«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

научная педагогика: 73 материала на сайте + 12 в учебной программе
Два с половиной часа из жизни Федора. Научные наблюдения в классе Монтессори 24.07.2024
Екатерина Кузьмина

Два с половиной часа из жизни Федора. Научные наблюдения в классе Монтессори 24.07.2024

"Для учителя наблюдение заменяет способ передачи знаний на исследование процессов естественного развития ума и тела ребенка", - пишет Мария Монтессори в книге «Впитывающий разум ребенка». Наблюдение позволяет учителю понять индивидуальные потребности, интересы и скорость развития каждого ученика, что очень важно для создания оптимальной образовательной среды. Через наблюдение концентрации внимания ребенка можно увидеть, когда он готов к следующему уровню сложности или большей ответственности. Это стимулирует его развитие без создания излишнего давления или стресса, поддерживает заинтересованность и самостоятельность. 

«Жертва», «компьютер», «обвинитель» или «флюгер». На кого мы похожи? Опыт самого первого монтессори-тренинга учителей в России
Дмитрий Сороков

«Жертва», «компьютер», «обвинитель» или «флюгер». На кого мы похожи? Опыт самого первого монтессори-тренинга учителей в России

Статья написана в самом начале пути монтессори-педагогики в России - зимой 1991- 92 года. Ее автор: Дмитрий Георгиевич Сороков - профессор Московского государственного психолого-педагогического университета. В год написания этой статьи - аспирант. Фото сделал Алексей Трясков, члена Союза фотохудожников России. В год написания статьи - учащийся ПТУ. Но жизнь так устроена, что каждый человек когда-нибудь начинает. Начинает свой главный жизненный путь. Поэтому во все времена важна эта тема: кто мы? На кого похожи в начале своего пути.

Формула исследования для педагога нового времени
Виктория Гуреева

Формула исследования для педагога нового времени

«В наши дни… существует совершенно новое научное движение, представленное разрозненными результатами, которые имеют тенденцию к объединению  в будущем. Это движение происходит не в поле собственно образования, скорее в психологии. …Научное движение зарождается, чтобы как-то противостоять разрастающемуся злу и дать какое-то лекарство запутавшимся дезориентированным душам. К этому движению необходимо присоединить и образование. …Нет необходимости в том, чтобы исследовательская работа была завершена… Педагогика должна возродиться под руководством психологии, той прикладной образовательной психологии, которой сразу надо дать отличительное название: психо-педагогика» (М. Монтессори «Образование человека»).

«Лучшее, что можно сделать для людей, – это научить их самим себе помогать»
Борис Бим-Бад

«Лучшее, что можно сделать для людей, – это научить их самим себе помогать»

Мы снова и снова преодолеваем океан времени и возвращаемся к истокам гуманистической педагогики, без которых невозможно постигнуть гуманистическую парадигму современного образования. Имя швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци, жившего в конце VIII - начале XIX века, в этом контексте звучит пророчески. Песталоцци впервые стал рассматривать ребенка как самостоятельно растущее и развивающееся существо и сделал акцент на природосообразности воспитания,  а обучение - как  естественное, а не придуманное взрослыми движение от конкретного, чувственного созерцания к познанию и абстракциям.  Если бы мы заменили в старинных текстах Песталоцци слово «созерцание» на современное слово «наблюдение», то все его идеи показались бы нам необыкновенно близкими идеям педагогов-реформаторов начала ХХ века, среди которых были Мария Монтессори в Италии и Юлия Ивановна Фаусек в России.

Веселое НЕ включенное наблюдение.  Рефлексия – ваша! Репортаж из монтессори-садика

Веселое НЕ включенное наблюдение. Рефлексия – ваша! Репортаж из монтессори-садика

К нам в монтессори-классы регулярно приходят наблюдать: родители, коллеги, педагоги и психологи. Решила поделиться с читателями журнала «Монтессори-клуб» полевыми заметками детского и семейного коуча и психолога Ирины Осютиной, которая была недавно на наблюдении в классе 3-6 у монтессори-педагога Любови Солянкиной. Авторская пунктуация и стилистика сохранены. (Коллега писала быстро, в процессе, поэтому не судите строго).

Для позитивных изменений в образовании необходимо победить собственные предрассудки
Мария Монтессори

Для позитивных изменений в образовании необходимо победить собственные предрассудки

Непросто бывает привести в трепет современного человека цитатой из книги столетней давности – мы слишком дорожим своей собственной нажитой мудростью, положением в свете и образованностью. Мы почему-то уверены, что за сто лет эти открытия давно уже опровергнуты и переоткрыты нами или нашими современниками. Но иногда бывает, чтение старой книги, будто иглой, пронзает наши годами складывавшиеся эмпирические и философские представления о мире, о миссии человека. И тогда требуется обернуться на себя, как говорится, «снять галстук» и, победив свои собственные предрассудки, посмотреть на детей, рядом с которыми мы живем, по-другому – довериться им.

