«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Елена Хилтунен: 65 материалов на сайте + 20 в учебной программе
Гнездо под потолком и полеты на фоне неба
Елена Хилтунен

Гнездо под потолком и полеты на фоне неба

Маленькие дети – фанаты движения. Порой, мы вдруг замечаем, что они не ходят, а бегают вприпрыжку! Нам, взрослым, и в голову не приходит прыгать на одной ноге до автобусной остановки. Спонтанная беготня – одна из особенностей мира детей. Сама природа, установившая законы развития человека, диктует нам обучающие методы, имеющие целью - исполнение жизненных потребностей детей, и они сами выявляют эти потребности своими непосредственными реакциями, настроением, успехами. Мы видим: дети постоянно стремятся двигаться, и мы дадим им эту возможность!

Система свободных лабораторий в начальной и подростковой школе Монтессори
Елена Хилтунен

Система свободных лабораторий в начальной и подростковой школе Монтессори

В последние годы идея о создании в России не только детского сада, но и начальной и даже основной монтессори-школы перестает казаться такой уж фантастичной. Первая начальная школа по принципам педагогики Монтессори была создана в Москве в 1995 году, то есть уже почти 27 лет назад. У этой школы сегодня есть немало последователей, которые уже давно перегнали тот первый опыт.

Почему в школе Монтессори качество образования выше, чем в любой другой?
Елена Хилтунен

Почему в школе Монтессори качество образования выше, чем в любой другой?

Когда в Санкт-Петербургской монтессори-школе Михайловой начинали создавать начальную и основную школу, педагоги, большинство из которых были родителями детей этой школы, а прежде их малыши посещали монтессори-сад, – вполне понимали, что традиционный уклад школьного обучения придется изменить. 

Я и другие. О самовоспитании детей в школе Монтессори
Елена Хилтунен

Я и другие. О самовоспитании детей в школе Монтессори

Работая с детьми 6-12 лет в школе Монтессори, учитель наблюдает важное новообразование возраста – младший подросток начинает выделять себя из мира людей, растет его интерес к себе и другим. Именно в это время в структуре типичного для начальной школы Монтессори предмета «космическое воспитание» наряду с изучением макрокосмоса – мира всеобщей природы и культуры – появляется и микрокосм – интерес к душе отдельного человека. И кроме чисто информационных приобретений рождается еще одна ценность – личностное осмысление происходящего. Именно в этот период для ребенка особенно важно прочувствование всех приобретаемых знаний, поиск отражения себя и других людей в них. 

Путешествие в Италию через сто лет после Юлии Фаусек
Елена Хилтунен

Путешествие в Италию через сто лет после Юлии Фаусек

Повод для поездки в Италию был довольно призрачный – случайное (или не случайное?) письмо от Елены Амаро. Она уже много лет живёт недалеко от Милана со своим мужем неаполитанцем Кармине Амаро и двумя детьми – Стефанией и Ильей. Лена сообщала, что недавно познакомилась с замечательной, уже немолодой женщиной, Грацией Хонеджер Фрешко, которая была ученицей Марии Монтессори и окончила в 1950 году её учебный курс помощников младенчества. Госпожа Фрешко является директрисой и доцентом национальных курсов Монтессори в Италии. Под её руководством издаётся журнал «Тетради Монтессори». Она хочет знать о развитии монтессори-педагогики в России и надеется на личную встречу. Просит не задерживаться с визитом, поскольку её годы берут своё.  Прочитав письмо, мы решили ехать на Родину Марии Монтессори.

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 3
Елена Хилтунен

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 3

В этой части дневниковых записей можно найти подтверждение биогенетического происхождения детского письма, а также интересные наблюдения, связанные с позами ребенка, которые он спонтанно принимает, увлекаясь письмом и рисованием. Разумеется, первые изображения на бумаге письменных знаков далеки от совершенства, но величайшая концентрация внимания детей на процессе письма именно в пяти-шестилетнем возрасте – не позже — требует от нас, взрослых, организации специально подготовленной для такой работы среды. Среды не только домашней, но и детсадовской.

