«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Грация Хонеггер Фрешко: 12 материала на сайте + 4 в учебной программе
Обустраиваем жизнь детей в пространстве двора
Грация Х. Фрешко

Обустраиваем жизнь детей в пространстве двора

Весна в разгаре, снег растаял, травка зеленеет, солнышко блестит. Самое время заняться работами в детсадовском дворе. Конечно, можно закупить фабричные сооружения для детской площадки, затратить кучу средств, вызвать чудо-мастеров и быстренько соорудить стандартные качели, лесенки и горки. Но можно и наоборот – поверить в то, что живая природа, деревья, цветы, песок и трава с подсолнухами, а еще лучше грядки с редиской, ведерки и лейки больше всего понравятся детям. И тогда засучить рукава и самим заняться созданием уникальной детской вольницы во дворе своего детского садика.

Зачем нужна хорошая акушерка в преподавании монтессори-педагогики?
Грация Х. Фрешко

Зачем нужна хорошая акушерка в преподавании монтессори-педагогики?

Обучение ассистентов младенчества имеет свою долгую историю. «Кто-то должен будет специализироваться в вопросах о том, как принять появляющегося на свет ребенка», – писала Мария Монтессори приблизительно в 1930 году. Монтессори собрала материалы уникальной важности неотложного внимания к детям в первые три года их жизни, когда в них происходит доформирование человеческого потенциала. И, начиная с 1947 года, ее перспективная концепция в отношении маленьких детей начала претворяться в жизнь через школы ассистентов детства Монтессори в Италии. Уже тогда помощница М. Монтессори Адель 
Коста Ньекки для осуществления программы обучения педагогов нашла и пригласила к работе нескольких акушеров и педиатров, которые были готовы оказать ей действенную помощь. 

Размышления о единстве руки и разума и о важности концентрации внимания
Мария Монтессори

Размышления о единстве руки и разума и о важности концентрации внимания

Перед Вами отрывок из нового издания книги ученицы и коллеги Марии Монтессори Грации Хонеггер Фрешко «Мария Монтессори и современность. Жизнь, мысли, свидетельства». Публикация книги – знаменательный факт. В предисловии Грация пишет, что она немало поработала над новой редакцией книги, многое исправила, обновила и увеличила книгу в объеме. Теперь текст пополнился документами из архива подруги М. Монтессори Джулианы Сорджи, которая после смерти завещала его Грации Хонеггер Фрешко. Появилось и несколько новых, неопубликованных ранее текстов М. Монтессори, бережно восстановленных архивариусами, работающими с документами в доме самой Грации.  

«Мария Монтессори и современность. Жизнь, мысли, свидетельства»
Грация Х. Фрешко

«Мария Монтессори и современность. Жизнь, мысли, свидетельства»

Этот текст - предисловие к редкой книге ученицы и коллеги Марии Монтессори Грации Хонеггер Фрешко. Книга готовится к изданию на русском языке в переводе монтессори-учителя Санкт-Петербургской монтессори-школы Михайловой Сергея Сафронова. Жаль, что Грация уже не сможет подержать это издание в руках. Текст, написанный всей ее жизнью и со всей страстью и прямолинейностью. Книга не дает оценок, но честно отвечает на многие вопросы наших современников о феномене выдающейся итальянки, педагогика которой смогла перешагнуть время в свой следующий век. 

Поддерживаем повторения,  не прерываем концентрацию внимания и учитываем сенситивные периоды
Грация Х. Фрешко

Поддерживаем повторения, не прерываем концентрацию внимания и учитываем сенситивные периоды

Развитие ребенка идет вперед по назначенной ему природой схеме. И то, что было потеряно, невозможно вернуть назад. В этом беспощадность времени и законов природы.  Существует риск, что каждое последующее обучение будет ложиться на основание, в котором не укомплектованы прежние психологические завоевания, или вообще там будет... пусто. Подумайте,  например, о ребенке шести лет, который никогда не рисовал, не лепил из глины, не вырезал фигурки, и вдруг его заставляют писать буквы!

