«Золотая Коллекция»
Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.
Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике
Мальчики, девочки и божьи коровки. Частное исследование
Обратимся к нейрофизиологии, которая напрямую пересекается с педагогикой и процессом образования детей в детском саду Монтессори. Перед нами книга «Мальчики и девочки – два разных мира» (авторы В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман). В книге приводятся результаты нейрофизиологических исследований мозга детей, которые проводились группой нейрофизиологов и педагогов в различных детских образовательных учреждениях, а также трактовка полученных результатов. Авторы предлагают и варианты использования этих данных в работе с детьми для более глубокого понимания детей и себя как педагога.
Надо ли отрывать детей от компьютера? Айфоново детство
Ясно, что монтессори-педагогам вряд ли понравится эта статья. Судя по реакции на публикации ФБ о новых программах по мотивам монтессори-материалов для айпадов и гаджетов, наши монтессори-педагоги настроены консервативно. Говорят, компьютер отрывает детей от реальной жизни, вредит визуальному и тактильному восприятию мира – словом, полчаса с айфоном в руках – и достаточно! Но и реакция профессиональных психологов о пользе и вреде компьютерного притяжения не однозначна. Давайте все-таки хорошо взвесим все «за» и «против». И если все-таки хоть какое-то доверие к цифровым играм с монтессори-материалом возникнет, попробуйте присоединиться вместе с детьми к нашему цифровому классу.
О природе в воспитании
Часто мы не придаем значения влиянию природы на развитие наших детей. Ясно без слов, что деревенские ребятишки, с малого возраста растущие среди лесов и полей, гораздо чище и искреннее городских. Но в то же время они меньше приспособлены к превратностям городской цивилизации, которая часто застает их на изломе жизни. Природа – то единственное исконное, естественное, что есть в каждом человеке. При определенных условиях она может своей силой уберечь наших детей от ударов судьбы. Удивление от непознанного, великодушие, стремление помочь и уберечь от невзгод живое существо – вот чудесные человеческие качества, которые можно воспитать в каждом ребенке, если мы будем доверять природе, обращая внимание детей на ее чудеса и волшебные превращения.
Математические материалы как тренажерный зал для умственной гимнастики
Многие современные педагоги — ученые и практики, а также родители детей
сомневаются в том, что дидактические пособия по математике, изобретенные
100 лет назад, могут позитивно работать и в наше время. Только опыт
может показать нам истину. Представляем исследования, проведенные в детских садах и
школах Монтессори современной России, которые доказывают, что дети
дошкольного и младшего школьного возраста, если предоставить им реальную
возможность свободно и самостоятельно трудиться в области математики и
дать в руки дидактические материалы Монтессори, без особых проблем
справляются с освоением основ современных математических знаний и
умений.
Зачем Мария Монтессори придумала Коричневую лестницу?
«Мария Монтессори и современность. Жизнь, мысли, свидетельства»
Этот текст - предисловие к редкой книге ученицы и коллеги Марии Монтессори Грации Хонеггер Фрешко. Книга издана на русском языке в переводе монтессори-учителя Санкт-Петербургской монтессори-школы Михайловой Сергея Сафронова. Жаль, что Грация уже не сможет подержать это издание в руках. Текст, написанный всей ее жизнью и со всей страстью и прямолинейностью. Книга не дает оценок, но честно отвечает на многие вопросы наших современников о феномене выдающейся итальянки, педагогика которой смогла перешагнуть время в свой следующий век.
Дети Арно Штерна – полноценные хозяева чистого листа и красок
Во многих итальянских детских садах и даже ясельках, работающих по системе Монтессори, организованы специальные пространства, так называемые Closlieu или Ателье, в которых дети, часто вместе со взрослыми, занимаются свободным рисованием по системе Арно Штерна. Рисующий ребенок, а не учитель рисования становится главным действующим лицом в Closlieu Штерна. Ничего, кроме столика с красками, толстых кистей и листов белой бумаги, кнопками прикрепленных к стене! Дети и взрослые входят в комнату и рисуют.