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 2
Елена Хилтунен

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 2

В этой части дневника стоит обратить внимание на особенности первого письма ребенка, которые явственно отображают биогенетический характер становления письменной речи. Интересен также момент перехода от изображения на бумаге освоенных букв к их прочтению. Разумеется, начальный период воспроизведения детьми письменных знаков у каждого ребенка может проходить по-разному, но общие черты начала письма весьма похожи.

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 1
Елена Хилтунен

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 1

Малике уже 5 с лишним лет. Она увлекается рисованием и письмом, почти научилась читать. Ее никто специально не учил этим умениям, просто предоставляли возможность упражняться в тех навыках, которым приходило время. И в самые ответственные моменты ее самостоятельного обучения бабушка бралась за фотокамеру и садилась к компьютеру, чтобы записать свои наблюдения за тем, как у Малики идет работа. В роли консультанта у нее была ее сестренка Настя, которой тогда только что исполнилось 9 лет.

О летних играх – дворовых и домашних
Елена Хилтунен

О летних играх – дворовых и домашних

Летом дети то на улице, то дома. Дверь в лето постоянно открыта. И что интересно – они, будто,  не собираются  переключаться с игр домашних на игры уличные. Только что запускали змея во дворе и носились мимо окон со своим «орлом», и вот уже в комнате сложили из бумаги самолётики и отправляют их в полет к потолку.

Школа для детей, а не дети для школы!
Елена Хилтунен

Школа для детей, а не дети для школы!

Представляем электронную книгу. Антология исторических текстов классиков русской свободной школы переносит нас к истокам российского образования. Удивительно, как меняются образы времени и в то же время сколь они неизменны! «Свободная школа есть школа будущего. Как она сложится – неизвестно, – писал более 150 лет назад Лев Николаевич Толстой. – Едва ли через сто лет отживут все готовые училища, гимназии, университеты и вырастут сложившиеся заведения, имеющие своим основанием свободу учащегося поколения». 

Почему ребенку так важна тихая нежность матери? Выбери цитату.
Юлия Фаусек

Почему ребенку так важна тихая нежность матери? Выбери цитату.

Когда-то, работая с участниками учебного курса по основам педагогики Марии Монтессори в Герценовском университете, мы начинали занятие с изучения ее авторских текстов. Прием был простой. Я раздавала всем листочки или книжки с трудами Монтессори, предлагала выбрать любую цитату и доказать, что именно она является актуальной в наши дни. Затем каждый из участников вставал и произносил небольшой спич с доказательством выбранной цитаты. И вот только теперь я осознаю точность такого приема. Участники наших учебных Программ журнала «Монтессори-клуб» начали сами присылать мне наиболее понравившиеся им цитаты Монтессори, которые помогли им понять решение проблем, которые прежде казались неразрешимыми. (Е.А. Хилтунен)

Давние летние истории из жизни учителей на озере Орилампи
Елена Хилтунен

Давние летние истории из жизни учителей на озере Орилампи

Удивительное свойство человеческой памяти: время растворяется в ее дымке, но светлые события остаются навсегда и вспыхивают в сознании негаснущей звездой. Мы думали об этом в 2002 году, когда в последний день образовательного путешествия с газетой “Первое сентября” в Финляндию разложили на траве огромную карту событий прожитой вместе недели. Участники нашей педагогической экспедиции стали прикреплять к этой карте свои разноцветные кораблики: к морю Воздушных замков и Бумажных шляп, поляне Народных хороводов, лагуне Развивающих игр, острову Исполнения педагогических желаний, возвышенности Будущего великого пианиста, озеру Печальных детских глаз и к тем особенным точкам, которые в этом путешествии оказались незабываемыми. Всего мы насчитали их двадцать восемь. Но у каждого, наверное, остались и свои, тайные, которые будут жить в сердце долгие годы.


Каковы образовательные результаты монтессори-­школы и как они достигаются?
Елена Хилтунен

Каковы образовательные результаты монтессори-­школы и как они достигаются?

Все уже давно понимают, что школа должна нацеливаться на получение новых результатов своей работы. И это будут совершенно другие результаты, чем те, которые мы имеем сегодня, или те, что были хороши полвека назад.  Среди них: «системное мышление, навыки межотраслевой коммуникации, управление проектами, бережливое производство, программирование/робототехника, клиентоориентированность, мультиязычность/мультикультурность, работа с людьми, работа в условиях неопределенности, художественное творчество, экологическое мышление». Как вам такие новые слова?

