«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Мария Монтессори: 40 материалов на сайте + 16 в учебной программе
О природе в воспитании
Мария Монтессори

О природе в воспитании

Часто мы не придаем значения влиянию природы на развитие наших детей. Ясно без слов, что деревенские ребятишки, с малого возраста растущие среди лесов и полей, гораздо чище и искреннее городских. Но в то же время они меньше приспособлены к превратностям городской цивилизации, которая часто застает их на изломе жизни.  Природа – то единственное исконное, естественное, что есть в каждом человеке. При определенных условиях она может своей силой уберечь наших детей от ударов судьбы. Удивление от непознанного, великодушие, стремление помочь и уберечь от невзгод живое существо – вот чудесные человеческие качества, которые можно воспитать в каждом ребенке, если мы будем доверять природе, обращая внимание детей на ее чудеса и волшебные превращения. 

О наших и детских ошибках и их исправлении
Мария Монтессори

О наших и детских ошибках и их исправлении

Наличие контроля ошибок в каждом настоящем монтессори-материале – одна из неотъемлемых его особенностей. Но всегда ли мы осознаем, почему так важно, чтобы контроль ошибок  осуществлял сам ребёнок? Начинающие монтессори-педагоги спрашивают: «А если ребёнок неправильно выложил слово из подвижного алфавита, что ж не поправлять его ошибку? Не указывать на неё? А если он так и запомнит неправильное правописание?»  

О школьных изменениях и о подростках как о социальных новорожденных
Мария Монтессори

О школьных изменениях и о подростках как о социальных новорожденных

«Необходимость обновления школы является сегодня не только образовательной, но и человеческой, социальной необходимостью. Нынешние школы явно не соответствуют потребностям современных молодых людей – они все еще приспособлены к условиям, созданным в уже уходящей эпохе. Общество, чьи трудности и антагонизмы достигли кульминации, должно столкнуться с кризисом, угрожающим миру и даже самой цивилизации. Хотя прогресс, достигнутый наукой и ее практическим применением, тесно связан с этим кризисом, все же он не его причина». 
М. Монтессори. Из доклада в Лондоне, 1935 год

«Мария Монтессори и современность. Жизнь, мысли, свидетельства»
Грация Х. Фрешко

«Мария Монтессори и современность. Жизнь, мысли, свидетельства»

Этот текст - предисловие к редкой книге ученицы и коллеги Марии Монтессори Грации Хонеггер Фрешко. Книга готовится к изданию на русском языке в переводе монтессори-учителя Санкт-Петербургской монтессори-школы Михайловой Сергея Сафронова. Жаль, что Грация уже не сможет подержать это издание в руках. Текст, написанный всей ее жизнью и со всей страстью и прямолинейностью. Книга не дает оценок, но честно отвечает на многие вопросы наших современников о феномене выдающейся итальянки, педагогика которой смогла перешагнуть время в свой следующий век. 

Зачем Мария Монтессори придумала Коричневую лестницу?
Мария Монтессори

Зачем Мария Монтессори придумала Коричневую лестницу?

«Психоарифметика» М. Монтессори недавно увидела свет на русском языке – это знаменательное событие, потому что прежде она издавалась лишь на испанском и итальянском. Теперь российские монтессори-педагоги и все, кому интересно знать, как развивается «математический ум» ребенка, смогут прочитать ее на своем родном языке. М. Монтессори считала, что двойная роль арифметики как «средства развития мышления» и как «элемента необходимой базовой культуры человека» по-настоящему не была признана в ее время. Казалось бы, нет никаких внешних учебных задач,  Каждый занимается сам по себе или с командой друзей с живым интересом и достигает успеха в соответствии с внутренним голосом разума, откликающегося на потребность в развитии и своего собственного уровня зрелости. В результате у детей есть свободный выбор, и каждый ребенок может достигнуть в развитии мышления логического и систематического прогресса».

Для позитивных изменений в образовании необходимо победить собственные предрассудки
Мария Монтессори

Для позитивных изменений в образовании необходимо победить собственные предрассудки

Непросто бывает привести в трепет современного человека цитатой из книги столетней давности – мы слишком дорожим своей собственной нажитой мудростью, положением в свете и образованностью. Мы почему-то уверены, что за сто лет эти открытия давно уже опровергнуты и переоткрыты нами или нашими современниками. Но иногда бывает, чтение старой книги, будто иглой, пронзает наши годами складывавшиеся эмпирические и философские представления о мире, о миссии человека. И тогда требуется обернуться на себя, как говорится, «снять галстук» и, победив свои собственные предрассудки, посмотреть на детей, рядом с которыми мы живем, по-другому – довериться им.

