«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

учителя: 55 материалов на сайте + 8 в учебной программе
Детские игры в слова, или Завоевание языка
Фламиния Гуиди

Детские игры в слова, или Завоевание языка

...На маленьком рынке распродаж один человек продавал за копейку старые цветные коробки для карточек, очень похожие на грамматические коробки М. Монтессори. Теперь таких не делают – яркие, фанерные, со специальными отделениями для названий частей речи. Продавец не знал их историю, но мы решили купить у него эти коробки и, придя домой, выяснить их принадлежность к методу Монтессори.

«Лучшее, что можно сделать для людей, – это научить их самим себе помогать»
Борис Бим-Бад

«Лучшее, что можно сделать для людей, – это научить их самим себе помогать»

Мы снова и снова преодолеваем океан времени и возвращаемся к истокам гуманистической педагогики, без которых невозможно постигнуть гуманистическую парадигму современного образования. Имя швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци, жившего в конце VIII - начале XIX века, в этом контексте звучит пророчески. Песталоцци впервые стал рассматривать ребенка как самостоятельно растущее и развивающееся существо и сделал акцент на природосообразности воспитания,  а обучение - как  естественное, а не придуманное взрослыми движение от конкретного, чувственного созерцания к познанию и абстракциям.  Если бы мы заменили в старинных текстах Песталоцци слово «созерцание» на современное слово «наблюдение», то все его идеи показались бы нам необыкновенно близкими идеям педагогов-реформаторов начала ХХ века, среди которых были Мария Монтессори в Италии и Юлия Ивановна Фаусек в России.

Взрослый и ребенок в новом образовании
Мария Монтессори

Взрослый и ребенок в новом образовании

Перед вами типичный документ 1931 года, переданный Марией Монтессори для перевода на румынский язык и публикации Илие Сулеа Фиру (профессору Бухарестского университета, который был ее учеником на Международном курсе в Риме в 1931 году). М. Монтессори часто передавала переводчикам свои работы или неопубликованные лекции для последующих публикаций. В них она говорила о вещах уже известных, но выраженных немного в другом свете. Этот документ был передан Грации Хонеггер Фрешко самим Сулей Фиру во время ее поездки в Бухарест и хранится в ее архиве. Недавно Грация опубликовала его в своем журнале «Тетради Монтессори». Мы тоже решили предложить этот текст своим читателям с ее разрешения.

Русское чтение. Метод барона Корфа
Николай Александрович Корф

Русское чтение. Метод барона Корфа

Удивительное дело! Оказывается, Большой подвижный алфавит М. Монтессори с его презентацией и упражнениями, а также смысл ее трехчастных печатных карточек для чтения, описал в год ее рождения (1870), то есть ровно 150 лет назад, в своей книге известный по тем временам русский общественный деятель, педагог и публицист, организатор земских школ барон Николай Александрович Корф!

Надо ли отрывать детей от компьютера?  Айфоново детство
Катерина Демина

Надо ли отрывать детей от компьютера? Айфоново детство

Ясно, что монтессори-педагогам вряд ли понравится эта статья. Судя по реакции на публикации ФБ о новых программах по мотивам монтессори-материалов для айпадов и гаджетов, наши монтессори-педагоги настроены консервативно. Говорят, компьютер отрывает детей от реальной жизни, вредит визуальному и тактильному восприятию мира – словом, полчаса с айфоном в руках – и достаточно! Но и реакция профессиональных психологов  о пользе и вреде компьютерного притяжения не однозначна. Давайте все-таки хорошо взвесим все «за» и «против». И если все-таки хоть какое-то доверие к цифровым играм с монтессори-материалом возникнет, попробуйте присоединиться вместе с детьми к нашему цифровому классу.

О новом образовании, о том, во что верят дети, и о любви
Мария Монтессори

О новом образовании, о том, во что верят дети, и о любви

Как часто и с какой легкостью люди судят о педагогике М. Монтессори!  Кажется, нет спасения от  дилетантизма. Но спасение есть! Надо требовать от себя и от других, кто хотел бы воспитывать детей в духе этой педагогической системы, читать и перечитывать книги самой Марии Монтессори. А когда встречаются цитаты, подписанные ее именем, прежде чем верить, отыскивать их в ее авторских текстах. 