Чему на самом деле учится ребенок в монтессори-группе?
Елена Хилтунен

Чему на самом деле учится ребенок в монтессори-группе?

Да, детских садов, работающих по системе Монтессори, в нашей стране пока мало – не больше одного процента от числа всех остальных дошкольных учреждений. Можно объяснить это консервативным сознанием родителей: как нас воспитывали, так пусть воспитывают и наших детей, не надо никаких реформ и нововведений. Но разве мы не желаем своим малышам более счастливой жизни, чем у нас? Если так думать, то невольно возникает вопрос: «Чему же, по определению, учится ребенок в хорошей монтессори-группе?»

Педагогика общего творчества
Елена Хилтунен

Педагогика общего творчества

Теперь мало кому приходит в голову задать вопрос: где, кроме школы, человеку школьного возраста можно научиться чему-то полезному и важному. Просто открываешь поиск в интернете и находишь сотни предложений: и «технопарки», и онлайн лагеря, всевозможные мастер-классы, и компьютерные игры, и спорт, и театр, и экспериментариумы. Но...

Музыка как действие и воображение
Лев Виноградов

Музыка как действие и воображение

...Наконец, он приходил. Всегда строгий и собранный, но глаза добрые-добрые.

О профессионализме монтессори-педагога, воспринятом из первых рук
Елена Хилтунен

О профессионализме монтессори-педагога, воспринятом из первых рук

Каждый раз, когда видишь перед собой страницы старинных текстов, находишь нечто удивительное, ранее не замеченное. Конечно, мы видим и чувствуем, что сегодня, как никогда, быстро меняются приоритеты, взгляды на современное образование и в целом на благополучие жизни. Но иногда, вглядываясь в историю, начинаешь понимать то важное, что мы, к сожалению, утрачиваем в гонке времени и потому грубеем душой, перестаем видеть в себе настоящее, исконно человеческое. Особенно это становится заметным в отношениях с детьми. 

Как будут выглядеть упражнения с монтессори-материалами в будущем?
Елена Хилтунен

Как будут выглядеть упражнения с монтессори-материалами в будущем?

Если мы хотим сохранить ценности педагогики Монтессори в нашем времени и пронести их в век завтрашний, который уже наступает, - нам с неизбежностью придется понять, как упражнения с ее гениальными  дидактическими инструментами будут выглядеть в наступающую цифровую эпоху. И делать это мы будем вдумчиво, не торопясь, включившись в большой и смелый экспериментальный проект. 

Цифровой мир рядом с реальным – это наша эпоха, друзья!

Цифровой мир рядом с реальным – это наша эпоха, друзья!

21 сентября 2021 года в России открылся первый Цифровой монтессори-класс для дошкольников, их родителей и монтессори-учителей. Дети упражняются с материалами, родители присылают свои наблюдения, а мы, педагоги, проводим наше исследование, радуемся открытиям и продолжаем созидать. Вот как, оказывается, работает инструмент соединения миров – виртуального и реального. Всего лет 15 назад малыши не могли и представить, что им в руки дадут мамин смартфон. А сегодня… Да, всё новое, как говорил один замечательный человек, требует от первооткрывателей немалой доли окаянства. Не прошло и нескольких дней после открытия класса, как в социальных сетях от нас потребовали объяснений: на какие постулаты монтессори-метода мы опираемся? Есть ли у разработчиков хоть какая-то научно-исследовательская база для подобных экспериментов? Возникла и масса других вопросов. 

О вариативном образовании, свободе учиться, думать  и действовать самостоятельно
Елена Хилтунен

О вариативном образовании, свободе учиться, думать и действовать самостоятельно

Время летит, и мы медленно, но верно начинаем освобождаться от эпохи, когда гуманистические веяния в российской педагогике чиновникам нашего министерства просвещения показались происками чуждых влияний. Они говорили: авторские и экспериментальные школы, вариативность образовательных программ, изучение наследия классиков мировой педагогики – зачем всё это, когда мы боремся за единое образовательное пространство, единые экзамены, единые стандарты и методики, единую школьную форму… – за все единое.  И вот недавно с нашим министерством просвещения стало происходить что-то особенное. Оно одобрило восстановление в Навигаторе программ дошкольного образования, признанных государством, вычеркнутую оттуда два года назад Программу "Детский сад по системе Монтессори", перезагрузило проект создания федеральных экспериментальных площадок, поддержало идею более пристального изучения классиков отечественной педагогики и наряду с Президентскими грантами появился грант-миллионник для педагогов-инноваторов. 

