«Золотая Коллекция»
Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.
Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике
«Жертва», «компьютер», «обвинитель» или «флюгер». На кого мы похожи? Опыт самого первого монтессори-тренинга учителей в России
Статья написана в самом начале пути монтессори-педагогики в России - зимой 1991- 92 года. Ее автор: Дмитрий Георгиевич Сороков - профессор Московского государственного психолого-педагогического университета. В год написания этой статьи - аспирант. Фото сделал Алексей Трясков, члена Союза фотохудожников России. В год написания статьи - учащийся ПТУ. Но жизнь так устроена, что каждый человек когда-нибудь начинает. Начинает свой главный жизненный путь. Поэтому во все времена важна эта тема: кто мы? На кого похожи в начале своего пути.
Три лекции М. Монтессори. Январь 1937 года
Доктор Монтессори прочитала в исследовательском университете три лекции о ребенке под общим названием "Mistique et Techniqe Montessorienriex". Лекции замечательные, чрезвычайно интересные. Перевод и комментарии Юлии Ивановны Фаусек. Помещаем текст так, как он хранится в собрании документов Музея Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования - без литературной редакции.
Происхождение моей монтессори-педагогики
Русское чтение. Метод барона Корфа
Удивительное дело! Оказывается, Большой подвижный алфавит М. Монтессори с его презентацией и упражнениями, а также смысл ее трехчастных печатных карточек для чтения, описал в год ее рождения (1870), то есть ровно 150 лет назад, в своей книге известный по тем временам русский общественный деятель, педагог и публицист, организатор земских школ барон Николай Александрович Корф!
Маленькие переносили незаслуженные страдания молча
Об экскурсиях на площадь Жертв революции, игре и работе
О правилах первоначального обучения дитяти, предложенных Константином Дмитриевичем Ушинским
Заметки из Дома изучения ребенка
«Исключительные дети» - такими изящными словами в начале ХХ века у нас называли детей, требовавших коррекционного вмешательства. В Италии в это время их называли идиотами. С такими детьми и начинала свое восхождение в науку и новую педагогику Мария Монтессори. В то же время у нас в России в Москве на Погодинской улице выдающийся педагог-дефектолог и детский врач Всеволод Петрович Кащенко организовал частную школу санаторного типа — одно из первых в России медико-педагогических учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью, нарушениями речи и трудновоспитуемых. Жил он со своей семьей там же. А в 1918 году на базе этой школы был организован (обратите внимание на название!) «Дом изучения ребенка».
Cто десять лет спустя - и в завтра
Публикуем фотографии самых удивительных в мире монтессори-материалов. Они были куплены 110 лет назад у германских мастеров и привезены в Россию специально для организации в Санкт-Петербурге на Шпалерной улице первого в России детского сада Марии Монтессори. Сад был маленький, помещался в одной комнате Коммерческого Училища М.А.Шидловской и открывался всего на 2 часа в день: с 10 до 12 утра. На низеньких полках Юлия Ивановна Фаусек, которая в то время работала преподавателем Училища, расставила драгоценные игрушки: коробки с деревянными шарами разной величины, десять кубов «лежащей» Розовой башни...
Жить рядом с маленькими детьми и понимать их по-настоящему является самой трудной задачей в жизни
Держать себя в моде, болтать на иностранных языках
Что такое социальное развитие? Наблюдения детского сада и школы Монтессори
Просто получить университетский Диплом или осознать ответственность за будущее человечества?
"В нынешних университетах студенты живут как дети, хотя они уже взрослые и им пришло время взять на себя ответственность и сосредоточиться на своих жизненных задачах, например, подумать о создании семьи. Вместо этого они обычно заявляют, что подобное отношение к жизни лежит на совести каждого. В этом смысле нельзя надеяться, что подобные нравы будут способствовать улучшению общества в целом". (М. Монтессори, 1935 год)
Чего стоят любые сверхсложные теории по сравнению с проблемой мира на нашей планете?
Путешествие в Италию через сто лет после Юлии Фаусек
Свободная школа и смена парадигм просвещения
Нравственное воспитание детей в семье. Мы о нем еще помним?