История с географией и телескоп Монтессори
Анна Мария Маккерони

История с географией и телескоп Монтессори

«Никогда не останавливать чудесное детское сознание! Оно способно восхищаться. Особый дар детского сознания – это та, особая чувствительность, которая необходима, чтобы испытывать чувство восхищения окружающим миром. Даже в математике и в геометрии доктор Монтессори стремилась к бесконечности, чтобы ей восхититься. Прибавь к единице еще единицу, и еще одну единицу. Когда мы должны остановиться? Никогда. Мы можем не останавливаться никогда!» (Из книги Анны-Марии Маккерони «Мои встречи с Марией Монтессори» стр. 158-159)



Школьная экспертиза - не чужой глаз, а совместная созидательная работа
Александр Тубельский

Школьная экспертиза - не чужой глаз, а совместная созидательная работа

В любые времена, когда создавалась новая концепция образования (для всех или для отдельно взятой школы/дошкольной организации), ее авторам особенно важно было, чтобы последователи в порыве вдохновения или собственного неуемного творчества не исказили и случайно не запятнали суть их концепции, основных смыслов нововведений. В гуманитарной сфере люди стараются защитить свои открытия, создавая оградительные стандарты и франшизы для пытающихся повторить их способы действия. Но в то же время, если дело касается экспертизы уклада школьной жизни, приходится учитывать, что нет и не может быть двух одинаковых стандартных образовательных организаций, как нет и двух одинаковых детей или взрослых людей. 

Интеллект по наследству. Как гены и среда влияют на уровень интеллекта
Андрей Борисов

Интеллект по наследству. Как гены и среда влияют на уровень интеллекта

При определении своих детей в детские сады и школы Монтессори родители чаще всего руководствуются их хорошей репутацией с точки зрения развития в детях интеллектуальных способностей в специально организованных для этого предметных средах. Но потом часто оказывается, что далеко не каждый ребенок за отведенные ему годы ученья может эти среды освоить. Тогда и родители, и педагоги разочаровываются в методе Монтессори и создают вокруг него различные мифы. Они, видимо, забывают, что кроме умной образовательной среды есть еще и фактор генетических влияний на интеллект ребенка. Как гены и среда влияют на уровень интеллекта?

STORY-Монтессори
Мария Миркес

STORY-Монтессори

Появление и развитие монтессори-организаций в нашей стране, как правило,  связано с  материнскими инициативами. Познакомившись с идеями М. Монтессори, многие из родителей принимают решение получать образование и открывать свой монтессори-центр. Стройность и гармоничность педагогики М. Монтессори настолько вдохновляют нас, создателей, что хочется всех вокруг вовлечь в орбиту монтессори-знаний. Но как это делать эффективно и современно? Как развивать идеи М. Монтессори в пространстве всего нашего общества? Оказалось, один из успешных способов –  это рассказывание историй в жанре сторителлинга. Термин, давно известный в  психологии, коучинге и менеджменте.

Взмах пилы и решение дизайнера. О внутренних смыслах монтессори-материалов
Марина Шевченко

Взмах пилы и решение дизайнера. О внутренних смыслах монтессори-материалов

Монтессори-материалы производят сегодня сотни фабрик во всем мире. У многих материалов иной, чем в старые времена, дизайн, не всегда одинаковый цвет и размер, очень разная стоимость. Но отчего же наши монтессори-педагоги с таким пристрастием и так тщательно относятся к каждой детали предлагаемого товара? Почему своеобразные умные игрушки, придуманные Марией Монтессори, живут уже второе столетие и не собираются умирать, как это произошло с тысячами других дидактических пособий? И ведь стоимость монтессори-материалов во все времена была и остается высокой. Как это случилось, что наши дети так обожают строить обыкновенную розовую башню из кубиков и передвигать с места на место призмы призмы коричневой лестницы? В чем их секрет?

Каков должен быть материал по количеству и качеству
Юлия Фаусек

Каков должен быть материал по количеству и качеству

Во многих российских начальных школах Монтессори, войдя в классную комнату, можно увидеть обилие дидактических материалов, сложенных пачками на полках и беспорядочно разбросанных листов бумаги, открытых тетрадок и пеналов на рабочих столах детей. Создается впечатление, что на предыдущей ступени образования дети так и не приучились к порядку общей свободной работы, и внимание их блуждает в общении с друзьями. Дети будто бы  и не собираются концентрироваться на учебной деятельности. Ясно, такое положение дел не может радовать ни педагогов, ни родителей. Концентрация, концентрация и еще раз концентрация – вот главное отличие самостоятельных занятий школьников в школе Монтессори.