Инстинкт или навык?
Елена Хилтунен

Инстинкт или навык?

Оказывается, мы появляемся на свет, а язык уже «живет» в нас во всех его нюансах, со всеми подробностями, которые каждый раз по-своему прорастают, сохраняя при этом родовую память поколений.

Инструментарий самостоятельного ученья - чье авторство?
Елена Хилтунен

Инструментарий самостоятельного ученья - чье авторство?

«Мой вклад в науку воспитания детей, — читаем во втором томе  трудов Марии Монтессори, — состоит лишь в том, что я, пользуясь экспериментальными данными, определила форму свободы, необходимую для их внутреннего развития». То есть, говоря современным языком, вслед за М. Монтессори и другими педагогами-гуманистами мы создаем современную систему образования, которая обеспечит каждому ребенку, школьнику, студенту индивидуальную образовательную траекторию ученья. Все, начиная с малого возраста, смогут, исходя из своих интересов и способностей, свободно выбирать собственный путь (модуль) развития и самообучения. Были бы хорошие наставники и было бы из чего выбирать.

Монтессори и Вальдорф в современном контексте
Владимир Загвоздкин

Монтессори и Вальдорф в современном контексте

Отрадно, что мы медленно, но все-таки верно освобождаемся от эпохи, когда  все гуманистические веяния в российской педагогике казались чиновникам нашего министерства просвещения происками чуждых западных влияний. Авторские и экспериментальные школы, вариативность образовательных программ... Зачем  нам всё это, когда мы боремся за единообразие? На два года Программа дошкольного образования "Детский сад по системе Монтессори" была вычеркнута из Навигатора признанных в России образовательных программ.  Но сейчас, слава Богу, утихает. Есть время спокойно подумать и поразмышлять о сути выдающихся мировых педагогических трендов, сверить позиции учителей и родителей по отношению к ним. Тем более что на днях монтессори-программа уже была одобрена министерством и восстановлена в Навигаторе. Дело за полным официальным признанием  вариативности в дошкольном образовании. Поговорим о Р. Штайнере и М. Монтессори, труды которых -  величайшее культурное наследие всего человечества в том числе и наше, российское наследие. Важно показать всему мировому педагогическому сообществу, что в России, как и во всем мире, уважается и признается их культурно-историческое наследие.

Cто тринадцать лет спустя - и в завтра
Елена Хилтунен

Cто тринадцать лет спустя - и в завтра

Публикуем фотографии самых удивительных в мире монтессори-материалов. Они были куплены почти 100 лет назад у германских мастеров и привезены в Россию специально для организации в Санкт-Петербурге на Шпалерной улице первого в России детского сада Марии Монтессори. Сад был маленький, помещался в одной комнате Коммерческого Училища М.А.Шидловской и открывался всего на 2 часа в день: с 10 до 12 утра. На низеньких полках Юлия Ивановна Фаусек, которая в то время работала преподавателем Училища, расставила драгоценные игрушки: коробки с деревянными шарами разной величины, десять кубов «лежащей» Розовой башни...

Первые книжечки для образовательного чтения Юлии Ивановны Фаусек
Анна Иванова

Первые книжечки для образовательного чтения Юлии Ивановны Фаусек

«Мы придаем огромное значение осмысленному чтению, и предлагаем детям маленькие книжечки, которые можно читать сначала самостоятельно, шепотом, а потом, разобравшись хорошенько в содержании, - вслух, ясно и четко. Удивительно, как совсем простые книги так долго удерживают внимание учеников, воодушевляют их перечитывать нехитрые тексты снова и снова... В классе  дети то и дело встают с места и начинают громко декламировать эти страницы прекрасно изученные и осмысленные...». (М. Монтессори. Мой метод. Начальное обучение. Изд «Народная книга» 2015 год).

