Монтессори-клуб
Наталья Волкова

Если создать подходящие условия, некая мощная созидающая психическая сила сама заставит ребёнка развиваться

Статистика неумолима – в последние годы  отмечается рост заболеваемости малышей детским церебральным параличом (ДЦП). На 1000  новорожденных у нас в России  5 – 6 имеют  симптомы этой болезни. Им уготована непростая жизнь, и взрослым надо набраться терпения и мастерства, чтобы помочь им в жизни.



Наталия  Волкова, Олег Лапочкин, Надежда Черлина
Московская областная психоневрологическая больница (МОДПНБ)
для детей с поражением центральной нервной системы с нарушением психики

Ребёнок в детской больнице и дома

Неизбежно ребятишек с детским церебральным параличом (ДЦП) родители приводят на лечение в специальные детские больницы. Многим малышам делают операции, и вместе с мамами они остаются там на реабилитацию. Лекарства лекарствами, но вот уже немало лет подряд педагоги и психологи используют при лечении детей с церебральным параличом метод монтессори-терапии. Речь идет об индивидуальных лечебных упражнениях детей, которые проводятся под наблюдением и при участии медиков, освоивших техники и приемы, разработанные монтессори-терапевтами разных стран мира и, прежде всего, Германии.
Отечественную гордость составляют специальные терапевтические монтессори-материалы, разработанные врачами, педагогами и психологами  Московской областной психоневрологической больницы (МОДПНБ) специально для детей больных ДЦП.

В последнее время в реабилиталогии появилось достаточно много новых методов работы с детьми, имеющими ограниченные возможности. Одним из таких методов, рекомендованных к применению, является метод монтессори-терапии. Необходимо отметить, что монтессори-терапия не заменяет другие медицинские воздействия, но, находясь на стыке медицины и педагогики, в ряде случаев, дает положительный результат при формировании различных социальных, бытовых навыков у детей с ДЦП. Практический опыт использования этого метода, как одного из направлений лечебной педагогики, накоплен при работе с детьми, имеющими разные формы ДЦП: спастическую, гемипаретическую, гиперкинетическую.

Кроме этого, дети, участвующие в коррекционном процессе, как правило, имеют различные степени задержек психического и речевого развития, вплоть до умственной отсталости лёгкой степени. При тяжёлых формах двигательных расстройств работа ведётся при активном участии родителей. Необходимо отметить, что основанием для выбора методик является не диагноз ребёнка, а индивидуальный психолого-педагогический статус, который определяется психологом и педагогом в процессе исследования, а также путём наблюдения за ребёнком на всем протяжении занятий в монтессори-группе.

Смысл метода заключается в том, чтобы найти сохранные формы активности ребёнка, которые не поражены болезнью и на их основе с помощью специально подобранной среды, создавать предпосылки к развитию. Метод основан на принципах монтессори-педагогики, основателем которого является Мария Монтессори (1870-1952). Она считала, что каждому человеку присуще врожденное стремление к саморазвитию. По ее мнению, существует некая мощная созидающая психическая сила, которая заложена в каждом ребёнке с рождения и которая выполняет работу по развитию и построению его собственной личности. И если создать подходящие условия, то именно эта сила заставляет ребёнка развиваться.

Возьмем за основу пробуждающийся разум ребенка

Основной задачей педагогики Мария Монтессори определила оказание помощи в саморазвитии с самого рождения. Ведь не случайно обращение ребёнка ко взрослому: «Помоги мне это сделать самому» стало девизом ее педагогики.

Фото с сайта
Ребёнок, взаимодействуя с окружающей средой, получает ощущения от органов чувств, которые поступают в мозг и постепенно формируют его память. С помощью механизма «пробуждающегося разума» формируются речевые способности ребёнка, ведь никто из родителей специально не обучает ребенка языку, ребёнок его просто впитывает. С помощью этого механизма развития он также впитывает различные виды движений и культуру. По своей структуре этот механизм бессознателен, из-за несформированности детской психики; он не имеет фильтра, так как впитывает все без разбора и нужное, и ненужное; не вызывает чувства усталости. Поэтому такое важное значение для развития имеет среда, которая окружает ребёнка.

При построении специальной среды учитывается возрастная сензитивность, то есть присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определённых психических функций. Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости к тем или иным видам деятельности. Они универсальны, то есть возникают в процессе развития вне зависимости от социальных условий среды. Сенситивные периоды индивидуальны по своему строению, то есть время их возникновения и продолжительность индивидуальны для каждого ребёнка. Сенситивные периоды имеют свою длительность и безвозвратно заканчиваются независимо от того, успел ли ребёнок использовать их для развития или нет. Взрослый, педагог может предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить специальный дидактический материал, чтобы ребёнок имел то, в чем он особенно нуждается в этот момент. И с этой точки зрения, для развития ребёнка специально подготовленная среда, имеет также достаточно большое значение. В монтессори-среде есть все, что может понадобиться ребёнку для удовлетворения его познавательных интересов.

Особенности подготовленной среды

Развивающая среда устроена таким образом, чтобы ребёнок мог самостоятельно выбирать материал и с ним работать. Поэтому материалы располагаются на низких стеллажах. Кроме того, каждый материал имеет постоянно закреплённое за ним место расположения в среде. Каждый вид материала представлен только в одном экземпляре. Все материалы конкретны и наглядны, кроме того, они учитывают полимодальность сенсорного воздействия. 

Учитывая специфику заболевания, с помощью  материалов Монтессори можно решать задачи по формированию и коррекции различных видов движений. Часть упражнений, направленных на формирование крупных видов движений, уже описана выше. Для коррекции движений рук используется модульное оборудование, которое позволяет осуществлять различные виды движений по прорези, либо проволоке, а также по синусоиде и зигзагу.