Экспериментальная психология и школьные правила Гербарта
Мария Монтессори

Экспериментальная психология и школьные правила Гербарта

Очень серьезная тема: ради чего учитель учит детей и кто на самом деле отвечает за их образование? Каковы, можно сказать, негласные очертания школьных правил, крепко засевших в наше сознание со времен Гербарта и невидимой нитью опутавшие представления людей об истинной научной педагогике и нашей роли в ней? Мы решили на этот раз выложить в журнале несколько цитат из второго тома избранных трудов Марии Монтессори. Надеемся, наши читатели найдут в них ответы в том числе и на вопросы, весьма актуальные в наши дни, особенно связанные со смыслами тех или иных научно-педагогических направлений, развивающихся в сегодняшней школьной жизни.

Целый мир вокруг тебя и в тебе самом. Большие Истории
Валерия Елецкая

Целый мир вокруг тебя и в тебе самом. Большие Истории

Все больше возникает в нашей стране начальных монтессори-школ. И вместе с ними рождаются вопросы, как все-таки работать учителю с детьми после 7 лет в условиях современной школы, современной системы образования. Подходит ли детям, переступившим порог шести-семилетнего возраста и посещавшим детский сад Монтессори, линейная система преподавания учебных дисциплин от параграфа к параграфу, как это традиционно происходит в обычной школе? Еще сто лет назад Мария Монтессори была убеждена, что нет, не подходит! Тогда что же должно составлять основу школьной жизни детей? Об этом статья монтессори-педагога Леры Елецкой из Санкт-Петербурга. 

Заботясь о своем благополучии, мы учим детей заботиться о себе
Елизавета Тилли

Заботясь о своем благополучии, мы учим детей заботиться о себе

Эта статья посвящена содержанию образования монтессори-педагогики. Вернее, той его части, которая относится не к педагогике взаимодействия взрослых и детей, а к подготовке педагога к работе с детьми. Кажется: необычная постановка вопроса – думать не о детях, а о самом себе. Но это оказывается чрезвычайно важным, когда мы в какой-то момент начинаем понимать, что наше психологическое здоровье во многом влияет на благополучную нормализацию детей и успешное сотрудничество с ними.

Что означает быть монтессори-педагогом? Или о компетентностях нашей профессии
Мария Монтессори

Что означает быть монтессори-педагогом? Или о компетентностях нашей профессии

Грустно констатировать, что в последнее время наша школа все больше стала походить на территорию, огороженную колючей проволокой мало исполнимых требований, тотального оценивания и мелочного контроля. Учитель боится отступить от спущенной сверху программы (вдруг дети потом ЕГЭ не сдадут!), воспитатель детского сада отказывается перевести детей через дорогу в сквер (вдруг машина не остановится, собака залает или...). Обыденная речь в учительских пополнилась словами «стандарт», «компетентность», «оценка качества», «технологии», «мультимедийный контент», «эффективный», «прогрессивный»... Педагоги не знают, за что хвататься. А им все «спускают» и «спускают» то одно, то другое.  
Но если не воспитывать друг друга, а в корни взглянуть, окажется, нет ничего мудрее и надежнее первоначальных истин, переданных нам по наследству в письменных заветах гениальных предшественников. Там все просто, тонко и глубоко – не прибавишь, не убавишь. Там про нашу с вами, коллеги, профессию и отношение к детям. И все по совести, а не из-за контроля и надзора.

Не учите меня жить!
Симон Львович Соловейчик

Не учите меня жить!

Страсть к воспитанию — одна из самых необоримых человеческих страстей. Каждый из нас заканчивал домашнюю педагогическую академию, каждый вроде бы знает, как надо воспитывать — так же, как и меня растили! И вдруг с удивлением мы обнаруживаем: то, что легко получалось у моей мамы, не получается у меня с моими детьми! А раз так, я делаю вывод: «Мои дети хуже, чем я был в их возрасте! Дети испортились!». На самом же деле и дети не стали хуже, и мы, родители, ничуть не слабее. Просто другие теперь условия жизни, а потому наших детей надо воспитывать не так, как воспитывали нас и наших сверстников.