Дети 5-7(8) лет в детском саду по системе Монтессори
Елена Хилтунен

Дети 5-7(8) лет в детском саду по системе Монтессори

Тема работы с детьми старше 5 лет в разновозрастной группе детского сада Монтессори интересует многих педагогов. Такие методические рекомендации в большом количестве есть в книге, прилагающейся к Программе "Детский сад по системе Монтессори", составляющей в общей сложности 400 страниц текста. и вышедшей в 2014 году в издательстве "Национальное образование". Но мы постарались подробно сформулировать  лишь принципиальные положения концепции, понимания условий, которые необходимы старшим дошкольникам для успешного проживания ими этого важного для всей последующей жизни периода пребывания  в детском саду.

Блок Сегена. Из истории материалов Монтессори
Елена Хилтунен

Блок Сегена. Из истории материалов Монтессори

Сегодня мало кто знает, что по своей врачебной специальности Мария Монтессори была хирургом. И в первые годы после окончания Римского университета она совершила немало успешных хирургических операций. В архиве ее семьи хранится целая связка благодарственных писем от различных пациентов молодой женщины-хирурга. Параллельно она читала лекции по педагогической антропологии, в которых, по свидетельству очевидцев, было мало антропологии, но много рассуждений о школе.

Помогаем детям накрывать на стол

Помогаем детям накрывать на стол

Прием пищи у большинства народов мира является серьезным и осмысленным ритуалом. Дома на стол чаще всего накрывает мама или бабушка, а в детском саду обычно выбираются дежурные, которые постоянно меняются. Дети любят быть дежурными по столовой. Особенно маленькие. Им нравится самостоятельно накрывать на стол для всех остальных. Эта работа подспудно заставляет их быть внимательными, аккуратными, координировать свои движения. Важно, чтобы взрослые не боялись доверить детям даже такую опасную работу, как разливать по тарелкам горячий суп или нарезать хлеб.

Проектная деятельность в детском саду? По-моему, это не профессионально
Елена Хилтунен

Проектная деятельность в детском саду? По-моему, это не профессионально

Ах, как возмутятся, прочитав эту статью, многие наши нынешние монтессори-педагоги! Скажут: да ведь это же так здорово позвать родителей, переодеться в пестрые наряды, устроить какое-нибудь общее приключение, мастерскую, "путешествие в космос", бал или, скажем, "День Африки" и назвать все это "проектом". Конечно, здорово, но такое понимание настоящей проектной деятельности мало соответствует истинным смыслам метода проектов, как педагогической технологии, возникшей еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи. И причин для такого вывода немало. Особенно, когда речь идет о педагогике настоящего детского сада Монтессори. Именно детского сада, а не школы.

Как дети сами себя учили русскому языку с помощью коллекции материалов Монтессори-Фаусек.
Алексей Колабаев

Как дети сами себя учили русскому языку с помощью коллекции материалов Монтессори-Фаусек.

Во все времена монтессори-педагогика как наука относилась к экспериментальной педагогике или, точнее, к экспериментальной педагогической психологии. Ведь реальную возможность гуманистического подхода к обучению и воспитанию детей требовалось и требуется до сих пор доказывать на практике, как приходится вырабатывать и реальные, а не мнимые формы и методы новой гуманистической дидактики.

Наши в Финляндии в 2008-м. Что-нибудь с тех пор изменилось?
Елена Хилтунен

Наши в Финляндии в 2008-м. Что-нибудь с тех пор изменилось?

Одиннадцать лет прошло с тех пор, как в московский клуб «Монтессори-Сити» приезжали наши финские коллеги. Мы показывали им тогда московские  садики Монтессори, ходили на Красную площадь, пили чай у Елены Васильевны Ситиной, словом, знакомились. А потом стали мечтать о следующей встрече. И вот она состоялась. Теперь уже на финской  земле, в Хельсинки.

