«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Юлия Фаусек: 27 материалов на сайте + 10 в учебной программе
Уроки тишины Юлии Ивановны Фаусек
Юлия Фаусек

Уроки тишины Юлии Ивановны Фаусек

Для воспитания остроты слуха, а также для воспитания слухового чувства у детей мы практиковали так называемые «уроки тишины». Эти уроки повторялись обыкновенно каждый день, и дети так привыкли к ним, что, если случайно почему-либо урока не было, многие из детей замечали это и говорили: «А когда же «тишина», а «тишины» сегодня не было», — и просили устроить «тишину»…

Три лекции М. Монтессори. Январь 1937 года
Юлия Фаусек

Три лекции М. Монтессори. Январь 1937 года

Доктор Монтессори прочитала в исследовательском университете три лекции о ребенке под общим названием "Mistique et Techniqe Montessorienriex".  Лекции замечательные, чрезвычайно интересные. Перевод и комментарии Юлии Ивановны Фаусек. Помещаем текст так, как он хранится в собрании документов Музея Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования  - без литературной редакции.

Математические материалы как тренажерный зал для умственной гимнастики
Мария Монтессори

Математические материалы как тренажерный зал для умственной гимнастики

Многие современные педагоги — ученые и практики, а также родители детей сомневаются в том, что дидактические пособия по математике, изобретенные 100 лет назад, могут позитивно работать и в наше время. Только опыт может показать нам истину. Представляем исследования, проведенные в детских садах и школах Монтессори современной России, которые доказывают, что дети дошкольного и младшего школьного возраста, если предоставить им реальную возможность свободно и самостоятельно трудиться в области математики и дать в руки дидактические материалы Монтессори, без особых проблем справляются с освоением основ современных математических знаний и умений.

Маленькие переносили незаслуженные страдания молча
Юлия Фаусек

Маленькие переносили незаслуженные страдания молча

Что если сравнить сегодняшнюю работу монтессори-педагогов с началом процесса распространения педагогики Монтессори в России? И, перелетев в то время, обратить внимание на многолетний и многотрудный опыт детских садов и начальных школ Монтессори тех лет. Ведь  монтессори-педагогика  рождалась у нас в стране именно в военные годы. И пережила их, вдохновляя многих и многих людей своим гуманистическим и свободолюбивым началом. 

Об экскурсиях на площадь Жертв революции, игре и работе
Юлия Фаусек

Об экскурсиях на площадь Жертв революции, игре и работе

Почему все-таки в конце 20-х прошлого века в России были закрыты детские сады Монтессори? С чем не могла согласиться Юлия Ивановна Фаусек?  Как, какими словами и доказательствами защищала она принципы педагогики выдающейся итальянки?

Жить рядом с маленькими детьми и понимать их по-настоящему является самой трудной задачей в жизни
Юлия Фаусек

Жить рядом с маленькими детьми и понимать их по-настоящему является самой трудной задачей в жизни

Из Дневника Ю.И. Фаусек. «1 августа 1918 года. Жизнь становится все труднее и труднее. Дети заняты очередями за хлебом и домашними, часто тяжелыми, работами, переутомляются, хворают, но все же изо всех сил стараются посещать площадку. Два ненасытных желания целиком захватывают их: хлеба и умственного труда. И если дать им минимальное количество этого хлеба, хотя бы настолько, чтобы едва утолить терзающий их голод и дать обстановку свободно организованного труда, какую дает детям Монтессори, они показывают нам самую драгоценную сущность человека — стремление его к чистому знанию и способность сосредоточенного и постоянного труда». 

Почему ребенку так важна тихая нежность матери? Выбери цитату.
Юлия Фаусек

Почему ребенку так важна тихая нежность матери? Выбери цитату.

Когда-то, работая с участниками учебного курса по основам педагогики Марии Монтессори в Герценовском университете, мы начинали занятие с изучения ее авторских текстов. Прием был простой. Я раздавала всем листочки или книжки с трудами Монтессори, предлагала выбрать любую цитату и доказать, что именно она является актуальной в наши дни. Затем каждый из участников вставал и произносил небольшой спич с доказательством выбранной цитаты. И вот только теперь я осознаю точность такого приема. Участники наших учебных Программ журнала «Монтессори-клуб» начали сами присылать мне наиболее понравившиеся им цитаты Монтессори, которые помогли им понять решение проблем, которые прежде казались неразрешимыми. (Е.А. Хилтунен)

«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина...»
Юлия Фаусек

«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина...»

В любые времена и в любом детском саду мира проводятся занятия изобразительным творчеством. Но вот что интересно: Мария Монтессори и вслед за ней Юлия Ивановна Фаусек никогда не относились к детскому творчеству как к декоративно-прикладному «искусству». На стены в своих детских садах они вывешивали картины настоящих художников-классиков – Рафаэля, Боттичелли, Микеланжело Буаноротти, а с детьми предпочитали рисовать орнаменты и лепить из глины разнообразную посуду. Они полагали, что не декорации, а создание настоящего художественного изделия  доказывает божественное мастерство человеческих рук. 

О сладости свободного духа, дисциплине и самостоятельности
Юлия Фаусек

О сладости свободного духа, дисциплине и самостоятельности

Наверное, нет ни одного начинающего монтессори-педагога, который не пережил бы первоначальной робости, встретив детей в только что выверенной по всем учебным записям  специально подготовленной среде классной комнаты. И материалы по низким полочкам расставлены, и маленькие столики со стульчиками стоят, и цветы на подоконниках, и коврики в стойке.

Те, кто думает, что надо только дать ученикам материал и отойти в сторону, предоставив им свободу действий, ошибаются
Юлия Фаусек

Те, кто думает, что надо только дать ученикам материал и отойти в сторону, предоставив им свободу действий, ошибаются

Мы постоянно обращаемся к  многолетнему и многотрудному опыту работы педагогов в российских детских садах и начальных школах Монтессори. Главным учителем учителей в этом деле считаем Юлию Ивановну Фаусек и ее коллег Адриановых, которые в начале ХХ века пытались работать в новой, не только для России, но и для всего мирового педагогического сообщества, парадигме взаимодействия с детьми. Профессионализм монтессори-педагога, воспринятый Ю. Фаусек из первых рук, служит для нас примером наиболее точной работы Монтессори-учителя.  Вглядимся еще раз в ее, ставшие историческими, тексты и обдумаем их с позиций сегодняшнего дня. 

Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?
Юлия Фаусек

Почему класс Монтессори - не волшебный домик и не оазис детских сказок, а точно выверенная лаборатория-мастерская?

Торжественность появления на свет нового человека всегда заставляет нас отнестись к этому моменту, как к волшебству, и мы невольно вспоминаем себя маленькими, радующимися каждой секунде родительского внимания. Нам кажется, если детская комната или детский садик будут оборудованы изысканной дизайнерской мебелью и игрушками и на каждом сантиметре площади ребенок будет упираться в красоту, которая нам, взрослым, представляется раем, то детям это обязательно понравится и они будут чувствовать себя счастливыми и защищенными. Нам трудно представить, что это может быть совсем так. 

Почему многие языковые материалы Марии Монтессори и Юлии Фаусек написаны прописными, а не печатными буквами?
Анна Иванова

Почему многие языковые материалы Марии Монтессори и Юлии Фаусек написаны прописными, а не печатными буквами?

Множество вопросов вызвал у читателей наш детский проект в издательстве «Народная книга», когда мы решили издать образовательные книжечки Юлии Ивановны Фаусек с электронными приложениями. Люди задают один и тот же вопрос: почему книжечки написаны рукописным шрифтом? Дети же читают печатный шрифт, а пишут письменными буквами.

Каков должен быть материал по количеству и качеству
Юлия Фаусек

Каков должен быть материал по количеству и качеству

Во многих российских начальных школах Монтессори, войдя в классную комнату, можно увидеть обилие дидактических материалов, сложенных пачками на полках и беспорядочно разбросанных листов бумаги, открытых тетрадок и пеналов на рабочих столах детей. Создается впечатление, что на предыдущей ступени образования дети так и не приучились к порядку общей свободной работы, и внимание их блуждает в общении с друзьями. Дети будто бы  и не собираются концентрироваться на учебной деятельности. Ясно, такое положение дел не может радовать ни педагогов, ни родителей. Концентрация, концентрация и еще раз концентрация – вот главное отличие самостоятельных занятий школьников в школе Монтессори.

