«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

наблюдение: 24 материала на сайте + 15 в учебной программе
«Жертва», «компьютер», «обвинитель» или «флюгер». На кого мы похожи? Опыт самого первого монтессори-тренинга учителей в России
Дмитрий Сороков

«Жертва», «компьютер», «обвинитель» или «флюгер». На кого мы похожи? Опыт самого первого монтессори-тренинга учителей в России

Статья написана в самом начале пути монтессори-педагогики в России - зимой 1991- 92 года. Ее автор: Дмитрий Георгиевич Сороков - профессор Московского государственного психолого-педагогического университета. В год написания этой статьи - аспирант. Фото сделал Алексей Трясков, члена Союза фотохудожников России. В год написания статьи - учащийся ПТУ. Но жизнь так устроена, что каждый человек когда-нибудь начинает. Начинает свой главный жизненный путь. Поэтому во все времена важна эта тема: кто мы? На кого похожи в начале своего пути.

Записки воспитателя монтессори-группы
Евгений Пепеляев

Записки воспитателя монтессори-группы

Евгений Пепеляев. Вот человек! Учился в Пермском государственном университете на физика. Потом — раз! — решил переучиться на психолога! Стал работать в детском саду под названием «Школа Рыцарей и Принцесс» и увлекся педагогикой Монтессори, так как сад работал по этой образовательной Программе. А недавно… Евгений победил во Всероссийском конкурсе «Воспитатель года России 2019». Он говорит, что главное в жизни — саморазвитие, а главное в людях — юмор и жизнелюбие.  

Учебные диалоги мамы с ребенком с точки зрения педагога-исследователя
Татьяна Обидина

Учебные диалоги мамы с ребенком с точки зрения педагога-исследователя

Не так-то часто нам удается пронаблюдать работу малыша вместе с его мамой. Ведь если группа названа «Вместе с мамой», то и наблюдать вдвое сложнее – сразу смотреть и настроение малыша, и поведение мамы. Как они взаимодействуют? Всегда ли согласованно? Кто доминирует и в каких ситуациях? Помогает ли мама своему ребенку или по неопытности мешает ему сосредоточиться? Как помочь им обоим?

Почему в школе Монтессори качество образования выше, чем в любой другой?
Елена Хилтунен

Почему в школе Монтессори качество образования выше, чем в любой другой?

Когда в Санкт-Петербургской монтессори-школе Михайловой начинали создавать начальную и основную школу, педагоги, большинство из которых были родителями детей этой школы, а прежде их малыши посещали монтессори-сад, – вполне понимали, что традиционный уклад школьного обучения придется изменить. 

Почему ребенку так важна тихая нежность матери? Выбери цитату.
Юлия Фаусек

Почему ребенку так важна тихая нежность матери? Выбери цитату.

Когда-то, работая с участниками учебного курса по основам педагогики Марии Монтессори в Герценовском университете, мы начинали занятие с изучения ее авторских текстов. Прием был простой. Я раздавала всем листочки или книжки с трудами Монтессори, предлагала выбрать любую цитату и доказать, что именно она является актуальной в наши дни. Затем каждый из участников вставал и произносил небольшой спич с доказательством выбранной цитаты. И вот только теперь я осознаю точность такого приема. Участники наших учебных Программ журнала «Монтессори-клуб» начали сами присылать мне наиболее понравившиеся им цитаты Монтессори, которые помогли им понять решение проблем, которые прежде казались неразрешимыми. (Е.А. Хилтунен)

Как можно за час увидеть настоящую педагогическую поддержку ребенка в группе?
Вероника Кузьмина

Как можно за час увидеть настоящую педагогическую поддержку ребенка в группе?

Наблюдать мне всегда нравилось. Всматриваться во что-то, чтобы подумать, сопоставить факты и сделать свое открытие. Вот вроде тебе никто про это не сообщал, но ты что-то такое подметил, чем объяснил поступок, слова, явление. Педагогическое наблюдение и вовсе полно открытий. Причем открытия эти про детское развитие, а значит позволяют объяснить не только то, что происходит здесь и сейчас, но и предположить, что будет дальше с детьми которые проводят время в наблюдаемых тобой условиях. И от этого тем более захватывающим становится  процесс наблюдения.

Рассказ о нашем доме, который меняется с возрастом детей
Марина Агабабян

Рассказ о нашем доме, который меняется с возрастом детей

Меня зовут Марина. Я монтессори-педагог, работаю с детьми от рождения до 3 лет. А еще я мама троих детей. Моей младшей дочке Авроре недавно исполнился 1 год. Три года назад я увлеклась монтессори-педагогикой, и после соответствующего обучения мы вместе с сестрой открыли монтессори-центр «Умный Птах». Тогда я и представить себе не могла, что смогу воплотить в жизнь идеи домашней монтессори-среды у себя дома. Хочу поделиться с читателями журнала опытом нашей семьи и надеюсь, это поможет будущим и настоящим родителям отбросить предрассудок, что метод Монтессори не осуществим в наших квартирах, в наших климатических условиях и при нашем менталитете. Я, мама из Сибири, хочу вас в этом переубедить.