NAVI-ASILO CARACCIOLO - школа-приют на корабле
Елена Хилтунен

NAVI-ASILO CARACCIOLO - школа-приют на корабле

В Морском музее Неаполя хранятся две короткие записи в гостевой книге старинного морского корабля, которые были сделаны почти столетие назад. Для нас это удивительный символ единения культур не только в самом широком смысле этого слова, но и во вполне конкретном – записи сделали итальянка Мария Монтессори и русская Юлия Фаусек в день своего посещения корабля-приюта «Caracciolo», пришвартованного к причалу Beverello в неапольском порту. Тогда на борту корабля вместе с детьми из приюта посетительниц встречала еще одна замечательная женщина – Джулия Чивита Франчески (Giulia Civita Franceschi). А среди ребятишек – бывших беспризорников, щеголявших теперь в белых матросках, говорят, был и маленький русский мальчик.

Терпение и вера, любовь и волшебство. Идеи школы Сухомлинского
Елена Хилтунен

Терпение и вера, любовь и волшебство. Идеи школы Сухомлинского

Создавать настоящую школу – словно выращивать плодовый сад. Когда еще деревья станут плодоносить! В. Сухомлинский многие высокие цели воспитания понимал буквально: нравственность так нравственность, трудолюбие так трудолюбие. Они были для него простыми понятиями. Поэтому, когда он писал: «Мы стремимся подготовить наших питомцев к высоконравственным и эстетическим отношениям, построенным на дружбе и товариществе, на уважении всего подлинного в каждом честном человеке», именно это он и имел в виду.

О мультимедийной Энциклопедии монтессори-материалов, идее QR-кодов и открытых образовательных пространствах
Елена Хилтунен

О мультимедийной Энциклопедии монтессори-материалов, идее QR-кодов и открытых образовательных пространствах

Вторая по важности книжка Марии Монтессори, изданная в Италии и во Франции в 1916 году, называлась «Lautoeducazione» – «Самообучение». Самообучение или, говоря на современном языке, индивидуализация процесса обучения – вот о чем мечтала выдающаяся итальянка столетие назад. И следуя ее мечте, мы пытаемся создать современный мультимедийный продукт – Энциклопедию монтессори-материалов, поддерживающий классическое образование будущих монтессори-педагогов и всех желающих ознакомиться с содержанием специально подготовленных автодидактических монтессори-сред.

Следуя за М. Монтессори, попробуем превратить психологический инструментарий в автодидактические материалы
Елена Хилтунен

Следуя за М. Монтессори, попробуем превратить психологический инструментарий в автодидактические материалы

Начиная это исследование, мы обратились к одной из наиболее популярных в последние годы  диагностике маленьких детей – Мюнхенской функциональной диагностике, созданной немецкими учеными под руководством профессора Теодора Хельбругге в Мюнхенском детском Центре, где медики, психологи и педагоги работают, опираясь на принципиальные идеи Марии Монтессори. Если следовать этим принципам, предметы, которые окружают ребенка, должны представлять собой не просто игрушки, но некие дидактизированные психологические инструменты, данные детям в постоянное пользование. Вот мы и пытаемся определить, что это могут быть за предметы, и можно ли с их помощью оборудовать развивающие среды групп «Вместе с мамой». Сегодня речь пойдет о помощи детям в формировании функции языка и самостоятельности.

Да здравствуют, монтессори-бабушки!
Елена Хилтунен

Да здравствуют, монтессори-бабушки!

Монтессори-бабушки – это те, у кого внуки ходят в монтессори-садик. Или не ходят из-за отсутствия денег у молодых родителей, но бабушке очень хотелось бы, чтобы ходили. И вот наступает воскресное утро и в ее доме раздается звонок: «Ма! У нас непредвиденные обстоятельства. Можно мы к тебе твою внучку завезем? Всего на пару часиков! Ты там ее читать-считать научи, пожалуйста! А?»

«Психогеометрия» Марии Монтессори. Первое русское издание
Елена Хилтунен

«Психогеометрия» Марии Монтессори. Первое русское издание

Эта книга стала когда-то революцией в математическом образовании детей. Она была написана почти целый век назад, но и сегодня можно восхищаться, как математически красиво и вдохновенно Мария Монтессори представляла геометрию 9-12-летним школьникам. Каждый современный учитель математики да и обычный культурный человек должен прочитать «Психогеометрию» и внимательно рассмотреть 266 рисунков на ее страницах.