Наше парадоксальное сообщество
Донна Брайант Гоертц (Donna Bryant Goertz)

Наше парадоксальное сообщество

Перед вами текст, больше похожий на Манифест гуманистической педагогики, чем на обычную журнальную статью. Американка Донна Брайант Гоертц (Donna Bryant Goertz) взволнованно выразила суть, смысл и миссию многих монтессори-педагогов мира. Эти люди, вдохновленные гением и трудами выдающейся итальянки, встали на путь принципиального преобразования нашего исторически сложившегося отношения к детям и к самим себе. Так пусть же этот Манифест в России станет нашим обещанием не сходить с выбранного пути, как бы нам ни было трудно!

Отступить на задний план, поддержать, пробудить интерес, оказать помощь
Лиз ван Донселар

Отступить на задний план, поддержать, пробудить интерес, оказать помощь

«Голос ученика необходим в постановке целей и определении средств образования, что предполагает не только равные права, но и совместно принимаемые обязанности. Ученик постепенно, шаг за шагом, берет на себя все большую ответственность за то, что с ним происходит, за собственное личностное развитие и за то пространство, в котором он обитает.... Школа формирует такую картину мира, такую систему ценностей, которая нацеливает на это. Но предлагает ученику некоторые готовые инструменты, хотя главное – научить создавать новые, чтобы поставленная задача была решена».

Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век»

Счастье мало зависит от внешних обстоятельств, но много - от состояния нашей души
Борис Бим-Бад

Счастье мало зависит от внешних обстоятельств, но много - от состояния нашей души

В итальянском художественном фильме о Марии Монтессори «Жизнь ради детей» есть такой потрясающий кадр: дети из психиатрической клиники, где проходила практику молодая Мария Монтессори, без разрешения врачей, но вместе со своей замечательной практиканткой выбежали во двор – под проливной дождь. Они прыгали, смеялись, весело кричали, даже пели. Они носились по двору, обнимая друг друга и радуясь потокам блестящей на солнце воды, внезапно пролившейся на них с неба. Монтессори смеялась и прыгала под дождем вместе с детьми. Кажется: что еще надо для счастья?! … Потом пришли главные врачи и … отправили всех детей по палатам, а Марию Монтессори отчитали за непозволительные действия с пациентами клиники…

Четыре маленьких истории про то, как мне вдруг стало ясно...
группа авторов

Четыре маленьких истории про то, как мне вдруг стало ясно...

Учиться у детей никогда не поздно. В последнее время мы совершенно забыли эту истину. Нам говорят – чтобы тебя уважали, как педагога, надо накопить денег и пойти на специальные курсы, где лекции читают доктора наук и лучше – иностранные. Главное получить серьезный Диплом. А уж потом идти работать к детям. Но вот вопрос: у каких профессоров педагогики училась, например, Юлия Ивановна Фаусек? Какие у нее были иностранные дипломы? Она отвечает нам на него  каждой строчкой своих книжек.  Ее главная педагогическая школа – дети, с которыми она ежедневно работала. 

Приезжали американцы. Учились в «Бодрой жизни», как воспитывать своих американских детей
Андрей Сорокин

Приезжали американцы. Учились в «Бодрой жизни», как воспитывать своих американских детей

В начале ХХ века в образовании России, так же, как и во всем мире, царило ожидание в высшей степени важных перемен. Впрочем, кажется, так всегда и бывает: в первую четверть каждого века происходит самое главное. А затем это главное разрабатывается людьми нового поколения. Нам стоит внимательнее вглядеться в историю. Она имеет обыкновение повторяться, но в новом - более совершенном - качестве.

«Я не  всегда еще могу понимать тебя,  но я могу понимать вещи,  которые ты выбираешь для меня»
Юлия Фаусек

«Я не всегда еще могу понимать тебя, но я могу понимать вещи, которые ты выбираешь для меня»

В монтессори-школе, как и в детском саду, воспитывает среда. Эту простую педагогическую истину мы порой забываем, так как о ней никогда не говорилось в наших педагогических университетах. Там мы старательно изучали методики преподавания школьных предметов, а не организацию уклада класса и создание условий свободной жизни детей. Вот почему нам теперь так трудно разобраться в педагогических возможностях специально подготовленной среды для детей школьного возраста.

