«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

научная педагогика: 58 материалов на сайте + 14 в учебной программе
О вариативном образовании, свободе учиться, думать  и действовать самостоятельно
Елена Хилтунен

О вариативном образовании, свободе учиться, думать и действовать самостоятельно

Время летит, и мы медленно, но верно начинаем освобождаться от эпохи, когда гуманистические веяния в российской педагогике чиновникам нашего министерства просвещения показались происками чуждых влияний. Они говорили: авторские и экспериментальные школы, вариативность образовательных программ, изучение наследия классиков мировой педагогики – зачем всё это, когда мы боремся за единое образовательное пространство, единые экзамены, единые стандарты и методики, единую школьную форму… – за все единое.  И вот недавно с нашим министерством просвещения стало происходить что-то особенное. Оно одобрило восстановление в Навигаторе программ дошкольного образования, признанных государством, вычеркнутую оттуда два года назад Программу "Детский сад по системе Монтессори", перезагрузило проект создания федеральных экспериментальных площадок, поддержало идею более пристального изучения классиков отечественной педагогики и наряду с Президентскими грантами появился гранд-миллионник для педагогов-инноваторов. 

Эдуард Сеген: Никто лучше меня не понимает пустоты воспитания для воспитания, науки без плодов, жизни без результатов
Эдуард Сеген

Эдуард Сеген: Никто лучше меня не понимает пустоты воспитания для воспитания, науки без плодов, жизни без результатов

«Я придерживалась книги Сегена, и немало пользы извлекла из замечательных опытов Итара. Руководствуясь ими, я изготовила весьма разнообразный и обильный дидактический материал. Этот материал, который я никогда не видела полностью ни в одном учреждении, в руках тех, кто сумел применить их, стал весьма действенным и интересным средством воспитания. Но когда его демонстрировали не так, как следует, он не привлекал внимания  детей. Мне казалось, я понимаю, почему столь часто педагоги отказывались от применения метода Сегена". Мария Монтессори. «Дом ребенка. Метод научной педагогики»

О наших и детских ошибках и их исправлении
Мария Монтессори

О наших и детских ошибках и их исправлении

Наличие контроля ошибок в каждом настоящем монтессори-материале – одна из неотъемлемых его особенностей. Но всегда ли мы осознаем, почему так важно, чтобы контроль ошибок  осуществлял сам ребёнок? Начинающие монтессори-педагоги спрашивают: «А если ребёнок неправильно выложил слово из подвижного алфавита, что ж не поправлять его ошибку? Не указывать на неё? А если он так и запомнит неправильное правописание?»  

Инстинкт или навык?
Елена Хилтунен

Инстинкт или навык?

Оказывается, мы появляемся на свет, а язык уже «живет» в нас во всех его нюансах, со всеми подробностями, которые каждый раз по-своему прорастают, сохраняя при этом родовую память поколений.

Феноменология родительского видения
Светлана Камейша

Феноменология родительского видения

Перед вами отрывок из четвертой книги  под общим названием серии «Образовательные результаты монтессори-практики. Инструмент управления качеством». Это не обычная достоверная статистика, а скорее феноменология – описание и анализ видения родителями результатов монтессори-практики. Как эти результаты «живут в головах родителей», как туда попадают. Мы проводили длительное глубокое интервьюирование родителей по одному и в малых группах, расшифровывали и анализировали с различных точек зрения. Опрашивали родителей детей, которые выпустились из детского сада и уже 2-4 года учатся в «лучших школах города», работающих по другим, немонтессорианским программам. Нам было важно поговорить с теми, кто уже несколько лет вне нашей системы. Перед нами видение родителей, дети которых учатся или уже закончили начальную школу (9-11 лет).

Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?
Юлия Фаусек

Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?

Торжественность появления на свет нового человека всегда заставляет нас отнестись к этому моменту, как к волшебству, и мы невольно вспоминаем себя маленькими, радующимися каждой секунде родительского внимания. Нам кажется, если детская комната или детский садик будут оборудованы изысканной дизайнерской мебелью и игрушками и на каждом сантиметре площади ребенок будет упираться в красоту, которая нам, взрослым, представляется раем, то детям это обязательно понравится и они будут чувствовать себя счастливыми и защищенными. Нам трудно представить, что это может быть совсем так. 