Эта блестящая статья написана 149 лет назад. Ее автор – выдающаяся русская женщина - педагог и писательница Елизавета Николаевна Водовозова. Мы и не вспомнили бы о книге, из которой взят текст, если бы ситуация с образованием резко не повернулась сегодня к семейному воспитанию. Гаджеты гаджетами, но человеческие отношения останутся всегда, и градус их нравственности как и безнравственности прежде всего зависит от отношения к детям в родном доме. Вряд ли домашнее воспитание в дворянских семьях было каким-то особенным. Но тогда откуда взялись эти пушкинские строки о «самостояньи» человека? «Два чувства дивно бли́зки нам. В них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам. На них основано от века, по воле Бога Самого́, самостоянье человека, залог величия его».
Школа для детей, а не дети для школы!
Почему ребенку так важна тихая нежность матери? Выбери цитату.
Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие
В конце XIX века сын сельского священника, ученый-педагог Петр Каптерев слишком много выступал за свободу, самоопределение и индивидуализацию. Поэтому в советское время получил ярлык «не понявшего значения Октябрьской революции для народного образования». Работы Каптерева, которого студенты называли Зубром, не переиздавались вплоть до 80-х годов прошлого века. По мнению Каптерева, чтобы быть педагогом, нужно сначала быть антропологом, то есть знать психологию и физиологию. Он доказывал, что педагогика это искусство, причем у каждого народа свое (как утверждал Ушинский), а не общечеловеческое знание. Выступал за эвристические методы обучения. Считал, что дети могут самовоспитываться. Не напоминают ли вам эти идеи П. Каптерева основные принципы педагогики Марии Монтессори, провозглашенные ею все в том же начале ХХ века, но совсем в другой стране мира?
Арифметика в России 150 лет назад
"Чтобы стремиться вперед, надо, чтобы манил нас идеал. Надо, чтобы мы не
считали достигнутое совершенством и знали, куда нам идти, к чему
стремиться. Плохой тот солдат, который не метит в фельдмаршалы. Дружно,
братья, вперед — не ударим же лицом в грязь пред школой Ильиных. Дружно
вперед, но помаленьку, настойчиво и не спеша, по одежке протягивая
ножку". Барон Корф, 1871 год.
О профессионализме монтессори-педагога, воспринятом из первых рук
Каждый раз, когда видишь перед собой страницы старинных текстов, находишь нечто удивительное, ранее не замеченное. Конечно, мы видим и чувствуем, что сегодня, как никогда, быстро меняются приоритеты, взгляды на современное образование и в целом на благополучие жизни. Но иногда, вглядываясь в историю, начинаешь понимать то важное, что мы, к сожалению, утрачиваем в гонке времени и потому грубеем душой, перестаем видеть в себе настоящее, исконно человеческое. Особенно это становится заметным в отношениях с детьми.
О том, что такое управление неопределенностью. Как это связано с педагогикой М. Монтессори
Эдуард Сеген: Никто лучше меня не понимает пустоты воспитания для воспитания, науки без плодов, жизни без результатов
«Я придерживалась книги Сегена, и немало пользы извлекла из замечательных опытов Итара. Руководствуясь ими, я изготовила весьма разнообразный и обильный дидактический материал. Этот материал, который я никогда не видела полностью ни в одном учреждении, в руках тех, кто сумел применить их, стал весьма действенным и интересным средством воспитания. Но когда его демонстрировали не так, как следует, он не привлекал внимания детей. Мне казалось, я понимаю, почему столь часто педагоги отказывались от применения метода Сегена". Мария Монтессори. «Дом ребенка. Метод научной педагогики»
Те, кто думает, что надо только дать ученикам материал и отойти в сторону, предоставив им свободу действий, ошибаются
Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?
Торжественность появления на свет нового человека всегда заставляет нас отнестись к этому моменту, как к волшебству, и мы невольно вспоминаем себя маленькими, радующимися каждой секунде родительского внимания. Нам кажется, если детская комната или детский садик будут оборудованы изысканной дизайнерской мебелью и игрушками и на каждом сантиметре площади ребенок будет упираться в красоту, которая нам, взрослым, представляется раем, то детям это обязательно понравится и они будут чувствовать себя счастливыми и защищенными. Нам трудно представить, что это может быть совсем так.
