Монтессори и Вальдорф в современном контексте
Владимир Загвоздкин
Елена Хилтунен - монтессори-педагог, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России
Цитата из брошюры «Монтессори и Вальдорф», Изд. «Первое сентября»
Каждая человеческая жизнь уникальна – нет двух одинаковых биографий – и развитие ребенка есть его собственное движение к созиданию этой уникальности. Никакие ухищрения взрослых, изобретающих новые и новые методы и технологии обучения и обсуждающих «образовательные эффекты», не могут противостоять жизненным силам, заложенным природой в каждом крошечном появившемся на свет человеческом существе.
«Если мы хотим усовершенствовать наше общество, изучение ребенка становится совершенно необходимым, ввиду последствий, которые детство имеет для дальнейшей взрослой жизни. А значит, мы должны начать заново изучать жизнь от самых ее истоков».

Рудольф ШТАЙНЕР
«...То, чему следует учить и что воспитывать, должно быть извлечено из познания становящегося человека и его индивидуальных задатков. Истинная антропология должна стать основой воспитания и преподавания. Не следует спрашивать, что нужно человеку знать и уметь для социального порядка, который существует в данный момент; но – что заложено в человеке и что может быть развито в нем. Тогда будет возможным дать постоянно вливаться в социальный порядок все новым силам подрастающих поколений. Тогда в этом порядке всегда будет жить то, что сделают из него вступающие в него полноценные люди...»
Подобные вопросы могут возникнуть у тех, кто видит в педагогике прежде всего институт по трансляции уже существующей, главным образом национальной культуры. Выходит, что человек прежде всего носитель, но не творец культуры. На это следует возразить, что во все времена передовыми деятелями какой-либо национальной культуры были как раз те, кто, выходя за ее рамки и поднимаясь до общечеловеческого, вносил в национальную культуру нечто новое, отвечающее скрытой исторической необходимости. Вспомнить хотя бы принятие Россией христианства и массовые переводы книг с греческого языка, оказавшего огромное влияние на становление русского национального характера.
Другая точка зрения – попытка вывести педагогику из потребностей времени. Не так давно такими потребностями были: строительство нового общества, научно-техническая революция... Вопрос: какова должна быть школа в эпоху кризиса семьи, научно-технического прогресса, компьютеризации, глобализации, демократии, постмодернизма и рыночной экономики? Однако именно человек есть системообразующий принцип любой культуры, и качество демократии, семейных или рыночных отношений будет зависеть от тех людей, которые осуществляют эту демократию, строят семью или экономику, а не наоборот.
В этом и состоит антропологический принцип, характерный как для монтессори, так и для вальдорфской педагогики.
В российских условиях значение обеих педагогических систем тем более велико, что они представляют собой испытанные временем педагогические традиции, результаты которых получили признание в мировом педагогическом сообществе. В них преодолен разрыв теории и практики, то есть общие положения о человеке, о ребенке, о личности, о достоинстве детства развернуты до конкретной педагогической антропологии, которая в свою очередь «заземлена» в существующих и успешно работающих на протяжении десятилетий педагогических институтах: детских садах, школах, высших школах для подготовки учителей и исследовательских лабораториях, воплощена в десятках и сотнях живых педагогов-учителей. Творческое освоение этих систем есть часть общего процесса преодоления Россией ее многолетней изоляции и приобщения к лучшему, что существует в мировой педагогической культуре.
Важно только осознать, что это освоение не может происходить «наскоком». Нельзя, прослушав несколько лекций по вальдорфской педагогике, расставив по полкам монтессори-материалы, объявлять себя знатоком этих сложных и многогранных педагогических систем. Еще опаснее преподавать будущим педагогам новые методы работы с детьми, не имея собственного опыта преподавания в вальдорфской или монтессори-школе. Стать настоящим вальдорфским или монтессори-учителем – дело кропотливое, неспешное и деликатное. Оно требует такого же профессионализма в хорошем смысле, как и любое серьезное дело. Иначе у него нет будущего.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (54) 2016