Монтессори-клуб
Елена Амаро

Знакомьтесь: первые монтессори-педагоги мира

Все же как мало мы здесь, в России, знаем о событиях, происходивших в начале прошлого века в образовании Италии. И почти ничего – о жизни и деятельности Марии Монтессори тех лет, её друзьях и врагах, её верных и отважных соратниках и о тех, кто относился к ней с недоверием. Но разве можно служить делу развития Монтессори-педагогики в России, если тебя не трогает её история, и такая непростая, неоднозначная судьба самой Марии Монтессори?



По материалам архива ученицы М. Монтессори Грации Хоннеггер Фрешко, Костелланца (Италия).

Как была написана книга «Дом ребенка». Метод научной педагогики»

Заглянем в весну 1909 года. Расцвет феминизма в Италии. Уже образована «Секция Римского Женского Союза», членом которого была София Биси Албини (Sofia Bisi Albini) – знаменитая итальянская писательница и журналистка. На страницах основанного ею журнала «Жизнь итальянских феминисток» двумя годами ранее вышла статья Марии Монтессори об опыте  работы с детьми в  «Домах ребёнка». Статья заинтересовала  многих.  «Дома ребенка» начали посещать влиятельные люди Италии.  Среди них была  Аличе Халлгартен (Alice Hallgarten) – жена одного из богатейших в Италии баронов Леопольдо Франкетти. 

Вот что пишет об этом   Анна Мария Маккерони (Anna Maria Maccheroni), ученица и соратница Монтессори:  «Баронесса Франкетти заинтересовалась увиденным в Римских «Домах ребёнка». Она решила склонить своего мужа, сенатора и барона Леопольдо Франкетти, посетить воспитательные заведения Монтессори. Барон возвращался из Африки. Аличе поехала встретить его в Сицилию, с надеждой уговорить по возвращении в Рим выполнить её просьбу. Попытка увенчалась успехом. И, вернувшись домой, барон заглянул в ближайший «Дом ребёнка». М.Монтессори выдерживала дистанцию, давая, таким образом, возможность ему самому увидеть и оценить происходящее. Франкетти смотрел и молчал. Наконец,  Монтессори подошла к нему  и спросила, что он думает по поводу увиденного.
– Вы написали книгу? – вопрос просто вылетел из его уст.
– Книгу? Нет! – ответила она.
– Но Вы же можете умереть, и всё ЭТО будет потеряно!
Слава Богу, М. Монтессори имела отличное здоровье! 

Вилла Ла Монтеска

Барон Франкетти настоял на  необходимости немедленно сесть за написание книги о новой педагогике. Он пригласил М. Монтессори сделать это на Вилле Волконских (согласно переписке его жены Аличе, речь шла о вилле Ла Монтеска), где барон предоставил ей все условия для работы. Она писала в прекрасном парке, на открытом воздухе. Елизавета Балерини (Elisaveta Ballerini) была её ассистенткой.  

После двадцати дней работы манускрипт был готов. Барон посадил М. Монтессори в свою машину. Она взяла рукопись, обёрнутую в белую папиросную бумагу и перевязанную белой шёлковой лентой, и они с бароном Франкетти направились в издательский дом «Лоэскер»( Loescher, Рим). 

На половине пути барон дал указание водителю: «Домой!». Такое быстрое на первый взгляд решение было хорошо продуманным. На следующий день барон Франкетти сел в поезд и отправился в Чита дель Кастелло, где он был всем хорошо знаком, и сам передал рукопись в печатный отдел фабрики Лапи, а не издателю в Риме, со строжайшим приказом напечатать книгу слово в слово, не изменяя ни одной запятой. 

Так появилась первая книга Марии Монтессори «Дом ребенка». Метод научной педагогики».