«Неожиданно я поняла: это и есть настоящая школа»
Мария Боскетти Альберти

«Неожиданно я поняла: это и есть настоящая школа»

Об этой школе в Италии выдающийся теоретик педагогики начала прошлого века Адольф Ферьер сказал так: «Глядя на Вашу школу, как будто смотришь в просвет приоткрытой двери в образование будущего. Вы опередили на тысячу лет нынешнюю цивилизацию».

Школа будущего - школа работы
Георг Михаэль Кершенштейнер

Школа будущего - школа работы

Почему Мария Монтессори называла детскую игру словом «работа»? На каких основаниях альтернативные педагоги ее времени  пытались заменить «школу слушания» на «школу работы»? Почему в ЮНЕСКО, определяя способ педагогического мышления ХХ века, было решено рядом с именем Марии Монтессори, Джоном Дьюи и Антоном Макаренко поставить имя Георга Кершенштейнера? Попробуем разобраться.

Том Сойер против стандартизации
Шалва Александрович Амонашвили

Том Сойер против стандартизации

С годами складывается доверие к людям, которые высказывают мысли, созвучные твоим, и особенно к тем, кто делами своими и поступками подтверждал и подтверждает эти мысли. Любой монтессори-педагог может высказать свое согласие и глубокую поддержку гуманистическим идеям выдающегося педагога нашего времени Шалвы Александровича Амонашвили о тревоге за состояние современной школы и о смыслах гуманной, вдохновляющей педагогики, которым еще предстоит завладеть душой и сердцами учителей и родителей наших детей.

Воспитание доверием
Симон Львович Соловейчик

Воспитание доверием

Конечно, вам, дорогие читатели, известно имя автора этой публикации. Мы не знаем более мудрых и тонких слов, обращенных к взрослым людям с требованием неустанных попыток понять мир детства. Мы читаем тексты Симона Львовича Соловейчика и всматриваемся в зеркало собственных ежедневных и ежечасных педагогических ситуаций, узнаем их, будь мы родители или профессиональные наставники маленьких и старших детей. В этих текстах нет прямых советов или наставлений, но стиль их таков, что невозможно отказаться от точного вывода, заключенного в любом эпизоде. В этом состоит удивительный литературный талант Симона Львовича.

Не бойтесь разрушить зло. Мы должны бояться разрушить только добро
Мария Монтессори

Не бойтесь разрушить зло. Мы должны бояться разрушить только добро

Мы еще и еще раз обращаемся к пониманию смыслов работы монтессори-педагога с детьми. Нам важно точно знать, как предлагала Мария Монтессори поступать наставнице или учительнице в сложных ситуациях.  Что делать, если дети не прекращают беготню по классу, мешая работать остальным? Как водворить рабочую тишину в классе? Что сделать, чтобы ребенок не брал с полки один материал за другим, а концентрировался на одной работе до полного и глубокого ее освоения и осознания? Все это вопросы, постоянно возникающие не только у начинающих монтессори-педагогов, но и у немало лет работающих. Вот почему сегодня мы снова открываем страницы книги М.Монтессори и читаем оставленные нам в наследство ее мудрые и точные строки.

Устная история в начальной школе.  Пример интересного содержания и необычного учебного плана
Рустам Курбатов

Устная история в начальной школе. Пример интересного содержания и необычного учебного плана

Лицей «Ковчег» знают очень многие российские педагоги и родители. Его директор – Рустам Иванович Курбатов – замечательный наблюдатель жизни детей и тонкий ценитель педагогического труда учителей. И еще он настоящий писатель и умеет все, что наблюдает, выразить в увлекательном и остроумном тексте. Предлагаем описание работы детей на уроках, которых в обычной начальной школе не предусмотрено. Но почему бы смелым монтессори-педагогам не попробовать ввести устную историю в классах детей 6-12 лет начальных монтессори-школ, как это предлагают учителя лицея «Ковчег»? Это ведь с натяжкой можно назвать уроками.

Как я понимаю свободу в образовании и воспитании
Борис Бим-Бад

Как я понимаю свободу в образовании и воспитании

Имя автора этой статьи читателям нашего журнала, конечно, знакомо. Академик РАО Борис Михайлович Бим-Бад неоднократно отвечал на наши вопросы, и многие из нас не раз открывали в интернете его официальный сайт  www.bim-bad.ru.  Но, может, одной из самых острых проблем сегодняшнего образования является проблема свободы в обучении и воспитании детей. Не так-то просто изменить сознание нашего учительства и перейти от традиционного урока к предоставлению детям свободы и самостоятельности в их  учебной деятельности.  Борис Михайлович предлагает нам свою точку зрения по этому поводу. 

