«Золотая Коллекция»
Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.
Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике
Сочинение как спонтанное проявление детского письма
Уроки тишины Юлии Ивановны Фаусек
Для воспитания остроты слуха, а также для воспитания слухового чувства у детей мы практиковали так называемые «уроки тишины». Эти уроки повторялись обыкновенно каждый день, и дети так привыкли к ним, что, если случайно почему-либо урока не было, многие из детей замечали это и говорили: «А когда же «тишина», а «тишины» сегодня не было», — и просили устроить «тишину»…
Три лекции М. Монтессори. Январь 1937 года
Доктор Монтессори прочитала в исследовательском университете три лекции о ребенке под общим названием "Mistique et Techniqe Montessorienriex". Лекции замечательные, чрезвычайно интересные. Перевод и комментарии Юлии Ивановны Фаусек. Помещаем текст так, как он хранится в собрании документов Музея Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования - без литературной редакции.
Математические материалы как тренажерный зал для умственной гимнастики
Многие современные педагоги — ученые и практики, а также родители детей
сомневаются в том, что дидактические пособия по математике, изобретенные
100 лет назад, могут позитивно работать и в наше время. Только опыт
может показать нам истину. Представляем исследования, проведенные в детских садах и
школах Монтессори современной России, которые доказывают, что дети
дошкольного и младшего школьного возраста, если предоставить им реальную
возможность свободно и самостоятельно трудиться в области математики и
дать в руки дидактические материалы Монтессори, без особых проблем
справляются с освоением основ современных математических знаний и
умений.
Маленькие переносили незаслуженные страдания молча
Об экскурсиях на площадь Жертв революции, игре и работе
Жить рядом с маленькими детьми и понимать их по-настоящему является самой трудной задачей в жизни
Почему ребенку так важна тихая нежность матери? Выбери цитату.
«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина...»
В любые времена и в любом детском саду мира проводятся занятия
изобразительным творчеством. Но вот что интересно: Мария Монтессори и
вслед за ней Юлия Ивановна Фаусек никогда не относились к детскому
творчеству как к декоративно-прикладному «искусству». На стены в своих
детских садах они вывешивали картины настоящих художников-классиков –
Рафаэля, Боттичелли, Микеланжело Буаноротти, а с детьми предпочитали
рисовать орнаменты и лепить из глины разнообразную посуду. Они полагали,
что не декорации, а создание настоящего художественного изделия
доказывает божественное мастерство человеческих рук.
О сладости свободного духа, дисциплине и самостоятельности
Наверное, нет ни одного начинающего монтессори-педагога, который не пережил бы первоначальной робости, встретив детей в только что выверенной по всем учебным записям специально подготовленной среде классной комнаты. И материалы по низким полочкам расставлены, и маленькие столики со стульчиками стоят, и цветы на подоконниках, и коврики в стойке.
Те, кто думает, что надо только дать ученикам материал и отойти в сторону, предоставив им свободу действий, ошибаются
Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?
Торжественность появления на свет нового человека всегда заставляет нас отнестись к этому моменту, как к волшебству, и мы невольно вспоминаем себя маленькими, радующимися каждой секунде родительского внимания. Нам кажется, если детская комната или детский садик будут оборудованы изысканной дизайнерской мебелью и игрушками и на каждом сантиметре площади ребенок будет упираться в красоту, которая нам, взрослым, представляется раем, то детям это обязательно понравится и они будут чувствовать себя счастливыми и защищенными. Нам трудно представить, что это может быть совсем так.
Почему многие языковые материалы Марии Монтессори и Юлии Фаусек написаны прописными, а не печатными буквами?
Множество вопросов вызвал у читателей наш детский проект в издательстве «Народная книга», когда мы решили издать образовательные книжечки Юлии Ивановны Фаусек с электронными приложениями. Люди задают один и тот же вопрос: почему книжечки написаны рукописным шрифтом? Дети же читают печатный шрифт, а пишут письменными буквами.
Каков должен быть материал по количеству и качеству
Во многих российских начальных школах Монтессори, войдя в классную комнату, можно увидеть обилие дидактических материалов, сложенных пачками на полках и беспорядочно разбросанных листов бумаги, открытых тетрадок и пеналов на рабочих столах детей. Создается впечатление, что на предыдущей ступени образования дети так и не приучились к порядку общей свободной работы, и внимание их блуждает в общении с друзьями. Дети будто бы и не собираются концентрироваться на учебной деятельности. Ясно, такое положение дел не может радовать ни педагогов, ни родителей. Концентрация, концентрация и еще раз концентрация – вот главное отличие самостоятельных занятий школьников в школе Монтессори.
Освоение детьми Азбуки и письма по методу Монтессори
Шероховатые буквы... Подвижные алфавиты... Какими должны быть эти
известные всем атрибуты подготовленной среды групп Монтессори в наших
детских садах и начальных школах? Вариантов немало. Учебные курсы АМИ
предлагают одно, в текстах Монтессори, ее коллег и прямых учеников
находим другое, опыт российских монтессори-педагогов говорит нам третье.
Как во всем этом разобраться? Наверное, только путем проб и ошибок. И
приемов, рожденных в своей собственной работе с детьми. Но это и хорошо!
Выбор и самоопределение – только они являются двигателями развития. В
том числе и нашего профессионального движения вперед. Но для
нашего выбора должны быть историко-культурные основания. Поэтому мы
предлагаем обратиться к российскому педагогическому
наследию. Изучаем со вниманием труды Юлии Ивановны Фаусек.
Один день в итальянском монтессори-саду образца 1914 года
Юлия Ивановна Фаусек, на хрупкие плечи которой в начале прошлого века легла труднейшая задача практического воплощения идей Марии Монтессори в России, на протяжении всей своей профессиональной жизни держала в руках блокнот и карандаш. Она кропотливо записывала и анализировала то, что реально замечала в жизни детей и в устройстве условий, которые ее собственными трудами и трудами ее коллег были созданы для них. Но почему, почему мы сегодня так скупы на педагогические описания своей собственной работы с детьми? Ведь именно тексты переживают нас и остаются людям. А слова – все наши дискуссии, споры, разговоры – они все улетает в небытие.
Цифр так мало, но ими можно написать какое угодно большое число
Как современные монтессори-дети усваивают десятичные отношения в
математике и в жизни с помощью замечательного изобретения человечества –
счет? Вы можете улыбнуться: счеты давно уже вышли из моды, теперь даже
маленькие дети легко осваивают машинку-калькулятор, не говоря уже о
серьезных счетных машинах. Но в том-то и дело, что именно простые
деревянные счеты косвенно обучают ребенка законам счета и выполнения
всех четырех арифметических действий. Давайте убедимся в этом, открыв
страницы книги Юлии Ивановны Фаусек.
Мария Монтессори о методе наблюдения с иллюстрациями Юлии Фаусек
Мы решили познакомить читателей журнала с некоторыми страницами
тетрадей наблюдений Юлии Ивановны Фаусек, сделанных в период до 1921 года.
Как раз в это время она опубликовала в первом номере журнала
«Просвещение» свой перевод главы «Подготовка учительницы» из второго
тома работы М. Монтессори «Метод научной педагогики», который можно считать
предисловием к наблюдениям самой Фаусек за свободной работой детей ее
детского сада с монтессори-материалами.
«Я не всегда еще могу понимать тебя, но я могу понимать вещи, которые ты выбираешь для меня»
В монтессори-школе, как и в детском саду, воспитывает среда. Эту простую педагогическую истину мы порой забываем, так как о ней никогда не говорилось в наших педагогических университетах. Там мы старательно изучали методики преподавания школьных предметов, а не организацию уклада класса и создание условий свободной жизни детей. Вот почему нам теперь так трудно разобраться в педагогических возможностях специально подготовленной среды для детей школьного возраста.
Рисование по методу М. Монтессори. Часть 2
С одной стороны эта статья - гимн работе детей с металлическими рамками и вкладышами Монтессори, а с другой – резкое осуждение наших представлений о свободном рисовании детей как о развитии их творческих способностей. Ю. Фаусек убеждена, что хорошо организованная педагогом штриховка рамок и вкладок, а также раскрашивание контуров, с лихвой окупят незрелое свободное рисование детей. Такая работа даст им намного больше, чем предоставление возможности «творить» на листе бумаги неокрепшей рукой и мышлением пока не готовым к настоящему творчеству. Предлагаем нашим читателям еще и еще раз вдуматься в педагогику Монтессори, как принципиально иной подход к воспитанию детей. Иной и, возможно, наиболее точный.
Как на самом деле дети относятся к сказкам?
Вопрос о сказках часто встает среди Монтессори-педагогов и
Монтессори-родителей. Как все-таки поступать: рассказывать или не
рассказывать детям сказки? Ортодоксы говорят: «Монтессори была против
сказок». Значит, по стандарту в детском саду по системе Монтессори
сказки рассказывать нельзя. И нечего тут объяснять. Это так, потому что
так правильно. В предлагаемой цитате одной из работ
Юлии Ивановны Фаусек она интерпретирует свои
наблюдения за поведением детей в отношении интересующей ее темы.
Дети чувствительны к правде и к красоте больше, чем взрослые, поэтому мы должны преподносить им картины, полные правды
Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?
Ребенок подходит к вам и жалуется. Не означает ли это, что он стремится к разрешению проблемы добра и зла? Желает сам лично избегать дурного и совершать хорошее?
Как создать условия для спонтанного письма?
Одиннадцать, двенадцать, тринадцать...
Ребенок осваивает метод чтения и только потом начинает читать
Наши учебные программы:
4800 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.
2400 руб.