«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

наше наследие: 44 материала на сайте + 10 в учебной программе
Эдуард Сеген: Никто лучше меня не понимает пустоты воспитания для воспитания, науки без плодов, жизни без результатов
Эдуард Сеген

Эдуард Сеген: Никто лучше меня не понимает пустоты воспитания для воспитания, науки без плодов, жизни без результатов

«Я придерживалась книги Сегена, и немало пользы извлекла из замечательных опытов Итара. Руководствуясь ими, я изготовила весьма разнообразный и обильный дидактический материал. Этот материал, который я никогда не видела полностью ни в одном учреждении, в руках тех, кто сумел применить их, стал весьма действенным и интересным средством воспитания. Но когда его демонстрировали не так, как следует, он не привлекал внимания  детей. Мне казалось, я понимаю, почему столь часто педагоги отказывались от применения метода Сегена". Мария Монтессори. «Дом ребенка. Метод научной педагогики»

Те, кто думает, что надо только дать ученикам материал и отойти в сторону, предоставив им свободу действий, ошибаются
Юлия Фаусек

Те, кто думает, что надо только дать ученикам материал и отойти в сторону, предоставив им свободу действий, ошибаются

Мы постоянно обращаемся к  многолетнему и многотрудному опыту работы педагогов в российских детских садах и начальных школах Монтессори. Главным учителем учителей в этом деле считаем Юлию Ивановну Фаусек и ее коллег Адриановых, которые в начале ХХ века пытались работать в новой, не только для России, но и для всего мирового педагогического сообщества, парадигме взаимодействия с детьми. Профессионализм монтессори-педагога, воспринятый Ю. Фаусек из первых рук, служит для нас примером наиболее точной работы Монтессори-учителя.  Вглядимся еще раз в ее, ставшие историческими, тексты и обдумаем их с позиций сегодняшнего дня. 

Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?
Юлия Фаусек

Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?

Торжественность появления на свет нового человека всегда заставляет нас отнестись к этому моменту, как к волшебству, и мы невольно вспоминаем себя маленькими, радующимися каждой секунде родительского внимания. Нам кажется, если детская комната или детский садик будут оборудованы изысканной дизайнерской мебелью и игрушками и на каждом сантиметре площади ребенок будет упираться в красоту, которая нам, взрослым, представляется раем, то детям это обязательно понравится и они будут чувствовать себя счастливыми и защищенными. Нам трудно представить, что это может быть совсем так. 

Детский сад памяти любимой жены
Алексей Митрофанов

Детский сад памяти любимой жены

Российское монтессори-сообщество считает ценностью сохранение нашего культурно-педагогического наследия. Особенно той его части, которое связано с дошкольным, младшим школьным и семейным воспитанием детей. Конечно, мы видим и чувствуем, что сегодня, как никогда, быстро меняются приоритеты, взгляды на современное образование и в целом на благополучие жизни. Но иногда, вглядываясь в историю, начинаешь понимать то важное, что мы, к сожалению, утрачиваем в гонке времени и потому грубеем душой, перестаем замечать в себе настоящее, исконно человеческое. Особенно это становится заметно в отношениях с детьми. Перед вами статья известного писателя и историка Алексея Митрофанова. Она отправляет нас в старинную Москву начала прошлого века и рассказывает о людях, которые пеклись о создании первых в России детских садиков. 

Монтессори и Вальдорф в современном контексте
Владимир Загвоздкин

Монтессори и Вальдорф в современном контексте

Отрадно, что мы медленно, но все-таки верно освобождаемся от эпохи, когда  все гуманистические веяния в российской педагогике казались чиновникам нашего министерства просвещения происками чуждых западных влияний. Авторские и экспериментальные школы, вариативность образовательных программ... Зачем  нам всё это, когда мы боремся за единообразие? На два года Программа дошкольного образования "Детский сад по системе Монтессори" была вычеркнута из Навигатора признанных в России образовательных программ.  Но сейчас, слава Богу, утихает. Есть время спокойно подумать и поразмышлять о сути выдающихся мировых педагогических трендов, сверить позиции учителей и родителей по отношению к ним. Тем более что на днях монтессори-программа уже была одобрена министерством и восстановлена в Навигаторе. Дело за полным официальным признанием  вариативности в дошкольном образовании. Поговорим о Р. Штайнере и М. Монтессори, труды которых -  величайшее культурное наследие всего человечества в том числе и наше, российское наследие. Важно показать всему мировому педагогическому сообществу, что в России, как и во всем мире, уважается и признается их культурно-историческое наследие.

Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие
Пётр Фёдорович Ка́птерев

Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие

В конце XIX века сын сельского священника, ученый-педагог Петр Каптерев слишком много выступал за свободу, самоопределение и индивидуализацию. Поэтому в советское время получил ярлык «не понявшего значения Октябрьской революции для народного образования». Работы Каптерева, которого студенты называли Зубром, не переиздавались вплоть до 80-х годов прошлого века. По мнению Каптерева, чтобы быть педагогом, нужно сначала быть антропологом, то есть знать психологию и физиологию. Он доказывал, что педагогика не искусство, причем у каждого народа свое (как утверждал Ушинский), а не общечеловеческое знание. Выступал за эвристические методы обучения. Считал, что дети могут самовоспитываться. Не напоминают ли вам эти идеи П. Каптерева основные принципы педагогики Марии Монтессори, провозглашенные ею все в том же начале ХХ века, но совсем в другой стране мира?

Освоение детьми Азбуки и письма по методу Монтессори
Юлия Фаусек

Освоение детьми Азбуки и письма по методу Монтессори

Шероховатые буквы... Подвижные алфавиты... Какими должны быть эти известные всем атрибуты подготовленной среды групп Монтессори в наших детских садах и начальных школах? Вариантов немало. Учебные курсы АМИ предлагают одно, в текстах Монтессори, ее коллег и прямых учеников находим другое, опыт российских монтессори-педагогов говорит нам третье. Как во всем этом разобраться? Наверное, только путем проб и ошибок. И приемов, рожденных в своей собственной работе с детьми. Но это и хорошо! Выбор и самоопределение – только они являются двигателями развития. В том числе и нашего профессионального движения вперед. Но для нашего выбора должны быть историко-культурные основания. Поэтому мы предлагаем обратиться к российскому педагогическому наследию. Изучаем со вниманием труды Юлии Ивановны Фаусек.

Один день в итальянском монтессори-саду образца 1914 года
Юлия Фаусек

Один день в итальянском монтессори-саду образца 1914 года

Юлия Ивановна Фаусек, на хрупкие плечи которой в начале прошлого века легла труднейшая задача практического воплощения идей Марии Монтессори в России, на протяжении всей своей профессиональной жизни держала в руках блокнот и карандаш. Она кропотливо записывала и анализировала то, что реально замечала в жизни детей и в устройстве условий, которые ее собственными трудами и трудами ее коллег были созданы для них. Но почему, почему мы сегодня так скупы на педагогические описания своей собственной работы с детьми? Ведь именно тексты переживают нас и остаются людям. А слова – все наши дискуссии, споры, разговоры – они все улетает в небытие.

О музыке пальцев при письме
Лев Выготский

О музыке пальцев при письме

Когда рядом с именем Марии Монтессори ставят имя Льва Выготского, сразу напоминают: Лев Семенович выступал с критикой трудов М. Монтессори. Да, выступал. Но как-то мягко, с пониманием неоспоримости ее исследований. Например, в работе о развитии письма у детей он говорит: «То, что Монтессори сделала в отношении двигательной стороны навыка письма, следует сделать и в отношении внутренней стороны письменной речи, ее функционального усвоения». Но ведь это не столько критика, сколько понимание, что М. Монтессори многое недоделала в своих исследованиях и предоставила нам, своим потомкам, глубже вдуматься в секретный мир детей и совершить новые открытия. Давайте еще раз вглядимся внимательнее в контекст этих строк, написанных Л. Выготским еще в прошлом веке.

