«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Модель результатов образовательной практики является инструментом управления

Мария Миркес

3D-модель результатов образования устроена как трехмерное геометрическое пространство с тремя векторами, фиксирующими принципиально разные составляющие развития: предметные умения, универсальные (надпредметные) умения и субъектность.

Существующие описания  результатов: чего не хватает

Я внешний человек по отношению к монтессори-практике и не претендую на развитие методики. Речь не об этом. Я работаю с монтессори-площадками по всей стране по темам взаимодействия с клиентами и управлению, провожу аудиты частных образовательных организаций с точки зрения клиентоориентированности и качества и с сожалением вижу следующее:
– существующие списки образовательных результатов собраны по разным основаниям и не удерживаются в головах большей части педагогов,
– в свою очередь после бесед с педагогами многие родители называют очень ограниченный список результатов, который мутирует дальше под воздействием культуры семьи. Это, на мой взгляд, коррелирует с объемом денег, которые родители готовы платить за образование.

Особенно острой ситуация становится к предшкольному возрасту, когда академические результаты вытесняют из головы родителей все то великолепие, которое мы создавали несколько лет. Иногда в этот момент монтессори-сад отступает под напором требований клиентов (это же его заказ!!!) и вводит систему занятий. Или не отступает и теряет клиентов в пользу курсов подготовки к школе и репетиторов.

Усиление конкурентной ситуации в больших городах приводит к сокращению входящего трафика клиентов и необходимости еще тщательнее работать с ними и предъявлять собственную идентичность. В частности – силу и ценность тех особенных результатов, которые монтессори-практика позволяет получить. Удерживать уверенно, надежно, инструментально.

Описание результатов практики является управленческим инструментом. Это означает, что описание должно:
– содержать наблюдаемые критерии, чтобы «нормальные» педагоги могли уверенно отличать разные уровни результатов и динамику, быстрее расти профессионально, снижая зависимость от волшебных личных качеств,
– обеспечиваться инструментами наблюдения, планирования и принятия решения,
– быть визуально выразительно, чтобы крепко помниться педагогами и родителями,
– сопровождаться историями, кейсами, визуализациями (обязательно), статистикой (если возможно).

Это относится к любой практике, не только к образованию и Монтессори. Я сама занимаюсь событийным образованием со школьниками, перед нами стоят аналогичные трудности и задачи.
***
Тематика М-результатов и предлагаемая модель была представлена, обсуждена и доработана на томском семинаре Директорий. 
Благодарю коллег за совместную настройку:
ДС № 4 «Монтессори» (Томск), 
ДС «Зебра» (Красноярск), 
Образовательный порт «Научилус», 
ДС «Созвездия», 
Новосибирский билингвальный 
Монтессори-центр (Новосибирск)
и другие сибирские и уральские площадки, 
а также   Межрегиональную Монтессори-Ассоциацию.

***

3d-модель результатов хорошего образования

Предлагаемая модель может быть использована в любой современной практике индивидуализации (ориентированной на субъектность участников). На мой взгляд, монтессори-практика с ее ценностью свободного выбора лежит в поле «хороших педагогик индивидуализации».

Итак, 3D-модель устроена как трехмерное геометрическое пространство с тремя векторами, фиксирующими принципиально разные составляющие развития: предметные умения, универсальные (надпредметные) умения и субъектность. 

Тогда каждая ситуация образуемого понимается и обсуждается как самостоятельное (или нет) движение человека (в частности, ребенка) в какой-то предметной области с овладением (или нет) определенными универсальными культурными средствами. Полноценное образование позволяет развиваться «как кубик», а не как «отрезок» (1D) или «квадратик» (2D).

Рисунок 1. 3D-модель результатов образовательной практики 



Важной особенностью модели является не списочность, а трехмерность, когда одна и та же ситуация могут моделироваться как объект с тремя характеристиками.

Примеры умений

• P – предметные умения связаны с освоением любых предметных действий, под предметом будем понимать любой предмет внимания/действия ребенка. Конкретные предметные умения – одеваться и раздеваться, заботиться об окружающей среде, проводить эксперименты, читать и т.д.