Метод наблюдения и скрытая метафизическая закономерность
Оксана Иванова

Метод наблюдения и скрытая метафизическая закономерность

М.Монтессори была убеждена, что на пути монтессори-наставницы неизбежно случается «посвящение». Без «посвящения» деятельность может остаться механистической, приводить к разочарованиям, не давая возможности выйти на другой уровень в работе с детьми. Если попытаться выделить главные смыслы «посвящения», то это обретение педагогом подлинного интереса к индивидуальности и неповторимости каждого ребенка, готовность помогать детям в процессе строительства ими своей личности, и, конечно, овладение методом наблюдения.

Педагогика сотрудничества детских садов  REGGIO EMILIA
Екатерина Чинарова

Педагогика сотрудничества детских садов REGGIO EMILIA

Об этом педагогическом направлении дошкольного образования мало знают в России, но оно популярно в Италии. Педагогика Реджио Эмилия ярче других показывает воплощение в дошкольном образовании парадигмы педагогики сотрудничества взрослых и детей. В тяжёлое послевоенное время сороковых годов прошлого века родителям приходилось много работать, а детей не с кем было оставить. Тогда община городка Реджио-Эмилия в северной Италии основала детский сад, которым стали коллективно управлять родители. Если дети хотели строить пиратский корабль, то к ним приходили ремесленники. Кукол они мастерили с портнихой, а как печется хлеб, им объяснял пекарь.

Как на самом деле дети относятся к сказкам?
Юлия Фаусек

Как на самом деле дети относятся к сказкам?

Вопрос о сказках часто встает среди Монтессори-педагогов и Монтессори-родителей. Как все-таки поступать: рассказывать или не рассказывать детям сказки? Ортодоксы говорят: «Монтессори была против сказок». Значит, по стандарту в детском саду по системе Монтессори сказки рассказывать нельзя. И нечего тут объяснять. Это так, потому что так правильно. В предлагаемой цитате одной из работ Юлии Ивановны Фаусек она  интерпретирует свои наблюдения за поведением детей в отношении интересующей ее темы.

Ребенок между миром чувств и миром представлений
Елена Литвяк

Ребенок между миром чувств и миром представлений

Историю детства взрослые часто знают довольно хорошо – многочисленные мемуары великих людей и собственные воспоминания надежно хранятся в памяти. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что существует не только привычный нам мир детской истории, психологии, медицины, но и мир географии детства и даже физики. Как жаль, что у нас всегда так мало времени, чтобы наблюдать и прислушиваться к той жизни, которая происходит в детской, во дворе, в классе. А сколько удивительных, неизвестных островов можно было бы открыть, склоняясь чаще над картой детского мира!

Наши в Финляндии в 2008-м. Что-нибудь с тех пор изменилось?
Елена Хилтунен

Наши в Финляндии в 2008-м. Что-нибудь с тех пор изменилось?

Одиннадцать лет прошло с тех пор, как в московский клуб «Монтессори-Сити» приезжали наши финские коллеги. Мы показывали им тогда московские  садики Монтессори, ходили на Красную площадь, пили чай у Елены Васильевны Ситиной, словом, знакомились. А потом стали мечтать о следующей встрече. И вот она состоялась. Теперь уже на финской  земле, в Хельсинки.

Освобождение ребенка
Константин Вентцель

Освобождение ребенка

Ситуация жесткого отношения к детям и их образованию в последние годы в нашей стране все усиливается. Образование становится средством бесконечных требований к детям и учителям, контроля, экзаменов, рейтингов и общего закрепощения школы. Ясно, что при таком положении дел в обществе не может не расти недовольство подобным порядком вещей. Как и в начале прошлого века, сегодня все выше вздымается волна альтернативных подходов к воспитанию и образованию и на поверхность всплывают идеи свободного воспитания и свободной школы. Именно эти идеи могут и уже начали реально служить современной альтернативой педагогике. В таком контексте особенного внимания заслуживают труды русского педагога-теоретика и ученого Константина Николаевича Вентцеля, который в 1917 году написал одну из первых в мире Декларацию прав ребенка, где провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права.