О школьных изменениях и о подростках как о социальных новорожденных. Часть 1
Блок Сегена. Из истории материалов Монтессори
"Преобразование школы требует новой подготовки преподавателя. Если мы желаем, например, сделать из учителя наблюдателя, знакомого с экспериментальным методом, необходимо дать ему возможность наблюдать и экспериментировать в школе... Важно установить метод, техники и от их приложения ждать окончательного результата, который будет черпаться из реального опыта». (М. Монтессори. "Дом ребенка. Метод научной педагогики"). Эти слова написаны в 1909 году и пронизывают всю работу Марии Монтессори в ее непростом пути в педагогике.
Лев Толстой и свободное воспитание
Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие
В конце XIX века сын сельского священника, ученый-педагог Петр Каптерев слишком много выступал за свободу, самоопределение и индивидуализацию. Поэтому в советское время получил ярлык «не понявшего значения Октябрьской революции для народного образования». Работы Каптерева, которого студенты называли Зубром, не переиздавались вплоть до 80-х годов прошлого века. По мнению Каптерева, чтобы быть педагогом, нужно сначала быть антропологом, то есть знать психологию и физиологию. Он доказывал, что педагогика это искусство, причем у каждого народа свое (как утверждал Ушинский), а не общечеловеческое знание. Выступал за эвристические методы обучения. Считал, что дети могут самовоспитываться. Не напоминают ли вам эти идеи П. Каптерева основные принципы педагогики Марии Монтессори, провозглашенные ею все в том же начале ХХ века, но совсем в другой стране мира?
Селестен Френе. Другой взгляд на школу
Педагогика общего творчества
Теперь мало кому приходит в голову задать вопрос: где, кроме школы,
человеку школьного возраста можно научиться чему-то полезному и важному.
Просто открываешь поиск в интернете и находишь сотни предложений: и
«технопарки», и онлайн лагеря, всевозможные мастер-классы, и компьютерные игры, и
спорт, и театр, и экспериментариумы. Но...
Феноменология родительского видения
Эдуард Сеген: Никто лучше меня не понимает пустоты воспитания для воспитания, науки без плодов, жизни без результатов
«Я придерживалась книги Сегена, и немало пользы извлекла из замечательных опытов Итара. Руководствуясь ими, я изготовила весьма разнообразный и обильный дидактический материал. Этот материал, который я никогда не видела полностью ни в одном учреждении, в руках тех, кто сумел применить их, стал весьма действенным и интересным средством воспитания. Но когда его демонстрировали не так, как следует, он не привлекал внимания детей. Мне казалось, я понимаю, почему столь часто педагоги отказывались от применения метода Сегена". Мария Монтессори. «Дом ребенка. Метод научной педагогики»
Дорога в школу или в жизнь?
История создания НПО «Монтессори»
О сладости свободного духа, дисциплине и самостоятельности
Наверное, нет ни одного начинающего монтессори-педагога, который не пережил бы первоначальной робости, встретив детей в только что выверенной по всем учебным записям специально подготовленной среде классной комнаты. И материалы по низким полочкам расставлены, и маленькие столики со стульчиками стоят, и цветы на подоконниках, и коврики в стойке.
Наши русские монтессори-педагоги за границами России
Если ты однажды попробовал расставить в комнате столики и шкафчики с материалами, как завещала Мария Монтессори, если пригласил в эту комнату детей и стал наблюдать их жизнь, тебя уже никогда, никогда (!) не отпустит удивительное счастье – видеть ребятишек в свободном полете и радоваться каждому их успеху. Где бы ты ни жил, в любой точке земного шара ты обнаружишь в себе стремление вновь и вновь создавать монтессори-группу для детей любого возраста, лишь бы появилась такая возможность.
Те, кто думает, что надо только дать ученикам материал и отойти в сторону, предоставив им свободу действий, ошибаются
О наших и детских ошибках и их исправлении
Наличие контроля ошибок в каждом настоящем монтессори-материале – одна из неотъемлемых его особенностей. Но всегда ли мы осознаем, почему так важно, чтобы контроль ошибок осуществлял сам ребёнок? Начинающие монтессори-педагоги спрашивают: «А если ребёнок неправильно выложил слово из подвижного алфавита, что ж не поправлять его ошибку? Не указывать на неё? А если он так и запомнит неправильное правописание?»
Инстинкт или навык?
Оказывается, мы появляемся на свет, а язык уже «живет» в нас во всех его нюансах, со всеми подробностями, которые каждый раз по-своему прорастают, сохраняя при этом родовую память поколений.