Наблюдения и открытия
Ольга Петрова

Наблюдения и открытия

Как важно родителям включаться в наблюдения за жизнью своих детей не только в домашней обстановке, но и в среде детского сада. Особенно в обстановке свободной работы, организованной в детском саду Монтессори! Здесь все будто специально приспособлено для таких наблюдений со стороны – и лучше с блокнотом в руках. Автор этого текста (можно сказать, дневниковой записи) просто пришла однажды по приглашению педагогов (как она пишет) «на наблюдение», чтобы попытаться совершить свое маленькое, но такое важное открытие секрета детства.

Откуда берутся умные дети
Татьяна Строганова

Откуда берутся умные дети

От чего зависит развитие ребенка? Природа и воспитание, врожденное и приобретенное, генетическое и средовое… Это дихотомия, в которой люди мыслили много веков. Просто в ХХ веке, как точно подметила выдающийся генетик ХХ века Сюзан Ояма, в массовом сознании термин «гены» заменил «маленького человечка», который крылся в сперматозоиде у «спермистов» или в яйцеклетке – у «оваристов», а потом «развертывался в младенца».

Обнаружить физиологический субстрат того, что раньше было доступно психиатрии только и исключительно в поведенческих проявлениях, значит найти потенциальную «мишень для вмешательства»: шанс на коррекцию. На самом деле все происходит иначе.

Деревянные куколки из комплекта «Игровая терапия»
Галина Якуничева

Деревянные куколки из комплекта «Игровая терапия»

В монтессори детском саду «Олененок» города Оленегорска Мурманской области решили не отказываться от работы с особенными детьми, постепенно интегрируя их в обычные детские группы. Но при этом помогать им поручено дипломированному психологу-аналитику и терапевту. А кроме того, для таких детей там разработали специальный диагностический материал, который помогает специалисту внимательно наблюдать и постоянно оценивать и корректировать ход развития ребенка. Перед Вами методическая разработка необычного материала, который основан на принципах игровой терапии, известной в психоаналитической практике еще со времен Зигмунда Фрейда.

Моет стол и пишет буквы – какая связь?
Олег Ефимов, Виктория Ефимова

Моет стол и пишет буквы – какая связь?

Мысль о том, что будущие проблемы с чтением и письмом в школе могут быть предсказаны путем наблюдения за тем, как ребенок ест или прыгает на одной ножке, достаточно необычна для традиционной отечественной педагогики. В то же время в этом нет ничего неожиданного, если мы говорим о педагогике М. Монтессори.

Мария Монтессори о методе наблюдения с иллюстрациями Юлии Фаусек
Мария Монтессори

Мария Монтессори о методе наблюдения с иллюстрациями Юлии Фаусек

Мы решили познакомить читателей журнала с некоторыми страницами тетрадей наблюдений Юлии Ивановны Фаусек, сделанных в период до 1921 года. Как раз в это время она опубликовала в первом номере журнала «Просвещение» свой перевод главы «Подготовка учительницы» из второго тома работы М. Монтессори «Метод научной педагогики», который можно считать предисловием к наблюдениям самой Фаусек за свободной работой детей ее детского сада с монтессори-материалами.

Про День тишины и аромалото
Алена Митина

Про День тишины и аромалото

Алена Митина — по образованию архитектор, но, став мамой, работает ассистентом монтессори-педагога в группе детей от 2 до 6 лет. Алена рассказывает в социальных сетях только о том, что опробовала на себе. Этот опыт хорош тем, что дает нам множество поводов для размышлений. Приглашаем вас к обсуждению.

Размышления о ритмизации жизни монтессори-группы
Татьяна Ермолина

Размышления о ритмизации жизни монтессори-группы

Абсолютно все в мире подчинено определенному порядку, а потому ритмично: времена года меняют друг друга, проходит ночь, за нею следует день. И человек, подчиняясь этим повторяющимся ритмам природы, пробуждается по утрам, приводит себя в надлежащий вид, ест, работает, учится, спит, и так продолжается снова и снова. Музыка окружающей природы – леса, моря, гор, динамичные энергии города – вся эта звуковая палитра наполнена ритмами, живыми пульсациями. Любое нарушение, сбой установленного порядка вносит в нашу жизнь дисбаланс. А если говорить о ребенке, то под воздействием таких сбоев могут разрушаться самые основы детской жизни, космический план его развития.

Монтессори-­математика  и мышление. Каковы образовательные  результаты?
группа авторов

Монтессори-­математика и мышление. Каковы образовательные результаты?

Ключевые результаты монтессори-педагогики связаны с нормализацией, и про математику и мышление редко говорят и педагоги, и родители. Математика чаще всего описывается с точки зрения умения считать, складывать/умножать большие числа.

«Школа нужна не тем, кто в нее ходит…»
Борис Бим-Бад

«Школа нужна не тем, кто в нее ходит…»

Хотим мы того или нет, но жизнь любой из наших групп Монтессори протекает в тех обстоятельствах, в которых находится образование нашей страны в целом. А обстоятельства эти, к сожалению, не всегда радуют нас. Погоня за всеобщей коммерциализацией и обогащением затмевает заботу взрослых о собственных детях, искажает и обесценивает истинные человеческие ценности. Видно, как падает уровень культуры и образования людей. Надо быть готовыми к подобному повороту событий и, что бы ни происходило, держаться на плаву.

Уроки весенней педагогики
Елена Литвяк

Уроки весенней педагогики

Школа для ребёнка…  Казалось бы, для кого же ещё? Но во многих случаях получается «школа для учителя», «школа для родителей», «школа для инспектора», но только не для ребёнка.  Школа для ребёнка – обязательно маленькая, где он знает всех хотя бы в лицо, а то и по именам, и все знают его.  Не теплицы, где взращивают избранных, но сообщества разных, и притом братства этих разных, общины с единым духом. Для этого и класс в такой школе – разновозрастный в пределах одной возрастной группы, чтобы дети учились друг у друга.

Ошибки свойственны каждому, ведь мы же не хотим претендовать на свое полное совершенство?
Виктория Гуреева

Ошибки свойственны каждому, ведь мы же не хотим претендовать на свое полное совершенство?

«Нормализация» – термин, типичный для педагогики Монтессори, но мало понятный в современном научном мире. Если рассматривать нормализацию, как некое приведение состояния человека в норму, то у детей этот процесс можно увидеть, и можно найти способы его оптимизации. А у взрослых? Взрослые, наверное, могут рассматривать нормализацию, как процесс поиска своего индивидуального решения той или иной жизненной ситуации, согласование внутреннего мира с внешним, достижение спокойствия собственной души. 

Воспитание наблюдательности
Андрей Русаков

Воспитание наблюдательности

Что нужно, чтобы научиться разгадывать тайны природы? Прежде всего надо научиться эти тайны замечать. Дети по своей природе любознательны. Они любят не только задавать вопросы, но и искать ответы на них. Необходимо лишь разбудить интерес к подобной деятельности, поддержать поиск ребенка, его фантазию. И вообще отнесемся с пониманием к первым самостоятельным исследованиям детей.

Толкование детства как попытка понять его природу
Елена Хилтунен

Толкование детства как попытка понять его природу

Наблюдение жизни маленьких детей – одно из самых увлекательных и значительных занятий в жизни. Но в этом нет ничего особенного. С рождением первого ребенка тысячи родителей заводят специальные блокноты или альбомы, в которых словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами записывают трогательные мелочи становления своего малыша. Замечается то, что невозможно не заметить. Записываются забавные обороты детской речи, пристрастия, капризы и смешные поступки. Я тоже, помню, вела такой дневник...

Про маленькую химическую реакцию в миске с тестом
Татьяна Обидина

Про маленькую химическую реакцию в миске с тестом

В одном из прошлых номеров журнала мы рассказывали, как наши герои Настя, Мартин и Бруно с удовольствием готовили настоящие монтессорийские завтраки и ужины. Те самые, которые были описаны самой Марией Монтессори в книжке «Дом ребенка. Метод научной педагогики», правда, более современные. Очень скоро мы поняли, что читатели согласились с нами в том, что дети обожают работать за кухонным столом. В редакцию стали приходить их записки с подобными историями. Сегодня вместе со своей мамой яблочный пирог – шарлотку - готовит симпатичный мальчик Витя, который почему-то забыл надеть фартук и засучить рукава. Но он так серьезно относится к своей стряпне, что, конечно же, мы простим ему эту незначительную неточность в работе. 

Такая книжка, чтобы в конец не заглядывать
Анатолий Цирульников

Такая книжка, чтобы в конец не заглядывать

Зачем дети ходят в школу? Это мы так думаем, что учиться. А вот как показывают исследования, многие дети как бы обмениваются со школой, подписывают негласное соглашение: ладно, мы будем ходить, выполнять ваши требования в обмен на общение с друзьями и сверстниками, на жизнь на переменках… Именно эта школа, которая уходит как песок сквозь пальцы (и запоминается на всю жизнь), привлекает их, а мы вместо того, чтобы сделать это пространство пространством совместных действий, топчемся на своем пятачке, который им навязали. Так чего же мы хотим? 

Тихий подземный переход
Анатолий Цирульников

Тихий подземный переход

Эти короткие рассказы автор записал, подглядывая, а иногда провоцируя на слова и действия одиннадцатилетнюю дочку и ее немногочисленную компанию детского и взрослого возраста, которая маялась в дачном поселке во время нахлынувшей вдруг летом невыносимой, библейской, можно сказать, жары и гари. 

Маленькие истории
Елена Литвяк

Маленькие истории

Эти истории впервые были опубликованы в журнале «Домовая книга», который в единственном экземпляре  выпускали учителя и воспитанники Московского Дома Марии Монтессори (был в начале 1990-х и такой дом).