«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Монтессори и Вальдорф в современном контексте

Владимир Загвоздкин
Отрадно, что мы медленно, но все-таки верно освобождаемся от эпохи, когда  все гуманистические веяния в российской педагогике казались чиновникам нашего министерства просвещения происками чуждых западных влияний. Авторские и экспериментальные школы, вариативность образовательных программ... Зачем  нам всё это, когда мы боремся за единообразие? На два года Программа дошкольного образования "Детский сад по системе Монтессори" была вычеркнута из Навигатора признанных в России образовательных программ.  Но сейчас, слава Богу, утихает. Есть время спокойно подумать и поразмышлять о сути выдающихся мировых педагогических трендов, сверить позиции учителей и родителей по отношению к ним. Тем более что на днях монтессори-программа уже была одобрена министерством и восстановлена в Навигаторе. Дело за полным официальным признанием  вариативности в дошкольном образовании. Поговорим о Р. Штайнере и М. Монтессори, труды которых -  величайшее культурное наследие всего человечества в том числе и наше, российское наследие. Важно показать всему мировому педагогическому сообществу, что в России, как и во всем мире, уважается и признается их культурно-историческое наследие.


Владимир Загвоздкин - вальдорфский педагог, ученый, переводчик
Елена Хилтунен - монтессори-педагог, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России
Цитата из брошюры «Монтессори и Вальдорф», Изд. «Первое сентября»

Рудольф ШТАЙНЕР и Мария МОНТЕССОРИ... Заманчиво поставить эти имена рядом, несмотря на кажущуюся несовместимость философий. Проблемы, которые они поднимали, были связаны с разрешением многих и многих противоречий в философских и антропологических воззрениях на природу детства, на определение, что есть свободное развитие человека, воспитание и образование, и на то, как должна быть устроена истинно гуманная школа.

Столетие назад приверженцы реформ-педагогики, к которым причисляют и Штайнера, и Монтессори, заговорили о том, что не новые педагогические теории и методики, не супертехнологии и способы обучения и даже не изменение условий жизни имеют значение для преобразования и развития школы. Необходимо принципиально изменить взгляды взрослых – и учителей и родителей – на природу детства, на ребенка – существо особенное, отличное от бытующих о нем представлений.

Каждая человеческая жизнь уникальна – нет двух одинаковых биографий – и развитие ребенка есть его собственное движение к созиданию этой уникальности. Никакие ухищрения взрослых, изобретающих новые и новые методы и технологии обучения и обсуждающих «образовательные эффекты», не могут противостоять жизненным силам, заложенным природой в каждом крошечном появившемся на свет человеческом существе.

Именно изучение природы ребенка является одновременно и целью, и смыслом, и исходным пунктом гуманистической педагогики.

Мария МОНТЕССОРИ
«Если мы хотим усовершенствовать наше общество, изучение ребенка становится совершенно необходимым, ввиду последствий, которые детство имеет для дальнейшей взрослой жизни. А значит, мы должны начать заново изучать жизнь от самых ее истоков».



Рудольф ШТАЙНЕР
«...То, чему следует учить и что воспитывать, должно быть извлечено из познания становящегося человека и его индивидуальных задатков. Истинная антропология должна стать основой воспитания и преподавания. Не следует спрашивать, что нужно человеку знать и уметь для социального порядка, который существует в данный момент; но – что заложено в человеке и что может быть развито в нем. Тогда будет возможным дать постоянно вливаться в социальный порядок все новым силам подрастающих поколений. Тогда в этом порядке всегда будет жить то, что сделают из него вступающие в него полноценные люди...»

Может возникнуть вопрос: зачем, для чего нам в России в начале XXI века изучать  педагогические системы, такие как вальдорфская педагогика и педагогика Монтессори, возникших в совершенно другое время и в других культурно-исторических условиях?

Подобные вопросы могут возникнуть у тех, кто видит в педагогике прежде всего институт по трансляции уже существующей, главным образом национальной культуры. Выходит, что человек прежде всего носитель, но не творец культуры. На это следует возразить, что во все времена передовыми деятелями какой-либо национальной культуры были как раз те, кто, выходя за ее рамки и поднимаясь до общечеловеческого, вносил в национальную культуру нечто новое, отвечающее скрытой исторической необходимости. Вспомнить хотя бы принятие Россией христианства и массовые переводы книг с греческого языка, оказавшего огромное влияние на становление русского национального характера.

Другая точка зрения – попытка вывести педагогику из потребностей времени. Не так давно такими потребностями были: строительство нового общества, научно-техническая революция... Вопрос: какова должна быть школа в эпоху кризиса семьи, научно-технического прогресса, компьютеризации, глобализации, демократии, постмодернизма и рыночной экономики? Однако именно человек есть системообразующий принцип любой культуры, и качество демократии, семейных или рыночных отношений будет зависеть от тех людей, которые осуществляют эту демократию, строят семью или экономику, а не наоборот. 

В этом и состоит антропологический принцип, характерный как для монтессори, так и для вальдорфской педагогики.

В российских условиях значение обеих педагогических систем тем более велико, что они представляют собой испытанные временем педагогические традиции, результаты которых получили признание в мировом педагогическом сообществе. В них преодолен разрыв теории и практики, то есть общие положения о человеке, о ребенке, о личности, о достоинстве детства развернуты до конкретной педагогической антропологии, которая в свою очередь «заземлена» в существующих и успешно работающих на протяжении десятилетий педагогических институтах: детских садах, школах, высших школах для подготовки учителей и исследовательских лабораториях, воплощена в десятках и сотнях живых педагогов-учителей. Творческое освоение этих систем есть часть общего процесса преодоления Россией ее многолетней изоляции и приобщения к лучшему, что существует в мировой педагогической культуре.

Важно только осознать, что это освоение не может происходить «наскоком». Нельзя, прослушав несколько лекций по вальдорфской педагогике, расставив по полкам монтессори-материалы, объявлять себя знатоком этих сложных и многогранных педагогических систем. Еще опаснее преподавать будущим педагогам новые методы работы с детьми, не имея собственного опыта преподавания в вальдорфской или монтессори-школе. Стать настоящим вальдорфским или монтессори-учителем – дело кропотливое, неспешное и деликатное. Оно требует такого же профессионализма в хорошем смысле, как и любое серьезное дело. Иначе у него нет будущего.

Вот почему важнейшей задачей сегодняшнего дня является глубокое изучение основополагающих педагогических и философских трудов основателей и вальдорфской, и монтессори-педагогики и непрекращающаяся исследовательская работа в том и другом направлении.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (54) 2016
Фото: интернет-источник


Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Владимир Загвоздкин

Старший преподаватель факультета "Психология образования" МГППУ, научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, доцент кафедры Психологии развития МПГУ, преподаватель вальдорфского семинара при Московком центре вальдорфской педагогики.
Один из инициаторов вальдорфского движения в России.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
990 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
«Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах».
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Материалы на эту тему:

Она оставила все свои игрушки и стала носить по дому тяжёлую скамеечку для ног

Светлана Мощенникова

Фундаментальная предметность, проектность и осознанность в принятии решений. Как это делается?

Надежда Гончарова

Наши русские монтессори-педагоги за границами России

Андрей Русаков

Воспитание наблюдательности

Оксана Иванова

Метод Монтессори должен развиваться!

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »