«Золотая Коллекция»
Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.
Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике
Детские игры в слова, или Завоевание языка
...На
маленьком рынке распродаж один человек продавал за копейку старые
цветные коробки для карточек, очень похожие на грамматические коробки М.
Монтессори. Теперь таких не делают – яркие, фанерные, со специальными
отделениями для названий частей речи. Продавец не знал их историю, но мы
решили купить у него эти коробки и, придя домой, выяснить их
принадлежность к методу Монтессори.
«Лучшее, что можно сделать для людей, – это научить их самим себе помогать»
Мы снова и снова преодолеваем океан времени и возвращаемся к истокам гуманистической педагогики, без которых невозможно постигнуть гуманистическую парадигму современного образования. Имя швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци, жившего в конце VIII - начале XIX века, в этом контексте звучит пророчески. Песталоцци впервые стал рассматривать ребенка как самостоятельно растущее и развивающееся существо и сделал акцент на природосообразности воспитания, а обучение - как естественное, а не придуманное взрослыми движение от конкретного, чувственного созерцания к познанию и абстракциям. Если бы мы заменили в старинных текстах Песталоцци слово «созерцание» на современное слово «наблюдение», то все его идеи показались бы нам необыкновенно близкими идеям педагогов-реформаторов начала ХХ века, среди которых были Мария Монтессори в Италии и Юлия Ивановна Фаусек в России.
Взрослый и ребенок в новом образовании
Перед вами типичный документ 1931 года, переданный Марией Монтессори для перевода на румынский язык и публикации Илие Сулеа Фиру (профессору Бухарестского университета, который был ее учеником на Международном курсе в Риме в 1931 году). М. Монтессори часто передавала переводчикам свои работы или неопубликованные лекции для последующих публикаций. В них она говорила о вещах уже известных, но выраженных немного в другом свете. Этот документ был передан Грации Хонеггер Фрешко самим Сулей Фиру во время ее поездки в Бухарест и хранится в ее архиве. Недавно Грация опубликовала его в своем журнале «Тетради Монтессори». Мы тоже решили предложить этот текст своим читателям с ее разрешения.
Русское чтение. Метод барона Корфа
Удивительное дело! Оказывается, Большой подвижный алфавит М. Монтессори с его презентацией и упражнениями, а также смысл ее трехчастных печатных карточек для чтения, описал в год ее рождения (1870), то есть ровно 150 лет назад, в своей книге известный по тем временам русский общественный деятель, педагог и публицист, организатор земских школ барон Николай Александрович Корф!
Надо ли отрывать детей от компьютера? Айфоново детство
Ясно, что монтессори-педагогам вряд ли понравится эта статья. Судя по реакции на публикации ФБ о новых программах по мотивам монтессори-материалов для айпадов и гаджетов, наши монтессори-педагоги настроены консервативно. Говорят, компьютер отрывает детей от реальной жизни, вредит визуальному и тактильному восприятию мира – словом, полчаса с айфоном в руках – и достаточно! Но и реакция профессиональных психологов о пользе и вреде компьютерного притяжения не однозначна. Давайте все-таки хорошо взвесим все «за» и «против». И если все-таки хоть какое-то доверие к цифровым играм с монтессори-материалом возникнет, попробуйте присоединиться вместе с детьми к нашему цифровому классу.
О новом образовании, о том, во что верят дети, и о любви
История с географией и телескоп Монтессори
«Никогда не останавливать чудесное детское сознание! Оно способно восхищаться. Особый дар детского сознания – это та, особая чувствительность, которая необходима, чтобы испытывать чувство восхищения окружающим миром. Даже в математике и в геометрии доктор Монтессори стремилась к бесконечности, чтобы ей восхититься. Прибавь к единице еще единицу, и еще одну единицу. Когда мы должны остановиться? Никогда. Мы можем не останавливаться никогда!» (Из книги Анны-Марии Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори» стр. 158-159)
Школьная экспертиза - не чужой глаз, а совместная созидательная работа
В любые времена, когда создавалась новая концепция образования (для всех или для отдельно взятой школы/дошкольной организации), ее авторам особенно важно было, чтобы последователи в порыве вдохновения или собственного неуемного творчества не исказили и случайно не запятнали суть их концепции, основных смыслов нововведений. В гуманитарной сфере люди стараются защитить свои открытия, создавая оградительные стандарты и франшизы для пытающихся повторить их способы действия. Но в то же время, если дело касается экспертизы уклада школьной жизни, приходится учитывать, что нет и не может быть двух одинаковых стандартных образовательных организаций, как нет и двух одинаковых детей или взрослых людей.