Первый шаг в мир Монтессори
Школьная экспертиза - не чужой глаз, а совместная созидательная работа
В любые времена, когда создавалась новая концепция образования (для всех или для отдельно взятой школы/дошкольной организации), ее авторам особенно важно было, чтобы последователи в порыве вдохновения или собственного неуемного творчества не исказили и случайно не запятнали суть их концепции, основных смыслов нововведений. В гуманитарной сфере люди стараются защитить свои открытия, создавая оградительные стандарты и франшизы для пытающихся повторить их способы действия. Но в то же время, если дело касается экспертизы уклада школьной жизни, приходится учитывать, что нет и не может быть двух одинаковых стандартных образовательных организаций, как нет и двух одинаковых детей или взрослых людей.
Труд - это любовь
Абсолютно счастливые дети. Вы таких видели?
О пользе шатания и дуракаваляния
Не скроем, когда приходит время готовить новую статью в журнал, мы особенно интенсивно начинаем просматривать публикации интернета – ищем лучшее, важнейшее, что могли бы оценить и взять на вооружение наши читатели – чаще всего монтессори-педагоги. И многие полезные публикации нам подсказывают ваши странички в социальных сетях. Вот и эту статью Инны Приборы мы взяли в журнал по совету монтессори-педагогов «Школы Великих Открытий». «Полезная статья для беседы с родителями. Мария Монтессори тоже предлагала оставить ребенка в покое и не навязывать ему свою помощь и советы, пока он сам не попросит, – сказали они. – Родители не должны об этом забывать».
Детский сад памяти любимой жены
Российское монтессори-сообщество считает ценностью сохранение нашего культурно-педагогического наследия. Особенно той его части, которое связано с дошкольным, младшим школьным и семейным воспитанием детей. Конечно, мы видим и чувствуем, что сегодня, как никогда, быстро меняются приоритеты, взгляды на современное образование и в целом на благополучие жизни. Но иногда, вглядываясь в историю, начинаешь понимать то важное, что мы, к сожалению, утрачиваем в гонке времени и потому грубеем душой, перестаем замечать в себе настоящее, исконно человеческое. Особенно это становится заметно в отношениях с детьми. Перед вами статья известного писателя и историка Алексея Митрофанова. Она отправляет нас в старинную Москву начала прошлого века и рассказывает о людях, которые пеклись о создании первых в России детских садиков. А знаете ли Вы, что именно в этом доме в начале 20-х годов прошлого века находился первый в Москве детский сад Монтессори?
Она прибегает домой после школы, переодевается в одежду для Фаллкуллы и бежит со всех ног к своим четвероногим друзьям!
Все-таки современным взрослым, особенно мамам и папам подрастающих детей, трудно понять: почему Мария Монтессори сто лет назад придумала, что дети 9-17 лет должны самостоятельно работать на ферме. Неужели им это может понравиться? Работать не в мастерских по конструированию роботов или, там, в интернет-кафешках и модельных ателье, а именно на ферме. Перед вами рассказ мамы 11-летней девочки, которая почти каждый день и летом, и зимой после школы отправляется работать на животноводческую ферму, организованную специально для ее сверстников в одном столичном городе.
Инструментарий самостоятельного ученья - чье авторство?
«Мой вклад в науку воспитания детей, — читаем во втором томе трудов Марии Монтессори, — состоит лишь в том, что я, пользуясь экспериментальными данными, определила форму свободы, необходимую для их внутреннего развития». То есть, говоря современным языком, вслед за М. Монтессори и другими педагогами-гуманистами мы создаем современную систему образования, которая обеспечит каждому ребенку, школьнику, студенту индивидуальную образовательную траекторию ученья. Все, начиная с малого возраста, смогут, исходя из своих интересов и способностей, свободно выбирать собственный путь (модуль) развития и самообучения. Были бы хорошие наставники и было бы из чего выбирать.
Обустраиваем жизнь детей в пространстве двора
Весна в разгаре, снег растаял, травка зеленеет, солнышко блестит. Самое время заняться работами в детсадовском дворе. Конечно, можно закупить фабричные сооружения для детской площадки, затратить кучу средств, вызвать чудо-мастеров и быстренько соорудить стандартные качели, лесенки и горки. Но можно и наоборот – поверить в то, что живая природа, деревья, цветы, песок и трава с подсолнухами, а еще лучше грядки с редиской, ведерки и лейки больше всего понравятся детям. И тогда засучить рукава и самим заняться созданием уникальной детской вольницы во дворе своего детского садика.