Проектная деятельность в детском саду?
Елена Хилтунен

Проектная деятельность в детском саду?

Ах, как возмутятся, прочитав эту статью, многие наши нынешние монтессори-педагоги! Скажут: да ведь это же так здорово позвать родителей, переодеться в пестрые наряды, устроить какое-нибудь общее приключение, мастерскую, "путешествие в космос", бал или, скажем, "День Африки" и назвать все это "проектом". Конечно, здорово, но такое понимание настоящей проектной деятельности мало соответствует истинным смыслам метода проектов, как педагогической технологии, возникшей еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи. И причин для такого вывода немало. Особенно, когда речь идет о педагогике настоящего детского сада Монтессори. Именно детского сада, а не школы.

Взрослый и ребенок в новом образовании
Мария Монтессори

Взрослый и ребенок в новом образовании

Перед вами типичный документ 1931 года, переданный Марией Монтессори для перевода на румынский язык и публикации Илие Сулеа Фиру (профессору Бухарестского университета, который был ее учеником на Международном курсе в Риме в 1931 году). М. Монтессори часто передавала переводчикам свои работы или неопубликованные лекции для последующих публикаций. В них она говорила о вещах уже известных, но выраженных немного в другом свете. Этот документ был передан Грации Хонеггер Фрешко самим Сулей Фиру во время ее поездки в Бухарест и хранится в ее архиве. Недавно Грация опубликовала его в своем журнале «Тетради Монтессори». Мы тоже решили предложить этот текст своим читателям с ее разрешения.

Почему лучше, когда  дети сначала учатся письму, и лишь потом осваивают клавиатуру компьютера?
Елена Хилтунен

Почему лучше, когда дети сначала учатся письму, и лишь потом осваивают клавиатуру компьютера?

Не теряем ли мы нечто важное, отказываясь от выведения букв собственной рукой и заменяя его печатью на клавиатуре? Этим вопросом, естественно, озадачились специалисты по нейробиологии и когнитивному развитию. Даже интуитивно мы чувствуем некую связующую нить между письмом от руки, вовлекающим мелкую моторику, и общим психическим развитием. А некоторые исследования напрямую доказывают эту мысль.

О новом образовании, о том, во что верят дети, и о любви
Мария Монтессори

О новом образовании, о том, во что верят дети, и о любви

Как часто и с какой легкостью люди судят о педагогике М. Монтессори!  Кажется, нет спасения от  дилетантизма. Но спасение есть! Надо требовать от себя и от других, кто хотел бы воспитывать детей в духе этой педагогической системы, читать и перечитывать книги самой Марии Монтессори. А когда встречаются цитаты, подписанные ее именем, прежде чем верить, отыскивать их в ее авторских текстах. 

Что такое социальное развитие? Наблюдения детского сада и школы Монтессори
Мария Монтессори

Что такое социальное развитие? Наблюдения детского сада и школы Монтессори

Мы можем с самых разных сторон сравнивать современные детские сады и массовые школы со школой Монтессори. Но до тех пор, пока не вчитаемся глубоко в ее собственные тексты, - не поймем: что все-таки не додумываем и не доделываем сегодня, пытаясь следовать ее принципам. Почему постоянно всплывает все тот же вопрос, какой задавали и ей учителя из детских садов вековой давности: «Но как вы заставляете этих крошек так хорошо себя вести? Как вы приучаете их к такой дисциплине?» Давайте снова и снова наблюдать наших детей и искать ответы на свои вопросы в ее книгах.

Следуя за М. Монтессори, попробуем превратить психологический инструментарий в автодидактические материалы
Елена Хилтунен

Следуя за М. Монтессори, попробуем превратить психологический инструментарий в автодидактические материалы

Начиная это исследование, мы обратились к одной из наиболее популярных в последние годы  диагностике маленьких детей – Мюнхенской функциональной диагностике, созданной немецкими учеными под руководством профессора Теодора Хельбругге в Мюнхенском детском Центре, где медики, психологи и педагоги работают, опираясь на принципиальные идеи Марии Монтессори. Если следовать этим принципам, предметы, которые окружают ребенка, должны представлять собой не просто игрушки, но некие дидактизированные психологические инструменты, данные детям в постоянное пользование. Вот мы и пытаемся определить, что это могут быть за предметы, и можно ли с их помощью оборудовать развивающие среды групп «Вместе с мамой». Сегодня речь пойдет о помощи детям в формировании функции языка и самостоятельности.

Просто получить университетский Диплом или осознать ответственность за будущее человечества?
Мария Монтессори

Просто получить университетский Диплом или осознать ответственность за будущее человечества?