Игра или экспериментальный поиск? Секрет «Корзинки сокровищ» Элинор Гольдшмид. Биогенетический закон, или Н. Поддьяков против Д. Эльконина
Елена Хилтунен

Игра или экспериментальный поиск? Секрет «Корзинки сокровищ» Элинор Гольдшмид. Биогенетический закон, или Н. Поддьяков против Д. Эльконина

Психика маленького ребенка устроена так, что исследование пронизывает любую его деятельность, даже ту, которая взрослым напоминает игру, не принимается с должным уважением, а рассматривается как техника, которую можно использовать в работе с дошкольниками. Мало кто пытался спорить с именитыми российскими психологами на эту тему. В последние пятьдесят лет все принимали за истину, что главной и ведущей деятельностью детей до 6 лет является игра, а после 6-ти — учебная деятельность.

Почему лучше, когда  дети сначала учатся писать от руки, и лишь потом осваивают клавиатуру компьютера?
Елена Хилтунен

Почему лучше, когда дети сначала учатся писать от руки, и лишь потом осваивают клавиатуру компьютера?

Не теряем ли мы нечто важное, отказываясь от выведения букв собственной рукой и заменяя его печатью на клавиатуре? Этим вопросом, естественно, озадачились специалисты по нейробиологии и когнитивному развитию. Даже интуитивно мы чувствуем некую связующую нить между письмом от руки, вовлекающим мелкую моторику, и общим психическим развитием. А некоторые исследования напрямую доказывают эту мысль.

Сочинение как спонтанное проявление детского письма
Юлия Фаусек

Сочинение как спонтанное проявление детского письма

Многим известен факт, что корифей российской психологии Лев Семенович Выготский  критиковал метод Монтессори в части понимания ею развития у детей письменной речи. Выготский писал: «То, что Монтессори сделала в отношении двигательной стороны навыка письма, следует сделать и в отношении внутренней стороны письменной речи, ее функционального усвоения». Вероятно, Лев Семенович Выготский просто не знал этой стороны метода М. Монтессори.

Вольные игры детей
Елена Хилтунен

Вольные игры детей

Далеко не каждый, особенно из начинающих педагогов, решается устроить в монтессори-классе даже маленький игровой уголок, не то что открыть во время работы с материалом двери соседней "шумной" комнаты. Речь не идет о соотношении игровой и исследовательской деятельности детей – игра тоже может быть своеобразным исследованием окружающей жизни, – а именно о месте свободной сюжетно-ролевой игры и двигательной активности детей в контексте их пребывания в детском саду по системе Монтессори.

Секреты монтессори-материала «Цветные стерженьки»
Елена Хилтунен

Секреты монтессори-материала «Цветные стерженьки»

Ни для кого не секрет, что у разных преподавателей и авторов текстов по монтессори-педагогике описание презентаций материалов бывает разное. Порой указываются даже разные цели упражнений ребенка с материалом. В чем тут дело? Возможно, мы все по-разному воспринимаем внутренние смыслы материалов Монтессори. Но ведь важнее всего  не вспоминать записанную на лекции презентацию по пунктам: шаг 1, шаг 2 и т.д., а постараться самостоятельно вдуматься во внутренний смысл, которым обладает каждый автодидактический материал.

О свободе учиться, думать и действовать самостоятельно
Елена Хилтунен

О свободе учиться, думать и действовать самостоятельно

Для практики детсадовской жизни особенно важно, чтобы за дошкольными организациями осталась свобода выбора примерных основных образовательных программ, конкретизирующих их педагогическую и организационную работу. Это означает, что, например, детским садикам Монтессори не надо будет больше врать экспертам, говоря, что они работают по такой-то принятой в государстве программе, и прятать в кладовки монтессори-материалы, выставляя вместо них на полки плюшевых мишек и заводные машинки, потому что у них есть своя, утвержденная государством Программа "Детский сад по системе Монтессори". 

Путешествие в Италию через сто лет после Юлии Фаусек
Елена Хилтунен

Путешествие в Италию через сто лет после Юлии Фаусек

Повод для поездки в Италию был довольно призрачный – случайное (или не случайное?) письмо от Елены Амаро, которая уже несколько лет живёт недалеко от Милана со своим мужем неаполитанцем Кармине Амаро и двумя детьми - Стефанией и Ильей. Лена писала, что недавно познакомилась с замечательной, уже немолодой женщиной, Грацией Хонеггер Фрешко, которая была ученицей Марии Монтессори и окончила в 1950 году её учебный курс помощников младенчества. Госпожа Фрешко является директрисой и доцентом национальных курсов Монтессори в Италии. Под её руководством издаётся журнал «Тетради Монтессори». Она хочет знать о развитии Монтессори-педагогики в России и надеется на личную встречу. Просила не задерживаться с визитом, поскольку её годы берут своё.