Кружок семилеток. Из истории детского сада в России
Луиза Карловна Шлегер

Кружок семилеток. Из истории детского сада в России

Название статьи обращает нас к теме, которая неизбежно возникает каждый раз, когда мы начинаем определять возраст детей на рубеже перехода из детского сада в начальную школу. Этот рубеж предлагают нам и современные стандарты дошкольного, и начального школьного образования. В нашей стране сегодня работает множество детских садов Монтессори, а монтессори-школ – мало. По сути ситуация очень похожа на развернувшуюся в начале ХХ века, когда картина была обратная – много школ, но единицы детских садов. Многие спрашивают нас: не ломает ли выпускников монтессори-детских садов традиционный стиль работы наших общеобразовательных школ? Но оказывается, подобный вопрос задавался педагогам-новаторам и столетие назад. Вот почему нам представляется важным предложить читателям исследовать работу Опытной станции «Детский труд и отдых», описание которой досталось нам в наследство.

Cто тринадцать лет спустя - и в завтра
Елена Хилтунен

Cто тринадцать лет спустя - и в завтра

Публикуем фотографии самых удивительных в мире монтессори-материалов. Они были куплены почти 100 лет назад у германских мастеров и привезены в Россию специально для организации в Санкт-Петербурге на Шпалерной улице первого в России детского сада Марии Монтессори. Сад был маленький, помещался в одной комнате Коммерческого Училища М.А.Шидловской и открывался всего на 2 часа в день: с 10 до 12 утра. На низеньких полках Юлия Ивановна Фаусек, которая в то время работала преподавателем Училища, расставила драгоценные игрушки: коробки с деревянными шарами разной величины, десять кубов «лежащей» Розовой башни...

Цифр так мало, но ими можно написать какое угодно большое число
Юлия Фаусек

Цифр так мало, но ими можно написать какое угодно большое число

Как современные монтессори-дети  усваивают десятичные отношения в математике и в жизни с помощью замечательного изобретения человечества – счет? Вы можете улыбнуться: счеты давно уже вышли из моды, теперь даже маленькие дети легко осваивают машинку-калькулятор, не говоря уже о серьезных счетных машинах. Но в том-то и дело, что именно простые деревянные счеты косвенно обучают ребенка законам счета и выполнения всех четырех арифметических действий. Давайте убедимся в этом, открыв страницы книги Юлии Ивановны Фаусек.

Нравственное воспитание детей в семье. Мы о нем еще помним?
Елизавета Николаевна Водовозова

Нравственное воспитание детей в семье. Мы о нем еще помним?

Эта блестящая статья написана 149 лет назад. Ее автор – выдающаяся русская женщина - педагог и писательница Елизавета Николаевна Водовозова. Мы и не вспомнили бы о книге, из которой взята статья, если бы ситуация с образованием резко не повернулась сегодня к семейному воспитанию. Гаджеты гаджетами, но человеческие отношения останутся всегда, и градус их нравственности как и безнравственности прежде всего зависит от отношения к детям в родном доме. Вряд ли домашнее воспитание в дворянских семьях было каким-то особенным. Но тогда откуда взялись эти пушкинские строки о «самостояньи»  человека?  «Два чувства дивно бли́зки нам. В них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам. На них основано от века, по воле Бога Самого́, самостоянье человека, залог величия его».

Тайный выбор для родителей
Андрей Русаков

Тайный выбор для родителей

Помните фильм о маленькой глухой девочке Эллен Келлер, в счастливую судьбу которой мало кто верил? Но Эллен не только научилась жить со своим недугом, но и окончила впоследствии университет. Знакомство с девочкой привело Марию Монтессори к мысли, что человек делает себя сам – и это главное усилие, которым наделяет его природа. Ребенок обращается к взрослому: «Помоги мне это сделать самому!». А если к этой просьбе прибавить девиз нашей замечательной современницы, сурдопедагога Эмилии Ивановны Леонгард «Родители все могут!», оптимистическая гипотеза, пронизывающая оба высказывания, обязательно подтвердится.

Как, загибая пальчики на столе, можно узнать самые сложные стихотворные размеры
Мария Монтессори

Как, загибая пальчики на столе, можно узнать самые сложные стихотворные размеры

Вопрос к Марии Монтессори. Нетрудно представить, как можно создать условия для свободной работы детей младшего школьного возраста в различных областях научного знания – почти так же, как и у дошкольников. Организовал лабораторию, где можно делать опыты, поставил на полки в свободном доступе более сложные дидактические материалы по грамматике и математике, заполнил шкафы энциклопедиями и справочниками, и, пожалуйста, дети, пользуйтесь, осваивайте самостоятельно курс школьных наук! Но вот как быть с гуманитарными и творческими дисциплинами: с литературой, иностранным языком, изобразительным творчеством? Тут одними материалами не обойдешься.