Как выглядят «персонализированные» школы Нового Орлеана. Массовый эксперимент, который мало кто заметил
Шарон Лурье (Sharon Lurye)

Как выглядят «персонализированные» школы Нового Орлеана. Массовый эксперимент, который мало кто заметил

Эта статья молодой американской журналистки Шарон Лурье, которая волей судьбы, когда ей было 3-4 года, посещала один из первых российских монтессори-садиков, нам представляется важной. Потому что все мы, какую бы педагогику ни исповедовали, – люди уже наступившего цифрового века, а наши дети не только живут в мире интернета, они родились в цифровую эпоху. Любые запреты и угрозы выбросить за окно детской комнаты компьютеры и телефоны, а вместо них наполнить шкафчики деревянными кубиками и стерженьками с золотыми бусинами все равно не спасут наших детей от цифровых – как сказала бы М. Монтессори –  «автодидактических материалов».

Как итальянские дети считают деньги
Ванда Маззарелло (Vanda Mazzarello)

Как итальянские дети считают деньги

Во втором томе своей «Научной педагогики» М.Монтессори писала, что настоящая  математика в детском возрасте начинается со счёта денег. Примерно в 6-7 лет, особенно мальчишки, начинают подсчитывать свои карманные расходы. Они пока не умеют копить деньги на приобретение дорогих игрушек, о которых мечтают, но подходит время, когда родители будут отправлять их в магазин за хлебом и молоком, а для этого надо научиться считать деньги. Оказывается, есть материалы Монтессори, которые помогут им в этом. Например, таблица целых чисел и десятичных дробей.

Белый теплоход или открытие педагогических островов
Елена Литвяк

Белый теплоход или открытие педагогических островов

Этому альбому фотографий - моих и замечательного фотографа и педагога Владимира Строковского - почти 20 лет. Они были сделаны во время путешествия по Волге и Оке на белом теплоходе «Н.Г. Славянов». Именно там газета «Первое сентября» по предложению Артема Соловейчика устроила в августе 2001 года II Международный Фестиваль «Школа для ребенка».

Как оценивать наше педагогическое мастерство? Приглашаем поделиться опытом
Оксана Иванова

Как оценивать наше педагогическое мастерство? Приглашаем поделиться опытом

Аттестация учителя почти всегда вызывает тревожную, а порой, стрессовую ситуацию в педагогическом коллективе. Если замысел школы был таков, что создавалось содружество педагогов и родителей желающих испробовать новые, наилучшие отношения взрослых и детей в образовательной ситуации, – то для такой школы, при аттестации педагогов, вероятно, будут применяться методы похожие на те, что и в работе с детьми. То есть будет учитываться право наставницы на её собственный, уникальный путь в становлении мастерства, и аттестация превратится в самоаттестацию педагога, выводы из которой будет делать, прежде всего, он сам, а проверяющая сторона превратится в помогающую.

Чтобы стать мастером своего дела, надо стать мастером в вопросах своей души
Виктория Гуреева

Чтобы стать мастером своего дела, надо стать мастером в вопросах своей души

В педагогике Монтессори мы часто говорим о нормализации. С нетерпением ждём наступление этого процесса. Все знают, что на его пути стоят отклонения детей, которые они приобрели уже до прихода в монтессори-группу. Мы также знаем, что нет необходимости бороться с детскими недостатками, они исчезают сами собой, когда начинается этот удивительный процесс – нормализация. Но все же понимание причин отклонений поможет пролить свет на поведение взрослых, которые способствовали отступлению ребёнка от своего космического плана и истинной природы, дарованной каждому.

Метод Монтессори должен развиваться!
Оксана Иванова

Метод Монтессори должен развиваться!

Кто такой монтессори-педагог? Он, прежде всего, часть окружающей детей среды. Очень серьезная ее часть. От того, как он наблюдает, что видит в детях, зависит очень многое. Качество этого виденья, в свою очередь, зависит от личности педагога. Наблюдению, умению управлять своим вниманием и своими ожиданиями необходимо долго учиться в собственной практике с детьми.

«Школа нужна не тем, кто в нее ходит…»
Борис Бим-Бад

«Школа нужна не тем, кто в нее ходит…»

Хотим мы того или нет, но жизнь любой из наших групп Монтессори протекает в тех обстоятельствах, в которых находится образование нашей страны в целом. А обстоятельства эти, к сожалению, не всегда радуют нас. Погоня за всеобщей коммерциализацией и обогащением затмевает заботу взрослых о собственных детях, искажает и обесценивает истинные человеческие ценности. Видно, как падает уровень культуры и образования людей. Надо быть готовыми к подобному повороту событий и, что бы ни происходило, держаться на плаву.

