«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Елена Хилтунен: 44 материала на сайте + 33 в учебной программе
Инстинкт или навык?
Елена Хилтунен

Инстинкт или навык?

Оказывается, мы появляемся на свет, а язык уже «живет» в нас во всех его нюансах, со всеми подробностями, которые каждый раз по-своему прорастают, сохраняя при этом родовую память поколений.

Инструментарий самостоятельного ученья - чье авторство?
Елена Хилтунен

Инструментарий самостоятельного ученья - чье авторство?

«Мой вклад в науку воспитания детей, — читаем во втором томе  трудов Марии Монтессори, — состоит лишь в том, что я, пользуясь экспериментальными данными, определила форму свободы, необходимую для их внутреннего развития». То есть, говоря современным языком, вслед за М. Монтессори и другими педагогами-гуманистами мы создаем современную систему образования, которая обеспечит каждому ребенку, школьнику, студенту индивидуальную образовательную траекторию ученья. Все, начиная с малого возраста, смогут, исходя из своих интересов и способностей, свободно выбирать собственный путь (модуль) развития и самообучения. Были бы хорошие наставники и было бы из чего выбирать.

Монтессори и Вальдорф в современном контексте
Владимир Загвоздкин

Монтессори и Вальдорф в современном контексте

Никак мы до сих пор не освободимся от эпохи правления нашего бывшего министра просвещения. Все гуманистические веяния в российской педагогике ей казались происками сектантских врагов. Школу М.П. Щетинина закрыла, вальдорфская и монтессори-педагогики были у нее на очереди: как же? - чуждые нам иностранные влияния. Авторские школы? Зачем они нам: боремся за единообразие. Сейчас, слава Богу, утихает. Есть время спокойно подумать и поразмышлять о сути выдающихся мировых педагогических трендов, сверить позиции учителей и родителей по отношению к ним. Поговорим о Р. Штайнере и М. Монтессори, труды которых -  величайшее культурное наследие всего человечества в том числе и наше, российское наследие. 

Педагогика общего творчества
Елена Хилтунен

Педагогика общего творчества

Теперь мало кому приходит в голову задать вопрос: где, кроме школы, человеку школьного возраста можно научиться чему-то полезному и важному. Просто открываешь поиск в интернете и находишь сотни предложений: и «технопарки», и онлайн лагеря, всевозможные мастер-классы, и компьютерные игры, и спорт, и театр, и экспериментариумы. Но...

Cто тринадцать лет спустя - и в завтра
Елена Хилтунен

Cто тринадцать лет спустя - и в завтра

Публикуем фотографии самых удивительных в мире монтессори-материалов. Они были куплены почти 100 лет назад у германских мастеров и привезены в Россию специально для организации в Санкт-Петербурге на Шпалерной улице первого в России детского сада Марии Монтессори. Сад был маленький, помещался в одной комнате Коммерческого Училища М.А.Шидловской и открывался всего на 2 часа в день: с 10 до 12 утра. На низеньких полках Юлия Ивановна Фаусек, которая в то время работала преподавателем Училища, расставила драгоценные игрушки: коробки с деревянными шарами разной величины, десять кубов «лежащей» Розовой башни...

Давние летние истории из жизни учителей на озере Орилампи
Елена Хилтунен

Давние летние истории из жизни учителей на озере Орилампи

Удивительное свойство человеческой памяти: время растворяется в ее дымке, но светлые события остаются навсегда и вспыхивают в сознании негаснущей звездой. Мы думали об этом в 2002 году, когда в последний день образовательного путешествия с газетой “Первое сентября” в Финляндию разложили на траве огромную карту событий прожитой вместе недели. Участники нашей педагогической экспедиции стали прикреплять к этой карте свои разноцветные кораблики: к морю Воздушных замков и Бумажных шляп, поляне Народных хороводов, лагуне Развивающих игр, острову Исполнения педагогических желаний, возвышенности Будущего великого пианиста, озеру Печальных детских глаз и к тем особенным точкам, которые в этом путешествии оказались незабываемыми. Всего мы насчитали их двадцать восемь. Но у каждого, наверное, остались и свои, тайные, которые будут жить в сердце долгие годы.