Фото  материалов, с которыми работала Аурелия Жосц

Аграрные школы Aличе и Леопольдо Франкетти

Барон Франкетти ещё до встречи с М. Монтессори имел опыт открытия новых школ. Проблемы безграмотности в то время занимали многих знатных людей в Италии. Например, в Риме при поддержке мэра города, господина Натана (Nathan), с женой которого была знакома дочь Льва Николаевича Толстого – графиня Т. Сухотина-Толстая, – открылась «Школа аль Аперто» (scuola al aperto), т. е. школа на открытом воздухе, для защиты детей из семей, в которых кто-то болел туберкулёзом (Туберкулез был распространён в то время, а лечение от него ещё не было найдено. От туберкулеза совсем молодой в 1911 году умерла и жена барона Франкетти – Аличе). Именно в сопровождении господина Натана Татьяна Сухотина-Толстая   посещала школы Монтессори в Риме, а потом написала книгу «Мария Монтессори и новое воспитание».

Для занятий детей на открытом воздухе по просьбе барона Франкетти была разработана специальная раскладная парта. Очень лёгкая, что позволяло ребятишкам без труда  выходить из классов для проведения занятий в школьном парке. 

Кроме того, в имении баронов Франкетти открылись школы для маленьких крестьянских детей. Барон утверждал, что  школа должна идти к крестьянину, а не наоборот». Это было поистине революционное по тем временам утверждение. Познакомившись с методом М.Монтессори, он не только поддержал развитие её метода, но до самой смерти активно способствовал его распространению.

Первый учебный курс Монтессори на вилле Ла Монтеска

После выхода в свет весной 1909 года книги М. Монтессори «Метод научной педагогики, применяемый в воспитании детей в «Домах ребёнка», с 1 по 31  августа он организовал первый в истории педагогики курс по подготовке учителей, желающих работать по методу Монтессори. Чета Франкетти пригласила М.Монтессори на свою виллу в Ла Монтеска, вместе с молодыми преподавательницами.  С кем-то из них она уже работала ранее, но были и те, кто только в дальнейшем посвятит этому делу свою жизнь. Например, Антониэтта Баттини (Antonietta Battini), которая, к сожалению, вскоре умерла. Анна Мария Маккерони (Anna Maria Maccheroni), которую Монтессори называла «Мак». Тересина Бонтемпи (Teresina Bontempi) – инспектор яселек в итальянской Швейцарии; сёстры Джованна и Мария Фанчелло (Giovanna, Maria Fancello) – позже они открыли «Дома ребенка» в Риме, принимая также детей с проблемами в развитии. Лола Кондулмари (Lola Condulmari),  проработавшая много лет в государственном секторе в Милане. Аделе Коста Ньёкки (Adele Costa Gnocchi), которая предпочла работать с детьми от 0 до 3 лет и  стала одной из ведущих исследователей детей этого возраста, создала ассоциацию «Помощниц при родах».  Жизнь и деятельность этих удивительных женщин достойна отдельного рассказа, посвящённого каждой из них.

На открытии курса барон Франкетти сказал несколько слов. После приветствия он добавил от себя: «Мне удалось наблюдать, как моя жена  Аличе организовывала это событие, волнуясь  и желая угодить вам во всём».

Три добрых ангела М. Монтессори первых лет её педагогической биографии

Аличе  Халлгартен, действительно, сыграла большую роль в педагогической судьбе Марии Монтессори. Недаром позднее, в 1916 году, М.Монтессори посвятит ей свою вторую значительную книгу «Самовоспитание в элементарной школе». Вот что она написала в предисловии к этой книге: «В 1911 году мой добрый друг, Донна Мария Марени Герьери Гонзага, впервые решилась испытать, можно ли с нашими пособиями, только более сложными, заниматься с детьми младшего школьного возраста по нашему методу, уже доказавшему свою успешность на ранних этапах развития ребёнка. К ней присоединилась баронесса Аличе Франкетти, чей талант оказал огромное влияние на создание этой книги. Память о ней осталась не только в сердцах всех, кому посчастливилось ближе узнать эту исключительную женщину, но и в школах, которые она создала для крестьянских детей в своем имении Ла Монтеска. В этих учебных заведениях мой метод был адаптирован к условиям сельской школы». 