Детский сад памяти любимой жены
Российское монтессори-сообщество считает ценностью сохранение нашего культурно-педагогического наследия. Особенно той его части, которое связано с дошкольным, младшим школьным и семейным воспитанием детей. Конечно, мы видим и чувствуем, что сегодня, как никогда, быстро меняются приоритеты, взгляды на современное образование и в целом на благополучие жизни. Но иногда, вглядываясь в историю, начинаешь понимать то важное, что мы, к сожалению, утрачиваем в гонке времени и потому грубеем душой, перестаем замечать в себе настоящее, исконно человеческое. Особенно это становится заметно в отношениях с детьми. Перед вами статья известного писателя и историка Алексея Митрофанова. Она отправляет нас в старинную Москву начала прошлого века и рассказывает о людях, которые пеклись о создании первых в России детских садиков. А знаете ли Вы, что именно в этом доме в начале 20-х годов прошлого века находился первый в Москве детский сад Монтессори?
Монтессори и Вальдорф в современном контексте
Отрадно, что мы медленно, но все-таки верно освобождаемся от эпохи, когда все гуманистические веяния в российской педагогике казались чиновникам нашего министерства просвещения происками чуждых западных влияний. Авторские и экспериментальные школы, вариативность образовательных программ... Зачем нам всё это, когда мы боремся за единообразие? На два года Программа дошкольного образования "Детский сад по системе Монтессори" была вычеркнута из Навигатора признанных в России образовательных программ. Но сейчас, слава Богу, утихает. Есть время спокойно подумать и поразмышлять о сути выдающихся мировых педагогических трендов, сверить позиции учителей и родителей по отношению к ним. Тем более что на днях монтессори-программа уже была одобрена министерством и восстановлена в Навигаторе. Дело за полным официальным признанием вариативности в дошкольном образовании. Поговорим о Р. Штайнере и М. Монтессори, труды которых - величайшее культурное наследие всего человечества в том числе и наше, российское наследие. Важно показать всему мировому педагогическому сообществу, что в России, как и во всем мире, уважается и признается их культурно-историческое наследие.
Освоение детьми Азбуки и письма по методу Монтессори
Шероховатые буквы... Подвижные алфавиты... Какими должны быть эти
известные всем атрибуты подготовленной среды групп Монтессори в наших
детских садах и начальных школах? Вариантов немало. Учебные курсы АМИ
предлагают одно, в текстах Монтессори, ее коллег и прямых учеников
находим другое, опыт российских монтессори-педагогов говорит нам третье.
Как во всем этом разобраться? Наверное, только путем проб и ошибок. И
приемов, рожденных в своей собственной работе с детьми. Но это и хорошо!
Выбор и самоопределение – только они являются двигателями развития. В
том числе и нашего профессионального движения вперед. Но для
нашего выбора должны быть историко-культурные основания. Поэтому мы
предлагаем обратиться к российскому педагогическому
наследию. Изучаем со вниманием труды Юлии Ивановны Фаусек.
Один день в итальянском монтессори-саду образца 1914 года
Юлия Ивановна Фаусек, на хрупкие плечи которой в начале прошлого века легла труднейшая задача практического воплощения идей Марии Монтессори в России, на протяжении всей своей профессиональной жизни держала в руках блокнот и карандаш. Она кропотливо записывала и анализировала то, что реально замечала в жизни детей и в устройстве условий, которые ее собственными трудами и трудами ее коллег были созданы для них. Но почему, почему мы сегодня так скупы на педагогические описания своей собственной работы с детьми? Ведь именно тексты переживают нас и остаются людям. А слова – все наши дискуссии, споры, разговоры – они все улетает в небытие.