Первые книжечки для образовательного чтения Юлии Ивановны Фаусек
Анна Иванова

Первые книжечки для образовательного чтения Юлии Ивановны Фаусек

«Мы придаем огромное значение осмысленному чтению, и предлагаем детям маленькие книжечки, которые можно читать сначала самостоятельно, шепотом, а потом, разобравшись хорошенько в содержании, - вслух, ясно и четко. Удивительно, как совсем простые книги так долго удерживают внимание учеников, воодушевляют их перечитывать нехитрые тексты снова и снова... В классе  дети то и дело встают с места и начинают громко декламировать эти страницы прекрасно изученные и осмысленные...». (М. Монтессори. Мой метод. Начальное обучение. Изд «Народная книга» 2015 год).

Дети 5-7(8) лет в детском саду по системе Монтессори
Елена Хилтунен

Дети 5-7(8) лет в детском саду по системе Монтессори

Тема работы с детьми старше 5 лет в разновозрастной группе детского сада Монтессори интересует многих педагогов. Такие методические рекомендации в большом количестве есть в книге, прилагающейся к Программе "Детский сад по системе Монтессори", составляющей в общей сложности 400 страниц текста. и вышедшей в 2014 году в издательстве "Национальное образование". Но мы постарались подробно сформулировать  лишь принципиальные положения концепции, понимания условий, которые необходимы старшим дошкольникам для успешного проживания ими этого важного для всей последующей жизни периода пребывания  в детском саду.

Блок Сегена. Из истории материалов Монтессори
Елена Хилтунен

Блок Сегена. Из истории материалов Монтессори

Сегодня мало кто знает, что по своей врачебной специальности Мария Монтессори была хирургом. И в первые годы после окончания Римского университета она совершила немало успешных хирургических операций. В архиве ее семьи хранится целая связка благодарственных писем от различных пациентов молодой женщины-хирурга. Параллельно она читала лекции по педагогической антропологии, в которых, по свидетельству очевидцев, было мало антропологии, но много рассуждений о школе.

Помогаем детям накрывать на стол

Помогаем детям накрывать на стол

Прием пищи у большинства народов мира является серьезным и осмысленным ритуалом. Дома на стол чаще всего накрывает мама или бабушка, а в детском саду обычно выбираются дежурные, которые постоянно меняются. Дети любят быть дежурными по столовой. Особенно маленькие. Им нравится самостоятельно накрывать на стол для всех остальных. Эта работа подспудно заставляет их быть внимательными, аккуратными, координировать свои движения. Важно, чтобы взрослые не боялись доверить детям даже такую опасную работу, как разливать по тарелкам горячий суп или нарезать хлеб.

Проектная деятельность в детском саду? По-моему, это не профессионально
Елена Хилтунен

Проектная деятельность в детском саду? По-моему, это не профессионально

Ах, как возмутятся, прочитав эту статью, многие наши нынешние монтессори-педагоги! Скажут: да ведь это же так здорово позвать родителей, переодеться в пестрые наряды, устроить какое-нибудь общее приключение, мастерскую, "путешествие в космос", бал или, скажем, "День Африки" и назвать все это "проектом". Конечно, здорово, но такое понимание настоящей проектной деятельности мало соответствует истинным смыслам метода проектов, как педагогической технологии, возникшей еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи. И причин для такого вывода немало. Особенно, когда речь идет о педагогике настоящего детского сада Монтессори. Именно детского сада, а не школы.

Как дети сами себя учили русскому языку с помощью коллекции материалов Монтессори-Фаусек.
Алексей Колабаев

Как дети сами себя учили русскому языку с помощью коллекции материалов Монтессори-Фаусек.

Во все времена монтессори-педагогика как наука относилась к экспериментальной педагогике или, точнее, к экспериментальной педагогической психологии. Ведь реальную возможность гуманистического подхода к обучению и воспитанию детей требовалось и требуется до сих пор доказывать на практике, как приходится вырабатывать и реальные, а не мнимые формы и методы новой гуманистической дидактики.

Наши в Финляндии в 2008-м. Что-нибудь с тех пор изменилось?
Елена Хилтунен

Наши в Финляндии в 2008-м. Что-нибудь с тех пор изменилось?

Одиннадцать лет прошло с тех пор, как в московский клуб «Монтессори-Сити» приезжали наши финские коллеги. Мы показывали им тогда московские  садики Монтессори, ходили на Красную площадь, пили чай у Елены Васильевны Ситиной, словом, знакомились. А потом стали мечтать о следующей встрече. И вот она состоялась. Теперь уже на финской  земле, в Хельсинки.

