Монтессори-клуб
Мария Монтессори

Мария Монтессори о своём методе

Всего лет двадцать назад на вопрос "Кто такая М. Монтессори?" мало кто мог ответить уверенно - в Советском Союзе то, что придумала эта гениальная итальянка, было запрещено. В пединститутах ее труды не изучались. Но в последнее время отношение к образованию человека столь сильно изменилось, что стало почти обычным блеснуть цитатой М. Монтессори в дискуссиях, например, об автодидактике или о гуманистических отношениях детей и взрослых. Попробуем уточнить эти цитаты и перелистаем страницы работы Марии Монтессори "Разум ребенка".



Они стремились быть свободными от взрослых и делать все самостоятельно

Метод, который носит мое имя, чтобы не затеряться среди других систем, привел меня к открытию духовных особенностей детей, которые ранее не наблюдались. То, что было открыто прежде, лишь внешний облик ребенка, которого еще предстоит открыть. Способствовать пониманию детей, работать на защиту их прав – это и было моей целью. Дети – слабые человеческие существа, живущие среди сильных. Они не поняты. Их потребности не признаны в обществе взрослых, и это таит бездну непредвиденного зла.

Почти вся так называемая воспитательная работа пропитана идеей о прямой, а следовательно, насильственной адаптации ребенка к миру взрослого.

В моих школах дети могут спокойно работать, прежде подавленный дух их раскрывается и проявляет себя свободно. Ничего этого не происходит в традиционных школах. Наши дети открыли нам уровень еще не исследованного сознания, а их деятельность ясно показала тенденции, никогда ранее не исследуемые педагогами и психологами. Например, детей вовсе не привлекали игрушки, которыми взрослые предполагали радовать их, не интересовали сказки. Они стремились быть свободными от взрослых и делать все самостоятельно. Своим видом они просили не помогать им в работе до тех пор, пока такая помощь становится им абсолютно необходимой. Дети были спокойны, заинтересованы в своей работе, впитывали окружающий мир с поразительной ясностью. Очевидно, естественное стремление к познанию длительное время подавлялось прежде энергичным и непосредственным вмешательством взрослых, которые считали, что они могут делать все лучше, чем дети, и подменяли детскую активность своей собственной, а потому подчиняли волю и инициативу детей себе.

Мы, взрослые, в нашем объяснении ребенка и в обращении с детьми не только ошибались в конкретных деталях воспитания или в отдельных несовершенных формах обучения, но и продолжали неправильно вести себя по отношению к детям. И наши ошибки породили сейчас социальную и нравственную проблему отцов и детей. Разногласие между детьми и взрослыми существовало в течение столетий, но сейчас молодежь нарушила баланс. Именно это вынудило меня обратиться не только к педагогам, но и ко всем взрослым, особенно родителям.

В самых разных странах, отличных по своей культуре и обычаям, возникли школы, работающие по моему методу. Это свидетельствует об универсальности разногласий между взрослыми и детьми. По-видимому, в высших цивилизациях, таких как наша, они усиливаются общественными нормами и логикой отделения ребенка от естества собственной личности и от свободы действий.



Ребенок, живущий в среде, созданной взрослыми, живет в мире, неблагоприятно приспособленном для его потребностей, как физических, так и (что более важно) духовных, дающих ему возможность развиваться умственно. Ребенок подавлен взрослым, который подрывает его волю и вынуждает приспосабливаться к враждебной окружающей среде, наивно полагая, что таким образом развивает ребенка социально. Почти вся так называемая воспитательная работа пропитана идеей о прямой, а следовательно, насильственной адаптации ребенка к миру взрослого.

Такая адаптация основана на полном повиновении, ведущем к отрицанию личности ребенка. При этом ребенок становится объектом справедливости, которая не является справедливостью, объектом оскорбления и грубого обращения, которого сам взрослый никогда не вынес бы.

Такое отношение к ребенку глубоко укоренилось даже в семьях, где детей горячо любят. В школе же оно тем более сильно. Мир детства там полностью посвящен адаптации к миру взрослому. Часто согласие между семьей и школой сводится к союзу сильных против слабых. Ребенок, который стремится быть услышанным и которому причиняется боль неприятия, замыкается в себе, а это более опасно, чем простое подчинение.

Убежище в шторм, оазис в пустыне, место духовного отдыха - вот что гарантирует здоровое развитие ребенка

Более справедливый и милосердный подход к ребенку состоит в создании адаптационной окружающей среды, отличной от среды подавления, которая защищает ребенка от сложных и опасных препятствий, угрожающих ему в мире взрослых. Убежище в шторм, оазис в пустыне, место духовного отдыха должно быть создано для того, чтобы гарантировать здоровое развитие ребенка.

Ни одна социальная проблема не является столь универсальной, как угнетение ребенка. Исторически угнетенные – это рабы, класс прислуги и, наконец, рабочие. Это малочисленные группы, которые добивались своего освобождения часто в открытой борьбе с угнетателями. Гражданская война в Америке, Французская революция, современные революции, утверждающие новые экономические нормы, – все это примеры страшных конфликтов между группами взрослых, вынужденных прибегать к силе, чтобы исправить несправедливость.