О музыке пальцев при письме
Когда рядом с именем Марии Монтессори ставят имя Льва Выготского, сразу напоминают: Лев Семенович выступал с критикой трудов М. Монтессори. Да, выступал. Но как-то мягко, с пониманием неоспоримости ее исследований. Например, в работе о развитии письма у детей он говорит: «То, что Монтессори сделала в отношении двигательной стороны навыка письма, следует сделать и в отношении внутренней стороны письменной речи, ее функционального усвоения». Но ведь это не столько критика, сколько понимание, что М. Монтессори многое недоделала в своих исследованиях и предоставила нам, своим потомкам, глубже вдуматься в секретный мир детей и совершить новые открытия. Давайте еще раз вглядимся внимательнее в контекст этих строк, написанных Л. Выготским еще в прошлом веке.
Кружок семилеток. Из истории детского сада в России
Название статьи обращает нас к теме, которая неизбежно возникает каждый раз, когда мы начинаем определять возраст детей на рубеже перехода из детского сада в начальную школу. Этот рубеж предлагают нам и современные стандарты дошкольного, и начального школьного образования. В нашей стране сегодня работает множество детских садов Монтессори, а монтессори-школ – мало. По сути ситуация очень похожа на развернувшуюся в начале ХХ века, когда картина была обратная – много школ, но единицы детских садов. Многие спрашивают нас: не ломает ли выпускников монтессори-детских садов традиционный стиль работы наших общеобразовательных школ? Но оказывается, подобный вопрос задавался педагогам-новаторам и столетие назад. Вот почему нам представляется важным предложить читателям исследовать работу Опытной станции «Детский труд и отдых», описание которой досталось нам в наследство.
Цифр так мало, но ими можно написать какое угодно большое число
Как современные монтессори-дети усваивают десятичные отношения в
математике и в жизни с помощью замечательного изобретения человечества –
счет? Вы можете улыбнуться: счеты давно уже вышли из моды, теперь даже
маленькие дети легко осваивают машинку-калькулятор, не говоря уже о
серьезных счетных машинах. Но в том-то и дело, что именно простые
деревянные счеты косвенно обучают ребенка законам счета и выполнения
всех четырех арифметических действий. Давайте убедимся в этом, открыв
страницы книги Юлии Ивановны Фаусек.
Тайный выбор для родителей
Помните фильм о маленькой глухой девочке Эллен Келлер, в счастливую судьбу которой мало кто верил? Но Эллен не только научилась жить со своим недугом, но и окончила впоследствии университет. Знакомство с девочкой привело Марию Монтессори к мысли, что человек делает себя сам – и это главное усилие, которым наделяет его природа. Ребенок обращается к взрослому: «Помоги мне это сделать самому!». А если к этой просьбе прибавить девиз нашей замечательной современницы, сурдопедагога Эмилии Ивановны Леонгард «Родители все могут!», оптимистическая гипотеза, пронизывающая оба высказывания, обязательно подтвердится.
Как, загибая пальчики на столе, можно узнать самые сложные стихотворные размеры
Вопрос к Марии Монтессори. Нетрудно представить, как можно создать условия для свободной работы детей
младшего школьного возраста в различных областях научного знания – почти
так же, как и у дошкольников. Организовал лабораторию, где можно делать
опыты, поставил на полки в свободном доступе более сложные
дидактические материалы по грамматике и математике, заполнил шкафы
энциклопедиями и справочниками, и, пожалуйста, дети, пользуйтесь,
осваивайте самостоятельно курс школьных наук! Но вот как быть с
гуманитарными и творческими дисциплинами: с литературой, иностранным
языком, изобразительным творчеством? Тут одними материалами не
обойдешься.
Мария Монтессори о методе наблюдения с иллюстрациями Юлии Фаусек
Мы решили познакомить читателей журнала с некоторыми страницами
тетрадей наблюдений Юлии Ивановны Фаусек, сделанных в период до 1921 года.
Как раз в это время она опубликовала в первом номере журнала
«Просвещение» свой перевод главы «Подготовка учительницы» из второго
тома работы М. Монтессори «Метод научной педагогики», который можно считать
предисловием к наблюдениям самой Фаусек за свободной работой детей ее
детского сада с монтессори-материалами.