NAVI-ASILO CARACCIOLO - школа-приют на корабле
Елена Хилтунен

NAVI-ASILO CARACCIOLO - школа-приют на корабле

В Морском музее Неаполя хранятся две короткие записи в гостевой книге старинного морского корабля, которые были сделаны почти столетие назад. Для нас это удивительный символ единения культур не только в самом широком смысле этого слова, но и во вполне конкретном – записи сделали итальянка Мария Монтессори и русская Юлия Фаусек в день своего посещения корабля-приюта «Caracciolo», пришвартованного к причалу Beverello в неапольском порту. Тогда на борту корабля вместе с детьми из приюта посетительниц встречала еще одна замечательная женщина – Джулия Чивита Франчески (Giulia Civita Franceschi). А среди ребятишек – бывших беспризорников, щеголявших теперь в белых матросках, говорят, был и маленький русский мальчик.

Терпение и вера, любовь и волшебство. Идеи школы Сухомлинского
Елена Хилтунен

Терпение и вера, любовь и волшебство. Идеи школы Сухомлинского

Создавать настоящую школу – словно выращивать плодовый сад. Когда еще деревья станут плодоносить! В. Сухомлинский многие высокие цели воспитания понимал буквально: нравственность так нравственность, трудолюбие так трудолюбие. Они были для него простыми понятиями. Поэтому, когда он писал: «Мы стремимся подготовить наших питомцев к высоконравственным и эстетическим отношениям, построенным на дружбе и товариществе, на уважении всего подлинного в каждом честном человеке», именно это он и имел в виду.

О мультимедийной Энциклопедии монтессори-материалов, идее QR-кодов и открытых образовательных пространствах
Елена Хилтунен

О мультимедийной Энциклопедии монтессори-материалов, идее QR-кодов и открытых образовательных пространствах

Вторая по важности книжка Марии Монтессори, изданная в Италии и во Франции в 1916 году, называлась «Lautoeducazione» – «Самообучение». Самообучение или, говоря на современном языке, индивидуализация процесса обучения – вот о чем мечтала выдающаяся итальянка столетие назад. И следуя ее мечте, мы пытаемся создать современный мультимедийный продукт – Энциклопедию монтессори-материалов, поддерживающий классическое образование будущих монтессори-педагогов и всех желающих ознакомиться с содержанием специально подготовленных автодидактических монтессори-сред.

Гнездо под потолком и полеты на фоне неба
Елена Хилтунен

Гнездо под потолком и полеты на фоне неба

Маленькие дети – фанаты движения. Порой, мы вдруг замечаем, что они не ходят, а бегают вприпрыжку! Нам, взрослым, и в голову не приходит прыгать на одной ноге до автобусной остановки. Спонтанная беготня – одна из особенностей мира детей. Сама природа, установившая законы развития человека, диктует нам обучающие методы, имеющие целью - исполнение жизненных потребностей детей, и они сами выявляют эти потребности своими непосредственными реакциями, настроением, успехами. Мы видим: дети постоянно стремятся двигаться, и мы дадим им эту возможность!

Следуя за М. Монтессори, попробуем превратить психологический инструментарий в автодидактические материалы
Елена Хилтунен

Следуя за М. Монтессори, попробуем превратить психологический инструментарий в автодидактические материалы

Начиная это исследование, мы обратились к одной из наиболее популярных в последние годы  диагностике маленьких детей – Мюнхенской функциональной диагностике, созданной немецкими учеными под руководством профессора Теодора Хельбругге в Мюнхенском детском Центре, где медики, психологи и педагоги работают, опираясь на принципиальные идеи Марии Монтессори. Если следовать этим принципам, предметы, которые окружают ребенка, должны представлять собой не просто игрушки, но некие дидактизированные психологические инструменты, данные детям в постоянное пользование. Вот мы и пытаемся определить, что это могут быть за предметы, и можно ли с их помощью оборудовать развивающие среды групп «Вместе с мамой». Сегодня речь пойдет о помощи детям в формировании функции языка и самостоятельности.

«Психогеометрия» Марии Монтессори. Первое русское издание
Елена Хилтунен

«Психогеометрия» Марии Монтессори. Первое русское издание

Эта книга стала когда-то революцией в математическом образовании детей. Она была написана почти целый век назад, но и сегодня можно восхищаться, как математически красиво и вдохновенно Мария Монтессори представляла геометрию 9-12-летним школьникам. Каждый современный учитель математики да и обычный культурный человек должен прочитать «Психогеометрию» и внимательно рассмотреть 266 рисунков на ее страницах.