Интеллект по наследству. Как гены и среда влияют на уровень интеллекта
При определении своих детей в детские сады и школы Монтессори родители чаще всего руководствуются их хорошей репутацией с точки зрения развития в детях интеллектуальных способностей в специально организованных для этого предметных средах. Но потом часто оказывается, что далеко не каждый ребенок за отведенные ему годы ученья может эти среды освоить. Тогда и родители, и педагоги разочаровываются в методе Монтессори и создают вокруг него различные мифы. Они, видимо, забывают, что кроме умной образовательной среды есть еще и фактор генетических влияний на интеллект ребенка. Как гены и среда влияют на уровень интеллекта?
STORY-Монтессори
Появление и развитие монтессори-организаций в нашей стране, как правило, связано с материнскими инициативами. Познакомившись с идеями М. Монтессори, многие из родителей принимают решение получать образование и открывать свой монтессори-центр. Стройность и гармоничность педагогики М. Монтессори настолько вдохновляют нас, создателей, что хочется всех вокруг вовлечь в орбиту монтессори-знаний. Но как это делать эффективно и современно? Как развивать идеи М. Монтессори в пространстве всего нашего общества? Оказалось, один из успешных способов – это рассказывание историй в жанре сторителлинга. Термин, давно известный в психологии, коучинге и менеджменте.
Взмах пилы и решение дизайнера. О внутренних смыслах монтессори-материалов
Монтессори-материалы производят сегодня сотни фабрик во всем мире. У многих материалов иной, чем в старые времена, дизайн, не всегда одинаковый цвет и размер, очень разная стоимость. Но отчего же наши монтессори-педагоги с таким пристрастием и так тщательно относятся к каждой детали предлагаемого товара? Почему своеобразные умные игрушки, придуманные Марией Монтессори, живут уже второе столетие и не собираются умирать, как это произошло с тысячами других дидактических пособий? И ведь стоимость монтессори-материалов во все времена была и остается высокой. Как это случилось, что наши дети так обожают строить обыкновенную розовую башню из кубиков и передвигать с места на место призмы призмы коричневой лестницы? В чем их секрет?
Каков должен быть материал по количеству и качеству
Во многих российских начальных школах Монтессори, войдя в классную комнату, можно увидеть обилие дидактических материалов, сложенных пачками на полках и беспорядочно разбросанных листов бумаги, открытых тетрадок и пеналов на рабочих столах детей. Создается впечатление, что на предыдущей ступени образования дети так и не приучились к порядку общей свободной работы, и внимание их блуждает в общении с друзьями. Дети будто бы и не собираются концентрироваться на учебной деятельности. Ясно, такое положение дел не может радовать ни педагогов, ни родителей. Концентрация, концентрация и еще раз концентрация – вот главное отличие самостоятельных занятий школьников в школе Монтессори.
Экспериментальная психология и школьные правила Гербарта
Очень серьезная тема: ради чего учитель учит детей и кто на самом деле отвечает за их образование? Каковы, можно сказать, негласные очертания школьных правил, крепко засевших в наше сознание со времен Гербарта и невидимой нитью опутавшие представления людей об истинной научной педагогике и нашей роли в ней? Мы решили на этот раз выложить в журнале несколько цитат из второго тома избранных трудов Марии Монтессори. Надеемся, наши читатели найдут в них ответы в том числе и на вопросы, весьма актуальные в наши дни, особенно связанные со смыслами тех или иных научно-педагогических направлений, развивающихся в сегодняшней школьной жизни.
Целый мир вокруг тебя и в тебе самом. Большие Истории
Все больше возникает в нашей стране начальных монтессори-школ. И вместе с
ними рождаются вопросы, как все-таки работать учителю с детьми после 7
лет в условиях современной школы, современной системы образования.
Подходит ли детям, переступившим порог шести-семилетнего возраста и
посещавшим детский сад Монтессори, линейная система преподавания учебных
дисциплин от параграфа к параграфу, как это традиционно происходит в
обычной школе? Еще сто лет назад Мария Монтессори была убеждена, что
нет, не подходит! Тогда что же должно составлять основу школьной жизни
детей? Об этом статья монтессори-педагога Леры Елецкой из
Санкт-Петербурга.