Приезжали американцы. Учились в «Бодрой жизни», как воспитывать своих американских детей
В начале ХХ века в образовании России, так же, как и во всем мире, царило ожидание в высшей степени важных перемен. Впрочем, кажется, так всегда и бывает: в первую четверть каждого века происходит самое главное. А затем это главное разрабатывается людьми нового поколения. Нам стоит внимательнее вглядеться в историю. Она имеет обыкновение повторяться, но в новом - более совершенном - качестве.
Заметки из Дома изучения ребенка-2
Страницы из книги выдающегося дефектолога и
педагога начала ХХ века, брата известного психиатра Петра Кащенко –
Всеволода Петровича Кащенко, долгие годы работавшего в созданном им «Доме изучения ребенка» в Москве.
Вывести формулу биномиального куба? Легко!
Этот любопытный текст был написан Марио Монтесано Монтессори и впервые
опубликован в официальном бюллетене AMI в 1950 году. Благодаря нашим
голландским друзьям, мы можем позволить учителям школ услышать
голос сына Марии Монтессори, обращенный к ним с рассказом о математике, к которой он питал
страсть, как и к биологии и физике, а также был соратником Марии
Монтессори в ее исследованиях начальной школы.
«Неожиданно я поняла: это и есть настоящая школа»
Об этой школе в Италии выдающийся теоретик педагогики начала прошлого века Адольф Ферьер сказал так: «Глядя на Вашу школу, как будто смотришь в просвет приоткрытой двери в образование будущего. Вы опередили на тысячу лет нынешнюю цивилизацию».
Школа будущего - школа работы
Почему Мария Монтессори называла детскую игру словом «работа»? На каких
основаниях альтернативные педагоги ее времени пытались заменить «школу слушания» на
«школу работы»? Почему в ЮНЕСКО, определяя способ педагогического мышления ХХ века, было решено рядом с именем Марии Монтессори, Джоном Дьюи и Антоном Макаренко поставить имя Георга Кершенштейнера? Попробуем разобраться.
Терпение и вера, любовь и волшебство. Идеи школы Сухомлинского
Создавать настоящую школу – словно выращивать плодовый сад. Когда еще
деревья станут плодоносить! В. Сухомлинский многие высокие цели
воспитания понимал буквально: нравственность так нравственность,
трудолюбие так трудолюбие. Они были для него простыми понятиями.
Поэтому, когда он писал: «Мы стремимся подготовить наших питомцев к
высоконравственным и эстетическим отношениям, построенным на дружбе и
товариществе, на уважении всего подлинного в каждом честном человеке»,
именно это он и имел в виду.
Белый теплоход или открытие педагогических островов
Этому альбому фотографий - моих и замечательного фотографа и педагога Владимира Строковского - почти 20 лет. Они были сделаны во время путешествия по Волге и Оке на белом теплоходе «Н.Г. Славянов». Именно там газета «Первое сентября» по предложению Артема Соловейчика устроила в августе 2001 года II Международный Фестиваль «Школа для ребенка».
Игра или экспериментальный поиск? Секрет «Корзинки сокровищ» Элинор Гольдшмид. Биогенетический закон, или Н. Поддьяков против Д. Эльконина
Психика маленького ребенка устроена так, что исследование пронизывает любую его деятельность, даже ту, которая взрослым напоминает игру, не принимается с должным уважением, а рассматривается как техника, которую можно использовать в работе с дошкольниками. Мало кто пытался спорить с именитыми российскими психологами на эту тему. В последние пятьдесят лет все принимали за истину, что главной и ведущей деятельностью детей до 6 лет является игра, а после 6-ти — учебная деятельность.
Петр Федорович Каптерев: Школа, как и ребенок, имеет право на свободное развитие
Дети чувствительны к правде и к красоте больше, чем взрослые, поэтому мы должны преподносить им картины, полные правды
Школа эта составляет предмет горячей заботы образованного, талантливого и вполне обеспеченного человека...
Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?
Мы работаем с детьми, которые смогут построить другое общество
Коллекция материалов для чтения Юлии Фаусек. Современная трактовка. Часть 2
Наши учебные программы:
4800 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.