Игра или экспериментальный поиск? Секрет «Корзинки сокровищ» Элинор Голдшмид. Биогенетический закон, или Н. Поддьяков против Д. Эльконина
Елена Хилтунен

Игра или экспериментальный поиск? Секрет «Корзинки сокровищ» Элинор Голдшмид. Биогенетический закон, или Н. Поддьяков против Д. Эльконина

Психика маленького ребенка устроена так, что исследование пронизывает любую его деятельность, даже ту, которая взрослым напоминает игру, не принимается с должным уважением, а рассматривается как техника, которую можно использовать в работе с дошкольниками. Мало кто пытался спорить с именитыми российскими психологами на эту тему. В последние пятьдесят лет все принимали за истину, что главной и ведущей деятельностью детей до 6 лет является игра, а после 6-ти — учебная деятельность.

Универсальные учебные действия в «другой» школе
Елена Хилтунен

Универсальные учебные действия в «другой» школе

Когда в Санкт-Петербургской монтессори-школе Михайловой начинали создавать начальную и основную школу, педагоги, большинство из которых были родителями детей этой школы, а прежде их малыши посещали монтессори-сад, – вполне понимали, что традиционный уклад школьного обучения придется изменить. 

Почему лучше, когда  дети сначала учатся писать от руки, и лишь потом осваивают клавиатуру компьютера?
Елена Хилтунен

Почему лучше, когда дети сначала учатся писать от руки, и лишь потом осваивают клавиатуру компьютера?

Не теряем ли мы нечто важное, отказываясь от выведения букв собственной рукой и заменяя его печатью на клавиатуре? Этим вопросом, естественно, озадачились специалисты по нейробиологии и когнитивному развитию. Даже интуитивно мы чувствуем некую связующую нить между письмом от руки, вовлекающим мелкую моторику, и общим психическим развитием. А некоторые исследования напрямую доказывают эту мысль.

Чему на самом деле учится ребенок в монтессори-группе?
Елена Хилтунен

Чему на самом деле учится ребенок в монтессори-группе?

Да, детских садов, работающих по системе Монтессори, в нашей стране пока мало – не больше одного процента от числа всех остальных дошкольных учреждений. Можно объяснить это консервативным сознанием родителей: как нас воспитывали, так пусть воспитывают и наших детей, не надо никаких реформ и нововведений. Но разве мы не желаем своим малышам более счастливой жизни, чем у нас? Если так думать, то невольно возникает вопрос: «Чему же, по определению, учится ребенок в хорошей монтессори-группе?»

Сочинение как спонтанное проявление детского письма
Юлия Фаусек

Сочинение как спонтанное проявление детского письма

Многим известен факт, что корифей российской психологии Лев Семенович Выготский  критиковал метод Монтессори в части понимания ею развития у детей письменной речи. Выготский писал: «То, что Монтессори сделала в отношении двигательной стороны навыка письма, следует сделать и в отношении внутренней стороны письменной речи, ее функционального усвоения». Вероятно, Лев Семенович Выготский просто не знал этой стороны метода М. Монтессори.

Вольные игры детей
Елена Хилтунен

Вольные игры детей

Далеко не каждый, особенно из начинающих педагогов, решается устроить в монтессори-классе даже маленький игровой уголок, не то что открыть во время работы с материалом двери соседней "шумной" комнаты. Речь не идет о соотношении игровой и исследовательской деятельности детей – игра тоже может быть своеобразным исследованием окружающей жизни, – а именно о месте свободной сюжетно-ролевой игры и двигательной активности детей в контексте их пребывания в детском саду по системе Монтессори.

Секреты монтессори-материала «Цветные стерженьки»
Елена Хилтунен

Секреты монтессори-материала «Цветные стерженьки»

Ни для кого не секрет, что у разных преподавателей и авторов текстов по монтессори-педагогике описание презентаций материалов бывает разное. Порой указываются даже разные цели упражнений ребенка с материалом. В чем тут дело? Возможно, мы все по-разному воспринимаем внутренние смыслы материалов Монтессори. Но ведь важнее всего  не вспоминать записанную на лекции презентацию по пунктам: шаг 1, шаг 2 и т.д., а постараться самостоятельно вдуматься во внутренний смысл, которым обладает каждый автодидактический материал.