Зачем нужна хорошая акушерка в преподавании монтессори-педагогики?
В ритме звуков, свободы и творчества
Автор этой статьи не просто прекрасный музыкант, но и неутомимая путешественница. Где только не побывала Татьяна Ермолина со своими музыкальными семинарами и мастер-классами! Наверное, ее знают все-все наши монтессори-педагоги и не только они – каждый, кто по-настоящему ценит музыку и готов с утра до вечера петь и танцевать с детьми. И почти всегда Татьяна отвечает на множество вопросов своих слушателей, возникающих в волшебных пространствах, где царствует Музыка, Ритм, Движение и Маленькие дети.
Дружба - язык проекта про международный детский сад
За последние десятилетия человечество изменилось. Модель мира, воспринимаемая сознанием человека, стала более осознанной, понятной, доступной, с четкими пространственными границами. В связи с этим все популярнее стало употребление понятия «межкультурная коммуникация». Все больше монтессори-площадок стало участвовать в проекте «Международный детский сад», организатором которого является международная студенческая организация Aiesic. Иностранные волонтеры с хорошим знанием английского языка и опытом работы с детьми на протяжении пяти недель пребывают в российских детских садах в качестве ассистентов монтессори-педагогов.
Новые дети с чертами будущего
Конечно, может показаться наивным обращаться к текстам почти столетней давности, рассуждая о результатах сегодняшнего и завтрашнего образования детей в нашем неоднозначном, неопределенном времени. Можно ли в старых текстах найти нечто до сих пор незамеченное, непонятое нами? И в то же время, как говорит профессор Элеонора Васильевна Онищенко, нам трижды полезно перечитать их и приоткрыть; отнестись к ним как к описанию уникальных «ретро-инноваций», которым еще только предстоит сбыться.
Размышления о единстве руки и разума и о важности концентрации внимания
Перед Вами отрывок из нового издания книги ученицы и коллеги Марии Монтессори Грации Хонеггер Фрешко «Мария Монтессори и современность. Жизнь, мысли, свидетельства». Публикация книги – знаменательный факт. В предисловии Грация пишет, что она немало поработала над новой редакцией книги, многое исправила, обновила и увеличила книгу в объеме. Теперь текст пополнился документами из архива подруги М. Монтессори Джулианы Сорджи, которая после смерти завещала его Грации Хонеггер Фрешко. Появилось и несколько новых, неопубликованных ранее текстов М. Монтессори, бережно восстановленных архивариусами, работающими с документами в доме самой Грации.
Интеллект по наследству. Как гены и среда влияют на уровень интеллекта
При определении своих детей в детские сады и школы Монтессори родители чаще всего руководствуются их хорошей репутацией с точки зрения развития в детях интеллектуальных способностей в специально организованных для этого предметных средах. Но потом часто оказывается, что далеко не каждый ребенок за отведенные ему годы ученья может эти среды освоить. Тогда и родители, и педагоги разочаровываются в методе Монтессори и создают вокруг него различные мифы. Они, видимо, забывают, что кроме умной образовательной среды есть еще и фактор генетических влияний на интеллект ребенка. Как гены и среда влияют на уровень интеллекта?
Мы стремимся знакомить наших учеников с жизнью, а не с теориями
Все больше становится в нашей стране начальных школ Монтессори. Понятно, как сложно для их организаторов не поддаваться устоям традиционной школы и действовать в интересах детей, а не представлений взрослых о получении образования в том или ином возрасте. Надо набраться определенного окаянства, чтобы вслед за Монтессори стремиться знакомить своих учеников с жизнью, а не с теориями и воплощать этот непопулярный сегодня принцип в своей практике. Любой текст Марии Монтессори характерен своей вдохновляющей силой. Но этот – будто специально обращен к первопроходцам нашего зарождающегося школьного монтессори-образования.
Каков должен быть материал по количеству и качеству
Во многих российских начальных школах Монтессори, войдя в классную комнату, можно увидеть обилие дидактических материалов, сложенных пачками на полках и беспорядочно разбросанных листов бумаги, открытых тетрадок и пеналов на рабочих столах детей. Создается впечатление, что на предыдущей ступени образования дети так и не приучились к порядку общей свободной работы, и внимание их блуждает в общении с друзьями. Дети будто бы и не собираются концентрироваться на учебной деятельности. Ясно, такое положение дел не может радовать ни педагогов, ни родителей. Концентрация, концентрация и еще раз концентрация – вот главное отличие самостоятельных занятий школьников в школе Монтессори.
Инновация во спасение
Я не большой любитель копаться в терминах и заниматься микроскопическими разбирательствами понятий – «что называется инновацией?», «какие типы инноваций наука считает перспективными?», «составим портрет инноватора!», «чем «инновация» отличается от «новаторства»? Есть тысяча вопросов от въедливых исследователей этой темы, на которые не ответят тысячи учителей и управленцев, вовлеченных в образовательные перемены. Но это вовсе не означает, что такая рефлексия не нужна, важно только, чтобы она была отражением действительной деятельности, а не формализованных придумок.
Спонтанная и осознанная деятельность
Раздумывая о смыслах, которые вкладываются в основополагающее понятие
монтессори-педагогики о свободе воли в развитии ребенка, мы не можем не
разобраться в том, как понимать разницу между спонтанной и
осознанной деятельностью. Можно ли доверить ребенку делать спонтанный
выбор дидактических материалов и занятий в подготовленной среде, не
дожидаясь, пока он сделает это осознанно? Не получится ли так, что
ребенок выбрал не подходящий для периода своего развития материал? Или
надо все же, чтобы взрослый предлагал, чем следует ему заняться во время
свободной работы с материалом? В какой момент давать ребенку
полноценную презентацию той или иной коробки, а в какой – позволить ему сначала «наиграться с ним», как предлагала Монтессори?
«Конструктор видов» – черчение с трех лет
Хотим мы того или нет, время движется вперед, и идеи Марии Монтессори
ищут подтверждения в современном мире. Несмотря на то, что черчение, как
предмет изучения, незаслуженно изгнано из образовательных программ
наших школ, конструирование не только поддерживается, но и «спустилось» к
малышам из детских садов. Малыши обожают строить, конструировать из лего,
кубиков, да просто из любых деревянных и металлических конструкторов.
Почему бы не придать такому их увлечению более серьезную и точную форму,
не предоставить им освоить и основы черчения, без которого не может
обходиться ни один настоящий архитектурный и инженерный проект? Тем
более, многие классические монтессори-материалы так и зовут детей
проявить свои конструкторские способности.
Погружение в работу
Интересно: если бы Мария Монтессори жила в наше время, время инновационных технологий, бесконечного потока информации и многочисленных событий, многофункциональных гаджетов, какие бы советы она дала нам, педагогам, чтобы мы могли сохранять то спокойное внутреннее состояние, которое так необходимо для общения с детьми?
У вас растет «гуманитарий» или «технарь»?
В жизни каждой семьи рано или поздно всплывает тема выбора жизненного
пути любимого дитя, и в то же время в нее окунаются учителя
открывающихся в России одна за другой монтессори-школ. Думаем, будет
небесполезно вслед за Марией Монтессори задуматься: каждый ребенок
неповторим и проживает уникальную, ни на кого не похожую жизнь. В этом
главное волшебство природы. А мы часто нарушаем его, пытаемся предрекать
детям будущее. Например: ты любишь задачки решать – будешь физиком, а
ты книжки по ночам читаешь – пойдешь в лирики. Или еще строже: папа у
тебя математик, и ты на мехмат готовься. Нравится нам детьми руководить!
Но вскоре становится ясно: Богом быть трудно.
Изучение с шестилетками русской грамматики – не абсурд! И не раннее развитие!
Удивительно, но до сих пор, по прошествии уже почти целого века со
времени этого открытия, наши педагоги-дошкольники все еще не верят, что
их пяти-шестилетние воспитанники запросто могут делать грамматический
анализ предложений! На большинстве учебных курсов 3-6 (даже в АМИ!) грамматика для
маленьких не изучается. В 1923 году в Государственном издательстве
Москва-Ленинград в серии «Библиотека педагога» Юлия Ивановна Фаусек
издала свою книжку «Грамматика у маленьких детей по Монтессори», где
подробно разъяснила с цитатами из работ Марии Монтессори смыслы
грамматических коробок Монтессори. Она также оставила нам в наследство
ДОСЛОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ этих коробок для русского языка. Мы решили опубликовать фрагменты описания
грамматического материала Юлии Ивановны Фаусек. Возможно, оно поможет
нашим читателям и, прежде всего, профессиональным монтессори-педагогам
обустроить в своих детских группах уголки изучения русского языка.