Мария Монтессори о методе наблюдения с иллюстрациями Юлии Фаусек
Мария Монтессори

Мария Монтессори о методе наблюдения с иллюстрациями Юлии Фаусек

Мы решили познакомить читателей журнала с некоторыми страницами тетрадей наблюдений Юлии Ивановны Фаусек, сделанных в период до 1921 года. Как раз в это время она опубликовала в первом номере журнала «Просвещение» свой перевод главы «Подготовка учительницы» из второго тома работы М. Монтессори «Метод научной педагогики», который можно считать предисловием к наблюдениям самой Фаусек за свободной работой детей ее детского сада с монтессори-материалами.

Приезжали американцы. Учились в «Бодрой жизни», как воспитывать своих американских детей
Андрей Сорокин

Приезжали американцы. Учились в «Бодрой жизни», как воспитывать своих американских детей

В начале ХХ века в образовании России, так же, как и во всем мире, царило ожидание в высшей степени важных перемен. Впрочем, кажется, так всегда и бывает: в первую четверть каждого века происходит самое главное. А затем это главное разрабатывается людьми нового поколения. Нам стоит внимательнее вглядеться в историю. Она имеет обыкновение повторяться, но в новом - более совершенном - качестве.

Арифметика в России 150 лет назад
Николай Александрович Корф

Арифметика в России 150 лет назад

"Чтобы стремиться вперед, надо, чтобы манил нас идеал. Надо, чтобы мы не считали достигнутое совершенством и знали, куда нам идти, к чему стремиться. Плохой тот солдат, который не метит в фельдмаршалы. Дружно, братья, вперед — не ударим же лицом в грязь пред школой Ильиных. Дружно вперед, но помаленьку, настойчиво и не спеша, по одежке протягивая ножку". Барон Корф, 1871 год.

Русское чтение. Метод барона Корфа
Николай Александрович Корф

Русское чтение. Метод барона Корфа

Удивительное дело! Оказывается, Большой подвижный алфавит М. Монтессори с его презентацией и упражнениями, а также смысл ее трехчастных печатных карточек для чтения, описал в год ее рождения (1870), то есть ровно 150 лет назад, в своей книге известный по тем временам русский общественный деятель, педагог и публицист, организатор земских школ барон Николай Александрович Корф!

Заметки из Дома изучения ребенка-2
Всеволод Кащенко

Заметки из Дома изучения ребенка-2

Страницы из книги выдающегося дефектолога и педагога начала ХХ века, брата известного психиатра Петра Кащенко – Всеволода Петровича Кащенко, долгие годы работавшего в созданном им «Доме изучения ребенка» в Москве.

Вывести формулу биномиального куба? Легко!
Марио Монтессори

Вывести формулу биномиального куба? Легко!

Этот любопытный  текст был написан Марио Монтесано Монтессори и впервые опубликован в официальном бюллетене AMI в 1950 году.  Благодаря нашим голландским друзьям, мы можем позволить учителям школ услышать  голос сына Марии Монтессори, обращенный к  ним с рассказом о математике, к которой он питал страсть, как и к биологии и физике, а также был соратником Марии Монтессори в ее исследованиях  начальной школы.  

«Неожиданно я поняла: это и есть настоящая школа»
Мария Боскетти Альберти

«Неожиданно я поняла: это и есть настоящая школа»

Об этой школе в Италии выдающийся теоретик педагогики начала прошлого века Адольф Ферьер сказал так: «Глядя на Вашу школу, как будто смотришь в просвет приоткрытой двери в образование будущего. Вы опередили на тысячу лет нынешнюю цивилизацию».

Школа будущего - школа работы
Георг Михаэль Кершенштейнер

Школа будущего - школа работы

Почему Мария Монтессори называла детскую игру словом «работа»? На каких основаниях альтернативные педагоги ее времени  пытались заменить «школу слушания» на «школу работы»? Почему в ЮНЕСКО, определяя способ педагогического мышления ХХ века, было решено рядом с именем Марии Монтессори, Джоном Дьюи и Антоном Макаренко поставить имя Георга Кершенштейнера? Попробуем разобраться.