Путешествие в Италию через сто лет после Юлии Фаусек
Елена Хилтунен

Путешествие в Италию через сто лет после Юлии Фаусек

Повод для поездки в Италию был довольно призрачный – случайное (или не случайное?) письмо от Елены Амаро, которая уже несколько лет живёт недалеко от Милана со своим мужем неаполитанцем Кармине Амаро и двумя детьми - Стефанией и Ильей. Лена писала, что недавно познакомилась с замечательной, уже немолодой женщиной, Грацией Хонеггер Фрешко, которая была ученицей Марии Монтессори и окончила в 1950 году её учебный курс помощников младенчества. Госпожа Фрешко является директрисой и доцентом национальных курсов Монтессори в Италии. Под её руководством издаётся журнал «Тетради Монтессори». Она хочет знать о развитии Монтессори-педагогики в России и надеется на личную встречу. Просила не задерживаться с визитом, поскольку её годы берут своё.

Они прыгают через листок бумаги и носят предметы
Елена Хилтунен

Они прыгают через листок бумаги и носят предметы

Есть, по меньшей мере, два обстоятельства, которые требуют серьезного отношения к созданию подготовленных сред столь распространенных в последнее время детских групп «Вместе с мамой». Во-первых, в большинстве случаев эти группы претендуют на звание работающих по методу М. Монтессори, а это требует соответствия принципам педагогики великой итальянки.  Во-вторых, подготовленные среды должны предполагать комфорт и реальную помощь в естественном развитии детей, а  не только присмотр за малышами забавляющимися так называемыми «развивалками». 

Метаморфоз традиционной школы
Елена Хилтунен

Метаморфоз традиционной школы

«Школа – пространство самоопределения детей и взрослых. Такая школа призвана создать ученику условия для образовательного роста, для личностного самоопределения. Поднимаясь по ступеням возраста, он всякий раз индивидуально выбирает траекторию своего образования. Учитель помогает ему в самостоятельном пути постижения основ науки и культуры».
Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: ХХI век»

Цветы Люси Леттэр на детском столике в группе Монтессори
Елена Амаро

Цветы Люси Леттэр на детском столике в группе Монтессори

Человек принадлежит природе. Эта непреложная истина не может вызвать никаких споров. Но почему-то мы с каждым годом все больше и больше отворачиваемся от естественных законов природы и поворачиваемся лицом к цивилизации. Особенно в городах. Наши квартиры наполняются домашней техникой, детей, сидящих за компьютером, невозможно выпроводить на улицу, грибы и землянику мы покупаем в магазине, а не собираем на лесной полянке. Куда исчезли наши пришкольные участки с цветами и овощными грядками? 

История про транспозитор Монтессори
Елена Хилтунен

История про транспозитор Монтессори

Удивительное дело – читаешь труды М. Монтессори и каждый раз понимаешь: этого раньше не заметили и этого. Видимо, никто и никогда не сможет сказать, что знает, как надо делать, как единственно верно, «аутентично» методу Монтессори. Много лет то, что она придумала, передавалось из уст в уста сотнями людей, приспосабливалось к разным эпохам, тем или иным мировоззрениям людей. Порой срабатывал испорченный телефон. И вот почему многие из тех, кто сегодня платит хорошие деньги за обучение методу, не подозревают, что именно предлагала сама Мария Монтессори и ее ближайшие коллеги по тем или иным вопросам образования.

Толкование детства как попытка понять его природу
Елена Хилтунен

Толкование детства как попытка понять его природу

Наблюдение жизни маленьких детей – одно из самых увлекательных и значительных занятий в жизни. Но в этом нет ничего особенного. С рождением первого ребенка тысячи родителей заводят специальные блокноты или альбомы, в которых словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами записывают трогательные мелочи становления своего малыша. Замечается то, что невозможно не заметить. Записываются забавные обороты детской речи, пристрастия, капризы и смешные поступки. Я тоже, помню, вела такой дневник...

Художественное творчество детей в педагогической системе Монтессори
Елена Хилтунен

Художественное творчество детей в педагогической системе Монтессори

"Если мы хотим усовершенствовать наше общество, изучение ребенка становится совершенно необходимым ввиду последствий, которые детство имеет для дальнейшей взрослой жизни. А значит, мы должны начать заново изучать жизнь, от самых ее истоков".

Мария Монтессори 
(Дом ребенка. Метод научной педагогики. 1913)

Происхождение моей монтессори-педагогики
Елена Хилтунен

Происхождение моей монтессори-педагогики

Иногда бывает обидно, что монтессори-педагогику придумала не я. Нет, правда, весь мой жизненный опыт и все мои наблюдения за детьми – собственными и теми, с кем я работала, – подсказывали мне, что взрослые чего-то серьезно недопонимают в отношениях с ними. И дело не в том, так или иначе устроена система образования, не в том, сколько лет наши дети проводят в школе, и даже не в придуманных нами новейших образовательных технологиях. Дело в принципиальном отношении к детству и нашему неизбывному стремлению к власти над ним. 