Ребенок – не машина и не холодильник. Он растет и развивается. Ребенок – это процесс
Анат Баниэль

Ребенок – не машина и не холодильник. Он растет и развивается. Ребенок – это процесс

В этот раз мы решили внимательнее, чем обычно, отнестись к, возможно, самому главному философскому принципу Марии Монтессори: все дети на Земле уникальны. Нет двух одинаковых малышей, как нет двух одинаковых травинок или птичьих крыльев. И каждый имеет право на жизнь – счастливую и благополучную. А задача взрослых – помнить об этом и делать все возможное, чтобы жизнь каждого человеческого дитя состоялась наилучшим образом.

Интеллект по наследству. Как гены и среда влияют на уровень интеллекта
Андрей Борисов

Интеллект по наследству. Как гены и среда влияют на уровень интеллекта

При определении своих детей в детские сады и школы Монтессори родители чаще всего руководствуются их хорошей репутацией с точки зрения развития в детях интеллектуальных способностей в специально организованных для этого предметных средах. Но потом часто оказывается, что далеко не каждый ребенок за отведенные ему годы ученья может эти среды освоить. Тогда и родители, и педагоги разочаровываются в методе Монтессори и создают вокруг него различные мифы. Они, видимо, забывают, что кроме умной образовательной среды есть еще и фактор генетических влияний на интеллект ребенка. Как гены и среда влияют на уровень интеллекта?

«Лучшее, что можно сделать для людей, – это научить их самим себе помогать»
Борис Бим-Бад

«Лучшее, что можно сделать для людей, – это научить их самим себе помогать»

Мы снова и снова преодолеваем океан времени и возвращаемся к истокам гуманистической педагогики, без которых невозможно постигнуть гуманистическую парадигму современного образования. Имя швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци, жившего в конце VIII - начале XIX века, в этом контексте звучит пророчески. Песталоцци впервые стал рассматривать ребенка как самостоятельно растущее и развивающееся существо и сделал акцент на природосообразности воспитания,  а обучение - как  естественное, а не придуманное взрослыми движение от конкретного, чувственного созерцания к познанию и абстракциям.  Если бы мы заменили в старинных текстах Песталоцци слово «созерцание» на современное слово «наблюдение», то все его идеи показались бы нам необыкновенно близкими идеям педагогов-реформаторов начала ХХ века, среди которых были Мария Монтессори в Италии и Юлия Ивановна Фаусек в России.

Монтессори и Вальдорф в современном контексте
Владимир Загвоздкин

Монтессори и Вальдорф в современном контексте

Отрадно, что мы медленно, но все-таки верно освобождаемся от эпохи, когда  все гуманистические веяния в российской педагогике казались чиновникам нашего министерства просвещения происками чуждых западных влияний. Авторские и экспериментальные школы, вариативность образовательных программ... Зачем  нам всё это, когда мы боремся за единообразие? На два года Программа дошкольного образования "Детский сад по системе Монтессори" была вычеркнута из Навигатора признанных в России образовательных программ.  Но сейчас, слава Богу, утихает. Есть время спокойно подумать и поразмышлять о сути выдающихся мировых педагогических трендов, сверить позиции учителей и родителей по отношению к ним. Тем более что на днях монтессори-программа уже была одобрена министерством и восстановлена в Навигаторе. Дело за полным официальным признанием  вариативности в дошкольном образовании. Поговорим о Р. Штайнере и М. Монтессори, труды которых -  величайшее культурное наследие всего человечества в том числе и наше, российское наследие. Важно показать всему мировому педагогическому сообществу, что в России, как и во всем мире, уважается и признается их культурно-историческое наследие.

Взмах пилы и решение дизайнера. О внутренних смыслах монтессори-материалов
Марина Шевченко

Взмах пилы и решение дизайнера. О внутренних смыслах монтессори-материалов

Монтессори-материалы производят сегодня сотни фабрик во всем мире. У многих материалов иной, чем в старые времена, дизайн, не всегда одинаковый цвет и размер, очень разная стоимость. Но отчего же наши монтессори-педагоги с таким пристрастием и так тщательно относятся к каждой детали предлагаемого товара? Почему своеобразные умные игрушки, придуманные Марией Монтессори, живут уже второе столетие и не собираются умирать, как это произошло с тысячами других дидактических пособий? И ведь стоимость монтессори-материалов во все времена была и остается высокой. Как это случилось, что наши дети так обожают строить обыкновенную розовую башню из кубиков и передвигать с места на место призмы призмы коричневой лестницы? В чем их секрет?

Для позитивных изменений в образовании необходимо победить собственные предрассудки
Мария Монтессори

Для позитивных изменений в образовании необходимо победить собственные предрассудки

Непросто бывает привести в трепет современного человека цитатой из книги столетней давности – мы слишком дорожим своей собственной нажитой мудростью, положением в свете и образованностью. Мы почему-то уверены, что за сто лет эти открытия давно уже опровергнуты и переоткрыты нами или нашими современниками. Но иногда бывает, чтение старой книги, будто иглой, пронзает наши годами складывавшиеся эмпирические и философские представления о мире, о миссии человека. И тогда требуется обернуться на себя, как говорится, «снять галстук» и, победив свои собственные предрассудки, посмотреть на детей, рядом с которыми мы живем, по-другому – довериться им.

Развитие интеллекта невозможно без развития движений
Наталья Журавлева

Развитие интеллекта невозможно без развития движений

Когда в 1995 году в Москве организовывалась первая в России начальная школа Монтессори, стояла задача оснастить ее специальной мебелью, которая позволяла бы младшим школьникам удовлетворить свою потребность в движении. И такая мебель была привезена из Польши – белые парты и винтовые стулья. Если к тому же представить, что, занимаясь основами наук, дети имели возможность ходить по классу, читать, считать лежа, стоя, присев на рабочий коврик – то есть в любой удобной позе, – то можно было бы сказать, что завет М. Монтессори в этом отношении был выполнен. Начальная российская школа Монтессори была на стороне ребенка и на стороне его природосообразного развития, каким бы нелепым это ни казалось СанПиНу.

Полные горсти чудес
Ольга Балла

Полные горсти чудес

О книге Анатолия Цирульникова "От Бориса до Юлии... Истории детства. Детские истории". Эта книга про захватывающую науку об историях русского детства. Науку, надо признать, не способную оставить равнодушным никого, кто хоть когда-нибудь был ребёнком: ведь страшно же интересно, как это было у других, почему именно так? Истории детства посвящены, говорит автор, «трудам учёных с громкими именами. Ведь даже в нашей стране, где детство всегда считалось чем-то вроде забавной игрушки, подготовкой к чему-то более серьёзному, - некоторое время назад существовал архив воспоминаний о детстве…»

Мать и дитя во внутреннем диалоге
Екатерина Сорокина

Мать и дитя во внутреннем диалоге

В монтессори-сообществе постоянно говорят о самостоятельности детей. Или наоборот – об их несамостоятельности, неумении принимать решения, идти к цели, нести ответственность. Сепарация – значит отделение, и в отношении детей ее необходимо провести вовремя. Порою страстное проявление родительской любви, попытка оградить детей от сложностей жизни кончается экзистенциальным кризисом. Разве такого мы желаем нашим детям?

Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие
Пётр Фёдорович Ка́птерев

Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие

В конце XIX века сын сельского священника, ученый-педагог Петр Каптерев слишком много выступал за свободу, самоопределение и индивидуализацию. Поэтому в советское время получил ярлык «не понявшего значения Октябрьской революции для народного образования». Работы Каптерева, которого студенты называли Зубром, не переиздавались вплоть до 80-х годов прошлого века. По мнению Каптерева, чтобы быть педагогом, нужно сначала быть антропологом, то есть знать психологию и физиологию. Он доказывал, что педагогика не искусство, причем у каждого народа свое (как утверждал Ушинский), а не общечеловеческое знание. Выступал за эвристические методы обучения. Считал, что дети могут самовоспитываться. Не напоминают ли вам эти идеи П. Каптерева основные принципы педагогики Марии Монтессори, провозглашенные ею все в том же начале ХХ века, но совсем в другой стране мира?

Фребелевское плетение и японское оригами – не то! Детям нужна глина!
Мария Монтессори

Фребелевское плетение и японское оригами – не то! Детям нужна глина!

Интересно, что лепка не рассматривалась доктором Монтессори как изобразительное творчество маленьких детей, а ведь именно так принято понимать подобные занятия в современной педагогике. М. Монтессори пишет, что лепка из глины в то же время и не совсем ручной труд, и даже не гимнастика для рук, которую нынешние психологи возводят в ранг супертренинга мелкой моторики. Все гораздо глубже и точнее. Только не говорите, что взгляды Марии Монтессори менялись со временем – здесь они высказаны вполне определенно и принципиально!

Какие навыки важнее
Ольга Доленко

Какие навыки важнее

С тех пор, как  стали отмечать День распространения информации об аутизме, у многих врачей, педагогов, родителей реально изменились представления об этом расстройстве.
Но, по-прежнему, как и много лет назад, диагноз «аутистического расстройства» с пренебрежением отвергается, зато выписываются «простыни» медикаментозных назначений, где ноотропы перемешаны с нейролептиками, многие из которых давно уже не используются в детском возрасте. Но проблема аутизма заключается в неумении общаться и сотрудничать с окружающими людьми. Какие лекарства могут научить ребенка разделять радость или огорчение с близкими или понимать все многообразие социальных сигналов других людей?

О музыке пальцев при письме
Лев Выготский

О музыке пальцев при письме

Когда рядом с именем Марии Монтессори ставят имя Льва Выготского, сразу напоминают: Лев Семенович выступал с критикой трудов М. Монтессори. Да, выступал. Но как-то мягко, с пониманием неоспоримости ее исследований. Например, в работе о развитии письма у детей он говорит: «То, что Монтессори сделала в отношении двигательной стороны навыка письма, следует сделать и в отношении внутренней стороны письменной речи, ее функционального усвоения». Но ведь это не столько критика, сколько понимание, что М. Монтессори многое недоделала в своих исследованиях и предоставила нам, своим потомкам, глубже вдуматься в секретный мир детей и совершить новые открытия. Давайте еще раз вглядимся внимательнее в контекст этих строк, написанных Л. Выготским еще в прошлом веке.

У вас растет «гуманитарий» или «технарь»?
Татьяна Никитина

У вас растет «гуманитарий» или «технарь»?

В жизни каждой семьи рано или поздно всплывает тема выбора жизненного пути любимого дитя, и в то же время в нее окунаются учителя открывающихся в России одна за другой монтессори-школ. Думаем, будет небесполезно вслед за Марией Монтессори задуматься: каждый ребенок неповторим и проживает уникальную, ни на кого не похожую жизнь. В этом главное волшебство природы. А мы часто нарушаем его, пытаемся предрекать детям будущее. Например: ты любишь задачки решать – будешь физиком, а ты книжки по ночам читаешь – пойдешь в лирики. Или еще строже: папа у тебя математик, и ты на мехмат готовься. Нравится нам детьми руководить! Но вскоре становится ясно: Богом быть трудно.


Откуда берутся умные дети
Татьяна Строганова

Откуда берутся умные дети

От чего зависит развитие ребенка? Природа и воспитание, врожденное и приобретенное, генетическое и средовое… Это дихотомия, в которой люди мыслили много веков. Просто в ХХ веке, как точно подметила выдающийся генетик ХХ века Сюзан Ояма, в массовом сознании термин «гены» заменил «маленького человечка», который крылся в сперматозоиде у «спермистов» или в яйцеклетке – у «оваристов», а потом «развертывался в младенца».

Обнаружить физиологический субстрат того, что раньше было доступно психиатрии только и исключительно в поведенческих проявлениях, значит найти потенциальную «мишень для вмешательства»: шанс на коррекцию. На самом деле все происходит иначе.

Тайный выбор для родителей
Андрей Русаков

Тайный выбор для родителей

Помните фильм о маленькой глухой девочке Эллен Келлер, в счастливую судьбу которой мало кто верил? Но Эллен не только научилась жить со своим недугом, но и окончила впоследствии университет. Знакомство с девочкой привело Марию Монтессори к мысли, что человек делает себя сам – и это главное усилие, которым наделяет его природа. Ребенок обращается к взрослому: «Помоги мне это сделать самому!». А если к этой просьбе прибавить девиз нашей замечательной современницы, сурдопедагога Эмилии Ивановны Леонгард «Родители все могут!», оптимистическая гипотеза, пронизывающая оба высказывания, обязательно подтвердится.

Система Монтессори для взрослых. О некоторых родственных идеях в работах М. Монтессори, А. Ухтомского и М. Чиксентмихайи. Часть 2
Оксана Иванова

Система Монтессори для взрослых. О некоторых родственных идеях в работах М. Монтессори, А. Ухтомского и М. Чиксентмихайи. Часть 2

Два ученых (М.Монтессори и М. Чиксентмихайи) независимо друг от друга пришли к выводу, согласно которому  феномен «концентрации внимания» является ключевым в жизни человека, он одинаково важен как для ребенка, так и для взрослого. Ребенок во время сосредоточенной работы создает Человека, достигает «нормализации», взрослый, погружаясь в любимое дело, в «поток», выполняет свою миссию и обретает счастье. Современная цивилизация, к сожалению, находясь в бешеной гонке, атакует нас быстрой сменой образов. Из-за небольшого объема внимания наше восприятие и наши отношения с людьми становятся поверхностными и неудовлетворительными. Что бы мы ни делали в этом состоянии, все будет низкого качества, так как высокое качество требует внимания. Поэтому так важно создавать условия для глубокой и сосредоточенной работы ребенка. Еще один автор, чьи работы вызывают наш интерес, - это наш российский академик  Алексей Алексеевич Ухтомский.

Система Монтессори для взрослых. О некоторых родственных идеях в работах М. Монтессори, А. Ухтомского и М. Чиксентмихайи. Часть 1
Оксана Иванова

Система Монтессори для взрослых. О некоторых родственных идеях в работах М. Монтессори, А. Ухтомского и М. Чиксентмихайи. Часть 1

Если бы мы сегодня спросили педагогов и родителей: что они считают наиболее ценным в педагогической системе М. Монтессори, думаем, получили  бы совершенно разные ответы, поскольку понимание этой системы предполагает разные уровни, разные смыслы. Для кого-то это стройная система дидактических материалов, помогающих ребенку познать закономерности мира, другой обратил бы внимание на особый гуманистический характер отношений между ребенком и учителем (принятие, уважение, поддержка), третий обязательно  указал бы на развитие самостоятельности и инициативы у малыша, посещающего монтессори-класс.

Как, загибая пальчики на столе, можно узнать самые сложные стихотворные размеры
Мария Монтессори

Как, загибая пальчики на столе, можно узнать самые сложные стихотворные размеры

Вопрос к Марии Монтессори. Нетрудно представить, как можно создать условия для свободной работы детей младшего школьного возраста в различных областях научного знания – почти так же, как и у дошкольников. Организовал лабораторию, где можно делать опыты, поставил на полки в свободном доступе более сложные дидактические материалы по грамматике и математике, заполнил шкафы энциклопедиями и справочниками, и, пожалуйста, дети, пользуйтесь, осваивайте самостоятельно курс школьных наук! Но вот как быть с гуманитарными и творческими дисциплинами: с литературой, иностранным языком, изобразительным творчеством? Тут одними материалами не обойдешься.

Маршрутный лист для свободной школы. Педагогика Селестена Френе глазами современного российского директора
Рустам Курбатов

Маршрутный лист для свободной школы. Педагогика Селестена Френе глазами современного российского директора

Несколько лет назад директор школы "Ковчег" Рустам Иванович Курбатов опубликовал в своем интернет-журнале материал об отношении одного из самых ярких представителей реформ-педагогики прошлого века Селестена Френе к развитию и обучению детей родному языку. В монтессори-сообществе в последнее время то и дело возникают дискуссии о способах помощи детям в освоении грамматики и орфографии. Оказывается, Селестен Френе тоже был против теоретического курса в работе с детьми и придумывал для них виды сугубо практической деятельности в изучении родного языка.

Блок Сегена. Из истории материалов Монтессори
Елена Хилтунен

Блок Сегена. Из истории материалов Монтессори

Сегодня мало кто знает, что по своей врачебной специальности Мария Монтессори была хирургом. И в первые годы после окончания Римского университета она совершила немало успешных хирургических операций. В архиве ее семьи хранится целая связка благодарственных писем от различных пациентов молодой женщины-хирурга. Параллельно она читала лекции по педагогической антропологии, в которых, по свидетельству очевидцев, было мало антропологии, но много рассуждений о школе.

Моет стол и пишет буквы – какая связь?
Олег Ефимов, Виктория Ефимова

Моет стол и пишет буквы – какая связь?

Мысль о том, что будущие проблемы с чтением и письмом в школе могут быть предсказаны путем наблюдения за тем, как ребенок ест или прыгает на одной ножке, достаточно необычна для традиционной отечественной педагогики. В то же время в этом нет ничего неожиданного, если мы говорим о педагогике М. Монтессори.

Мария Монтессори о методе наблюдения с иллюстрациями Юлии Фаусек
Мария Монтессори

Мария Монтессори о методе наблюдения с иллюстрациями Юлии Фаусек

Мы решили познакомить читателей журнала с некоторыми страницами тетрадей наблюдений Юлии Ивановны Фаусек, сделанных в период до 1921 года. Как раз в это время она опубликовала в первом номере журнала «Просвещение» свой перевод главы «Подготовка учительницы» из второго тома работы М. Монтессори «Метод научной педагогики», который можно считать предисловием к наблюдениям самой Фаусек за свободной работой детей ее детского сада с монтессори-материалами.

Взгляд на жизнь ребенка
Мария Монтессори

Взгляд на жизнь ребенка

Мы изучаем монтессори-педагогику, а в сущности пытаемся осознать главную идею Марии Монтессори. Идею о том, что наши дети могут и должны быть свободными от подчинения воли взрослых людей более, нежели от воли своей собственной, заложенной природой.  Признать такое нам, взрослым,  нелегко. А еще сложнее просто помогать детям в жизни. К сожалению,  мы до сих пор не научились осознанно наблюдать  становление детей, как это делают птицы перед полетом своих птенцов. Будем честны: мы мало что смогли сделать для их освобождения. Глубочайшего уважения заслуживают те из нас, кто упорно пытается претворять идеи освобождения детей в жизнь, верит в свое дело, понимая, что не оставит его, сколько бы лет им на эту работу ни потребовалось.

Как тренируется волевой потенциал?
Мария Монтессори

Как тренируется волевой потенциал?

Когда ребенок выбирает среди определенного количества материалов то, что ему нравится, идет к шкафчику, относит предмет к своему столику или соглашается уступить его товарищу; когда он ждет, пока одноклассник освободит интересный для него материал; когда он усердно и внимательно повторяет одно и то же упражнение, исправляя ошибку, подсказанную самим материалом, – ребенок совершает множество волевых действий. Можно сказать, что происходит тренировка его воли. Именно воля постоянно задействована и доминирует во всех ситуациях, воля, основанная на внутреннем фундаментальном явлении длительно сохраняемого внимания.

Лев Толстой и свободное воспитание
Евгений Акимович Князев

Лев Толстой и свободное воспитание

Что если заглянуть в музей-квартиру Льва Николаевича Толстого в московских Хамовниках. Остановиться посреди одной из комнат и представить, что прошлое происходит с нами сегодня, что из глубины веков русские традиции воспитания человека — чистота нравственного чувства, любовь, сострадание, смелость и независимость мысли, умение радоваться жизни и почитать друг в друге творческий потенциал, — все это живо и в наши дни. Вот сейчас откроется дверь детской и войдет Лев Николаевич…

Заметки из Дома изучения ребенка-2
Всеволод Кащенко

Заметки из Дома изучения ребенка-2

Страницы из книги выдающегося дефектолога и педагога начала ХХ века, брата известного психиатра Петра Кащенко – Всеволода Петровича Кащенко, долгие годы работавшего в созданном им «Доме изучения ребенка» в Москве.

Школа будущего - школа работы
Георг Михаэль Кершенштейнер

Школа будущего - школа работы

Почему Мария Монтессори называла детскую игру словом «работа»? На каких основаниях альтернативные педагоги ее времени  пытались заменить «школу слушания» на «школу работы»? Почему в ЮНЕСКО, определяя способ педагогического мышления ХХ века, было решено рядом с именем Марии Монтессори, Джоном Дьюи и Антоном Макаренко поставить имя Георга Кершенштейнера? Попробуем разобраться.

Настоящая экспериментальная наука, освобождающая детей, пока не родилась
Мария Монтессори

Настоящая экспериментальная наука, освобождающая детей, пока не родилась

Любопытно: на одном из семинаров, где рассматривались вопросы новой для нашей страны педагогической позиции тьюторства и сравнивалась эта позиция с миссией монтессори-педагога, одним из главных встал вопрос о теоретическом и эмпирическом мышлении. Практикующие монтессори-педагоги – с трудом понимали и принимали такой подход, полагая, что эмпирика нынешней школы гораздо ярче и полнее ее теоретической составляющей,   давящей на детей своей абстрактной туманностью и оторванностью от реалий современной жизни. Что же думала на эту тему Мария Монтессори? Почему она все же называла свой метод именно методом научной педагогики? Кем, руководствуясь этой логикой, она была: теоретиком или эмпириком?

Проектная деятельность в детском саду? По-моему, это не профессионально
Елена Хилтунен

Проектная деятельность в детском саду? По-моему, это не профессионально

Ах, как возмутятся, прочитав эту статью, многие наши нынешние монтессори-педагоги! Скажут: да ведь это же так здорово позвать родителей, переодеться в пестрые наряды, устроить какое-нибудь общее приключение, мастерскую, "путешествие в космос", бал или, скажем, "День Африки" и назвать все это "проектом". Конечно, здорово, но такое понимание настоящей проектной деятельности мало соответствует истинным смыслам метода проектов, как педагогической технологии, возникшей еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи. И причин для такого вывода немало. Особенно, когда речь идет о педагогике настоящего детского сада Монтессори. Именно детского сада, а не школы.

«Жертва», «компьютер», «обвинитель» или «флюгер». На кого мы похожи? Опыт самого первого монтессори-тренинга учителей в России
Дмитрий Сороков

«Жертва», «компьютер», «обвинитель» или «флюгер». На кого мы похожи? Опыт самого первого монтессори-тренинга учителей в России

Статья написана в самом начале пути монтессори-педагогики в России - зимой 1991- 92 года. Ее автор: Дмитрий Георгиевич Сороков - профессор Московского государственного психолого-педагогического университета. В год написания этой статьи - аспирант. Фото сделал Алексей Трясков, члена Союза фотохудожников России. В год написания статьи - учащийся ПТУ. Но жизнь так устроена, что каждый человек когда-нибудь в жизни начинает. Начинает свой главный жизненный путь. Поэтому во все времена важна эта тема: кто мы? На кого похожи в начале своего пути.

Детский мир Марии Монтессори
Владимир Гаков

Детский мир Марии Монтессори

История уже давно оценила: Мария Монтессори - одна из самых ярких и противоречивых личностей, каких дала Италия миру за последнее столетие. Среди множества педагогических систем XX века особое место занимает школа Монтессори (детские сады и школы для преподавателей Монтессори популярны до сих пор!). Люди прониклись этим настолько, что до введения евро портрет обладательницы этой звучной фамилии каждый итальянец мог видеть на купюре в 1000 лир.

Грамматика с рождения
Юдиджит Баттачарджи

Грамматика с рождения

Несмотря на то, что люди воспитывают детей уже тысячи лет, мы еще плохо понимаем, как именно малыши учатся говорить, логически мыслить и планировать свои действия. Молниеносная скорость развития организма в первые годы совпадает с формированием огромного клубка нервных цепочек. У новорожденного в мозгу находится около ста миллиардов нейронов – столько же, сколько у взрослого. Нервные цепочки укрепляются в результате повторяющейся активации.  Между годом и пятью, а также в ранней юности мозг проходит через циклы роста и оптимизации, причем опыт играет ключевую роль в усилении тех цепочек, которым суждено сохраниться.

Метод наблюдения и скрытая метафизическая закономерность
Оксана Иванова

Метод наблюдения и скрытая метафизическая закономерность

М.Монтессори была убеждена, что на пути монтессори-наставницы неизбежно случается «посвящение». Без «посвящения» деятельность может остаться механистической, приводить к разочарованиям, не давая возможности выйти на другой уровень в работе с детьми. Если попытаться выделить главные смыслы «посвящения», то это обретение педагогом подлинного интереса к индивидуальности и неповторимости каждого ребенка, готовность помогать детям в процессе строительства ими своей личности, и, конечно, овладение методом наблюдения.

Взрослый и ребенок в новом образовании
Мария Монтессори

Взрослый и ребенок в новом образовании

Перед вами типичный документ 1931 года, переданный Марией Монтессори для перевода на румынский язык и публикации Илие Сулеа Фиру (профессору Бухарестского университета, который был ее учеником на Международном курсе в Риме в 1931 году). М. Монтессори часто передавала переводчикам свои работы или неопубликованные лекции для последующих публикаций. В них она говорила о вещах уже известных, но выраженных немного в другом свете. Этот документ был передан Грации Хонеггер Фрешко самим Сулей Фиру во время ее поездки в Бухарест и хранится в ее архиве. Недавно Грация опубликовала его в своем журнале «Тетради Монтессори». Мы тоже решили предложить этот текст своим читателям с ее разрешения.

Современные родители. Какие они?
Екатерина Сорокина

Современные родители. Какие они?

Что, если нам посмотреть на современных родителей? Единый образ будет не точен, ведь каждый – индивидуальность! Да ведь и наша работа с родителями возможна только с конкретным субъектом – уставшей мамой, тревожащейся, как не навредить малышу, или папой, пытающимся понять и как-то реализовать в практике то, что называется дисциплина. Приглашаю вас взглянуть на те трудности, которые, конечно же, всегда есть у педагогов, когда они сталкиваются в своей работе с родителями ребенка. Но ребёнок – это в значительной мере производное первичной среды, в которой он появился на свет – в первую очередь мамы, родительской пары, семьи в более широком смысле.

Развитие интеллекта невозможно без развития движений
Наталья Журавлева

Развитие интеллекта невозможно без развития движений

С незапамятных времен, посадив детей за парты и заставив их, сложив руки на столе, устремить неподвижный взгляд на учителя, навечно вызванного к доске, – мы противопоставили школу природе человека. Для ребенка активное движение – это жизнь. Так утверждала не только Мария Монтессори, но и другие исследователи детства прежних эпох (Ж. Пиаже, Эмми Пиклер, П.Ф. Лесгафт...). Об этом постоянно говорят и современные ученые.

Следуя за М. Монтессори, попробуем превратить психологический инструментарий в автодидактические материалы
Елена Хилтунен

Следуя за М. Монтессори, попробуем превратить психологический инструментарий в автодидактические материалы

Начиная это исследование, мы обратились к одной из наиболее популярных в последние годы  диагностике маленьких детей – Мюнхенской функциональной диагностике, созданной немецкими учеными под руководством профессора Теодора Хельбругге в Мюнхенском детском Центре, где медики, психологи и педагоги работают, опираясь на принципиальные идеи Марии Монтессори. Если следовать этим принципам, предметы, которые окружают ребенка, должны представлять собой не просто игрушки, но некие дидактизированные психологические инструменты, данные детям в постоянное пользование. Вот мы и пытаемся определить, что это могут быть за предметы, и можно ли с их помощью оборудовать развивающие среды групп «Вместе с мамой». Сегодня речь пойдет о помощи детям в формировании функции языка и самостоятельности.

Почему лучше, когда  дети сначала учатся писать от руки, и лишь потом осваивают клавиатуру компьютера?
Елена Хилтунен

Почему лучше, когда дети сначала учатся писать от руки, и лишь потом осваивают клавиатуру компьютера?

Не теряем ли мы нечто важное, отказываясь от выведения букв собственной рукой и заменяя его печатью на клавиатуре? Этим вопросом, естественно, озадачились специалисты по нейробиологии и когнитивному развитию. Даже интуитивно мы чувствуем некую связующую нить между письмом от руки, вовлекающим мелкую моторику, и общим психическим развитием. А некоторые исследования напрямую доказывают эту мысль.

Они исполняют предписанное действие, тщательно исследуют его, словно репетируя сцену спектакля
Мария Монтессори

Они исполняют предписанное действие, тщательно исследуют его, словно репетируя сцену спектакля

Жаль, что мы так редко вспоминаем об уникальном методе обучения чтению с пониманием, описанном в начале века в трудах Марии Монтессори, которая использовала драматизацию прочитанного текста как инструмент развития рефлексивного сознания детей.  Сохранились фотографии столетней давности, изображающие работу детей с этим материалом. А вот что наблюдал в одной из школ Монтессори Эдвин Стэндинг. «Для нас, взрослых, чтение – это знакомое и повседневное занятие; но для детей чтение, представленное таким образом, – это волнующий и романтический опыт".

Фундаментальная предметность, проектность и осознанность в  принятии решений. Как это делается?
Светлана Мощенникова

Фундаментальная предметность, проектность и осознанность в принятии решений. Как это делается?

«От модели конкурентных отношений (между учениками, классами, возрастами) мы предлагаем перейти к модели кооперации, сотрудничества. То есть выстроить гуманистическую педагогику вокруг совместных действий, нацеленных на общий результат,  но совершаемых по личной воле. Важно не то, насколько ученик подходит для системы и критериев, а то, насколько они точны и объемны».
Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век»

О свободе учиться, думать и действовать самостоятельно
Елена Хилтунен

О свободе учиться, думать и действовать самостоятельно

Для практики детсадовской жизни особенно важно, чтобы за дошкольными организациями осталась свобода выбора примерных основных образовательных программ, конкретизирующих их педагогическую и организационную работу. Это означает, что, например, детским садикам Монтессори не надо будет больше врать экспертам, говоря, что они работают по такой-то принятой в государстве программе, и прятать в кладовки монтессори-материалы, выставляя вместо них на полки плюшевых мишек и заводные машинки, потому что у них есть своя, утвержденная государством Программа "Детский сад по системе Монтессори". 

Метод Монтессори должен развиваться!
Оксана Иванова

Метод Монтессори должен развиваться!

Кто такой монтессори-педагог? Он, прежде всего, часть окружающей детей среды. Очень серьезная ее часть. От того, как он наблюдает, что видит в детях, зависит очень многое. Качество этого виденья, в свою очередь, зависит от личности педагога. Наблюдению, умению управлять своим вниманием и своими ожиданиями необходимо долго учиться в собственной практике с детьми.

О биогенетическом законе Геккеля-Мюллера как об одном из обоснований педагогики Монтессори
Елизавета Тилли

О биогенетическом законе Геккеля-Мюллера как об одном из обоснований педагогики Монтессори

Мария Монтессори оставила нам  богатое наследие своих идей в изданных в разные годы  книгах. Читая их сегодня, мы продолжаем черпать  все новые и новые знания о ее педагогике, несмотря на то, что книги были написаны давно. Иногда, пролистывая страницы, мы можем незаметно проскочить какой-то абзац, какую-то строчку, посчитать их не заслуживающими нашего внимания. Но, возможно, именно эта строка  терпеливо ждет, пока мы, наконец,  обратим на нее внимание и вникнем в суть написанного.