Мы стремимся знакомить наших учеников  с жизнью, а не с теориями
Мария Монтессори

Мы стремимся знакомить наших учеников с жизнью, а не с теориями

Все больше становится в нашей стране начальных школ Монтессори. Понятно, как сложно для их организаторов не поддаваться устоям традиционной школы и действовать в интересах детей, а не представлений взрослых о получении образования в том или ином возрасте. Надо набраться определенного окаянства, чтобы вслед за Монтессори стремиться знакомить своих учеников с жизнью, а не с теориями и воплощать этот непопулярный сегодня принцип в своей практике. Любой текст Марии Монтессори характерен своей вдохновляющей силой. Но этот – будто специально обращен к первопроходцам нашего зарождающегося школьного монтессори-образования.

Фребелевское плетение и японское оригами – не то! Детям нужна глина!
Мария Монтессори

Фребелевское плетение и японское оригами – не то! Детям нужна глина!

Интересно, что лепка не рассматривалась доктором Монтессори как изобразительное творчество маленьких детей, а ведь именно так принято понимать подобные занятия в современной педагогике. М. Монтессори пишет, что лепка из глины в то же время и не совсем ручной труд, и даже не гимнастика для рук, которую нынешние психологи возводят в ранг супертренинга мелкой моторики. Все гораздо глубже и точнее. Только не говорите, что взгляды Марии Монтессори менялись со временем – здесь они высказаны вполне определенно и принципиально!

Экспериментальная психология и школьные правила Гербарта
Мария Монтессори

Экспериментальная психология и школьные правила Гербарта

Очень серьезная тема: ради чего учитель учит детей и кто на самом деле отвечает за их образование? Каковы, можно сказать, негласные очертания школьных правил, крепко засевших в наше сознание со времен Гербарта и невидимой нитью опутавшие представления людей об истинной научной педагогике и нашей роли в ней? Мы решили на этот раз выложить в журнале несколько цитат из второго тома избранных трудов Марии Монтессори. Надеемся, наши читатели найдут в них ответы в том числе и на вопросы, весьма актуальные в наши дни, особенно связанные со смыслами тех или иных научно-педагогических направлений, развивающихся в сегодняшней школьной жизни.

Как, загибая пальчики на столе, можно узнать самые сложные стихотворные размеры
Мария Монтессори

Как, загибая пальчики на столе, можно узнать самые сложные стихотворные размеры

Вопрос к Марии Монтессори. Нетрудно представить, как можно создать условия для свободной работы детей младшего школьного возраста в различных областях научного знания – почти так же, как и у дошкольников. Организовал лабораторию, где можно делать опыты, поставил на полки в свободном доступе более сложные дидактические материалы по грамматике и математике, заполнил шкафы энциклопедиями и справочниками, и, пожалуйста, дети, пользуйтесь, осваивайте самостоятельно курс школьных наук! Но вот как быть с гуманитарными и творческими дисциплинами: с литературой, иностранным языком, изобразительным творчеством? Тут одними материалами не обойдешься.

Мария Монтессори о методе наблюдения с иллюстрациями Юлии Фаусек
Мария Монтессори

Мария Монтессори о методе наблюдения с иллюстрациями Юлии Фаусек

Мы решили познакомить читателей журнала с некоторыми страницами тетрадей наблюдений Юлии Ивановны Фаусек, сделанных в период до 1921 года. Как раз в это время она опубликовала в первом номере журнала «Просвещение» свой перевод главы «Подготовка учительницы» из второго тома работы М. Монтессори «Метод научной педагогики», который можно считать предисловием к наблюдениям самой Фаусек за свободной работой детей ее детского сада с монтессори-материалами.

Взгляд на жизнь ребенка
Мария Монтессори

Взгляд на жизнь ребенка

Мы изучаем монтессори-педагогику, а в сущности пытаемся осознать главную идею Марии Монтессори. Идею о том, что наши дети могут и должны быть свободными от подчинения воли взрослых людей более, нежели от воли своей собственной, заложенной природой.  Признать такое нам, взрослым,  нелегко. А еще сложнее просто помогать детям в жизни. К сожалению,  мы до сих пор не научились осознанно наблюдать  становление детей, как это делают птицы перед полетом своих птенцов. Будем честны: мы мало что смогли сделать для их освобождения. Глубочайшего уважения заслуживают те из нас, кто упорно пытается претворять идеи освобождения детей в жизнь, верит в свое дело, понимая, что не оставит его, сколько бы лет им на эту работу ни потребовалось.