• U – универсальные умения с вязаны с надпредметными навыками, которые могут быть перенесены в разные предметные области и тем самым помогают развиваться быстрее. Примеры универсальных действий – действовать по алгоритму, разрешать конфликты, планировать, искать информацию…

• S – субъектность связана с инициативой – это построение намерения, выбор, принятие решения, доведение действия до конца и т.д.

Пример 1. 

Сравните два описания результатов.
Вариант 1. Ребенок умеет одеваться и раздеваться.
Вариант 2. Разделим результат на три составляющих:

• S – ребенок формулирует намерение (построить с мальчишками крепость на улице), для этого сам начинает заранее одеваться, поскольку знает, что одевается медленно, просит о помощи старшую девочку, поскольку зашнуровывать ботинки еще не умеет, и т.д.

• U – при этом он может удерживать в голове и выполнять длинные алгоритмы действий, планировать, оценивать собственные возможности, обращаться за помощью … – множество универсальных умений, полезных в жизни и при освоении любых предметных действий.

• P – ну и собственно – ребенок умеет одеваться и раздеваться.

Второй вариант фиксирует не только предметную составляющую, которую обеспечивают ВСЕ детские сады, даже простые группы по уходу и присмотру, а гораздо более важные для развития составляющие. А называется это часто одинаково: ребенок умеет одеваться и раздеваться. Называется и педагогами, и родителями.

Если мы добьемся устойчивого удержания в мышлении результата как трехмерного, это позволит отличить монтессори-практику от более дешевых и простых. И, что немаловажно, второй вариант стоит намного дороже. Он ценнее.

Пример 2.

Сравните два описания результатов. Попробуем реконструировать объемный результат по одномерно зафиксированному описанию.

Вариант 1. Ребенок умеет складывать числа в пределах сотни (для математиков: задана P0, остальные координаты S0 и U0 неизвестны).

Трехмерный объект невозможно однозначно восстановить по его одномерной проекции, мы это знаем из стереометрии. Поэтому возможны разные варианты.

Вариант 2а. Ребенок может складывать числа в пределах сотни на занятии по заданию педагога. 

Отметим важные подробности: в варианте 2а ребенок делает это ТОЛЬКО на занятиях при педагоге. Он не проверяет собственные решения, поскольку это всегда делает педагог, не сформирован навык самоконтроля. P0 >>S0 и U0. Последние две координаты близки к 0. 

Вариант 2б. Ребенок по собственной инициативе в свободной деятельности (в монтессори-среде группы) берет задания на сложения чисел в пределах сотни, решает примеры. Ребенок сам обращается к контролю с помощью специальных карточек или педагога.

Вариант 2в. Ребенок видит ситуации в окружающем мире (вне детского сада, без педагога), в которых он «узнает ситуацию числа», производит соответствующие арифметические действия, переносит арифметический результат на ситуацию, осмысливает результат (рассуждает, сравнивает…). Это называется «осуществляет перенос».



Кейсы 3d-мышления и речи 


Кейсы от Татьяны Костенко и Светланы Камейши (ДС № 4 «Монтессори», г. Томск).

Кейс 1. 3d-мышление педагога

«…Ивану около 5 лет, я планирую для него презентацию звуков «К» и «Р» через работу со звуковыми коробками, он слышит звуки в начале слова, знает 8 букв (в их числе буквы его имени) и, по моим наблюдениям, готов к письму с помощью подвижного алфавита. На мое предложение Иван соглашается. Презентация проведена. Мальчик собирает фигурки, убирает коробку с подвижным алфавитом, все ставит на полку и... не замечает материалы в течение последующих дней…. (ось предметных умений, уровень 1 – исполнительский).