Заботясь о своем благополучии, мы учим детей заботиться о себе
Эта статья посвящена содержанию образования монтессори-педагогики. Вернее, той его части, которая относится не к педагогике взаимодействия взрослых и детей, а к подготовке педагога к работе с детьми. Кажется: необычная постановка вопроса – думать не о детях, а о самом себе. Но это оказывается чрезвычайно важным, когда мы в какой-то момент начинаем понимать, что наше психологическое здоровье во многом влияет на благополучную нормализацию детей и успешное сотрудничество с ними.
Что означает быть монтессори-педагогом? Или о компетентностях нашей профессии
Грустно констатировать, что в последнее время наша школа все больше
стала походить на территорию, огороженную колючей проволокой мало
исполнимых требований, тотального оценивания и мелочного контроля.
Учитель боится отступить от спущенной сверху программы (вдруг дети потом
ЕГЭ не сдадут!), воспитатель детского сада отказывается перевести детей
через дорогу в сквер (вдруг машина не остановится, собака залает
или...). Обыденная речь в учительских пополнилась словами «стандарт»,
«компетентность», «оценка качества», «технологии», «мультимедийный
контент», «эффективный», «прогрессивный»... Педагоги не знают, за что
хвататься. А им все «спускают» и «спускают» то одно, то другое.
Но
если не воспитывать друг друга, а в корни взглянуть, окажется, нет
ничего мудрее и надежнее первоначальных истин, переданных нам по
наследству в письменных заветах гениальных предшественников. Там все
просто, тонко и глубоко – не прибавишь, не убавишь. Там про нашу с вами,
коллеги, профессию и отношение к детям. И все по совести, а не из-за
контроля и надзора.
Не учите меня жить!
Страсть к воспитанию — одна из самых необоримых человеческих страстей. Каждый из нас заканчивал домашнюю педагогическую академию, каждый вроде бы знает, как надо воспитывать — так же, как и меня растили! И вдруг с удивлением мы обнаруживаем: то, что легко получалось у моей мамы, не получается у меня с моими детьми! А раз так, я делаю вывод: «Мои дети хуже, чем я был в их возрасте! Дети испортились!». На самом же деле и дети не стали хуже, и мы, родители, ничуть не слабее. Просто другие теперь условия жизни, а потому наших детей надо воспитывать не так, как воспитывали нас и наших сверстников.
Наше парадоксальное сообщество
Перед вами текст, больше похожий на Манифест гуманистической педагогики, чем на обычную журнальную статью. Американка Донна Брайант Гоертц (Donna Bryant Goertz) взволнованно выразила суть, смысл и миссию многих монтессори-педагогов мира. Эти люди, вдохновленные гением и трудами выдающейся итальянки, встали на путь принципиального преобразования нашего исторически сложившегося отношения к детям и к самим себе. Так пусть же этот Манифест в России станет нашим обещанием не сходить с выбранного пути, как бы нам ни было трудно!
Отступить на задний план, поддержать, пробудить интерес, оказать помощь
«Голос ученика необходим в постановке целей и определении средств
образования, что предполагает не только равные права, но и совместно
принимаемые обязанности. Ученик постепенно, шаг за шагом, берет на себя
все большую ответственность за то, что с ним происходит, за собственное
личностное развитие и за то пространство, в котором он обитает.... Школа
формирует такую картину мира, такую систему ценностей, которая
нацеливает на это. Но предлагает ученику некоторые готовые инструменты,
хотя главное – научить создавать новые, чтобы поставленная задача была
решена».
Счастье мало зависит от внешних обстоятельств, но много - от состояния нашей души
В итальянском художественном фильме о Марии Монтессори «Жизнь ради детей»
есть такой потрясающий кадр: дети из психиатрической клиники, где
проходила практику молодая Мария Монтессори, без разрешения врачей, но
вместе со своей замечательной практиканткой выбежали во двор – под
проливной дождь. Они прыгали, смеялись, весело кричали, даже пели. Они
носились по двору, обнимая друг друга и радуясь потокам блестящей на
солнце воды, внезапно пролившейся на них с неба. Монтессори смеялась и
прыгала под дождем вместе с детьми. Кажется: что еще надо для счастья?! …
Потом пришли главные врачи и … отправили всех детей по палатам, а Марию
Монтессори отчитали за непозволительные действия с пациентами клиники…
Четыре маленьких истории про то, как мне вдруг стало ясно...