На открытие курса, пусть даже с небольшим опозданием, приехала Аурелия Жосц (Aurelia Josz), основательница женской аграрной школы в Италии.  Скажем о ней несколько слов, так как в то время она была одной из близких коллег Марии Монтессори.  Родившись во Флоренции (Тоскана) в 1869 году в  семье венгерского еврея, Аурелия с юных лет впитала в себя принципы феминизма. В Милане она развернула активную деятельность по защите прав женщин, преподавала в Институте Маджестрале имени Карло Тенка. 

Аурелия Жосц была  знакома со многими людьми из элиты того времени. В 1902 году на территории Парко ди Монца (Милан, Ломбардия) она открывает свою знаменитую аграрную школу, где кабинет директора располагался в сарае у самого входа в парк. В 1905 году резиденция женской аграрной школы переезжает в город Нигуарда. Достигнув пенсионного возраста, она оставляет свою преподавательскую деятельность и  переезжает в Алассио (Лигурия). Там ее вскоре арестовывают из-за открытого несогласия с фашистским режимом  и помещают в концлагерь Аушвиц. Там  1 июля 1944 года она умирает…
***
После окончания Первого в истории учебного курса по педагогике Монтессори  редакция журнала  «Новая молодёжь» (Giovent nova) взяла на себя выпуск брошюры, где были собраны  стенограммы и записи лекций М. Монтессори профессора Римского Университета  Папа (sig. Papa).


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (27) 2011 г.
Фото с сайтов: www.storiatifernate.it, www.telaumbra.com

Материалы урока
Если вас спросят, не устарел ли метод Монтессори, ответьте «нет».

Надо сознаться, что объективная картина частной жизни Марии Монтессори до сих пор закрыта для нас семью печатями, хотя пересказать ее биографию пытаются многие. Чаще всего мы читаем лишь легенды о жизни этой удивительной женщины с непростым характером и возвышенными стремлениями. Мы и верим, и не верим подобным рассказам сторонних людей. Но нам в любом случае важно, какой след эта удивительная женщина оставила в душе самых близких ей людей, членов ее семьи. Ведь они любили ее больше других, пили с ней кофе по утрам, без стука входили в ее рабочий кабинет…

Читать далее
Работа, или «эту женщину может остановить только смерть»

Перед вами необычный текст. Это отрывок из документально-художественного анализа психолого-биографических и культурно-исторических истоков педагогики Юлии Ивановны Андрусовой-Фаусек, написанный от ее лица и отчасти стилизованный под ее письменную речь. Подлинный текст Ю.Фаусек – стенограмма ее выступления на конференции педагогических работников 1939 года, – закавычен и прокомментирован.

Читать далее
Посмотреть видео →


Книжная полка современного монтессори-педагога:
Задание

Предлагаю обдумать следующие ключевые вопросы.
  1. "Вы же можете умереть, и тогда всё это будет потеряно". Кто был тот человек, который произнес эти слова? Какова его роль в истории педагогики М. Монтессори? 

  2. Три добрых ангела Марии Монтессори первых лет ее педагогической биографии. Кто они? А в Вашей жизни есть три добрых ангела?            

  3.  Как определяла Мария Монтессори понятие "знание"? Что она понимала под термином "независимость"? Сравните с современным определением этих понятий.   
                                                                          
  4.  Где впервые Юлия Ивановна Фаусек познала вкус самостоятельных занятий школьников? Подумайте, какой след оставила в Вашей частной жизни школа, в которой Вы учились.
Можно записать ответы на эти вопросы и свои мысли об уроке в Тетрадь. Это поможет Вам получить максимальный эффект от нашего курса.

Спасибо за плодотворную работу, с уважением
Елена Александровна Хилтунен

До следующей встречи!


Ваши ответы на домашнее задание:

Ваше имя:


Ваш email:


Ваши ответы и комментарии:




Или пишите нам прямо в Телеграм:

Свои письменные ответы на вопросы к уроку в виде эссе и фотонаблюдений Вы можете присылать нам в Telegram. Нажимайте, пожалуйста, на синюю кнопку!

Если Вы осваиваете нашу Программу на компьютере, то скачать и установить Telegram можно здесь: скачать Telegram.


Написать в Telegram


или открыть на телефоне:





montessoriclub-online.ru