"В нынешних университетах студенты живут как дети, хотя они уже взрослые и им пришло время взять на себя ответственность и сосредоточиться на своих жизненных задачах, например, подумать о создании семьи. Вместо этого они обычно заявляют, что подобное отношение к жизни лежит на совести каждого. В этом смысле нельзя надеяться, что подобные нравы будут способствовать улучшению общества в целом". (М. Монтессори, 1935 год)

Чего стоят любые сверхсложные теории по сравнению с проблемой мира на нашей планете?
Мария Монтессори

Чего стоят любые сверхсложные теории по сравнению с проблемой мира на нашей планете?

Перед Вами первые страницы третьей книги трилогии о Марии Монтессори, которая вслед за первыми двумя  недавно увидела свет в издательстве "Народная книга". Эти строки  представляются нам пророческими. Впервые они были опубликованы в 1932 году, но мы уверены, сегодня их не зря посылает нам Вселенная. Как никогда раньше нашим планам и надеждам необходимо содействие и поддержка  при условии, что они будут нести людям добро, позитив, развитие и любовь. В эти дни мы молимся прежде всего о мире между народами, который так легко бывает нарушить и так трудно потом восстановить. 

О школьных изменениях и о подростках как о социальных новорожденных. Часть 2
Мария Монтессори

О школьных изменениях и о подростках как о социальных новорожденных. Часть 2

Реформа основной школы состоит в том, чтобы дать подросткам экономическую независимость, способность побеждать. Речь идет о создании экспериментальных школ общественной жизни («Ecole Experimente de Vie Sociale»). И такая независимость обязательно должна иметь убедительную практическую ценность. При этом психология подростка такова, что требует больше приносить пользу людям, чем служить собственному материальному благосостоянию. Подростку гораздо важнее достичь своей финансовой независимости и приносить пользу людям, чем знакомиться в классе лишь экономической наукой. То есть речь идет о том, чтобы подростки заняли правильное положение в обществе и зарабатывали деньги своим собственным трудом. 

Блок Сегена. Из истории материалов Монтессори
Елена Хилтунен

Блок Сегена. Из истории материалов Монтессори

"Преобразование школы требует новой подготовки преподавателя. Если мы желаем, например, сделать из учителя наблюдателя, знакомого с экспериментальным методом, необходимо дать ему возможность наблюдать и экспериментировать в школе... Важно установить метод, техники и от их приложения ждать окончательного результата, который будет черпаться из реального опыта». (М. Монтессори. "Дом ребенка. Метод научной педагогики"). Эти слова написаны в 1909 году и пронизывают всю работу Марии Монтессори в ее непростом пути в педагогике. 

Настоящая экспериментальная наука, освобождающая детей, пока не родилась. Или уже родилась?
Мария Монтессори

Настоящая экспериментальная наука, освобождающая детей, пока не родилась. Или уже родилась?

Совсем неспроста Мария Монтессори называла свое открытие "методом научной педагогики". Любопытно: на одном из семинаров, где рассматривались вопросы педагогической позиции тьюторства и сравнивалась эта позиция с миссией монтессори-педагога, одним из главных встал вопрос о теоретическом и эмпирическом мышлении. Практикующие монтессори-педагоги – с трудом понимали и принимали такой подход, полагая, что эмпирика нынешней школы гораздо ярче и полнее ее теоретической составляющей, давящей на детей своей абстрактной туманностью и оторванностью от реалий современной жизни. Что же думала на эту тему Мария Монтессори? Почему она все же называла свой метод именно методом научной педагогики? Кем, руководствуясь этой логикой, она была: теоретиком или эмпириком?

Лев Толстой и свободное воспитание
Евгений Акимович Князев

Лев Толстой и свободное воспитание

В его семье выросло 13 детей. Вообразим, что уже несколько лет подряд Лев Николаевич Толстой рассказывает нам о них в современных интернет-сетях. Пишет о своих спорах с министерством народного просвещения и поборниками строгой школьной системы, описывает вольности Яснополянской школы, рассказывает о трудностях в издании своей «Азбуки». Представим, что мы с вами сегодня и сейчас обсуждаем все эти толстовские свободы, спорим о его идеях преподавания русского языка, математики, географии в школе через живую жизненную практику. И ведь как все это похоже на нас, на наши сегодняшние дискуссии! В сущности, хоть мы и говорим постоянно о быстро меняющемся мире, переходим с гусиного пера на цифру, все же в нравственных ценностях наших людей мало что изменилось. Потому что, хотим того или нет, мы - дети неумирающей русской культуры, русского понимания жизни, свободы, чести и достоинства человека. И мы, наверное, генетически — внутри себя — чувствуем собственную правоту или неправоту. Но не всегда, к сожалению, можем совладать с собой. Наверное, в этом и состоит одна из премудростей жизни. 
Эта статья посвящена свободной педагогике Л.Н. Толстого.  Давайте примерим ее к нашим сегодняшним дискуссиям о школе. 

Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие
Пётр Фёдорович Ка́птерев

Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие

В конце XIX века сын сельского священника, ученый-педагог Петр Каптерев слишком много выступал за свободу, самоопределение и индивидуализацию. Поэтому в советское время получил ярлык «не понявшего значения Октябрьской революции для народного образования». Работы Каптерева, которого студенты называли Зубром, не переиздавались вплоть до 80-х годов прошлого века. По мнению Каптерева, чтобы быть педагогом, нужно сначала быть антропологом, то есть знать психологию и физиологию. Он доказывал, что педагогика это искусство, причем у каждого народа свое (как утверждал Ушинский), а не общечеловеческое знание. Выступал за эвристические методы обучения. Считал, что дети могут самовоспитываться. Не напоминают ли вам эти идеи П. Каптерева основные принципы педагогики Марии Монтессори, провозглашенные ею все в том же начале ХХ века, но совсем в другой стране мира?

Любовь к родине есть высшее проявление природной памяти
Мария Монтессори

Любовь к родине есть высшее проявление природной памяти

Рассуждения М. Монтессори о «мнемоническом  характере человеческой психики дают серьезные основания опровергнуть нападки тех, кто называет педагогику Монтессори «западной» и сомневается в ее благотворном  влиянии на российских ребятишек. Если любовь к Родине сохраняется  мнемонической, родовой памятью ребенка, то, значит, все наши изобретения по поводу воспитания в детях патриотизма, являются лишь демонстративными придумками. Как же трудно нам с этим согласиться! Но, похоже, придется.

Опыты Жана Пиаже в современном исполнении
Юлия Ядрихинская

Опыты Жана Пиаже в современном исполнении

Швейцарский психолог Жан Пиаже считал, что учителю бесполезно давать детям математические понятия в готовом виде. Подобный подход ведёт лишь к механическому заучиванию, но не пониманию. Участница информальной учебной Программы журнала "Монтессори-клуб" провела недавно ряд опытов Жана Пиаже со своим воспитанником Фёдором (4,5 года).

Феноменология родительского видения
Светлана Камейша

Феноменология родительского видения

Перед вами отрывок из четвертой книги  под общим названием серии «Образовательные результаты монтессори-практики. Инструмент управления качеством». Это не обычная достоверная статистика, а скорее феноменология – описание и анализ видения родителями результатов монтессори-практики. Как эти результаты «живут в головах родителей», как туда попадают. Мы проводили длительное глубокое интервьюирование родителей по одному и в малых группах, расшифровывали и анализировали с различных точек зрения. Опрашивали родителей детей, которые выпустились из детского сада и уже 2-4 года учатся в «лучших школах города», работающих по другим, немонтессорианским программам. Нам было важно поговорить с теми, кто уже несколько лет вне нашей системы. Перед нами видение родителей, дети которых учатся или уже закончили начальную школу (9-11 лет).

Идеал, к которому стоит стремиться, – человек здоровый
Мария Монтессори

Идеал, к которому стоит стремиться, – человек здоровый

Эту статью под названием «Мир и образование» Мария Монтессори написала в 1932 году и сразу же опубликовала ее небольшой брошюрой в Женеве. Над человечеством нависало страшное время – жизни людей уносила чума. Летальный исход, по данным старых газет, превышал 50% от общего числа заболевших. Нашему поколению сложно представить, как люди жили в те времена, поэтому сегодня в прививках от ковида многие не видят смысла. Но в мире без вакцин люди не доживали и до сорока, а распространение болезни останавливалось, когда погибала треть населения города или страны. И вот читайте, пожалуйста, к чему призывала тогда Мария Монтессори. Её прозорливость представляется гениальной. Она сравнивает эпидемию болезни с войной и будто указывает свой путь развития человеческой цивилизации.

Что такое эмоциональный интеллект?
Владимир Загвоздкин

Что такое эмоциональный интеллект?

Теперь модно рассуждать об эмоциональном интеллекте. Но разве не само собой разумеется, что успех человека в жизни зависит не только от его “головы”, ума, но и от других качеств – целеустремленности, умения налаживать отношения с другими людьми, позитивно справляться с трудностями в профессиональной и личной жизни? 

Как будут выглядеть упражнения с монтессори-материалами в будущем?
Елена Хилтунен

Как будут выглядеть упражнения с монтессори-материалами в будущем?

Если мы хотим сохранить ценности педагогики Монтессори в нашем времени и пронести их в век завтрашний, который уже наступает, - нам с неизбежностью придется понять, как упражнения с ее гениальными  дидактическими инструментами будут выглядеть в наступающую цифровую эпоху. И делать это мы будем вдумчиво, не торопясь, включившись в большой и смелый экспериментальный проект. 

О том, что такое управление неопределенностью. Как это связано с педагогикой М. Монтессори

О том, что такое управление неопределенностью. Как это связано с педагогикой М. Монтессори

Есть ли смысл читать биографию Марии Монтессори тем, кто интересуется монтессори-педагогикой с практической точки зрения? Зачем, ради чего им это читать? Ведь для практика важнее всего метод, подсказка – что и как надо делать, чтобы создать условия для развития ребенка, для поддержки его способностей, возможностей и желаний. Однако книга о жизни М. Монтессори дает практику не меньше, чем любые методические пособия. Она не просто удовлетворяет его любопытство (хотя и это уже немало), но и позволяет ему занять позицию исследователя, ту самую позицию, которую Мария Монтессори считала ключевой для понимания мира детства.

Мое руководство

Мое руководство

В чем состоит открытие Марии Монтессори? Почему она так трепетно относилась к мифам, рожденным вокруг ее имени? Как пишут ее биографы, она не считала себя изобретателем особого метода педагогической работы с детьми и единоличным автором специальных, помогающих развитию детей кубиков. Монтессори считала, что увидела сама и сделала достоянием всех потенциал раскрытия пробуждающегося детского разума, который ранее никто не замечал. Она совершила это, благодаря систематическим наблюдениям за жизнью детей, что и требуется в любом научном подходе. Монтессори не изобрела свой метод работы с детьми и подростками, но открыла их «другими», отличными от прежнего видения. 

О вариативном образовании, свободе учиться, думать  и действовать самостоятельно
Елена Хилтунен

О вариативном образовании, свободе учиться, думать и действовать самостоятельно

Время летит, и мы медленно, но верно начинаем освобождаться от эпохи, когда гуманистические веяния в российской педагогике чиновникам нашего министерства просвещения показались происками чуждых влияний. Они говорили: авторские и экспериментальные школы, вариативность образовательных программ, изучение наследия классиков мировой педагогики – зачем всё это, когда мы боремся за единое образовательное пространство, единые экзамены, единые стандарты и методики, единую школьную форму… – за все единое.  И вот недавно с нашим министерством просвещения стало происходить что-то особенное. Оно одобрило восстановление в Навигаторе программ дошкольного образования, признанных государством, вычеркнутую оттуда два года назад Программу "Детский сад по системе Монтессори", перезагрузило проект создания федеральных экспериментальных площадок, поддержало идею более пристального изучения классиков отечественной педагогики и наряду с Президентскими грантами появился грант-миллионник для педагогов-инноваторов. 

Эдуард Сеген: Никто лучше меня не понимает пустоты воспитания для воспитания, науки без плодов, жизни без результатов
Эдуард Сеген

Эдуард Сеген: Никто лучше меня не понимает пустоты воспитания для воспитания, науки без плодов, жизни без результатов

«Я придерживалась книги Сегена, и немало пользы извлекла из замечательных опытов Итара. Руководствуясь ими, я изготовила весьма разнообразный и обильный дидактический материал. Этот материал, который я никогда не видела полностью ни в одном учреждении, в руках тех, кто сумел применить их, стал весьма действенным и интересным средством воспитания. Но когда его демонстрировали не так, как следует, он не привлекал внимания  детей. Мне казалось, я понимаю, почему столь часто педагоги отказывались от применения метода Сегена". Мария Монтессори. «Дом ребенка. Метод научной педагогики»

О наших и детских ошибках и их исправлении
Мария Монтессори

О наших и детских ошибках и их исправлении

Наличие контроля ошибок в каждом настоящем монтессори-материале – одна из неотъемлемых его особенностей. Но всегда ли мы осознаем, почему так важно, чтобы контроль ошибок  осуществлял сам ребёнок? Начинающие монтессори-педагоги спрашивают: «А если ребёнок неправильно выложил слово из подвижного алфавита, что ж не поправлять его ошибку? Не указывать на неё? А если он так и запомнит неправильное правописание?»  

Инстинкт или навык?
Елена Хилтунен

Инстинкт или навык?

Оказывается, мы появляемся на свет, а язык уже «живет» в нас во всех его нюансах, со всеми подробностями, которые каждый раз по-своему прорастают, сохраняя при этом родовую память поколений.

Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?
Юлия Фаусек

Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?

Торжественность появления на свет нового человека всегда заставляет нас отнестись к этому моменту, как к волшебству, и мы невольно вспоминаем себя маленькими, радующимися каждой секунде родительского внимания. Нам кажется, если детская комната или детский садик будут оборудованы изысканной дизайнерской мебелью и игрушками и на каждом сантиметре площади ребенок будет упираться в красоту, которая нам, взрослым, представляется раем, то детям это обязательно понравится и они будут чувствовать себя счастливыми и защищенными. Нам трудно представить, что это может быть совсем так. 

