало. Учебные курсы АМИ предлагают одно, в текстах Монтессори, ее коллег и прямых учеников находим другое, опыт российских монтессори-педагогов говорит нам третье. Как во всем этом разобраться? Наверное, только путем проб и ошибок. И приемов, рожденных в своей собственной работе с детьми. Но это и хорошо! Выбор и самоопределение – только они являются двигателями развития. В том числе и нашего профессионального движения вперед. Но для нашего выбора должны быть историко-культурные основания. Поэтому мы предлагаем обратиться к российскому педагогическому наследию. Изучаем со вниманием труды Юлии Ивановны Фаусек.

О музыке пальцев при письме
Лев Выготский

О музыке пальцев при письме

Когда рядом с именем Марии Монтессори ставят имя Льва Выготского, сразу напоминают: Лев Семенович выступал с критикой трудов М. Монтессори. Да, выступал. Но как-то мягко, с пониманием неоспоримости ее исследований. Например, в работе о развитии письма у детей он говорит: «То, что Монтессори сделала в отношении двигательной стороны навыка письма, следует сделать и в отношении внутренней стороны письменной речи, ее функционального усвоения». Но ведь это не столько критика, сколько понимание, что М. Монтессори многое недоделала в своих исследованиях и предоставила нам, своим потомкам, глубже вдуматься в секретный мир детей и совершить новые открытия. Давайте еще раз вглядимся внимательнее в контекст этих строк, написанных Л. Выготским еще в прошлом веке.

Изучение с шестилетками русской грамматики – не абсурд! И не раннее развитие!
Юлия Фаусек

Изучение с шестилетками русской грамматики – не абсурд! И не раннее развитие!

Удивительно, но до сих пор, по прошествии уже почти целого века со времени этого открытия, наши педагоги-дошкольники все еще не верят, что их пяти-шестилетние воспитанники запросто могут делать грамматический анализ предложений!  На большинстве учебных курсов 3-6 (даже в АМИ!) грамматика для маленьких не изучается. В 1923 году в Государственном издательстве Москва-Ленинград в серии «Библиотека педагога» Юлия Ивановна Фаусек издала свою книжку «Грамматика у маленьких детей по Монтессори», где подробно разъяснила с цитатами из работ Марии Монтессори смыслы грамматических коробок Монтессори. Она также оставила нам в наследство ДОСЛОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ этих коробок для русского языка.  Мы решили опубликовать фрагменты описания грамматического материала Юлии Ивановны Фаусек. Возможно, оно поможет нашим читателям и, прежде всего, профессиональным монтессори-педагогам обустроить в своих детских группах уголки изучения русского языка.

Как дети сами себя учили русскому языку с помощью коллекции материалов Монтессори-Фаусек.
Алексей Колабаев

Как дети сами себя учили русскому языку с помощью коллекции материалов Монтессори-Фаусек.

Во все времена монтессори-педагогика как наука относилась к экспериментальной педагогике или, точнее, к экспериментальной педагогической психологии. Ведь реальную возможность гуманистического подхода к обучению и воспитанию детей требовалось и требуется до сих пор доказывать на практике, как приходится вырабатывать и реальные, а не мнимые формы и методы новой гуманистической дидактики.

Сочинение как спонтанное проявление детского письма
Юлия Фаусек

Сочинение как спонтанное проявление детского письма

Многим известен факт, что корифей российской психологии Лев Семенович Выготский  критиковал метод Монтессори в части понимания ею развития у детей письменной речи. Выготский писал: «То, что Монтессори сделала в отношении двигательной стороны навыка письма, следует сделать и в отношении внутренней стороны письменной речи, ее функционального усвоения». Вероятно, Лев Семенович Выготский просто не знал этой стороны метода М. Монтессори.