Монтессори-клуб
Ирина Сухарева

Будем надеяться на большую пластичность детского организма, и создадим для малыша с дцп специальное терапевтическое пространство

Как всё-таки важно определиться с понятиями. Особенно, если имеешь дело с особенными детьми. Какой выбрать метод работы? Педагогический? Терапевтический? Лечебный? Эти три метода разные.



На помощь приходят монтессори-материалы

Проблема ранней коррекции имеет огромное значение для профилактики тех нарушений, которые выходят на передний план в более старшем возрасте. В первые годы жизни наиболее реальна возможность устранения патологических состояний, что обусловлено большой пластичностью организма детей раннего возраста.

Среди детей с отклонениями в развитии малыши с нарушениями двигательной сферы занимают особое место, так как в первые годы жизни моторное, познавательное, эмоциональное и речевое развитие ребенка неразрывно связаны. Нарушение одной из этих сфер может привести к задержке формирования других и препятствовать гармоничному развитию психики ребенка.

У детей с ДЦП отмечаются трудности пространственного анализа и синтеза, нарушения схемы тела, трудности словесного отражения пространственных отношений. Для них движения не только трудны для выполнения, но и слабо ощутимы, что становится причиной недостаточности простых и более сложных форм восприятия, например, стереогноза. Притупленность тактильного восприятия, кинестетики может значительно затруднять последующее усвоение навыков письма. К этому следует прибавить слабость зрительно-моторной координации. Дети с ДЦП испытывают большие трудности в познании окружающего мира (сжатые ручки, ограниченное передвижение), что тормозит формирование предметно-пространственных представлений. Однако степень заболевания не всегда является определяющим фактором в недоразвитии сенсорно-перцептивной деятельности у этих детей.

Накапливающийся частый негативный опыт делает ребенка пассивным. Пассивное отношение к познанию нового генерализируется и ребенок отказывается от попыток познания. Упражнения, вызывающие затруднения, обычно игнорируются, хотя определенный интерес присутствует. Важно не упустить этот интерес, помочь ребенку в выполнении упражнения, возможно, несколько упростить его. На помощь приходят монтессори-материалы, способные вызвать и поддержать познавательный интерес ребенка, сделав полученный позитивный опыт стимулом развития.

Каждое упражнение с монтессори-материалом преследует две цели: актуальное движение ребенка и работа на перспективу, что соответствует теории Л. С. Выготского о движении ребенка от зоны актуального развития к зоне ближайшего развития.

Как известно, система Монтессори направлена, прежде всего, на общую социализацию ребёнка. Поэтому важно создать условия, при которых ребёнок сможет почувствовать себя уверенным, проявить самостоятельность и независимость, что так важно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 

Сила монтессори-манежа Виктора Игнаткина

Специалисты Московской областной детской психо-неврологической больницы имеют огромный опыт коррекционной работы с детьми с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Тут создана развивающая среда с адаптированными материалами для детей данной группы. Детям обеспечен свободный доступ к материалам (модулям в манеже), благодаря чему они могут реализовывать свои двигательные потребности.


В практике коррекционной работы с детьми больными ДЦП до трех лет используются манежи, оборудованные модулями, адаптированными для данного возраста с учётом особенностей заболевания детей.

Специалисты стационара модифицировали модульное оборудование, предлагаемое для обучения по системе Монтессори, в соответствии с психологическими и физиологическими особенностями детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Все фрагменты модулей выполнены из натуральных материалов и абсолютно безопасны для детей. Манежи изготовлены В.А. Игнаткиным в городе Омске по специальному заказу.

Преимущества манежа очевидны. Ограниченный в движениях ребенок находится в относительно безопасном пространстве. Занятия проводятся в удобном для него положении, максимально устраняющем влияние патологических рефлексов на мышцы конечностей, туловища и глаз. Возможен контакт с родителями. В манеже одновременно могут находиться не более трех детей. На стенах манежа располагаются съемные взаимозаменяемые модули (до 9 шт. — 6 рабочих и 3 «пустых»), что создает развивающую среду. Модульные конструкции позволяют изменять нагрузку ребенка, например, с целью понижения таковой педагог может оставить 1 или 2 рабочих модуля, а остальные заменить на «пустые». Все модули основательно закреплены на уровнях, соответствующих росту детей. Материалы очень привлекательны для детей раннего возраста и располагаются по принципу от простого к сложному.

Модульное оборудование, используемое в нашей больнице, предназначено для обеспечения возможности спонтанного перехода ребенка от действия к деятельности при минимальном участии взрослого. Модули позволяют получить ребенку разнообразные сенсорные ощущения, восполнить сенсорный дефицит, обеспечить накопление ощущений. Модули, развивающие зрительное восприятие, составлены из фрагментов разных размеров (длина, высота, ширина), форм и цветов. Фрагменты тактильных модулей обеспечивают развитие восприятие фактуры, формы, веса, температуры. Структура модуля подчинена конструктивным принципам организации рабочего материала слева направо, от простого к сложному, от приятного к неприятному.