Но социальная проблема ребенка не является ни классовой, ни расовой, ни национальной. Ребенок, не функционирующий в общественном отношении, действует исключительно как придаток взрослого. Те, кто угнетает одну часть человечества для преуспевания другой, лишь разрушают социальное единство. Стоит только мельком взглянуть вниз, и мы увидим, что среди страдающих и угнетенных есть и дети.

Почти все, кто заботится о детях, подчеркивают, что ребенок является невинной жертвой заблуждений, которые омрачают и взрослую жизнь. Такой придаток взрослых, слабый и неспособный сказать о себе, вызывает особое сочувствие и исключительную потребность в милосердии. Много ведется разговоров о несчастных детях и счастливых, о богатых и бедных, о брошенных и о тех, кого любят. Но такие толки лишь устанавливают тот факт, что контрасты, которые мы видим среди взрослых, отражены в детстве и в юности.



Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок – родителей. Слуга никогда не имел такого безграничного послушания, какого требовали от ребенка. Никогда правами человека не пренебрегали так, как в случае с ребенком. Никогда рабочему не приходилось так слепо следовать распоряжениям, как это должен делать ребенок. Наконец, рабочий имеет часы отдыха и место, где он может заняться самим собой, никому и никогда не приходилось столько работать, как ребенку, вынужденному подчиняться взрослому, который навязывает ему и часы работы, и часы игры в соответствии со строгим набором правил.

Ребенок как самостоятельное создание никогда не существовал социально. Всегда было принято, что ребенок живет в доме, удобном для взрослых, в котором мать готовит, отец работает и родители заботятся о детях согласно своим возможностям. Школы традиционно почитают структуру семьи. Мысль о том, что ребенок является личностью самостоятельной, казалось, не придет в голову никогда и никому. Почти все моральные и философские идеи были ориентированы на взрослых, и социальные вопросы детства ставились редко. Ребенок никогда не рассматривался как отдельный организм с различными потребностями, которые необходимо удовлетворить для того, чтобы добиться высочайших результатов в жизни.

Ребенок как человеческое создание, как жертва, которая работает, страдает и является лучшим из друзей, все еще неизвестен. Это чистая страница в истории человечества. Страница, которую нам хотелось бы заполнить. 

Мария Монтессори
Цитаты из работы  «Разум ребенка», 1949, Карачи






Материалы урока
О раннем развитии, или притча про Глеба и Ваню

Мы решили опубликовать эту статью потому, что в ней, наконец, развеивается миф о том, что Мария Монтессори придумала методику так называемого «раннего развития» детей, которая в последнее время стала необыкновенно популярной среди российских родителей. Но на самом деле, если внимательнее вчитаться в работы Марии Монтессори, станет понятным, что она ратовала не за то, чтобы дети, как можно раньше, научились читать, писать и считать, как думают многие родители,  а чтобы все в жизни детей происходило в свое время – в моменты определенных сенситивных фаз.

Читать далее
О летних играх – дворовых и домашних

Летом дети то на улице, то дома. Дверь в лето постоянно открыта. И что интересно – они, будто,  не собираются  переключаться с игр домашних на игры уличные. Только что запускали змея во дворе и носились мимо окон со своим «орлом», и вот уже в комнате сложили из бумаги самолётики и отправляют их в полет к потолку.

Читать далее
Посмотреть видео →


Книжная полка современного монтессори-педагога:
Задание

Завершая сегодняшнее занятие, предлагаю обдумать прочитанные статьи  и ответить на такие важные вопросы.

1. Какая из цитат из книги Марии Монтессори "Разум ребенка" Вам показалась наиболее близкой? Добавьте ее своим рассуждением.

2. Что Вы думаете о раннем развитии детей? В чем согласны и не согласны с Марией Монтессори? Слышали ли и что думаете об идеях семейного воспитания в семье Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных?

3. Какова может быть роль родителей во время детских вольных игр? Или в это время родители просто не должно быть поблизости?

Ответы на эти вопросы и выполнение заданий помогут Вам лучше ориентироваться в ключевых понятиях монтессори-педагогики. Вы можете обсудить их со своими друзьями и коллегами. До встречи, друзья! Надеемся, Вы уже ждете наших следующих писем!

Спасибо за плодотворную работу, с уважением
Елена Александровна Хилтунен

Мне интересно и важно знать, нравится ли Вам такой стиль проведения учебных занятий и наши публикации. Буду рада, если Вы заполните листок обратной связи и пришлете мне. В этом случае по окончании учебной Программы Вы получите Сертификат участия в ней.


Ваши ответы на домашнее задание:

Ваше имя:


Ваш email:


Ваши ответы и комментарии:




Или пишите нам прямо в Телеграм:

Свои письменные ответы на вопросы к уроку в виде эссе и фотонаблюдений Вы можете присылать нам в Telegram. Нажимайте, пожалуйста, на синюю кнопку!

Если Вы осваиваете нашу Программу на компьютере, то скачать и установить Telegram можно здесь: скачать Telegram.


Написать в Telegram


или открыть на телефоне:





montessoriclub-online.ru