«Жертва», «компьютер», «обвинитель» или «флюгер». На кого мы похожи? Опыт самого первого монтессори-тренинга учителей в России
Дмитрий Сороков

«Жертва», «компьютер», «обвинитель» или «флюгер». На кого мы похожи? Опыт самого первого монтессори-тренинга учителей в России

Статья написана в самом начале пути монтессори-педагогики в России - зимой 1991- 92 года. Ее автор: Дмитрий Георгиевич Сороков - профессор Московского государственного психолого-педагогического университета. В год написания этой статьи - аспирант. Фото сделал Алексей Трясков, члена Союза фотохудожников России. В год написания статьи - учащийся ПТУ. Но жизнь так устроена, что каждый человек когда-нибудь в жизни начинает. Начинает свой главный жизненный путь. Поэтому во все времена важна эта тема: кто мы? На кого похожи в начале своего пути.

Терпение и вера, любовь и волшебство. Идеи школы Сухомлинского
Елена Хилтунен

Терпение и вера, любовь и волшебство. Идеи школы Сухомлинского

Создавать настоящую школу – словно выращивать плодовый сад. Когда еще деревья станут плодоносить! В. Сухомлинский многие высокие цели воспитания понимал буквально: нравственность так нравственность, трудолюбие так трудолюбие. Они были для него простыми понятиями. Поэтому, когда он писал: «Мы стремимся подготовить наших питомцев к высоконравственным и эстетическим отношениям, построенным на дружбе и товариществе, на уважении всего подлинного в каждом честном человеке», именно это он и имел в виду.

Белый теплоход или открытие педагогических островов
Елена Литвяк

Белый теплоход или открытие педагогических островов

Этому альбому фотографий - моих и замечательного фотографа и педагога Владимира Строковского - почти 20 лет. Они были сделаны во время путешествия по Волге и Оке на белом теплоходе «Н.Г. Славянов». Именно там газета «Первое сентября» по предложению Артема Соловейчика устроила в августе 2001 года II Международный Фестиваль «Школа для ребенка».

Игра или экспериментальный поиск? Секрет «Корзинки сокровищ» Элинор Голдшмид. Биогенетический закон, или Н. Поддьяков против Д. Эльконина
Елена Хилтунен

Игра или экспериментальный поиск? Секрет «Корзинки сокровищ» Элинор Голдшмид. Биогенетический закон, или Н. Поддьяков против Д. Эльконина

Психика маленького ребенка устроена так, что исследование пронизывает любую его деятельность, даже ту, которая взрослым напоминает игру, не принимается с должным уважением, а рассматривается как техника, которую можно использовать в работе с дошкольниками. Мало кто пытался спорить с именитыми российскими психологами на эту тему. В последние пятьдесят лет все принимали за истину, что главной и ведущей деятельностью детей до 6 лет является игра, а после 6-ти — учебная деятельность.

Петр Федорович Каптерев: Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие
Пётр Фёдорович Ка́птерев

Петр Федорович Каптерев: Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие

Чтение трудов замечательного русского педагога Петра Федоровича Каптерева (1849-1922) организовал на своих страницах журнал «Лидеры образования».  В новом времени бывает неожиданно трепетно взять с полки старинную книгу и, к своему удивлению, обнаружить  почти космическое единение мыслей людей, живших в совершенно разные эпохи.

Дети чувствительны к правде и к красоте больше, чем взрослые, поэтому мы должны преподносить им картины, полные правды
Юлия Фаусек

Дети чувствительны к правде и к красоте больше, чем взрослые, поэтому мы должны преподносить им картины, полные правды

Привычная картина для многих детских групп: воспитательница собрала детей около себя, взяла детскую книжку и принялась вслух ее читать. Несколько минут ей удается удержать внимание детей, но потом они начинают вертеться, шептаться о своем, толкать друг друга. Так что же, думаем мы, нет никакого смысла в коллективном чтении?

Школа эта составляет предмет горячей заботы образованного, талантливого и вполне обеспеченного человека...
Мария Монтессори

Школа эта составляет предмет горячей заботы образованного, талантливого и вполне обеспеченного человека...