Как тренируется волевой потенциал?
Мария Монтессори

Как тренируется волевой потенциал?

Когда ребенок выбирает среди определенного количества материалов то, что ему нравится, идет к шкафчику, относит предмет к своему столику или соглашается уступить его товарищу; когда он ждет, пока одноклассник освободит интересный для него материал; когда он усердно и внимательно повторяет одно и то же упражнение, исправляя ошибку, подсказанную самим материалом, – ребенок совершает множество волевых действий. Можно сказать, что происходит тренировка его воли. Именно воля постоянно задействована и доминирует во всех ситуациях, воля, основанная на внутреннем фундаментальном явлении длительно сохраняемого внимания.

Тишина не по приказу
Мария Монтессори

Тишина не по приказу

«Уроки тишины». Умеем ли мы проводить их так же тонко и трепетно, как об этом писала Мария Монтессори? И придаем ли мы этим урокам столь же большое значение, как она? Давайте еще раз окунемся в одну из глав ее фундаментальной книги «Открытие ребенка» в переводе с редкого для нас нидерландского языка. Мария Монтессори в высшей степени уважала и доверяла нидерландским педагогам, полагая, что в этой стране, как ни в какой другой, ее понимают и ценят.

Не бойтесь разрушить зло. Мы должны бояться разрушить только добро
Мария Монтессори

Не бойтесь разрушить зло. Мы должны бояться разрушить только добро

Мы еще и еще раз обращаемся к пониманию смыслов работы монтессори-педагога с детьми. Нам важно точно знать, как предлагала Мария Монтессори поступать наставнице или учительнице в сложных ситуациях.  Что делать, если дети не прекращают беготню по классу, мешая работать остальным? Как водворить рабочую тишину в классе? Что сделать, чтобы ребенок не брал с полки один материал за другим, а концентрировался на одной работе до полного и глубокого ее освоения и осознания? Все это вопросы, постоянно возникающие не только у начинающих монтессори-педагогов, но и у немало лет работающих. Вот почему сегодня мы снова открываем страницы книги М.Монтессори и читаем оставленные нам в наследство ее мудрые и точные строки.

Легато - двигаемся плавно, стаккато - подпрыгиваем, крещендо - чеканим шаг
Мария Монтессори

Легато - двигаемся плавно, стаккато - подпрыгиваем, крещендо - чеканим шаг

Мы решили опубликовать несколько страниц из работ Марии Монтессори, посвященных организации ритмических упражнений в детских группах. Интересно, что в России еще в 50-е годы прошлого века, не говоря уже о дореволюционных временах, в начальных школах обязательным предметом была РИТМИКА. Девочки переодевались из школьных платьев с черными фартуками в специальные белые  юбочки, мальчики – в спортивную форму, и учительница ритмики разучивала с ними грациозные движения по кругу и несложные бальные танцы. Как жаль, что наше современное начальное образование утратило эти прекрасные и обязательные для всех музыкальные занятия детей.

Накрываем на стол? Нет! Изучаем геометрию!
Мария Монтессори

Накрываем на стол? Нет! Изучаем геометрию!

Нам часто представляется, что простые действия ребенка не напрягают его интеллект, и, следовательно, не ведут по дороге развития. Мы постоянно завышаем свои требования и ждем от детей радостного восприятия мира. Но настоящего  удивления, радости открытия в детских глазах мы почему-то при этом не наблюдаем. А ведь в том-то и дело, что такие счастливые ощущения возникают в момент осознания ребенком победы над своим незнанием или неумением. Значит, учение должно быть легким и радостным, а не мучительным и трудным. 

Настоящая экспериментальная наука, освобождающая детей, пока не родилась
Мария Монтессори

Настоящая экспериментальная наука, освобождающая детей, пока не родилась

Любопытно: на одном из семинаров, где рассматривались вопросы новой для нашей страны педагогической позиции тьюторства и сравнивалась эта позиция с миссией монтессори-педагога, одним из главных встал вопрос о теоретическом и эмпирическом мышлении. Практикующие монтессори-педагоги – с трудом понимали и принимали такой подход, полагая, что эмпирика нынешней школы гораздо ярче и полнее ее теоретической составляющей,   давящей на детей своей абстрактной туманностью и оторванностью от реалий современной жизни. Что же думала на эту тему Мария Монтессори? Почему она все же называла свой метод именно методом научной педагогики? Кем, руководствуясь этой логикой, она была: теоретиком или эмпириком?