Учиться у детей никогда не поздно. В последнее время мы совершенно
забыли эту истину. Нам говорят – чтобы тебя уважали, как педагога, надо
накопить денег и пойти на специальные курсы, где лекции читают доктора
наук и лучше – иностранные. Главное получить серьезный Диплом. А уж
потом идти работать к детям. Но вот вопрос: у каких профессоров
педагогики училась, например, Юлия Ивановна Фаусек? Какие у нее были
иностранные дипломы? Она отвечает нам на него каждой строчкой своих
книжек. Ее главная педагогическая школа – дети, с которыми она
ежедневно работала.
Приезжали американцы. Учились в «Бодрой жизни», как воспитывать своих американских детей
В начале ХХ века в образовании России, так же, как и во всем мире, царило ожидание в высшей степени важных перемен. Впрочем, кажется, так всегда и бывает: в первую четверть каждого века происходит самое главное. А затем это главное разрабатывается людьми нового поколения. Нам стоит внимательнее вглядеться в историю. Она имеет обыкновение повторяться, но в новом - более совершенном - качестве.
«Я не всегда еще могу понимать тебя, но я могу понимать вещи, которые ты выбираешь для меня»
В монтессори-школе, как и в детском саду, воспитывает среда. Эту простую педагогическую истину мы порой забываем, так как о ней никогда не говорилось в наших педагогических университетах. Там мы старательно изучали методики преподавания школьных предметов, а не организацию уклада класса и создание условий свободной жизни детей. Вот почему нам теперь так трудно разобраться в педагогических возможностях специально подготовленной среды для детей школьного возраста.
«Неожиданно я поняла: это и есть настоящая школа»
Об этой школе в Италии выдающийся теоретик педагогики начала прошлого века Адольф Ферьер сказал так: «Глядя на Вашу школу, как будто смотришь в просвет приоткрытой двери в образование будущего. Вы опередили на тысячу лет нынешнюю цивилизацию».
Школа будущего - школа работы
Почему Мария Монтессори называла детскую игру словом «работа»? На каких
основаниях альтернативные педагоги ее времени пытались заменить «школу слушания» на
«школу работы»? Почему в ЮНЕСКО, определяя способ педагогического мышления ХХ века, было решено рядом с именем Марии Монтессори, Джоном Дьюи и Антоном Макаренко поставить имя Георга Кершенштейнера? Попробуем разобраться.
Том Сойер против стандартизации
С годами складывается доверие к людям, которые высказывают мысли,
созвучные твоим, и особенно к тем, кто делами своими и поступками
подтверждал и подтверждает эти мысли. Любой монтессори-педагог может
высказать свое согласие и глубокую поддержку гуманистическим идеям
выдающегося педагога нашего времени Шалвы Александровича Амонашвили о тревоге за состояние современной школы и о смыслах
гуманной, вдохновляющей педагогики, которым еще предстоит завладеть
душой и сердцами учителей и родителей наших детей.
Воспитание доверием
Конечно, вам, дорогие читатели, известно имя автора этой публикации. Мы не знаем более мудрых и тонких слов, обращенных к взрослым людям с
требованием неустанных попыток понять мир детства. Мы читаем тексты
Симона Львовича Соловейчика и всматриваемся в зеркало собственных
ежедневных и ежечасных педагогических ситуаций, узнаем их, будь мы
родители или профессиональные наставники маленьких и старших детей. В
этих текстах нет прямых советов или наставлений, но стиль их таков, что
невозможно отказаться от точного вывода, заключенного в любом эпизоде. В
этом состоит удивительный литературный талант Симона Львовича.
Не бойтесь разрушить зло. Мы должны бояться разрушить только добро
Мы еще и еще раз обращаемся к пониманию смыслов работы монтессори-педагога с детьми. Нам важно точно знать, как предлагала Мария Монтессори поступать наставнице или учительнице в сложных ситуациях. Что делать, если дети не прекращают беготню по классу, мешая работать остальным? Как водворить рабочую тишину в классе? Что сделать, чтобы ребенок не брал с полки один материал за другим, а концентрировался на одной работе до полного и глубокого ее освоения и осознания? Все это вопросы, постоянно возникающие не только у начинающих монтессори-педагогов, но и у немало лет работающих. Вот почему сегодня мы снова открываем страницы книги М.Монтессори и читаем оставленные нам в наследство ее мудрые и точные строки.
Устная история в начальной школе. Пример интересного содержания и необычного учебного плана
Лицей «Ковчег» знают очень многие российские педагоги и родители. Его директор – Рустам
Иванович Курбатов – замечательный наблюдатель жизни детей и тонкий
ценитель педагогического труда учителей. И еще он настоящий писатель и
умеет все, что наблюдает, выразить в увлекательном и остроумном тексте. Предлагаем описание работы детей на
уроках, которых в обычной начальной школе не предусмотрено. Но почему бы
смелым монтессори-педагогам не попробовать ввести устную историю в
классах детей 6-12 лет начальных монтессори-школ, как это предлагают
учителя лицея «Ковчег»? Это ведь с натяжкой можно назвать уроками.
Как я понимаю свободу в образовании и воспитании
Имя автора этой статьи читателям нашего журнала, конечно, знакомо.
Академик РАО Борис Михайлович Бим-Бад неоднократно отвечал на наши
вопросы, и многие из нас не раз открывали в интернете его официальный
сайт www.bim-bad.ru. Но, может, одной из самых острых проблем
сегодняшнего образования является проблема свободы в обучении и
воспитании детей. Не так-то просто изменить сознание нашего
учительства и перейти от традиционного урока к предоставлению детям
свободы и самостоятельности в их учебной деятельности. Борис
Михайлович предлагает нам свою точку зрения по этому поводу.
Метод наблюдения и скрытая метафизическая закономерность
М.Монтессори была убеждена, что на пути монтессори-наставницы неизбежно случается «посвящение». Без «посвящения» деятельность может остаться механистической, приводить к разочарованиям, не давая возможности выйти на другой уровень в работе с детьми. Если попытаться выделить главные смыслы «посвящения», то это обретение педагогом подлинного интереса к индивидуальности и неповторимости каждого ребенка, готовность помогать детям в процессе строительства ими своей личности, и, конечно, овладение методом наблюдения.
Педагогика сотрудничества детских садов REGGIO EMILIA
Об этом педагогическом направлении дошкольного образования мало знают в
России, но оно популярно в Италии. Педагогика Реджио Эмилия ярче других
показывает воплощение в дошкольном образовании парадигмы педагогики
сотрудничества взрослых и детей. В тяжёлое послевоенное время сороковых
годов прошлого века родителям приходилось много работать, а детей не с
кем было оставить. Тогда община городка Реджио-Эмилия в северной Италии
основала детский сад, которым стали коллективно управлять родители. Если
дети хотели строить пиратский корабль, то к ним приходили ремесленники.
Кукол они мастерили с портнихой, а как печется хлеб, им объяснял
пекарь.
Как на самом деле дети относятся к сказкам?
Вопрос о сказках часто встает среди Монтессори-педагогов и
Монтессори-родителей. Как все-таки поступать: рассказывать или не
рассказывать детям сказки? Ортодоксы говорят: «Монтессори была против
сказок». Значит, по стандарту в детском саду по системе Монтессори
сказки рассказывать нельзя. И нечего тут объяснять. Это так, потому что
так правильно. В предлагаемой цитате одной из работ
Юлии Ивановны Фаусек она интерпретирует свои
наблюдения за поведением детей в отношении интересующей ее темы.
Ребенок между миром чувств и миром представлений
Историю детства взрослые часто знают довольно хорошо – многочисленные
мемуары великих людей и собственные воспоминания надежно хранятся в
памяти. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что существует не
только привычный нам мир детской истории, психологии, медицины, но и мир
географии детства и даже физики. Как жаль, что у нас всегда так мало
времени, чтобы наблюдать и прислушиваться к той жизни, которая
происходит в детской, во дворе, в классе. А сколько удивительных,
неизвестных островов можно было бы открыть, склоняясь чаще над картой
детского мира!
Наши в Финляндии в 2008-м. Что-нибудь с тех пор изменилось?
Одиннадцать лет прошло с тех пор, как в московский клуб «Монтессори-Сити» приезжали наши финские коллеги. Мы показывали им тогда московские садики Монтессори, ходили на Красную площадь, пили чай у Елены Васильевны Ситиной, словом, знакомились. А потом стали мечтать о следующей встрече. И вот она состоялась. Теперь уже на финской земле, в Хельсинки.
Освобождение ребенка
Ситуация жесткого отношения к детям и их образованию в последние годы в нашей стране все усиливается. Образование становится средством бесконечных требований к детям и учителям, контроля, экзаменов, рейтингов и общего закрепощения школы. Ясно, что при таком положении дел в обществе не может не расти недовольство подобным порядком вещей. Как и в начале прошлого века, сегодня все выше вздымается волна альтернативных подходов к воспитанию и образованию и на поверхность всплывают идеи свободного воспитания и свободной школы. Именно эти идеи могут и уже начали реально служить современной альтернативой педагогике. В таком контексте особенного внимания заслуживают труды русского педагога-теоретика и ученого Константина Николаевича Вентцеля, который в 1917 году написал одну из первых в мире Декларацию прав ребенка, где провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права.
Как выглядят «персонализированные» школы Нового Орлеана. Массовый эксперимент, который мало кто заметил
Эта статья молодой американской журналистки Шарон Лурье, которая волей судьбы, когда ей было 3-4 года, посещала один из первых российских монтессори-садиков, нам представляется важной. Потому что все мы, какую бы педагогику ни исповедовали, – люди уже наступившего цифрового века, а наши дети не только живут в мире интернета, они родились в цифровую эпоху. Любые запреты и угрозы выбросить за окно детской комнаты компьютеры и телефоны, а вместо них наполнить шкафчики деревянными кубиками и стерженьками с золотыми бусинами все равно не спасут наших детей от цифровых – как сказала бы М. Монтессори – «автодидактических материалов».
Как итальянские дети считают деньги
Во втором томе своей «Научной педагогики» М.Монтессори писала, что
настоящая математика в детском возрасте начинается со счёта денег.
Примерно в 6-7 лет, особенно мальчишки, начинают подсчитывать свои
карманные расходы. Они пока не умеют копить деньги на приобретение
дорогих игрушек, о которых мечтают, но подходит время, когда родители
будут отправлять их в магазин за хлебом и молоком, а для этого надо
научиться считать деньги. Оказывается, есть материалы Монтессори,
которые помогут им в этом. Например, таблица целых чисел и
десятичных дробей.
Белый теплоход или открытие педагогических островов
Этому альбому фотографий - моих и замечательного фотографа и педагога Владимира Строковского - почти 20 лет. Они были сделаны во время путешествия по Волге и Оке на белом теплоходе «Н.Г. Славянов». Именно там газета «Первое сентября» по предложению Артема Соловейчика устроила в августе 2001 года II Международный Фестиваль «Школа для ребенка».
Как оценивать наше педагогическое мастерство? Приглашаем поделиться опытом
Чтобы стать мастером своего дела, надо стать мастером в вопросах своей души
Метод Монтессори должен развиваться!
Кто такой монтессори-педагог? Он, прежде всего, часть окружающей детей среды. Очень серьезная ее часть. От того, как он наблюдает, что видит в детях, зависит очень многое. Качество этого виденья, в свою очередь, зависит от личности педагога. Наблюдению, умению управлять своим вниманием и своими ожиданиями необходимо долго учиться в собственной практике с детьми.
«Школа нужна не тем, кто в нее ходит…»
Хотим мы того или нет, но жизнь любой из наших групп Монтессори протекает в тех обстоятельствах, в которых находится образование нашей страны в целом. А обстоятельства эти, к сожалению, не всегда радуют нас. Погоня за всеобщей коммерциализацией и обогащением затмевает заботу взрослых о собственных детях, искажает и обесценивает истинные человеческие ценности. Видно, как падает уровень культуры и образования людей. Надо быть готовыми к подобному повороту событий и, что бы ни происходило, держаться на плаву.
Научимся показывать качество монтессори-образования
Изучаем английский с монтессори-материалами
«Мы напихиваем в детей ненужное барахло». 5 радикальных тезисов Германа Грефа
Уроки весенней педагогики
Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?
Мы работаем с детьми, которые смогут построить другое общество
Ошибки свойственны каждому, ведь мы же не хотим претендовать на свое полное совершенство?
Наши учебные программы:
2400 руб.
1200 руб.
1200 руб.
1200 руб.
1200 руб.
1200 руб.
1200 руб.
1200 руб.
1200 руб.
1200 руб.
900 руб.
1200 руб.