Научимся показывать качество монтессори-образования
Мария Миркес

Научимся показывать качество монтессори-образования

Статья написана по материалам управленческого семинара-тренинга «Директорий», который ее автор Мария Миркес проводит уже несколько лет, собирая негосударственные образовательные организации в разных регионах России. Но – и это интересно! – в «Директории» участвуют не только монтессори-центры, но и другие активные детские организации. Поэтому, как говорится, «разница чувствуется».

Изучаем английский с монтессори-материалами
Лемара Борохович

Изучаем английский с монтессори-материалами

Современные родители буквально требуют, чтобы их дети чуть ли не с рождения изучали английский язык. Считается, что это язык нашего времени и он пригодится малышам в будущем. Дети, конечно, этого не понимают – они живут сегодняшним днем. А сегодня мама-папа-бабушка хлопочут над ними по-русски. Не хочу учить английский, но надо! И вот тогда первой задачей учительницы английского в детском саду становится заинтересовать малышей странными словами, проистекающими из ее уст.

«Мы напихиваем в детей ненужное барахло». 5 радикальных тезисов Германа Грефа
Герман Греф

«Мы напихиваем в детей ненужное барахло». 5 радикальных тезисов Германа Грефа

Не в правилах нашего журнала вступать в рассуждения о политике. Мы стараемся не вмешивать своих читателей даже в политику образования. Монтессори-педагоги, сохраняя свою гражданскую позицию, стараются всегда быть на стороне детей, поддержать их в жизненных обстоятельствах, какова бы ни была политическая обстановка. Но все же мы живем не в безвоздушном пространстве и нам не должно быть безразлично мнение знаковых людей нашего времени о современной школе, о школьном деле и роли образования в жизни страны. Зачем нам об этом знать? Чтобы не быть песчинкой в потоке жизни, чтобы успевать за временем и чувствовать себя современными людьми.

Уроки весенней педагогики
Елена Литвяк

Уроки весенней педагогики

Школа для ребёнка…  Казалось бы, для кого же ещё? Но во многих случаях получается «школа для учителя», «школа для родителей», «школа для инспектора», но только не для ребёнка.  Школа для ребёнка – обязательно маленькая, где он знает всех хотя бы в лицо, а то и по именам, и все знают его.  Не теплицы, где взращивают избранных, но сообщества разных, и притом братства этих разных, общины с единым духом. Для этого и класс в такой школе – разновозрастный в пределах одной возрастной группы, чтобы дети учились друг у друга.

Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?
Юлия Фаусек

Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?

Начальная и средняя школа Монтессори становятся все более актуальными. Несколько нынешних частных практик, к сожалению, не в состоянии представить нам образ такой школы. Но история говорит, что для ее создания у нас в отличие от многих других стран мира есть серьезные историко-культурные основания. Речь идет о начальной монтессори-школе для детей после семи лет, которую в 30-х годах ХХ века организовали в Ленинграде Юлия Ивановна Фаусек и ее коллеги – талантливые учительницы начальных классов Андриановы.  Выходит,  опыт монтессори-школ в России требует скорее современного  возрождения, чем восприятия западной модели.

Мы работаем с детьми, которые смогут построить другое общество
Надежда Смирнова

Мы работаем с детьми, которые смогут построить другое общество

Совсем недавно мы отмечали четверть века второй волны педагогики М. Монтессори в России. В такие даты, конечно, «бойцы вспоминают прошедшие дни». У нас в журнале тоже ностальгическое настроение.

Ошибки свойственны каждому, ведь мы же не хотим претендовать на свое полное совершенство?
Виктория Гуреева

Ошибки свойственны каждому, ведь мы же не хотим претендовать на свое полное совершенство?

«Нормализация» – термин, типичный для педагогики Монтессори, но мало понятный в современном научном мире. Если рассматривать нормализацию, как некое приведение состояния человека в норму, то у детей этот процесс можно увидеть, и можно найти способы его оптимизации. А у взрослых? Взрослые, наверное, могут рассматривать нормализацию, как процесс поиска своего индивидуального решения той или иной жизненной ситуации, согласование внутреннего мира с внешним, достижение спокойствия собственной души.