«Золотая Коллекция»
Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.
Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике
О школьных изменениях и о подростках как о социальных новорожденных. Часть 3
Для позитивных изменений в образовании необходимо победить собственные предрассудки
Непросто бывает привести в трепет современного человека цитатой из книги
столетней давности – мы слишком дорожим своей собственной нажитой
мудростью, положением в свете и образованностью. Мы почему-то уверены, что за сто лет эти открытия давно уже
опровергнуты и переоткрыты нами или нашими современниками. Но иногда
бывает, чтение старой книги, будто иглой, пронзает наши годами
складывавшиеся эмпирические и философские представления о мире, о миссии
человека. И тогда требуется обернуться на себя, как говорится, «снять
галстук» и, победив свои собственные предрассудки, посмотреть на детей,
рядом с которыми мы живем, по-другому – довериться им.
Три лекции М. Монтессори. Январь 1937 года
Доктор Монтессори прочитала в исследовательском университете три лекции о ребенке под общим названием "Mistique et Techniqe Montessorienriex". Лекции замечательные, чрезвычайно интересные. Перевод и комментарии Юлии Ивановны Фаусек. Помещаем текст так, как он хранится в собрании документов Музея Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования - без литературной редакции.
Взрослый и ребенок в новом образовании
Перед вами типичный документ 1931 года, переданный Марией Монтессори для перевода на румынский язык и публикации Илие Сулеа Фиру (профессору Бухарестского университета, который был ее учеником на Международном курсе в Риме в 1931 году). М. Монтессори часто передавала переводчикам свои работы или неопубликованные лекции для последующих публикаций. В них она говорила о вещах уже известных, но выраженных немного в другом свете. Этот документ был передан Грации Хонеггер Фрешко самим Сулей Фиру во время ее поездки в Бухарест и хранится в ее архиве. Недавно Грация опубликовала его в своем журнале «Тетради Монтессори». Мы тоже решили предложить этот текст своим читателям с ее разрешения.
О природе в воспитании
Часто мы не придаем значения влиянию природы на развитие наших детей. Ясно без слов, что деревенские ребятишки, с малого возраста растущие среди лесов и полей, гораздо чище и искреннее городских. Но в то же время они меньше приспособлены к превратностям городской цивилизации, которая часто застает их на изломе жизни. Природа – то единственное исконное, естественное, что есть в каждом человеке. При определенных условиях она может своей силой уберечь наших детей от ударов судьбы. Удивление от непознанного, великодушие, стремление помочь и уберечь от невзгод живое существо – вот чудесные человеческие качества, которые можно воспитать в каждом ребенке, если мы будем доверять природе, обращая внимание детей на ее чудеса и волшебные превращения.
Математические материалы как тренажерный зал для умственной гимнастики
Многие современные педагоги — ученые и практики, а также родители детей
сомневаются в том, что дидактические пособия по математике, изобретенные
100 лет назад, могут позитивно работать и в наше время. Только опыт
может показать нам истину. Представляем исследования, проведенные в детских садах и
школах Монтессори современной России, которые доказывают, что дети
дошкольного и младшего школьного возраста, если предоставить им реальную
возможность свободно и самостоятельно трудиться в области математики и
дать в руки дидактические материалы Монтессори, без особых проблем
справляются с освоением основ современных математических знаний и
умений.
Зачем Мария Монтессори придумала Коричневую лестницу?
«Мария Монтессори и современность. Жизнь, мысли, свидетельства»
Этот текст - предисловие к редкой книге ученицы и коллеги Марии Монтессори Грации Хонеггер Фрешко. Книга издана на русском языке в переводе монтессори-учителя Санкт-Петербургской монтессори-школы Михайловой Сергея Сафронова. Жаль, что Грация уже не сможет подержать это издание в руках. Текст, написанный всей ее жизнью и со всей страстью и прямолинейностью. Книга не дает оценок, но честно отвечает на многие вопросы наших современников о феномене выдающейся итальянки, педагогика которой смогла перешагнуть время в свой следующий век.
О новом образовании, о том, во что верят дети, и о любви
Что такое социальное развитие? Наблюдения детского сада и школы Монтессори
Просто получить университетский Диплом или осознать ответственность за будущее человечества?
"В нынешних университетах студенты живут как дети, хотя они уже взрослые и им пришло время взять на себя ответственность и сосредоточиться на своих жизненных задачах, например, подумать о создании семьи. Вместо этого они обычно заявляют, что подобное отношение к жизни лежит на совести каждого. В этом смысле нельзя надеяться, что подобные нравы будут способствовать улучшению общества в целом". (М. Монтессори, 1935 год)
Чего стоят любые сверхсложные теории по сравнению с проблемой мира на нашей планете?
О школьных изменениях и о подростках как о социальных новорожденных. Часть 1
О школьных изменениях и о подростках как о социальных новорожденных. Часть 2
Реформа основной школы состоит в том, чтобы дать подросткам экономическую независимость, способность побеждать. Речь идет о создании экспериментальных школ общественной жизни («Ecole Experimente de Vie Sociale»). И такая независимость обязательно должна иметь убедительную практическую ценность. При этом психология подростка такова, что требует больше приносить пользу людям, чем служить собственному материальному благосостоянию. Подростку гораздо важнее достичь своей финансовой независимости и приносить пользу людям, чем знакомиться в классе лишь экономической наукой. То есть речь идет о том, чтобы подростки заняли правильное положение в обществе и зарабатывали деньги своим собственным трудом.
Настоящая экспериментальная наука, освобождающая детей, пока не родилась. Или уже родилась?
Совсем неспроста Мария Монтессори называла свое открытие "методом научной педагогики". Любопытно: на одном из семинаров, где рассматривались вопросы педагогической позиции тьюторства и сравнивалась эта позиция с миссией монтессори-педагога, одним из главных встал вопрос о теоретическом и эмпирическом мышлении. Практикующие монтессори-педагоги – с трудом понимали и принимали такой подход, полагая, что эмпирика нынешней школы гораздо ярче и полнее ее теоретической составляющей, давящей на детей своей абстрактной туманностью и оторванностью от реалий современной жизни. Что же думала на эту тему Мария Монтессори? Почему она все же называла свой метод именно методом научной педагогики? Кем, руководствуясь этой логикой, она была: теоретиком или эмпириком?
Любовь к родине есть высшее проявление природной памяти
Идеал, к которому стоит стремиться, – человек здоровый
Эту статью под названием «Мир и образование» Мария Монтессори написала в 1932 году и сразу же опубликовала ее небольшой брошюрой в Женеве. Над человечеством нависало страшное время – жизни людей уносила чума. Летальный исход, по данным старых газет, превышал 50% от общего числа заболевших. Нашему поколению сложно представить, как люди жили в те времена, поэтому сегодня в прививках от ковида многие не видят смысла. Но в мире без вакцин люди не доживали и до сорока, а распространение болезни останавливалось, когда погибала треть населения города или страны. И вот читайте, пожалуйста, к чему призывала тогда Мария Монтессори. Её прозорливость представляется гениальной. Она сравнивает эпидемию болезни с войной и будто указывает свой путь развития человеческой цивилизации.
Мое руководство
В чем состоит открытие Марии Монтессори? Почему она так трепетно относилась к мифам, рожденным вокруг ее имени? Как пишут ее биографы, она не считала себя изобретателем особого метода педагогической работы с детьми и единоличным автором специальных, помогающих развитию детей кубиков. Монтессори считала, что увидела сама и сделала достоянием всех потенциал раскрытия пробуждающегося детского разума, который ранее никто не замечал. Она совершила это, благодаря систематическим наблюдениям за жизнью детей, что и требуется в любом научном подходе. Монтессори не изобрела свой метод работы с детьми и подростками, но открыла их «другими», отличными от прежнего видения.
Точность, основа образования
Грация Хонеггер Фрешко подарила нам очень честную книгу "Мария Монтессори, реальная история. Жизнь, идеи, свидетельства". Она пишет: «Моим намерением было воссоздать образ Марии Монтессори, очищенный от агиографических мотивов, какими представляют жития святых, и которыми так часто пестрят описания её жизни». Грация сохранила немало писем Марии Монтессори в большом архиве, доставшемся ей от одной из самых близких ее подруг Джулианы Сорджи. Казалось бы, в этих письмах Мария простыми словами рассказывает о своей обыденной жизни, но на самом деле...«она рассуждает о будущем, о роли ребенка и подростка в процветании всего человечества и о важности признания прав человека на «длинное детство». Так наблюдать жизнь и делать выводы из своих наблюдений умела только она.
О наших и детских ошибках и их исправлении
Наличие контроля ошибок в каждом настоящем монтессори-материале – одна из неотъемлемых его особенностей. Но всегда ли мы осознаем, почему так важно, чтобы контроль ошибок осуществлял сам ребёнок? Начинающие монтессори-педагоги спрашивают: «А если ребёнок неправильно выложил слово из подвижного алфавита, что ж не поправлять его ошибку? Не указывать на неё? А если он так и запомнит неправильное правописание?»
Мы стремимся знакомить наших учеников с жизнью, а не с теориями
Все больше становится в нашей стране начальных школ Монтессори. Понятно, как сложно для их организаторов не поддаваться устоям традиционной школы и действовать в интересах детей, а не представлений взрослых о получении образования в том или ином возрасте. Надо набраться определенного окаянства, чтобы вслед за Монтессори стремиться знакомить своих учеников с жизнью, а не с теориями и воплощать этот непопулярный сегодня принцип в своей практике. Любой текст Марии Монтессори характерен своей вдохновляющей силой. Но этот – будто специально обращен к первопроходцам нашего зарождающегося школьного монтессори-образования.
Фребелевское плетение и японское оригами – не то! Детям нужна глина!
Интересно, что лепка не рассматривалась доктором Монтессори как изобразительное творчество маленьких детей, а ведь именно так принято понимать подобные занятия в современной педагогике. М. Монтессори пишет, что лепка из глины в то же время и не совсем ручной труд, и даже не гимнастика для рук, которую нынешние психологи возводят в ранг супертренинга мелкой моторики. Все гораздо глубже и точнее. Только не говорите, что взгляды Марии Монтессори менялись со временем – здесь они высказаны вполне определенно и принципиально!
Экспериментальная психология и школьные правила Гербарта
Очень серьезная тема: ради чего учитель учит детей и кто на самом деле отвечает за их образование? Каковы, можно сказать, негласные очертания школьных правил, крепко засевших в наше сознание со времен Гербарта и невидимой нитью опутавшие представления людей об истинной научной педагогике и нашей роли в ней? Мы решили на этот раз выложить в журнале несколько цитат из второго тома избранных трудов Марии Монтессори. Надеемся, наши читатели найдут в них ответы в том числе и на вопросы, весьма актуальные в наши дни, особенно связанные со смыслами тех или иных научно-педагогических направлений, развивающихся в сегодняшней школьной жизни.
Как, загибая пальчики на столе, можно узнать самые сложные стихотворные размеры
Вопрос к Марии Монтессори. Нетрудно представить, как можно создать условия для свободной работы детей
младшего школьного возраста в различных областях научного знания – почти
так же, как и у дошкольников. Организовал лабораторию, где можно делать
опыты, поставил на полки в свободном доступе более сложные
дидактические материалы по грамматике и математике, заполнил шкафы
энциклопедиями и справочниками, и, пожалуйста, дети, пользуйтесь,
осваивайте самостоятельно курс школьных наук! Но вот как быть с
гуманитарными и творческими дисциплинами: с литературой, иностранным
языком, изобразительным творчеством? Тут одними материалами не
обойдешься.
Мария Монтессори о методе наблюдения с иллюстрациями Юлии Фаусек
Мы решили познакомить читателей журнала с некоторыми страницами
тетрадей наблюдений Юлии Ивановны Фаусек, сделанных в период до 1921 года.
Как раз в это время она опубликовала в первом номере журнала
«Просвещение» свой перевод главы «Подготовка учительницы» из второго
тома работы М. Монтессори «Метод научной педагогики», который можно считать
предисловием к наблюдениям самой Фаусек за свободной работой детей ее
детского сада с монтессори-материалами.
Взгляд на жизнь ребенка
Мы изучаем монтессори-педагогику, а в сущности пытаемся осознать главную идею Марии Монтессори. Идею о том, что наши дети могут и должны быть свободными от подчинения воли взрослых людей более, нежели от воли своей собственной, заложенной природой. Признать такое нам, взрослым, нелегко. А еще сложнее просто помогать детям в жизни. К сожалению, мы до сих пор не научились осознанно наблюдать становление детей, как это делают птицы перед полетом своих птенцов. Будем честны: мы мало что смогли сделать для их освобождения. Глубочайшего уважения заслуживают те из нас, кто упорно пытается претворять идеи освобождения детей в жизнь, верит в свое дело, понимая, что не оставит его, сколько бы лет им на эту работу ни потребовалось.
Как тренируется волевой потенциал?
Когда ребенок выбирает среди определенного количества материалов то, что ему нравится, идет к шкафчику, относит предмет к своему столику или соглашается уступить его товарищу; когда он ждет, пока одноклассник освободит интересный для него материал; когда он усердно и внимательно повторяет одно и то же упражнение, исправляя ошибку, подсказанную самим материалом, – ребенок совершает множество волевых действий. Можно сказать, что происходит тренировка его воли. Именно воля постоянно задействована и доминирует во всех ситуациях, воля, основанная на внутреннем фундаментальном явлении длительно сохраняемого внимания.
Тишина не по приказу
«Уроки тишины». Умеем ли мы проводить их так же тонко и трепетно, как об
этом писала Мария Монтессори? И придаем ли мы этим урокам столь же
большое значение, как она? Давайте еще раз окунемся в одну из глав ее
фундаментальной книги «Открытие ребенка» в переводе с редкого для нас
нидерландского языка. Мария Монтессори в высшей степени уважала и
доверяла нидерландским педагогам, полагая, что в этой стране, как ни в
какой другой, ее понимают и ценят.
Не бойтесь разрушить зло. Мы должны бояться разрушить только добро
Мы еще и еще раз обращаемся к пониманию смыслов работы монтессори-педагога с детьми. Нам важно точно знать, как предлагала Мария Монтессори поступать наставнице или учительнице в сложных ситуациях. Что делать, если дети не прекращают беготню по классу, мешая работать остальным? Как водворить рабочую тишину в классе? Что сделать, чтобы ребенок не брал с полки один материал за другим, а концентрировался на одной работе до полного и глубокого ее освоения и осознания? Все это вопросы, постоянно возникающие не только у начинающих монтессори-педагогов, но и у немало лет работающих. Вот почему сегодня мы снова открываем страницы книги М.Монтессори и читаем оставленные нам в наследство ее мудрые и точные строки.
Легато - двигаемся плавно, стаккато - подпрыгиваем, крещендо - чеканим шаг
Мы решили опубликовать несколько страниц из работ Марии Монтессори,
посвященных организации ритмических упражнений в детских группах.
Интересно, что в России еще в 50-е годы прошлого века, не говоря уже о
дореволюционных временах, в начальных школах обязательным предметом была
РИТМИКА. Девочки переодевались из школьных платьев с черными фартуками в
специальные белые юбочки, мальчики – в спортивную форму, и учительница
ритмики разучивала с ними грациозные движения по кругу и несложные
бальные танцы. Как жаль, что наше современное начальное образование
утратило эти прекрасные и обязательные для всех музыкальные занятия
детей.
Накрываем на стол? Нет! Изучаем геометрию!
Нам часто представляется, что простые действия ребенка не напрягают его
интеллект, и, следовательно, не ведут по дороге развития. Мы постоянно
завышаем свои требования и ждем от детей радостного восприятия мира. Но
настоящего удивления, радости открытия в детских глазах мы почему-то
при этом не наблюдаем. А ведь в том-то и дело, что такие счастливые
ощущения возникают в момент осознания ребенком победы над своим
незнанием или неумением. Значит, учение должно быть легким и радостным, а
не мучительным и трудным.
Детский мир Марии Монтессори
История уже давно оценила: Мария Монтессори - одна из самых ярких и
противоречивых личностей, каких дала Италия миру за последнее столетие.
Среди множества педагогических систем XX века особое место занимает
школа Монтессори (детские сады и школы для преподавателей Монтессори
популярны до сих пор!). Люди прониклись этим настолько, что до введения евро портрет обладательницы этой
звучной фамилии каждый итальянец мог видеть на купюре в 1000 лир.
Как обучать любви к собственному математическому разумению? Введение в «ПсихоГеометрию» Марии Монтессори
Впервые в истории педагогики на русском языке мы можем прочитать книгу Марии Монтессори "ПсихоГеометрия" - выдающийся труд по изучению математики детьми, только что переступившими порог школы. Перед Вами введение в эту книгу российского и украинского ученого и педагога-исследователя, одного из создателей Школы Диалога Культур Сергея Юрьевича Курганова . Он называл Марию Монтессори союзником деятелей культуры Серебряного века, сравнивая ее с Дягилевым, Серебряковой, Нижинским, Стравинским, Пикассо. А Вы с таким утверждением согласитесь?
NAVI-ASILO CARACCIOLO - школа-приют на корабле
В Морском музее Неаполя хранятся две короткие записи в гостевой
книге старинного морского корабля, которые были сделаны почти столетие
назад. Для нас это удивительный символ единения культур не только в
самом широком смысле этого слова, но и во вполне конкретном – записи сделали итальянка Мария Монтессори и русская Юлия Фаусек в день своего
посещения корабля-приюта «Caracciolo», пришвартованного к причалу
Beverello в неапольском порту. Тогда на борту корабля вместе с детьми из
приюта посетительниц встречала еще одна замечательная женщина – Джулия
Чивита Франчески (Giulia Civita Franceschi). А среди ребятишек – бывших
беспризорников, щеголявших теперь в белых матросках, говорят, был и
маленький русский мальчик.
Проект Марии Монтессори «ERDKINDER - Дети Земли»
В 1939 году в Амстердаме на английском языке вышла книга Марии Монтессори с результатами интересного исследования, связанного с ее планом принципиальных изменений в школе для подростков. Книга называлась «The Erdkinder – схема реформирования средней школы». А в 1957 году уже после ухода М. Монтессори из жизни перевод этой небольшой книжки был опубликован в Италии под названием «Erd kinder (Дети Земли)» с введением Марио М. Монтессори-старшего.
Математика. Упражнения, параллельные изучению десятичной системы
В своей "Психоарифметике" М. Монтессори пишет об открытии особого типа мышления ребёнка, о его выдающемся потенциале и свойственной ему психологии познания с помощью «психодидактики» и «материализованных абстракций». Описывая свои математические материалы, она не просто представляет новую концепцию и метод преподавания элементарной математики, что само по себе чрезвычайно интересно, – но и пытается разгадать, как происходит познание математики и как способствовать процессу формирования мышления ребёнка в целом.
«Психогеометрия» Марии Монтессори. Первое русское издание
Эта книга стала когда-то революцией в математическом образовании детей. Она была написана почти целый век назад, но и сегодня можно восхищаться, как математически красиво и вдохновенно Мария Монтессори представляла геометрию 9-12-летним школьникам. Каждый современный учитель математики да и обычный культурный человек должен прочитать «Психогеометрию» и внимательно рассмотреть 266 рисунков на ее страницах.
Забудьте о своем могуществе
Они исполняют предписанное действие, тщательно исследуют его, словно репетируя сцену спектакля
Об одном исследовании, которое проводила Мария Монтессори в начале прошлого века, с ее собственных слов
Мы знаем, что перед тем, как обратиться к педагогике, Мария Монтессори окончила медицинский университет и работала в области медицины. В своих ранних работах она уделяла особое внимание педагогической антропологии. Гораздо менее известно, что М. Монтессори проводила эмпирическое исследование в рамках современной школьной социологии. В 1904 году было опубликовано ее важное исследование под названием «Влияние семьи на интеллектуальный уровень учеников – исследование образовательной гигиены и антропологии в области образования».
Школа эта составляет предмет горячей заботы образованного, талантливого и вполне обеспеченного человека...
Вторая ступень образования
Их не унижает сознание, что старшие знают больше, поскольку они понимают, что наступит и их черед
Нам стоит носить пояс из бусин. Если появится желание непрошено вмешаться в жизнь ребенка, будем снимать с этого пояса по одной бусине
Мария Монтессори о своём методе
Всего лет двадцать назад на вопрос "Кто такая М. Монтессори?" мало кто мог ответить уверенно - в Советском Союзе то, что придумала эта гениальная итальянка, было запрещено. В пединститутах ее труды не изучались. Но в последнее время отношение к образованию человека столь сильно изменилось, что стало почти обычным блеснуть цитатой М. Монтессори в дискуссиях, например, об автодидактике или о гуманистических отношениях детей и взрослых. Попробуем уточнить эти цитаты и перелистаем страницы работы Марии Монтессори "Разум ребенка".
Если фантазия не рождена реальностью, вместо божественной красоты появляется нарост, заслоняющий свет
Ребенок преобразует мир
"Я тоже думаю, что человечество по-прежнему слишком далеко от того, к
чему страстно стремится, то есть далеко от построения общества, в
котором царят мир и согласие, в котором нет войн. Люди еще не в
состоянии контролировать события и управлять ими. Скорее, они остаются
жертвами последних". (Мария Монтессори)
Как давать урок
"В нашем методе урок соответствует эксперименту. Чем полнее знания
наставницы о приемах экспериментальной психологии, тем легче ей понять,
как надо давать урок". (Мария Монтессори).
Зачем Мария Монтессори придумала коричневую лестницу?
Прежде удивительная книга Марии Монтессори "Психоарифметика" издавалась лишь на испанском и итальянском языке. Теперь все, кому интересно знать, как развивается
«математический ум» ребенка, смогут прочитать ее и на русском.
Последняя речь доктора Марии Монтессори
Наши учебные программы:
4800 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.