Принципы монтессори-терапии для медиков, а правила - для родителей

Основные правила использования монтессори-материалов соблюдаются и при работе с модулями в манеже и могут быть сформулированы следующим образом:

• материал должен быть значимым для ребёнка (материал должен быть представлен ребёнку в нужный момент его развития, который определяется экспериментальным путём или в результате наблюдения; количество и интенсивность воздействия материала варьируются в соответствии с нуждами ребёнка);

• принцип изоляции трудности (трудность, которую должен обнаружить и понять ребёнок, должна быть выделена в одном образце материала, например, понятие «размер» представлено фигурами одного цвета, а понятие цвета - фигурами одного размера);

• самоконтроль ошибок (устройство модуля позволяет увидеть ребёнку свою ошибку, устранить её, восстановив нарушенный порядок, и взрослому не нужно указывать на ошибки; взрослый не обучает, а только руководит самостоятельной деятельностью ребёнка);

• постепенность усложнения материала, например, по дизайну и использованию (вертикальное и горизонтальное представление материала) позволяет организовать повторение на одном и том же содержании, но с новой формой);

• косвенная подготовка к дальнейшему обучению (письму и пр.);

• последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций.

Следует заметить, что модули, используемые в манежах детей до трех лет, отличаются от тех, что используются вне манежа для детей более старшего возраста: размер фрагментов увеличен, количество элементов сокращено.
Занятия в манеже строятся с учетом следующих принципов:

• эмоциональный контакт ребенка с педагогом и родителями (зрительный, слуховой и тактильный контакты), атмосфера сотрудничества;
• смена видов деятельности в течение занятия;
• опора на положительные результаты, познавательный интерес ребенка;
• закрепление навыков дома на другом дидактическом и наглядном материале, в новых ситуациях;
• помощь родителям (консультирование) в коррекционной работе с детьми в домашних условия и пр.

Родители детей, занимающихся в стационаре больницы, получают исчерпывающие ответы на вопросы, профессиональные консультации у специалистов. К общим рекомендациям по проведению коррекционной работы в домашних условиях можно отнести, например, такие:
• занятия должны быть регулярными и непродолжительными (до 25 мин),
• создание дома предметно-развивающей среды,
• сменяемость видов деятельности в течение одного занятия,
• повторение и закрепление каждого действия ребенка в разных ситуациях,
• каждое действие должно быть законченным и оцененным взрослым,
• формирование положительного эмоционального отклика на оценку действий ребёнка взрослым.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 3 (23) 2010 г.

Материалы урока
Вашему малышу поставили диагноз «необучаемый»? Не падайте духом! Обратитесь к монтессори-терапевту

Все чаще среди медиков, психологов и педагогов мы слышим термин «монтессори-терапия». Современные врачи-реабилитологи уже не удивляются, когда им говорят: «В нашей больнице или реабилитационном Центре есть кабинет, где создана специальная монтессорийская среда». А иногда врачи рекомендуют родителям своих маленьких пациентов отдать ребенка в детский сад Монтессори.

Читать далее
Если создать подходящие условия, некая мощная созидающая психическая сила сама заставит ребёнка развиваться

Статистика неумолима – в последние годы  отмечается рост заболеваемости малышей детским церебральным параличом (ДЦП). На 1000  новорожденных у нас в России  5 – 6 имеют  симптомы этой болезни. Им уготована непростая жизнь, и взрослым надо набраться терпения и мастерства, чтобы помочь им в жизни.

Читать далее


Книжная полка современного монтессори-педагога:
Задание

Завершая сегодняшнее занятие, предлагаю обдумать прочитанные статьи и ответить на такие важные вопросы.

1. Как может быть устроена монтессори-комната в детском лечебном Центре или в детской неврологической больнице? Какие тренажеры, на Ваш взгляд, могут быть наиболее эффективны в работе с исключительными детьми?

2. Как Вы поняли: чем монтессори-терапия отличается от лечебной педагогики? Почему важно, чтобы в любом реабилитационном центре в согласии работали люди трех специальностей: медики, педагоги и психологи?

3. В чем заключается психолого-педагогическая поддержка детей с ДЦП? Работа с какими конкретными тренажерными материалами могла бы помочь им в жизни? Как именно?

Ответы на эти вопросы и выполнение заданий помогут Вам лучше ориентироваться в ключевых понятиях монтессори-педагогики и монтессори-терапии. Вы можете обсудить их со своими друзьями и коллегами. До встречи, друзья! Надеемся, Вы уже ждете наших следующих писем!

Спасибо за плодотворную работу, с уважением
Елена Александровна Хилтунен

Мне интересно и важно знать, нравится ли Вам такой стиль проведения учебных занятий и наши публикации. Буду рада, если Вы заполните листок обратной связи и пришлете мне. В этом случае по окончании учебной Программы Вы получите Сертификат участия в ней.

Ваши ответы на домашнее задание:

Ваше имя:


Ваш email:


Ваши ответы и комментарии:




Или пишите нам прямо в Телеграм:

Свои письменные ответы на вопросы к уроку в виде эссе и фотонаблюдений Вы можете присылать нам в Telegram. Нажимайте, пожалуйста, на синюю кнопку!

Если Вы осваиваете нашу Программу на компьютере, то скачать и установить Telegram можно здесь: скачать Telegram.


Написать в Telegram


или открыть на телефоне:





montessoriclub-online.ru