Математические материалы как тренажерный зал для умственной гимнастики
Мария Монтессори

Математические материалы как тренажерный зал для умственной гимнастики

Многие современные педагоги — ученые и практики, а также родители детей сомневаются в том, что дидактические пособия по математике, изобретенные 100 лет назад, могут позитивно работать и в наше время. Только опыт может показать нам истину. Представляем исследования, проведенные в детских садах и школах Монтессори современной России, которые доказывают, что дети дошкольного и младшего школьного возраста, если предоставить им реальную возможность свободно и самостоятельно трудиться в области математики и дать в руки дидактические материалы Монтессори, без особых проблем справляются с освоением основ современных математических знаний и умений.

Детский мир Марии Монтессори
Владимир Гаков

Детский мир Марии Монтессори

История уже давно оценила: Мария Монтессори - одна из самых ярких и противоречивых личностей, каких дала Италия миру за последнее столетие. Среди множества педагогических систем XX века особое место занимает школа Монтессори (детские сады и школы для преподавателей Монтессори популярны до сих пор!). Люди прониклись этим настолько, что до введения евро портрет обладательницы этой звучной фамилии каждый итальянец мог видеть на купюре в 1000 лир.

Взрослый и ребенок в новом образовании
Мария Монтессори

Взрослый и ребенок в новом образовании

Перед вами типичный документ 1931 года, переданный Марией Монтессори для перевода на румынский язык и публикации Илие Сулеа Фиру (профессору Бухарестского университета, который был ее учеником на Международном курсе в Риме в 1931 году). М. Монтессори часто передавала переводчикам свои работы или неопубликованные лекции для последующих публикаций. В них она говорила о вещах уже известных, но выраженных немного в другом свете. Этот документ был передан Грации Хонеггер Фрешко самим Сулей Фиру во время ее поездки в Бухарест и хранится в ее архиве. Недавно Грация опубликовала его в своем журнале «Тетради Монтессори». Мы тоже решили предложить этот текст своим читателям с ее разрешения.

Как обучать любви к собственному математическому разумению? Введение в «ПсихоГеометрию» Марии Монтессори
Сергей Курганов

Как обучать любви к собственному математическому разумению? Введение в «ПсихоГеометрию» Марии Монтессори

Впервые в истории педагогики на русском языке мы можем прочитать книгу Марии Монтессори "ПсихоГеометрия" - выдающийся труд по изучению математики детьми, только что переступившими порог школы. Перед Вами введение в эту книгу российского и украинского ученого и педагога-исследователя, одного из создателей  Школы Диалога Культур Сергея Юрьевича Курганова . Он называл Марию Монтессори союзником деятелей культуры Серебряного века, сравнивая ее с Дягилевым, Серебряковой, Нижинским, Стравинским, Пикассо. А Вы с таким утверждением согласитесь?

NAVI-ASILO CARACCIOLO - школа-приют на корабле
Елена Хилтунен

NAVI-ASILO CARACCIOLO - школа-приют на корабле

В Морском музее Неаполя хранятся две короткие записи в гостевой книге старинного морского корабля, которые были сделаны почти столетие назад. Для нас это удивительный символ единения культур не только в самом широком смысле этого слова, но и во вполне конкретном – записи сделали итальянка Мария Монтессори и русская Юлия Фаусек в день своего посещения корабля-приюта «Caracciolo», пришвартованного к причалу Beverello в неапольском порту. Тогда на борту корабля вместе с детьми из приюта посетительниц встречала еще одна замечательная женщина – Джулия Чивита Франчески (Giulia Civita Franceschi). А среди ребятишек – бывших беспризорников, щеголявших теперь в белых матросках, говорят, был и маленький русский мальчик.

Проект Марии Монтессори «ERDKINDER - Дети Земли»
Грация Х. Фрешко

Проект Марии Монтессори «ERDKINDER - Дети Земли»

В 1939 году в Амстердаме на английском языке вышла книга Марии Монтессори с результатами интересного исследования, связанного с ее планом принципиальных изменений в школе для подростков. Книга называлась «The Erdkinder – схема реформирования средней школы». А в 1957 году уже после ухода М. Монтессори из жизни перевод этой небольшой книжки был опубликован в Италии под названием «Erd kinder (Дети Земли)» с введением Марио М. Монтессори-старшего.