Начинаю наблюдать за тем, что он энергично делает сам, приходя в группу, и вижу: Ваня с большим интересом смотрит в сторону Яны, прислушивается к разговорам двух старших мальчиков с явным намерением войти в их компанию. Предполагаю, что энергетику ему задает общение с Яной, он готов прилагать усилия, чтобы привлечь ее внимание: предлагает застегнуть ей замки на сапогах при сборе на прогулку. Ваня легко отзывается на просьбы старших мальчиков, когда они к нему обращаются (это наблюдается не часто) с просьбами принести степлер и картон, они третий день заняты конструированием самолета (ось универсальных умений: готовность оказать помощь по своей инициативе и в ответ на внешнюю просьбу – уровень 2; ось субъектности: действует по собственной инициативе, но не целостно, часто не фиксируя намерений и не получая результат – уровень 1).


Решаю выйти на предметные умения Ивана, используя его энергетику в социальном/коммуникативном общении со сверстниками. Гипотеза: сделать письмо средством для продвижения Ивана по оси «субъектность». После обеда предлагаю «игру в письма», главным правилом которой является передача сообщений через написание коротких текстов. Среди других детей в игру включается Яна. Наблюдаю, с каким восторгом Иван смотрит на ее работу с подвижным алфавитом! Получаю согласие Яны показать Ивану все знакомые ей буквы. На следующий день предлагаю Ване работу с буквами, в результате которой к его списку прибавились еще 4 буквы (одновременное продвижение по осям субъектности и предметных умений, переходим от уровня 1 к уровню 2).

Вывод: для обеспечения продвижения по одной из осей, особенно после неудачной попытки, полезно действовать через наблюдение по оси субъектности и дальше возвращаться к предметной оси или оси универсальных умений на энергетике субъектности, тогда происходит одновременное продвижение по двум-трем осям – более объемное продвижение.

Кейс 2. 3d-разговор с родителями

«…Родители Миши в восторге от его умения считать. Их впечатляет то, с какой легкостью сын производит арифметические действия с четырехзначными числами, они благодарны педагогу и считают, что «больше ничего делать не надо, и так все отлично!». Я наблюдаю, что Миша часто подходит и спрашивает у меня: «А что мне выбрать?» Я предлагаю математику (я сама ее очень люблю!), Миша спрашивает: «А сколько примеров надо сделать?» Мой ответ: «Это ты реши сам» – не придает уверенности действиям мальчика. Я вижу, как трудно Мише принять решение относительно себя самого. Он долго стоит около полочки с примерами, перебирает карточки, ищет меня глазами, наконец, берет две-три и усаживается за стол. Его увлекает процесс получения ответа, проверка обратным действием, но он не выбирает дополнительные карточки, чтобы снова испытать счастье своей состоятельности в предмете! Как будто внутренняя программа ребенка говорит ему: «Стоп, на сегодня хватит!» 

Я наблюдаю, что и на прогулку Миша одевается одним из последних, и бытовую работу по классу делает неохотно, никому не предлагает свою помощь. На собеседовании выясняю, что дома за Мишу (ему 5,5 лет) много чего делают бабушка и мама: помогают «доесть кашу», одевают, умывают, расставляют машинки в шкафу.



Я обсуждаю с родителями линию самостоятельности мальчика, в ответ они улыбаются, кивают, но ничего не изменяется в поведении Миши за два месяца. Потому что «все и так хорошо, а педагог излишне требователен».

И вот я предпринимаю попытку показать ситуацию Миши на основе 3D-модели. Рисую три вектора, отмеряю большое расстояние на предметной оси и маленькие на остальных двух. Рисую фигуру (как на рисунке 2а). Получается не кубик, а толстенький отрезок. Это выглядит выразительно. Показываю, что надо бы добиваться «кубика», потому что при слабой субъектной позиции: умении выбирать, принимать решение, отвечать за свое решение, доводить до конца (ось субъектность, уровень 3) – свое умение считать мальчик не сможет использовать нигде. Разве что на уроке математики в школе – только при педагоге. 

Отсутствие опыта понятного самостоятельного действия: одеться, позавтракать, со всеми выйти на прогулку, предложить помощь младшему (ось универсальных умений, уровень 3) будет тормозить социальные отношения Миши и самостоятельность в целом.

Родители, умные современные люди, увидев визуальную картинку, начинают приводить примеры, из которых становится понятно, что они замечали аналогичную картину, но не придавали ей значения, «ведь он так здорово считает для пятилетнего ребенка!».