Они прыгают через листок бумаги и носят предметы
Елена Хилтунен

Они прыгают через листок бумаги и носят предметы

Есть, по меньшей мере, два обстоятельства, которые требуют серьезного отношения к созданию подготовленных сред столь распространенных в последнее время детских групп «Вместе с мамой». Во-первых, в большинстве случаев эти группы претендуют на звание работающих по методу М. Монтессори, а это требует соответствия принципам педагогики великой итальянки.  Во-вторых, подготовленные среды должны предполагать комфорт и реальную помощь в естественном развитии детей, а  не только присмотр за малышами забавляющимися так называемыми «развивалками». 

Метаморфоз традиционной школы
Елена Хилтунен

Метаморфоз традиционной школы

«Школа – пространство самоопределения детей и взрослых. Такая школа призвана создать ученику условия для образовательного роста, для личностного самоопределения. Поднимаясь по ступеням возраста, он всякий раз индивидуально выбирает траекторию своего образования. Учитель помогает ему в самостоятельном пути постижения основ науки и культуры».
Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: ХХI век»

Цветы Люси Леттэр на детском столике в группе Монтессори
Елена Амаро

Цветы Люси Леттэр на детском столике в группе Монтессори

Человек принадлежит природе. Эта непреложная истина не может вызвать никаких споров. Но почему-то мы с каждым годом все больше и больше отворачиваемся от естественных законов природы и поворачиваемся лицом к цивилизации. Особенно в городах. Наши квартиры наполняются домашней техникой, детей, сидящих за компьютером, невозможно выпроводить на улицу, грибы и землянику мы покупаем в магазине, а не собираем на лесной полянке. Куда исчезли наши пришкольные участки с цветами и овощными грядками? 

История про транспозитор Монтессори
Елена Хилтунен

История про транспозитор Монтессори

Удивительное дело – читаешь труды М. Монтессори и каждый раз понимаешь: этого раньше не заметили и этого. Видимо, никто и никогда не сможет сказать, что знает, как надо делать, что единственно верно, «аутентично» методу Монтессори. Много лет то, придуманное ею, передавалось из уст в уста сотнями людей, приспосабливалось к разным эпохам, тем или иным мировоззрениям людей. Порой срабатывал испорченный телефон. И вот почему многие из тех, кто сегодня платит хорошие деньги за обучение методу, не подозревают, что именно предлагала сама Мария Монтессори и ее ближайшие коллеги по тем или иным вопросам образования.

Толкование детства как попытка понять его природу
Елена Хилтунен

Толкование детства как попытка понять его природу

Наблюдение жизни маленьких детей – одно из самых увлекательных и значительных занятий в жизни. Но в этом нет ничего особенного. С рождением первого ребенка тысячи родителей заводят специальные блокноты или альбомы, в которых словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами записывают трогательные мелочи становления своего малыша. Замечается то, что невозможно не заметить. Записываются забавные обороты детской речи, пристрастия, капризы и смешные поступки. Я тоже, помню, вела такой дневник...

Коллекция материалов для чтения  Юлии Фаусек. Современная трактовка. Часть 2
Елена Хилтунен

Коллекция материалов для чтения Юлии Фаусек. Современная трактовка. Часть 2

Свои карточки для чтения Юлия Ивановна Фаусек изготовила примерно в 1920-21 году после прочтения второго тома Марии Монтессори, который она получила годом раньше. Фаусек пишет об этом в работе «Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори» на стр. 178, издания 2007 года. Создавая современный вариант коллекции Юлии Ивановны, мы обратили на этот факт внимание, так как посчитали важным воспроизвести именно первые русские монтессори-материалы для чтения, а не адаптированные после многочисленных иностранных интерпретаций. По этому признаку наш вариант русской коллекции языковых материалов Монтессори не имеет себе равных в мире.