Что означает быть монтессори-педагогом? Или о компетентностях нашей профессии
Грустно констатировать, что в последнее время наша школа все больше
стала походить на территорию, огороженную колючей проволокой мало
исполнимых требований, тотального оценивания и мелочного контроля.
Учитель боится отступить от спущенной сверху программы (вдруг дети потом
ЕГЭ не сдадут!), воспитатель детского сада отказывается перевести детей
через дорогу в сквер (вдруг машина не остановится, собака залает
или...). Обыденная речь в учительских пополнилась словами «стандарт»,
«компетентность», «оценка качества», «технологии», «мультимедийный
контент», «эффективный», «прогрессивный»... Педагоги не знают, за что
хвататься. А им все «спускают» и «спускают» то одно, то другое.
Но
если не воспитывать друг друга, а в корни взглянуть, окажется, нет
ничего мудрее и надежнее первоначальных истин, переданных нам по
наследству в письменных заветах гениальных предшественников. Там все
просто, тонко и глубоко – не прибавишь, не убавишь. Там про нашу с вами,
коллеги, профессию и отношение к детям. И все по совести, а не из-за
контроля и надзора.
Тайный выбор для родителей
Помните фильм о маленькой глухой девочке Эллен Келлер, в счастливую судьбу которой мало кто верил? Но Эллен не только научилась жить со своим недугом, но и окончила впоследствии университет. Знакомство с девочкой привело Марию Монтессори к мысли, что человек делает себя сам – и это главное усилие, которым наделяет его природа. Ребенок обращается к взрослому: «Помоги мне это сделать самому!». А если к этой просьбе прибавить девиз нашей замечательной современницы, сурдопедагога Эмилии Ивановны Леонгард «Родители все могут!», оптимистическая гипотеза, пронизывающая оба высказывания, обязательно подтвердится.
Наше парадоксальное сообщество
Перед вами текст, больше похожий на Манифест гуманистической педагогики, чем на обычную журнальную статью. Американка Донна Брайант Гоертц (Donna Bryant Goertz) взволнованно выразила суть, смысл и миссию многих монтессори-педагогов мира. Эти люди, вдохновленные гением и трудами выдающейся итальянки, встали на путь принципиального преобразования нашего исторически сложившегося отношения к детям и к самим себе. Так пусть же этот Манифест в России станет нашим обещанием не сходить с выбранного пути, как бы нам ни было трудно!
Идея Большой горки
Нет никакого открытия в том, что уже в первый год своей жизни малыш познает радость движения. Стремление овладеть своим телом столь велико, что его можно сравнить только с желанием сосать грудь матери. Причем, умение двигаться носит не столько физиологический характер, сколько умственный. Ребенку важно перемещаться в пространстве, чтобы осваивать его и набираться уму-разуму. При этом дар природы, который мы называем стремлением к независимости, дает себя знать уже с первых месяцев жизни.
Современные дети осваивают айпады и айфоны? Следуем за ними!
Нет сомнения, что эта статья вызовет немало критики в адрес автора. Дело в том, что наш век технического прогресса, особенно в области мультимедийных технологий, неизбежно делает вызов и нам, людям старшего поколения, и нашим детям, которые, возможно, еще малы и посещают школу или детский сад. Что делать, если современные малыши требуют допустить их к компьютерам, айфонам и айпадам и готовы взаимодействовать с подобной техникой постоянно, а нам компьютеры представляются монстрами ХХI века? Как ответила бы на этот вопрос Мария Монтессори, которая предлагала следовать за ребенком и его стремлениями, создавая соответствующую развитию среду?
Наши учебные программы:
2400 руб.
1200 руб.
1200 руб.
1200 руб.
1200 руб.
1200 руб.
1200 руб.
1200 руб.
1200 руб.
1200 руб.
900 руб.
1200 руб.