Cпециальное модульное оборудование производства НПО "Монтессори"

Для коррекции мелкой моторики

Для коррекции мелкой моторики применяется перекладывание различных предметов, мячиков, бусин, опускание различных фигурок в отверстие, проталкивание вязаного мячика, вылавливание мячиков ситом, переливание воды губкой, различные виды пересыпаний ложкой, переливание из кувшина в кувшин. Для вращательных движений кисти используются упражнения по взбиванию пены, нанизыванию крупных бусин на толстую верёвку, закручиванию геометрических фигур с болтовым соединением и опускание деревянных дисков в прорези различной пространственной ориентации. Кроме того, применяются упражнения с волчками и закручивание верёвки в катушку. Для улучшения сенсомоторной координации дети укладывают палочки в коробочку, вкладывают коробочки, надевают кольца на крючок или штырьки, открывают различные виды замков, включая работу с ключами, используют молотки для забивания и выкатывания шариков, или деревянных гвоздиков. Для восприятия причинно-следственных отношений, взаимосвязи между предметами открывают различные виды запоров, вставляют кольцо в прорезь в упражнении «возвращающиеся кольца», крутят зубчатые колеса.

Для формирования двигательных навыков широко используются упражнения уголка жизненной практики: это различные виды рамок, с помощью которых дети застёгивают и расстёгивают разные по размеру пуговицы, молнии, липучки, ремни, учатся завязывать банты, шнуровать, заплетать косичку, складывать салфетки.


При формировании графо-моторных навыков также используется модульное оборудование, при помощи которого прорабатываются различные виды движений по прорези и проволоке. Затем дети освоенный навык переносят на другой вид деятельности: рисуют на манке, и только потом на бумаге. Также для этой цели применяются металлические рамки для штриховки, где также представлены различные элементы движений, необходимые при письме.

Для развитие сенсорного восприятия

В сенсорном уголке коррекционная работа ведется по формированию зрительного восприятия формы, для чего применяется геометрический комод. 

В зависимости от уровня развития ребёнка коррекционная работа строится и в уголке русского языка и математики. Но при тяжёлом дефекте воздействие ведётся, прежде всего, в двигательной и сенсорной части среды. За время пребывания в стационаре дети осваивают не менее трёх навыков. Кроме того, все дети, которые оказываются в развивающей монтессори-среде впервые, усваивают правила поведения в ней, а именно: убирают материал на место, работают самостоятельно, используют методы контроля, не мешают другому ребёнку при работе, просят помощи педагога при необходимости, ожидают материал, если он занят другим, то есть в итоге обучаются социальным навыкам.

Таким образом, нахождение в среде помогает ребёнку понять и определить границы свободы. Его поведение становится произвольным: он может остановиться, управляет своими потребностями и эмоциями, осознанно понимает значение слова «надо».


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (22) 2010 г.
фото: интернет-источник

Материалы урока
Вашему малышу поставили диагноз «необучаемый»? Не падайте духом! Обратитесь к монтессори-терапевту

Все чаще среди медиков, психологов и педагогов мы слышим термин «монтессори-терапия». Современные врачи-реабилитологи уже не удивляются, когда им говорят: «В нашей больнице или реабилитационном Центре есть кабинет, где создана специальная монтессорийская среда». А иногда врачи рекомендуют родителям своих маленьких пациентов отдать ребенка в детский сад Монтессори.

Читать далее
Будем надеяться на большую пластичность детского организма, и создадим для малыша с дцп специальное терапевтическое пространство

Как всё-таки важно определиться с понятиями. Особенно, если имеешь дело с особенными детьми. Какой выбрать метод работы? Педагогический? Терапевтический? Лечебный? Эти три метода разные.

Читать далее


Книжная полка современного монтессори-педагога:
Задание

Завершая сегодняшнее занятие, предлагаю обдумать прочитанные статьи и ответить на такие важные вопросы.

1. Как может быть устроена монтессори-комната в детском лечебном Центре или в детской неврологической больнице? Какие тренажеры, на Ваш взгляд, могут быть наиболее эффективны в работе с исключительными детьми?

2. Как Вы поняли: чем монтессори-терапия отличается от лечебной педагогики? Почему важно, чтобы в любом реабилитационном центре в согласии работали люди трех специальностей: медики, педагоги и психологи?

3. В чем заключается психолого-педагогическая поддержка детей с ДЦП? Работа с какими конкретными тренажерными материалами могла бы помочь им в жизни? Как именно?

Ответы на эти вопросы и выполнение заданий помогут Вам лучше ориентироваться в ключевых понятиях монтессори-педагогики и монтессори-терапии. Вы можете обсудить их со своими друзьями и коллегами. До встречи, друзья! Надеемся, Вы уже ждете наших следующих писем!

Спасибо за плодотворную работу, с уважением
Елена Александровна Хилтунен

Мне интересно и важно знать, нравится ли Вам такой стиль проведения учебных занятий и наши публикации. Буду рада, если Вы заполните листок обратной связи и пришлете мне. В этом случае по окончании учебной Программы Вы получите Сертификат участия в ней.

Ваши ответы на домашнее задание:

Ваше имя:


Ваш email:


Ваши ответы и комментарии:




Или пишите нам прямо в Телеграм:

Свои письменные ответы на вопросы к уроку в виде эссе и фотонаблюдений Вы можете присылать нам в Telegram. Нажимайте, пожалуйста, на синюю кнопку!

Если Вы осваиваете нашу Программу на компьютере, то скачать и установить Telegram можно здесь: скачать Telegram.


Написать в Telegram


или открыть на телефоне:





montessoriclub-online.ru