Только теперь мама спрашивает, что же можно сделать для гармоничности «кубика»: какие родительские усилия и совместные с педагогом действия обеспечат состоятельность Миши в социализации и выращивании воли. Теперь мы партнеры, обсуждающие стратегию развития ребенка.

Выводы:

– Визуализация в рамках 3D-модели позволяет влиять на родителей и эффективнее договариваться о действиях. Благодаря модели родители «и без меня» начинают помнить о том, что важны разные составляющие в развитии сына, и при следующей встрече сами начинают обсуждать не только то, какие числа он складывает, но и то, что он делает самостоятельно, какие умения применяет.
– Ближе к школе умения предметной оси вытесняют все из внимания родителей, это каждый раз совершенно невероятно, как умные интересные родители перед школой становятся сильно линейнее, одномернее. Важно восстановить правильное представление о результатах, для этого необходим ЗНАК, в данном случае это 3D-модель.
– «Умение складывать четырехзначные числа» на первый взгляд стоит отнести к высокому предметному результату, так считают родители, так сначала думала и я. Однако, если волевая сфера не развита (ребенок «не кубик, а отрезок»), то перенос математических умений не происходит, он не может САМ, идя по улице, начать считать и «опознавать ситуацию числа». Это неглубокая математика, невысокий уровень. Только «стремление к кубику» делает предметный результат «переносимым» на разные сферы, и только это можно назвать сформированным умением. Остальное быстро отсеивается.

Подчеркнем еще раз: речь идет именно об инструменте, который удерживает мышление педагогов и родителей, а не о методической разработке в практике. Другими словами: сильные педагоги и так умеют думать про ребенка «богато», но нам важен инструмент, который позволит научить многих специалистов думать про педагогическую ситуацию объемно, эффективно. И удерживать собственную позицию при напористых современных родителях.

Уровни сформированности  результата: описание, а не метафоры и волшебство

Если мы используем в модели числовую ось, то вопрос об уровнях каждого результата является очень насущным. Как мы увидим, что один результат на одной оси «больше» другого? Пока мы акцентировали только трехмерность мышления. Теперь зададимся вопросом описания уровней каждого результата, чтобы уметь видеть развитие.

Существующие описания М-результатов не содержат наблюдаемых критериев (или мне не удалось найти), и тогда формулировки часто оказываются (по сути) метафорами, которые все монтессори-педагоги разделяют, некоторые понимают и единицы могут использовать в качестве основания для действия и предъявлять родителям.

В качестве примера хорошего описания рассмотрим диагностическую методику Коротковой Н.А. и Нежнова П.Г. «Отслеживание развития ребенка-дошкольника в образовательном процессе». Коллеги описали и создали таблицу для наблюдения и уровневой оценки такого результата, как инициатива, разделив ее на (1) творческую, (2) целеполагание и волевое усилие, (3) коммуникативную и (4) познавательную. Вот пример описания наблюдаемых критериев инициативы различных уровней.

Инициатива как целеполагание и волевое усилие: наблюдение за продуктивной деятельностью

1 уровень:

Обнаруживает стремление включиться в процесс деятельности (хочу лепить, рисовать, строить) без отчетливой цели, поглощен процессом (манипулирует материалом, изрисовывает много листов и т.п.); завершение процесса определяется исчерпанием материала или времени; на вопрос: что ты делаешь? – отвечает обозначением процесса (рисую, строю); называние продукта может появиться по сле окончания процесса (предварительно цель не формулируется).

Ключевые признаки: поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекаю щие моменты, и не возвращается к ней.

Типично для 3-4 лет.

2 уровень:

Обнаруживает конкретное намерение-цель («Хочу нарисо вать домик, построить домик, слепить домик») – работа над ограниченным материалом, его трансформации; результат фиксируется, но удовлетворяет любой (в процессе работы цель может изменяться, в зависимости оттого, что получается).

Ключевые признаки: формулирует конкретную цель («Нарисую домик»); в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина»).

Типично для 4-5 лет.