Математика. Упражнения, параллельные изучению десятичной системы
Мария Монтессори

Математика. Упражнения, параллельные изучению десятичной системы

В своей "Психоарифметике" М. Монтессори пишет об открытии особого типа мышления ребёнка, о его выдающемся потенциале и свойственной ему психологии познания с помощью «психодидактики» и «материализованных абстракций». Описывая свои математические материалы, она не просто представляет новую концепцию и метод преподавания элементарной математики, что само по себе чрезвычайно интересно, – но и пытается разгадать, как происходит познание математики и как способствовать процессу формирования мышления ребёнка в целом.

«Психогеометрия» Марии Монтессори. Первое русское издание
Елена Хилтунен

«Психогеометрия» Марии Монтессори. Первое русское издание

Эта книга стала когда-то революцией в математическом образовании детей. Она была написана почти целый век назад, но и сегодня можно восхищаться, как математически красиво и вдохновенно Мария Монтессори представляла геометрию 9-12-летним школьникам. Каждый современный учитель математики да и обычный культурный человек должен прочитать «Психогеометрию» и внимательно рассмотреть 266 рисунков на ее страницах.

Забудьте о своем могуществе
Мария Монтессори

Забудьте о своем могуществе

Многим ли из нас известно, что первый учебный класс по системе Монтессори для детей от 6 до 8 лет в России открылся в 1924 году? Сегодня у нас все больше начальных школ, пытающихся работать по системе Монтессори. Почему же этот процесс идет так медленно? Все дело в нас самих.  Нам важно устоять и не оказаться сидящими между двумя стульями, остаться верными позиции монтессори-педагога, который не только доверяет детям и поддерживает их желание и естественный интерес к учебе, но и готов не настаивать на том, что этот процесс будет строго контролироваться и сдерживаться.

Они исполняют предписанное действие, тщательно исследуют его, словно репетируя сцену спектакля
Мария Монтессори

Они исполняют предписанное действие, тщательно исследуют его, словно репетируя сцену спектакля

Жаль, что мы так редко вспоминаем об уникальном методе обучения чтению с пониманием, описанном в начале века в трудах Марии Монтессори, которая использовала драматизацию прочитанного текста как инструмент развития рефлексивного сознания детей.  Сохранились фотографии столетней давности, изображающие работу детей с этим материалом. А вот что наблюдал в одной из школ Монтессори Эдвин Стэндинг. «Для нас, взрослых, чтение – это знакомое и повседневное занятие; но для детей чтение, представленное таким образом, – это волнующий и романтический опыт".

Школа эта составляет предмет горячей заботы образованного, талантливого и вполне обеспеченного человека...
Мария Монтессори

Школа эта составляет предмет горячей заботы образованного, талантливого и вполне обеспеченного человека...

Идеи свободной школы царили в прошлые века не только в детских садах Монтессори. Речь идёт о школе для крестьянских детей Льва Николаевича Толстого, открытой в 1861 году в его имении Ясная Поляна Тульской губернии. Писатель обратил внимание, что обычно «развитие ошибочно принимается за цель», что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития и в этом заключается «вечная ошибка всех педагогических теорий».  Первообразом гармонии, правды, красоты и добра является, по мнению Л.Н. Толстого, родившийся ребёнок, все его дальнейшее психическое развитие «есть не только не средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие... к достижению высшего идеала гармонии».

Вторая ступень образования
Мария Монтессори

Вторая ступень образования

Когда происходит у человека формирование идеалов добра и зла,справедливости, представлений об обязательном? Как сделать процесс нравственного воспитания естественным? Мария Монтессори считала, что этот процесс происходит на второй ступени образования. Именно тогда ребенок сенситивен к вопросам морали.

Их не унижает сознание, что старшие знают больше, поскольку они понимают, что наступит и их черед
Мария Монтессори

Их не унижает сознание, что старшие знают больше, поскольку они понимают, что наступит и их черед

Одной из важных отличительных особенностей детских садов и школ Монтессори является организация групп и классов по принципу разновозрастности. То есть занятия должны проходить одновременно с детьми двух-трех разных возрастов. Это объясняется, прежде всего, периодизацией детского развития, разработанной М. Монтессори на основе многочисленных наблюдений. Но не только этот аргумент она приводит. 

Любовь к родине есть высшее проявление природной памяти
Мария Монтессори

Любовь к родине есть высшее проявление природной памяти

Рассуждения М. Монтессори о «мнемоническом  характере человеческой психики дают серьезные основания опровергнуть нападки тех, кто называет педагогику Монтессори «западной» и сомневается в ее благотворном  влиянии на российских ребятишек. Если любовь к Родине сохраняется  мнемонической, родовой памятью ребенка, то, значит, все наши изобретения по поводу воспитания в детях патриотизма, являются лишь демонстративными придумками. Как же трудно нам с этим согласиться! Но, похоже, придется.

Нам стоит носить  пояс из бусин. Если появится желание непрошено вмешаться в жизнь ребенка, будем  снимать с этого пояса по одной бусине
Мария Монтессори

Нам стоит носить пояс из бусин. Если появится желание непрошено вмешаться в жизнь ребенка, будем снимать с этого пояса по одной бусине

Сколько раз мы пытались исполнить без ошибок роль настоящего Монтессори-педагога! Пытались наблюдать ребёнка и  следовать за ним, а не учить уму разуму, как учили нас и наших мам и бабушек. И как редко нам это удавалось!   Мария Монтессори – единственный в истории образования одновременно философ, педагог и психолог, открыла нам этот путь. И если мы его выбрали, давайте постараемся пройти по нему до конца.   

Мария Монтессори о своём методе
Мария Монтессори

Мария Монтессори о своём методе

Всего лет двадцать назад на вопрос "Кто такая М. Монтессори?" мало кто мог ответить уверенно - в Советском Союзе то, что придумала эта гениальная итальянка, было запрещено. В пединститутах ее труды не изучались. Но в последнее время отношение к образованию человека столь сильно изменилось, что стало почти обычным блеснуть цитатой М. Монтессори в дискуссиях, например, об автодидактике или о гуманистических отношениях детей и взрослых. Попробуем уточнить эти цитаты и перелистаем страницы работы Марии Монтессори "Разум ребенка".

Если фантазия не рождена реальностью, вместо божественной красоты появляется нарост, заслоняющий  свет
Мария Монтессори

Если фантазия не рождена реальностью, вместо божественной красоты появляется нарост, заслоняющий свет

Кто из нас не радовался, обнаружив на листе бумаги первые детские каракули? Мы бережно сохраняли их, вешали в рамочку над детской кроваткой и в тайне надеялись – вдруг мой сын или дочка, когда вырастет, станет выдающимся художником или дизайнером. 
Но не правда ли, как-то странно звучит: богатое воображение – не дар природы, но  предмет образования.  

Ребенок преобразует мир
Мария Монтессори

Ребенок преобразует мир

"Я тоже думаю, что человечество по-прежнему слишком далеко от того, к чему страстно стремится, то есть далеко от построения общества, в котором царят мир и согласие, в котором нет войн. Люди еще не в состоянии контролировать события и управлять ими. Скорее, они остаются жертвами последних". (Мария Монтессори)

Как давать урок
Мария Монтессори

Как давать урок

"В нашем методе урок соответствует эксперименту. Чем полнее знания наставницы о приемах экспериментальной психологии, тем легче ей понять, как надо давать урок". (Мария Монтессори).

Зачем Мария Монтессори придумала коричневую лестницу?
Мария Монтессори

Зачем Мария Монтессори придумала коричневую лестницу?

Прежде удивительная книга Марии Монтессори "Психоарифметика" издавалась лишь на испанском и итальянском языке. Теперь все, кому интересно знать, как развивается «математический ум» ребенка, смогут прочитать ее и на русском.

Последняя речь доктора Марии Монтессори
Мария Монтессори

Последняя речь доктора Марии Монтессори

О чем думает гениальный человек в конце своей жизни? Что для него важнее всего?  Мы разыскали текст последнего выступления Марии Монтессори 19 августа 1951 года, которое состоялось в городе Инсбруке (Австрия) на открытии Международного учебного курса.

Почему М. Монтессори назвала свою книжку «Психогеометрия»?
Мария Монтессори

Почему М. Монтессори назвала свою книжку «Психогеометрия»?

В издательстве «Народная книга" на русском языке издана уникальная книга Марии Монтессори «Психогеометрия». На нашем столе  самое первое  издание книги. Оно увидело свет, благодаря Редакционному Дому Аралуце, давшему ей жизнь в мятежной Барселоне 1934 года. Нам с вами, друзья, предстоит увидеть не только русский перевод, но и 265 цветных иллюстраций к этому изданию.