Ребенок – не машина и не холодильник. Он растет и развивается. Ребенок – это процесс
Анат Баниэль

Ребенок – не машина и не холодильник. Он растет и развивается. Ребенок – это процесс

В этот раз мы решили внимательнее, чем обычно, отнестись к, возможно, самому главному философскому принципу Марии Монтессори: все дети на Земле уникальны. Нет двух одинаковых малышей, как нет двух одинаковых травинок или птичьих крыльев. И каждый имеет право на жизнь – счастливую и благополучную. А задача взрослых – помнить об этом и делать все возможное, чтобы жизнь каждого человеческого дитя состоялась наилучшим образом.

Интеллект по наследству. Как гены и среда влияют на уровень интеллекта
Андрей Борисов

Интеллект по наследству. Как гены и среда влияют на уровень интеллекта

При определении своих детей в детские сады и школы Монтессори родители чаще всего руководствуются их хорошей репутацией с точки зрения развития в детях интеллектуальных способностей в специально организованных для этого предметных средах. Но потом часто оказывается, что далеко не каждый ребенок за отведенные ему годы ученья может эти среды освоить. Тогда и родители, и педагоги разочаровываются в методе Монтессори и создают вокруг него различные мифы. Они, видимо, забывают, что кроме умной образовательной среды есть еще и фактор генетических влияний на интеллект ребенка. Как гены и среда влияют на уровень интеллекта?

Монтессори и Вальдорф в современном контексте
Владимир Загвоздкин

Монтессори и Вальдорф в современном контексте

Отрадно, что мы медленно, но все-таки верно освобождаемся от эпохи, когда  все гуманистические веяния в российской педагогике казались чиновникам нашего министерства просвещения происками чуждых западных влияний. Авторские и экспериментальные школы, вариативность образовательных программ... Зачем  нам всё это, когда мы боремся за единообразие? На два года Программа дошкольного образования "Детский сад по системе Монтессори" была вычеркнута из Навигатора признанных в России образовательных программ.  Но сейчас, слава Богу, утихает. Есть время спокойно подумать и поразмышлять о сути выдающихся мировых педагогических трендов, сверить позиции учителей и родителей по отношению к ним. Тем более что на днях монтессори-программа уже была одобрена министерством и восстановлена в Навигаторе. Дело за полным официальным признанием  вариативности в дошкольном образовании. Поговорим о Р. Штайнере и М. Монтессори, труды которых -  величайшее культурное наследие всего человечества в том числе и наше, российское наследие. Важно показать всему мировому педагогическому сообществу, что в России, как и во всем мире, уважается и признается их культурно-историческое наследие.

Взмах пилы и решение дизайнера. О внутренних смыслах монтессори-материалов
Марина Шевченко

Взмах пилы и решение дизайнера. О внутренних смыслах монтессори-материалов

Монтессори-материалы производят сегодня сотни фабрик во всем мире. У многих материалов иной, чем в старые времена, дизайн, не всегда одинаковый цвет и размер, очень разная стоимость. Но отчего же наши монтессори-педагоги с таким пристрастием и так тщательно относятся к каждой детали предлагаемого товара? Почему своеобразные умные игрушки, придуманные Марией Монтессори, живут уже второе столетие и не собираются умирать, как это произошло с тысячами других дидактических пособий? И ведь стоимость монтессори-материалов во все времена была и остается высокой. Как это случилось, что наши дети так обожают строить обыкновенную розовую башню из кубиков и передвигать с места на место призмы призмы коричневой лестницы? В чем их секрет?

Развитие интеллекта невозможно без развития движений
Наталья Журавлева

Развитие интеллекта невозможно без развития движений

Когда в 1995 году в Москве организовывалась первая в России начальная школа Монтессори, стояла задача оснастить ее специальной мебелью, которая позволяла бы младшим школьникам удовлетворить свою потребность в движении. И такая мебель была привезена из Польши – белые парты и винтовые стулья. Если к тому же представить, что, занимаясь основами наук, дети имели возможность ходить по классу, читать, считать лежа, стоя, присев на рабочий коврик – то есть в любой удобной позе, – то можно было бы сказать, что завет М. Монтессори в этом отношении был выполнен. Начальная российская школа Монтессори была на стороне ребенка и на стороне его природосообразного развития, каким бы нелепым это ни казалось СанПиНу.