В коляске с чипсами
Грация Х. Фрешко

В коляске с чипсами

В последнее время стремление к зарабатыванию денег, организации собственного бизнеса у молодых людей значительно возросло. Не успев родить малыша, мамы стремятся пристроить его в ясельки или нанять няню и выйти на работу. Понятно, в такой ситуации отчетливее обозначилась проблема организации групп по уходу и воспитанию малышей, только что научившихся ходить. Но не только проблемы занятости на работе заставляют родителей передать своих чад на воспитание в ясли. Сама родительская философия претерпевает серьезные изменения.

Дети Арно Штерна – полноценные хозяева чистого листа и красок
Грация Х. Фрешко

Дети Арно Штерна – полноценные хозяева чистого листа и красок

Во многих итальянских детских садах и даже ясельках, работающих по системе  Монтессори, организованы специальные пространства, так называемые Closlieu или Ателье,  в которых дети, часто вместе со взрослыми, занимаются свободным рисованием по системе Арно Штерна. Рисующий ребенок, а не учитель рисования становится главным действующим лицом в  Closlieu Штерна.  Ничего, кроме столика с красками, толстых кистей и листов белой  бумаги, кнопками прикрепленных к стене! Дети и взрослые входят в комнату и рисуют.

Проект Марии Монтессори «ERDKINDER - Дети Земли»
Грация Х. Фрешко

Проект Марии Монтессори «ERDKINDER - Дети Земли»

В 1939 году в Амстердаме на английском языке вышла книга Марии Монтессори с результатами интересного исследования, связанного с ее планом принципиальных изменений в школе для подростков. Книга называлась «The Erdkinder – схема реформирования средней школы». А в 1957 году уже после ухода М. Монтессори из жизни перевод этой небольшой книжки был опубликован в Италии под названием «Erd kinder (Дети Земли)» с введением Марио М. Монтессори-старшего.

Уголок Монтессори в Веции
Грация Х. Фрешко

Уголок Монтессори в Веции

В 2004 году группа преподавателей AMITE (Associazione Montessori Italia Europa) вместе с кооперативом «Перкорсы» города Варезе организовала  в Милане  первый курс по привлечению внимания к принципам  Монтессори для детей от 0 до 3-х лет. В следующем году состоялся  курс по работе с детьми от 3-х до 6 лет. Эти инициативы – обе хорошо организованные – вызвали энтузиазм педагогов, и, несмотря на трудности, в маленьком пригороде Лугано (Швейцария) образовалась ассоциация «La corte dei bambini» (Детский Садик)  и открылись ясли (Nido) и Дом Детей (Casa dei Bambini).

О качестве  монтессори-образования. Как его понимают итальянцы?
Грация Х. Фрешко

О качестве монтессори-образования. Как его понимают итальянцы?

Эта статья из журнала Грации Хонеггер Фрешко «Тетради Монтессори» особенно актуальна в нашей стране сегодня, когда внимание многих учителей и родителей приковано к «размножающимся» у нас с каждым годом начальным школам Монтессори. Среди учителей уже появились скороспелые специалисты, которые уверенно рассуждают, как надо строить в России начальное школьное образование по системе Монтессори. Уже наши фабрики изготавливают немало школьных Монтессори-материалов, проводятся конференции по модной теме управления качеством школьного образования. Но в том-то и дело, что вряд ли кто – даже опытные иностранцы или российские профессора – могут с уверенностью сказать, что они знают, как надо.

О свободе выбора в саду и в начальной школе Монтессори
Грация Х. Фрешко

О свободе выбора в саду и в начальной школе Монтессори

Сколько же мифов до сих пор существует вокруг педагогики Монтессори! Один из них – едва ли не самый распространенный, что монтессори-педагогика годится только для дошкольников. Ну, как же, –  говорят, там специальные игрушки, в которые школьники играть уже не захотят. У школьников есть школьная программа, классы, уроки, учебники…

Что будет, если из классов вынести не только парты и закрытые шкафы, но и снять с петель двери?!
Грация Х. Фрешко

Что будет, если из классов вынести не только парты и закрытые шкафы, но и снять с петель двери?!

Любой, кто хочет открыть сегодня детский сад или школу Монтессори, должен исходить из логики: долой закрытые классы, отменяется запрет на контакты между разными возрастами детей и прекращается классно-урочная система!
Школа Монтессори – это сотрудничающее и дружественное сообщество, в котором соблюдаются индивидуальные потребности каждого.