Освоение детьми Азбуки и письма по методу Монтессори
Юлия Фаусек

Освоение детьми Азбуки и письма по методу Монтессори

Шероховатые буквы... Подвижные алфавиты... Какими должны быть эти известные всем атрибуты подготовленной среды групп Монтессори в наших детских садах и начальных школах? Вариантов немало. Учебные курсы АМИ предлагают одно, в текстах Монтессори, ее коллег и прямых учеников находим другое, опыт российских монтессори-педагогов говорит нам третье. Как во всем этом разобраться? Наверное, только путем проб и ошибок. И приемов, рожденных в своей собственной работе с детьми. Но это и хорошо! Выбор и самоопределение – только они являются двигателями развития. В том числе и нашего профессионального движения вперед. Но для нашего выбора должны быть историко-культурные основания. Поэтому мы предлагаем обратиться к российскому педагогическому наследию. Изучаем со вниманием труды Юлии Ивановны Фаусек.

Один день в итальянском монтессори-саду образца 1914 года
Юлия Фаусек

Один день в итальянском монтессори-саду образца 1914 года

Юлия Ивановна Фаусек, на хрупкие плечи которой в начале прошлого века легла труднейшая задача практического воплощения идей Марии Монтессори в России, на протяжении всей своей профессиональной жизни держала в руках блокнот и карандаш. Она кропотливо записывала и анализировала то, что реально замечала в жизни детей и в устройстве условий, которые ее собственными трудами и трудами ее коллег были созданы для них. Но почему, почему мы сегодня так скупы на педагогические описания своей собственной работы с детьми? Ведь именно тексты переживают нас и остаются людям. А слова – все наши дискуссии, споры, разговоры – они все улетает в небытие.

Цифр так мало, но ими можно написать какое угодно большое число
Юлия Фаусек

Цифр так мало, но ими можно написать какое угодно большое число

Как современные монтессори-дети  усваивают десятичные отношения в математике и в жизни с помощью замечательного изобретения человечества – счет? Вы можете улыбнуться: счеты давно уже вышли из моды, теперь даже маленькие дети легко осваивают машинку-калькулятор, не говоря уже о серьезных счетных машинах. Но в том-то и дело, что именно простые деревянные счеты косвенно обучают ребенка законам счета и выполнения всех четырех арифметических действий. Давайте убедимся в этом, открыв страницы книги Юлии Ивановны Фаусек.

Мария Монтессори о методе наблюдения с иллюстрациями Юлии Фаусек
Мария Монтессори

Мария Монтессори о методе наблюдения с иллюстрациями Юлии Фаусек

Мы решили познакомить читателей журнала с некоторыми страницами тетрадей наблюдений Юлии Ивановны Фаусек, сделанных в период до 1921 года. Как раз в это время она опубликовала в первом номере журнала «Просвещение» свой перевод главы «Подготовка учительницы» из второго тома работы М. Монтессори «Метод научной педагогики», который можно считать предисловием к наблюдениям самой Фаусек за свободной работой детей ее детского сада с монтессори-материалами.

«Я не  всегда еще могу понимать тебя,  но я могу понимать вещи,  которые ты выбираешь для меня»
Юлия Фаусек

«Я не всегда еще могу понимать тебя, но я могу понимать вещи, которые ты выбираешь для меня»

В монтессори-школе, как и в детском саду, воспитывает среда. Эту простую педагогическую истину мы порой забываем, так как о ней никогда не говорилось в наших педагогических университетах. Там мы старательно изучали методики преподавания школьных предметов, а не организацию уклада класса и создание условий свободной жизни детей. Вот почему нам теперь так трудно разобраться в педагогических возможностях специально подготовленной среды для детей школьного возраста.

Рисование по методу М. Монтессори. Часть 2
Юлия Фаусек

Рисование по методу М. Монтессори. Часть 2

С одной стороны эта статья - гимн работе детей с металлическими рамками и вкладышами Монтессори, а с другой – резкое осуждение наших представлений о свободном рисовании детей как о развитии их творческих способностей. Ю. Фаусек убеждена, что  хорошо организованная педагогом штриховка рамок и вкладок, а также раскрашивание контуров, с лихвой окупят незрелое свободное рисование детей. Такая работа даст им намного больше, чем предоставление возможности «творить» на листе бумаги неокрепшей рукой и мышлением пока не готовым к настоящему творчеству. Предлагаем нашим читателям еще и еще раз вдуматься в педагогику Монтессори, как принципиально иной подход к воспитанию детей. Иной и, возможно, наиболее точный.

Как на самом деле дети относятся к сказкам?
Юлия Фаусек

Как на самом деле дети относятся к сказкам?