Полные горсти чудес
Ольга Балла

Полные горсти чудес

О книге Анатолия Цирульникова "От Бориса до Юлии... Истории детства. Детские истории". Эта книга про захватывающую науку об историях русского детства. Науку, надо признать, не способную оставить равнодушным никого, кто хоть когда-нибудь был ребёнком: ведь страшно же интересно, как это было у других, почему именно так? Истории детства посвящены, говорит автор, «трудам учёных с громкими именами. Ведь даже в нашей стране, где детство всегда считалось чем-то вроде забавной игрушки, подготовкой к чему-то более серьёзному, - некоторое время назад существовал архив воспоминаний о детстве…»

Мать и дитя во внутреннем диалоге
Екатерина Сорокина

Мать и дитя во внутреннем диалоге

В монтессори-сообществе постоянно говорят о самостоятельности детей. Или наоборот – об их несамостоятельности, неумении принимать решения, идти к цели, нести ответственность. Сепарация – значит отделение, и в отношении детей ее необходимо провести вовремя. Порою страстное проявление родительской любви, попытка оградить детей от сложностей жизни кончается экзистенциальным кризисом. Разве такого мы желаем нашим детям?

Фребелевское плетение и японское оригами – не то! Детям нужна глина!
Мария Монтессори

Фребелевское плетение и японское оригами – не то! Детям нужна глина!

Интересно, что лепка не рассматривалась доктором Монтессори как изобразительное творчество маленьких детей, а ведь именно так принято понимать подобные занятия в современной педагогике. М. Монтессори пишет, что лепка из глины в то же время и не совсем ручной труд, и даже не гимнастика для рук, которую нынешние психологи возводят в ранг супертренинга мелкой моторики. Все гораздо глубже и точнее. Только не говорите, что взгляды Марии Монтессори менялись со временем – здесь они высказаны вполне определенно и принципиально!

Какие навыки важнее
Ольга Доленко

Какие навыки важнее

С тех пор, как  стали отмечать День распространения информации об аутизме, у многих врачей, педагогов, родителей реально изменились представления об этом расстройстве.
Но, по-прежнему, как и много лет назад, диагноз «аутистического расстройства» с пренебрежением отвергается, зато выписываются «простыни» медикаментозных назначений, где ноотропы перемешаны с нейролептиками, многие из которых давно уже не используются в детском возрасте. Но проблема аутизма заключается в неумении общаться и сотрудничать с окружающими людьми. Какие лекарства могут научить ребенка разделять радость или огорчение с близкими или понимать все многообразие социальных сигналов других людей?

О музыке пальцев при письме
Лев Выготский

О музыке пальцев при письме

Когда рядом с именем Марии Монтессори ставят имя Льва Выготского, сразу напоминают: Лев Семенович выступал с критикой трудов М. Монтессори. Да, выступал. Но как-то мягко, с пониманием неоспоримости ее исследований. Например, в работе о развитии письма у детей он говорит: «То, что Монтессори сделала в отношении двигательной стороны навыка письма, следует сделать и в отношении внутренней стороны письменной речи, ее функционального усвоения». Но ведь это не столько критика, сколько понимание, что М. Монтессори многое недоделала в своих исследованиях и предоставила нам, своим потомкам, глубже вдуматься в секретный мир детей и совершить новые открытия. Давайте еще раз вглядимся внимательнее в контекст этих строк, написанных Л. Выготским еще в прошлом веке.

У вас растет «гуманитарий» или «технарь»?
Татьяна Никитина

У вас растет «гуманитарий» или «технарь»?

В жизни каждой семьи рано или поздно всплывает тема выбора жизненного пути любимого дитя, и в то же время в нее окунаются учителя открывающихся в России одна за другой монтессори-школ. Думаем, будет небесполезно вслед за Марией Монтессори задуматься: каждый ребенок неповторим и проживает уникальную, ни на кого не похожую жизнь. В этом главное волшебство природы. А мы часто нарушаем его, пытаемся предрекать детям будущее. Например: ты любишь задачки решать – будешь физиком, а ты книжки по ночам читаешь – пойдешь в лирики. Или еще строже: папа у тебя математик, и ты на мехмат готовься. Нравится нам детьми руководить! Но вскоре становится ясно: Богом быть трудно.


Откуда берутся умные дети
Татьяна Строганова

Откуда берутся умные дети

От чего зависит развитие ребенка? Природа и воспитание, врожденное и приобретенное, генетическое и средовое… Это дихотомия, в которой люди мыслили много веков. Просто в ХХ веке, как точно подметила выдающийся генетик ХХ века Сюзан Ояма, в массовом сознании термин «гены» заменил «маленького человечка», который крылся в сперматозоиде у «спермистов» или в яйцеклетке – у «оваристов», а потом «развертывался в младенца».

Обнаружить физиологический субстрат того, что раньше было доступно психиатрии только и исключительно в поведенческих проявлениях, значит найти потенциальную «мишень для вмешательства»: шанс на коррекцию. На самом деле все происходит иначе.