Идеи свободной школы царили в прошлые века не только в детских садах Монтессори. Речь идёт о школе для крестьянских детей Льва Николаевича Толстого, открытой в 1861 году в его имении Ясная Поляна Тульской губернии. Писатель обратил внимание, что обычно «развитие ошибочно принимается за цель», что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития и в этом заключается «вечная ошибка всех педагогических теорий».  Первообразом гармонии, правды, красоты и добра является, по мнению Л.Н. Толстого, родившийся ребёнок, все его дальнейшее психическое развитие «есть не только не средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие... к достижению высшего идеала гармонии».

Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?
Юлия Фаусек

Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?

Начальная и средняя школа Монтессори становятся все более актуальными. Несколько нынешних частных практик, к сожалению, не в состоянии представить нам образ такой школы. Но история говорит, что для ее создания у нас в отличие от многих других стран мира есть серьезные историко-культурные основания. Речь идет о начальной монтессори-школе для детей после семи лет, которую в 30-х годах ХХ века организовали в Ленинграде Юлия Ивановна Фаусек и ее коллеги – талантливые учительницы начальных классов Андриановы.  Выходит,  опыт монтессори-школ в России требует скорее современного  возрождения, чем восприятия западной модели.

Мы работаем с детьми, которые смогут построить другое общество
Надежда Смирнова

Мы работаем с детьми, которые смогут построить другое общество

Совсем недавно мы отмечали четверть века второй волны педагогики М. Монтессори в России. В такие даты, конечно, «бойцы вспоминают прошедшие дни». У нас в журнале тоже ностальгическое настроение.

Коллекция материалов для чтения  Юлии Фаусек. Современная трактовка. Часть 2
Елена Хилтунен

Коллекция материалов для чтения Юлии Фаусек. Современная трактовка. Часть 2

Свои карточки для чтения Юлия Ивановна Фаусек изготовила примерно в 1920-21 году после прочтения второго тома Марии Монтессори, который она получила годом раньше. Фаусек пишет об этом в работе «Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори» на стр. 178, издания 2007 года. Создавая современный вариант коллекции Юлии Ивановны, мы обратили на этот факт внимание, так как посчитали важным воспроизвести именно первые русские монтессори-материалы для чтения, а не адаптированные после многочисленных иностранных интерпретаций. По этому признаку наш вариант русской коллекции языковых материалов Монтессори не имеет себе равных в мире. 

Коллекция материалов для чтения  Юлии Фаусек. Современная трактовка. Часть 1
Елена Хилтунен

Коллекция материалов для чтения Юлии Фаусек. Современная трактовка. Часть 1

Бережное отношение к педагогическому наследию –  одна из главных черт любого Монтессори-педагога. Недавно в нашей стране закончилась работа по воссозданию уникальной русской  коллекции дидактических Монтессори-материалов для первоначального чтения Юлии Ивановны Фаусек. Современная версия  коллекции включает Большой подвижный алфавит и 14 деревянных коробок с карточками для чтения. В работе над созданием коллекции принимали участие монтессори-педагоги из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска и  Екатеринбурга.

Ребенок подходит к вам и жалуется. Не означает ли это, что он стремится к разрешению проблемы добра и зла?  Желает сам лично избегать дурного и совершать хорошее?
Юлия Фаусек

Ребенок подходит к вам и жалуется. Не означает ли это, что он стремится к разрешению проблемы добра и зла? Желает сам лично избегать дурного и совершать хорошее?

За ежедневными хлопотами о благополучном проведении занятий с детьми, тревогами о собственной профессиональной состоятельности, мы не успеваем, порой, подумать о глубинных процессах внутреннего мира наших воспитанников. Часто становимся в тупик перед решением то и дело повторяющихся проблем, которые дети перед нами ставят.

Происхождение моей монтессори-педагогики
Елена Хилтунен

Происхождение моей монтессори-педагогики

Иногда бывает обидно, что монтессори-педагогику придумала не я. Нет, правда, весь мой жизненный опыт и все мои наблюдения за детьми – собственными и теми, с кем я работала, – подсказывали мне, что взрослые чего-то серьезно недопонимают в отношениях с ними. И дело не в том, так или иначе устроена система образования, не в том, сколько лет наши дети проводят в школе, и даже не в придуманных нами новейших образовательных технологиях. Дело в принципиальном отношении к детству и нашему неизбывному стремлению к власти над ним. 

Как создать условия для спонтанного письма?
Юлия Фаусек

Как создать условия для спонтанного письма?

Любая мама замечала, как ее малыш не ходил, не ходил и вдруг – пошел! Не говорил, не говорил и вдруг – сказал первое слово! Для этого она, вроде бы, ничего не делала. Просто каждый нормально развивающийся малыш в один прекрасный момент начинает ходить и говорить. Как же это происходит?

Одиннадцать, двенадцать, тринадцать...
Юлия Фаусек

Одиннадцать, двенадцать, тринадцать...

Каждый раз, когда видишь перед собой страницы старинных текстов, находишь нечто удивительное, ранее казавшееся обыденным. Сегодня мы предлагаем читателям открыть книгу «Юлия Фаусек. Педагогика Монтессори» (Изд. «Генезис» 2007) на странице 46.  Здесь помещены наблюдения Юлии Ивановны за работой маленького итальянского мальчика Альдо с классическими досками Сегена.

Избави Бог желать слепого подражания внешним приемам без понимания внутренних побуждений, руководящих нашей деятельностью
Татьяна Сухотина-Толстая

Избави Бог желать слепого подражания внешним приемам без понимания внутренних побуждений, руководящих нашей деятельностью


«Ребенок знает душу свою, она дорога ему,  он бережет ее, как веко бережет глаз. И без ключа любви никого не пускает в душу свою». 
Лев Толстой

Принято считать, что в России первый детский сад Монтессори создала в Санкт-Петербурге Юлия Ивановна Фаусек. Без сомнения это было именно так. Но в то же время недалеко от Тулы появился еще один опыт Монтессори-педагогики в России – сельский. Селом этим стала Ясная Поляна. А первым организатором — любимая дочь Л.Н.Толстого – Татьяна.

10 кубиков. Круглые даты располагают к воспоминаниям, в памяти всплывают картинки...
Лариса Климанова

10 кубиков. Круглые даты располагают к воспоминаниям, в памяти всплывают картинки...

С фотографий начала века на нас смотрели дети, работающие с монтессори-материалами. Мы буквально чувствовали присутствие и поддержку своих предшественников, свои корни. Все наши трудности показались нам мелкими и преходящими. Эта старинная подаренная нам Юрием Храмцовым книга и сегодня наш талисман.


Как создать свободную школу
Константин Вентцель

Как создать свободную школу

"Путь деятельности, творчества, самостоятельных поисков – это тот путь, которым шло все человечество в своем поступательном шествии к высшим формам  существования и жизни, к которым должна идти и каждая отдельная личность… 

Идеал школы был бы достигнут, если бы ребенок мог переходить  от одного предмета к другому  по собственному усмотрению и желанию и брать столько, сколько ему понадобится".
Константин Николаевич Вентцель

Каждый раз, когда Рашель приходилось переезжать, убегая от войны и смерти, она брала с собой  монтессори-материалы
Рашель Гордин

Каждый раз, когда Рашель приходилось переезжать, убегая от войны и смерти, она брала с собой монтессори-материалы

Она была первой из тех, кто увлекся идеей создания поликультурных и билингвальных детских садов Монтессори. Это было в середине прошлого века.

Об экскурсиях на площадь Жертв революции, игре и работе
Юлия Фаусек

Об экскурсиях на площадь Жертв революции, игре и работе

Почему все-таки в конце 20-х прошлого века в России были закрыты детские сады Монтессори? С чем не могла согласиться Юлия Ивановна Фаусек?  Как, какими словами и доказательствами защищала она принципы педагогики выдающейся итальянки?

Держать себя в моде, болтать на иностранных языках
К. Д. Ушинский

Держать себя в моде, болтать на иностранных языках

В России активность родителей зашкаливает по сравнению с другими странами... Хотя Константин Дмитриевич Ушинский и 160 лет назад отмечал подобное явление в российском образовании. Как к этому относиться?