Вопрос о сказках часто встает среди Монтессори-педагогов и Монтессори-родителей. Как все-таки поступать: рассказывать или не рассказывать детям сказки? Ортодоксы говорят: «Монтессори была против сказок». Значит, по стандарту в детском саду по системе Монтессори сказки рассказывать нельзя. И нечего тут объяснять. Это так, потому что так правильно. В предлагаемой цитате одной из работ Юлии Ивановны Фаусек она  интерпретирует свои наблюдения за поведением детей в отношении интересующей ее темы.

Сочинение как спонтанное проявление детского письма
Юлия Фаусек

Сочинение как спонтанное проявление детского письма

Многим известен факт, что корифей российской психологии Лев Семенович Выготский  критиковал метод Монтессори в части понимания ею развития у детей письменной речи. Выготский писал: «То, что Монтессори сделала в отношении двигательной стороны навыка письма, следует сделать и в отношении внутренней стороны письменной речи, ее функционального усвоения». Вероятно, Лев Семенович Выготский просто не знал этой стороны метода М. Монтессори.

Дети чувствительны к правде и к красоте больше, чем взрослые, поэтому мы должны преподносить им картины, полные правды
Юлия Фаусек

Дети чувствительны к правде и к красоте больше, чем взрослые, поэтому мы должны преподносить им картины, полные правды

Привычная картина для многих детских групп: воспитательница собрала детей около себя, взяла детскую книжку и принялась вслух ее читать. Несколько минут ей удается удержать внимание детей, но потом они начинают вертеться, шептаться о своем, толкать друг друга. Так что же, думаем мы, нет никакого смысла в коллективном чтении?

Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?
Юлия Фаусек

Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?

Начальная и средняя школа Монтессори становятся все более актуальными. Несколько нынешних частных практик, к сожалению, не в состоянии представить нам образ такой школы. Но история говорит, что для ее создания у нас в отличие от многих других стран мира есть серьезные историко-культурные основания. Речь идет о начальной монтессори-школе для детей после семи лет, которую в 30-х годах ХХ века организовали в Ленинграде Юлия Ивановна Фаусек и ее коллеги – талантливые учительницы начальных классов Андриановы.  Выходит,  опыт монтессори-школ в России требует скорее современного  возрождения, чем восприятия западной модели.

Ребенок подходит к вам и жалуется. Не означает ли это, что он стремится к разрешению проблемы добра и зла?  Желает сам лично избегать дурного и совершать хорошее?
Юлия Фаусек

Ребенок подходит к вам и жалуется. Не означает ли это, что он стремится к разрешению проблемы добра и зла? Желает сам лично избегать дурного и совершать хорошее?

За ежедневными хлопотами о благополучном проведении занятий с детьми, тревогами о собственной профессиональной состоятельности, мы не успеваем, порой, подумать о глубинных процессах внутреннего мира наших воспитанников. Часто становимся в тупик перед решением то и дело повторяющихся проблем, которые дети перед нами ставят.

Как создать условия для спонтанного письма?
Юлия Фаусек

Как создать условия для спонтанного письма?

Любая мама замечала, как ее малыш не ходил, не ходил и вдруг – пошел! Не говорил, не говорил и вдруг – сказал первое слово! Для этого она, вроде бы, ничего не делала. Просто каждый нормально развивающийся малыш в один прекрасный момент начинает ходить и говорить. Как же это происходит?

Одиннадцать, двенадцать, тринадцать...
Юлия Фаусек

Одиннадцать, двенадцать, тринадцать...

Каждый раз, когда видишь перед собой страницы старинных текстов, находишь нечто удивительное, ранее казавшееся обыденным. Сегодня мы предлагаем читателям открыть книгу «Юлия Фаусек. Педагогика Монтессори» (Изд. «Генезис» 2007) на странице 46.  Здесь помещены наблюдения Юлии Ивановны за работой маленького итальянского мальчика Альдо с классическими досками Сегена.

Ребенок осваивает метод чтения и только потом начинает читать
Юлия Фаусек

Ребенок осваивает метод чтения и только потом начинает читать

К сожалению, далеко не всегда наши педагоги даже с хорошим монтессори-образованием корректно с точки зрения лингвистики вводят в свой профессиональный язык термины, произвольно переведенные на русский с других языков. Ни доктор Мария Монтессори, ни ее российская коллега Юлия Ивановна Фаусек никогда не употребляли в своих работах о развитии языка подобных терминов. Они оставили нам в наследство вполне определенный набор языковых материалов, помогающих детям освоить сначала письмо, а затем механическое чтение и чтение с пониманием.