Мария Козлова
Что является для нас родным и очень красивым
Бывает, всю жизнь проживешь, а русский сарафан или косоворотку так и не померишь. Так же, как у детей из деревни Петушки, вернее всего, нет мотива изучать английский язык, если там все говорят по-русски.
Зачем современным детям знать про русский сарафан, кафтан и лапти?
Понятно, что современные люди наряжаются в традиционный народный костюм
только в редких случаях. В этом смысле никаких внутренних
мотивов к изучению деталей народного костюма у детей нет. Так же, как
нет мотивов изучать английский язык в деревне Петушки, если там все
говорят по-русски. Но есть все-таки, по меньшей мере, три зацепки для
увлечения детей изучением русского традиционного костюма. Я назвала
свой авторский материал «Традиционный русский костюм».
Читая детям русские народные сказки, мы часто встречаем слова – сарафан, тулуп, лапти, валенки, кокошник. И когда ребятишки спрашивают, что это такое, объяснить бывает сложно. Вот я и сделала для них дидактический материал. Он состоит из трёх частей: «Части русского костюма», «Коврик русского костюма» и «Народные промыслы».
Кроме того, мы знаем, что тема изучения российской культуры есть во всех государственных программах дошкольного образования, и это тоже послужило причиной изготовления дидактического материала. Но я и сама считаю, что изучение народного костюма может помочь детям создать представления о том, что присуще именно русскому человеку, что для нас является родным и очень красивым.
В материале о русском костюме я постаралась сделать акцент на раскрашивании – это дело дети любят, и подхватывают любую возможность заняться штриховкой.
Что касается возраста, то интересуются моим материалом старшие дети. На них он в первую очередь и ориентирован. Хотя в нашей группе ребята пятого года жизни вслед за старшими тоже берут его с полки. С ними мы больше раскладываем картинки и подписи по цвету, любуемся, я даю им уроки названий. Четырехлетним тоже нравится раскрашивать детали костюма. По-моему, лучше пусть дети раскрашивают изображения чего-то родного, российского, чем страшненьких американских принцесс и комиксы. Пусть наша русская культура будет для наших детей эталоном красоты.
Описание материала
Две карточки с цветным изображением мужчины и женщины в русских народных костюмах. Каждая часть костюма отмечена цифрой.
Две словарные карточки (контрольные): «Мужчина в верхней одежде», «Девушка в праздничном костюме». На них под цифрами, соответственно цветному изображению, написаны названия частей костюмов жирным шрифтом и даны пояснения об этой детали костюма обычным шрифтом.
Один набор маленьких карточек-названий.
В дополнение прилагаются рассыпные листы для раскрашивания, соответствующие карточкам с цветным изображением.
Цели
Основная: Узнать названия деталей русского костюма и разложить карточки с названиями на цветной рабочей карточке.
Косвенная: Познакомить с традиционным русским народным костюмом, его главными составными частями.
Пробудить и поддержать интерес к русской народной культуре.
Развивать внимание.
Развивать мелкую моторику.
Возраст: 5-7 лет.
Презентация
Материал приносят на стол. Наставница называет его: «Этот материал называется - Русский народный костюм».
Затем достаёт из конверта две цветные карточки и показывает их ребёнку.
«В давние времена на Руси русские люди носили одежду, которая отличается от той, что мы носим сейчас. Эта одежда была красивая и интересная».
Наставница предлагает ребёнку выбрать карточку для работы – мужской или женский костюм.
*Примечание: На одном занятии вводится один костюм.
«Это девушка в праздничном костюме. Его главные части – это рубаха, сарафан, душегрея, венец, гуски». Наставница называет, четко проговаривая слова, и показывает части костюма. Проводится трёхступенчатый урок названий. «Ещё здесь есть контрольная карта и маленькие карточки с названиями». Наставница переворачивает контрольную карту вниз текстом. Достаёт нужные для данного костюма карточки и раскладывает их на столе. Берёт одну, читает, находит её место на цветной рабочей карточке. Предлагает ребёнку выполнить работу самостоятельно и проверить себя по контрольной карточке. Уборка материала.
«Это мужчина в верхней одежде. Главные части его костюма – это кафтан, пояс, порты, шапка, сапоги». Наставница называет, четко проговаривая слова, и показывает составные части костюма. Проводится трёхступенчатый урок названий. «Ещё здесь есть контрольная карта и маленькие карточки с названиями». Наставница переворачивает контрольную карту вниз текстом. Достаёт нужные для данного костюма карточки и раскладывает их на столе. Берёт одну, читает, находит её место на цветной рабочей карточке. Предлагает ребёнку выполнить работу самостоятельно и проверить себя по контрольной карточке.
Уборка материала: карточки убирают в конверт и относят на полку.
Контроль ошибок
По контрольной карте.
Дополнительные упражнения
1. Чтение пояснений на контрольной карте про каждую часть костюма.
2. Работа с двумя карточками вместе. Используются все карточки названия.
3. Рассыпные листы для раскрашивания и для подписей названий частей русского народного костюма.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (16) 2009
Фото автора