Тайный выбор для родителей
Андрей Русаков

Тайный выбор для родителей

Помните фильм о маленькой глухой девочке Эллен Келлер, в счастливую судьбу которой мало кто верил? Но Эллен не только научилась жить со своим недугом, но и окончила впоследствии университет. Знакомство с девочкой привело Марию Монтессори к мысли, что человек делает себя сам – и это главное усилие, которым наделяет его природа. Ребенок обращается к взрослому: «Помоги мне это сделать самому!». А если к этой просьбе прибавить девиз нашей замечательной современницы, сурдопедагога Эмилии Ивановны Леонгард «Родители все могут!», оптимистическая гипотеза, пронизывающая оба высказывания, обязательно подтвердится.

Система Монтессори для взрослых. О некоторых родственных идеях в работах М. Монтессори, А. Ухтомского и М. Чиксентмихайи. Часть 2
Оксана Иванова

Система Монтессори для взрослых. О некоторых родственных идеях в работах М. Монтессори, А. Ухтомского и М. Чиксентмихайи. Часть 2

Два ученых (М.Монтессори и М. Чиксентмихайи) независимо друг от друга пришли к выводу, согласно которому  феномен «концентрации внимания» является ключевым в жизни человека, он одинаково важен как для ребенка, так и для взрослого. Ребенок во время сосредоточенной работы создает Человека, достигает «нормализации», взрослый, погружаясь в любимое дело, в «поток», выполняет свою миссию и обретает счастье. Современная цивилизация, к сожалению, находясь в бешеной гонке, атакует нас быстрой сменой образов. Из-за небольшого объема внимания наше восприятие и наши отношения с людьми становятся поверхностными и неудовлетворительными. Что бы мы ни делали в этом состоянии, все будет низкого качества, так как высокое качество требует внимания. Поэтому так важно создавать условия для глубокой и сосредоточенной работы ребенка. Еще один автор, чьи работы вызывают наш интерес, - это наш российский академик  Алексей Алексеевич Ухтомский.

Система Монтессори для взрослых. О некоторых родственных идеях в работах М. Монтессори, А. Ухтомского и М. Чиксентмихайи. Часть 1
Оксана Иванова

Система Монтессори для взрослых. О некоторых родственных идеях в работах М. Монтессори, А. Ухтомского и М. Чиксентмихайи. Часть 1

Если бы мы сегодня спросили педагогов и родителей: что они считают наиболее ценным в педагогической системе М. Монтессори, думаем, получили  бы совершенно разные ответы, поскольку понимание этой системы предполагает разные уровни, разные смыслы. Для кого-то это стройная система дидактических материалов, помогающих ребенку познать закономерности мира, другой обратил бы внимание на особый гуманистический характер отношений между ребенком и учителем (принятие, уважение, поддержка), третий обязательно  указал бы на развитие самостоятельности и инициативы у малыша, посещающего монтессори-класс.

Как, загибая пальчики на столе, можно узнать самые сложные стихотворные размеры
Мария Монтессори

Как, загибая пальчики на столе, можно узнать самые сложные стихотворные размеры

Вопрос к Марии Монтессори. Нетрудно представить, как можно создать условия для свободной работы детей младшего школьного возраста в различных областях научного знания – почти так же, как и у дошкольников. Организовал лабораторию, где можно делать опыты, поставил на полки в свободном доступе более сложные дидактические материалы по грамматике и математике, заполнил шкафы энциклопедиями и справочниками, и, пожалуйста, дети, пользуйтесь, осваивайте самостоятельно курс школьных наук! Но вот как быть с гуманитарными и творческими дисциплинами: с литературой, иностранным языком, изобразительным творчеством? Тут одними материалами не обойдешься.

Маршрутный лист для свободной школы. Педагогика Селестена Френе глазами современного российского директора
Рустам Курбатов

Маршрутный лист для свободной школы. Педагогика Селестена Френе глазами современного российского директора

Несколько лет назад директор школы "Ковчег" Рустам Иванович Курбатов опубликовал в своем интернет-журнале материал об отношении одного из самых ярких представителей реформ-педагогики прошлого века Селестена Френе к развитию и обучению детей родному языку. В монтессори-сообществе в последнее время то и дело возникают дискуссии о способах помощи детям в освоении грамматики и орфографии. Оказывается, Селестен Френе тоже был против теоретического курса в работе с детьми и придумывал для них виды сугубо практической деятельности в изучении родного языка.

Моет стол и пишет буквы – какая связь?
Олег Ефимов, Виктория Ефимова

Моет стол и пишет буквы – какая связь?

Мысль о том, что будущие проблемы с чтением и письмом в школе могут быть предсказаны путем наблюдения за тем, как ребенок ест или прыгает на одной ножке, достаточно необычна для традиционной отечественной педагогики. В то же время в этом нет ничего неожиданного, если мы говорим о педагогике М. Монтессори.