Трехлетние дети умеют «читать», не зная букв. Мы называем это интуитивным чтением
Елена Хилтунен

Трехлетние дети умеют «читать», не зная букв. Мы называем это интуитивным чтением

Детское интуитивное чтение заключается в зрительном распознавании все усложняющихся образов, рождающемся в их сопоставлении. Оно не имеет прямого отношения к обучению детей осмысленному чтению печатного текста. 

Самообучение детей невозможно без самообучения взрослых

Самообучение детей невозможно без самообучения взрослых

Образование, хотим мы того или нет, с течением времени меняется. Смешно говорить о возвращении к старой школе и к старым методам обучения – все равно что отрицать прогресс человеческой цивилизации и культуры. Гораздо эффективнее глубоко наблюдать современную жизнь, ориентироваться на нее и разрабатывать всё новые инструменты образования человека и смело включать их в свою ежедневную работу. Все это относится и к преподаванию монтессори-педагогики взрослым, рожденному больше века назад, но не умирающему именно благодаря своему прогрессивному движению вперед в современном мире. 

Старинная автодидактика в электронном исполнении
Елена Хилтунен

Старинная автодидактика в электронном исполнении

 М. Монтессори много лет назад писала: «Мы теряем энергию и время, чтобы на месте прошлых идей вырастить современные, прилагаем беспрецедентные усилия к этому и беспечно полагаем, что впоследствии нам не придется искупать свою вину перед ними». Прогрессивные идеи нашего наследия плюс современные тенденции науки и культуры – отличная основа нарождающейся новой школы.

О летних играх – дворовых и домашних
Елена Хилтунен

О летних играх – дворовых и домашних

Летом дети то на улице, то дома. Дверь в лето постоянно открыта. И что интересно – они, будто,  не собираются  переключаться с игр домашних на игры уличные. Только что запускали змея во дворе и носились мимо окон со своим «орлом», и вот уже в комнате сложили из бумаги самолётики и отправляют их в полет к потолку.

Чем отличается детская садовница от наставницы, и почему их редко называют воспитательницами?
Владимир Загвоздкин

Чем отличается детская садовница от наставницы, и почему их редко называют воспитательницами?

Рудольф Штайнер и Мария Монтессори... Заманчиво поставить эти два имени рядом, несмотря на кажущуюся несовместимость философий. Нам важно оттенить и увидеть грани,  различающие эти два педагогических направления. Не для того, конечно, чтобы принять или осудить одно из них. Но в сравнении точнее и ярче происходит процесс осознания себя, обостряется восприятие тех или иных профессиональных понятий.

Интеллект детей Монтессори выше, чем у учеников традиционного класса. Почему?
Елена Хилтунен

Интеллект детей Монтессори выше, чем у учеников традиционного класса. Почему?

Результаты сравнительного исследования детей 5-7 лет, обучающихся по методу свободного саморазвития в школе М. Монтессори I ступени (в сравнении с 1 классом детей 6-7 лет, обучающихся по традиционной методике)

О том, как детский сад Монтессори решает социальные задачи общества
Елена Хилтунен

О том, как детский сад Монтессори решает социальные задачи общества

Идея дворовых клубов или других педагогических объединений по месту  жительства – стара, как мир.  Но вопрос педагогическая это идея или социальная, будем решать не мы, а время и эпоха, в которой  живем. Время решает всё.

Музыка как действие и воображение
Лев Виноградов

Музыка как действие и воображение

...Наконец, он приходил. Всегда строгий и собранный, но глаза добрые-добрые.

Как мы создавали авторский монтессори-материал
Елена Хилтунен

Как мы создавали авторский монтессори-материал

Без монтессори-материалов мы как без рук. Невозможно наблюдать и описывать свободную жизнь детей, если предварительно не создашь для этого подходящие условия. Все наши наблюдения становятся возможны лишь с момента, когда в руках у ребёнка появились «волшебные» кубы, цилиндры, карточки – гениальное изобретение Монтессори.

«Здесь ребенок приучается к свободе…»
Елена Хилтунен

«Здесь ребенок приучается к свободе…»

Как часто, создавая те или иные образовательные ситуации, применяя педагогические приемы и методики, мы и не подозреваем, что наша работа имеет такой яркий и точный эффект.