3 уровень:

Имеет конкретное намерение-цель; работает над материалом в соответствии с целью; конечный результат фиксируется, демонстрируется (если удовлетворяет) или уничтожается (если не удовлетворяет); самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования («Хочу сделать такое же») – в разных мате риалах (лепка, рисование, конструирование).

Ключевые признаки: обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца.

Типично для 6-7 лет.»


Мы считаем важным подобное описание, в котором фигурируют наблюдаемые индикаторы. Мы начали подобную работу на локальных и глобальных результатах, пока несистемно, для пробы. На разном предметном и надпредметном материале уровни строятся по следующим принципам:
• Спонтанно – произвольно
• Теряет намерение – доводит до конца
• Исполнительское действие – пробно-поисковое – пробно-преобразующее
• В ситуации без выбора (исполнение при педагоге) – в ситуации выбора и принятия решения
• По образцу – в ситуации замутненного образца – сверх образца
• Только в специальной среде – в любой ситуации (перенос). Например: Самостоятельность в уходе за собой.

Сочетание трехмерности и описанных в наблюдаемых критериях уровней позволит получить полную модель.

Что обычно делают с моделью

Главная задача любой модели – помогать в деятельности, быть инструментом в различных ситуациях, понимать и обсуждать, находить пути и принимать решения. Мы проверили: модель позволяет многое различать, она полезна в следующих ситуациях. Удерживать в мышлении специалиста единое представление об образовательных результатах. Все результаты звучат как «самостоятельность в уходе за собой», «самостоятельность в общении», «самостоятельность в познании» и т.д. Традиционные монтессори-результаты «концентрация внимания», «умение выбирать» и «умение принимать решения» входят в ось субъектности и являются признаками высокого уровня любого из результатов.

Возможен второй вариант: называть результат по привычной предметной или универсальной составляющей (см. пример в разделе 2), но мы должны научиться тогда пояснять (себе, педагогам и родителям), что данный результат может быть реализован на разных уровнях, и тогда репетиторы, которые натаскивают ребенка к школе или в школе на умение считать, дают результат низшего уровня, а мы – более высокого. Тогда опять же необходима таблица уровней.

И самое проблемное: результат звучит «как обычно».

• 3D-модель применима к описанию локального результата в конкретной ситуации (сложение в пределах сотни) и глобального в динамике года – двух – трех лет (учебная самостоятельность).
• Наличие описаний уровней позволит педагогам яснее различать ситуации, а возникновение ясных означенных различений в представлении специалиста – залог быстрого профессионального роста. Особенно когда появятся списки наблюдаемых индикаторов.
• Мы можем разговаривать с родителями и добиваться, чтобы нас не путали с успешными, популярными аниматорами и дрессировщиками. Добиваться, чтобы родители долго и детально удерживали в голове объемное представление о ребенке и действовали по отношению к нему правильно. Повышать сохранность клиентов.
• Отстаивать свои позиции в возрасте 5-7 лет, перед школой, когда вектор простейших предметных действий просто вытесняет у родителей в головах две других составляющих. И в школе, когда представление родителей и государства об успешной учебе в школе по-прежнему предметно-центрично, несмотря на попытки Стандарта образования.

Приглашаем к дальнейшей апробации и разработке модели – описанию уровней кейсов и т.д.


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (57) 2017
Фото: архив журнала

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Интересно? Расскажите друзьям:

Мария Миркес

Бизнес-консультант по управлению, ведущая семинара-тренинга «Директорий», директор «Школы антропоники», г. Красноярск

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
990 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
990 руб.
Первая монтессори-учительница России
Первая монтессори-учительница России
990 руб.
Материалы на эту тему:
Юлия Фаусек

Как создать условия для спонтанного письма?

Оксана Иванова

Загадка пробуждающегося разума

Ольга Нечаева

Про любящие глаза и взрослую вилку. Что думают дети?

Борис Бим-Бад

Счастье мало зависит от внешних обстоятельств, но много - от состояния нашей души

Надежда Гончарова

Наши русские монтессори-педагоги за границами России

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »