Монтессори-клуб
Мария Козлова

Что является для нас родным и очень красивым

Бывает, всю жизнь проживешь, а русский сарафан или косоворотку так и не померишь. Так же, как у детей из деревни Петушки, вернее всего, нет мотива изучать английский язык, если там все говорят по-русски.



Зачем современным детям знать про русский сарафан, кафтан и лапти?

Понятно, что современные люди наряжаются в традиционный народный костюм только в редких случаях.  В этом смысле никаких внутренних мотивов к изучению деталей народного костюма у детей нет. Так же, как нет мотивов изучать английский язык в деревне Петушки, если там все говорят по-русски. Но есть все-таки, по меньшей мере, три зацепки для увлечения детей изучением русского традиционного костюма. Я назвала свой авторский  материал  «Традиционный русский костюм».

Читая   детям   русские  народные  сказки,  мы часто встречаем слова – сарафан,   тулуп,   лапти,  валенки,  кокошник.   И  когда  ребятишки спрашивают, что это такое, объяснить бывает сложно.   Вот я  и сделала для них дидактический материал. Он состоит из трёх частей: «Части русского костюма», «Коврик русского костюма» и «Народные промыслы».

Кроме того, мы знаем, что тема изучения российской культуры есть во всех государственных программах дошкольного образования, и это тоже послужило причиной изготовления  дидактического материала.  Но я и сама считаю, что изучение народного костюма  может  помочь  детям создать  представления  о том, что присуще именно  русскому  человеку,  что  для  нас  является  родным  и  очень красивым.  

В материале о русском костюме я постаралась сделать акцент на раскрашивании  –  это дело дети любят, и подхватывают любую возможность заняться штриховкой. 

Что  касается  возраста, то интересуются моим материалом старшие дети. На них он в первую очередь и   ориентирован.   Хотя  в нашей группе ребята пятого года жизни вслед за старшими тоже берут  его с полки.  С  ними  мы больше раскладываем картинки и подписи по цвету, любуемся, я даю им уроки   названий.   Четырехлетним  тоже  нравится раскрашивать детали костюма.  По-моему,   лучше пусть дети раскрашивают изображения чего-то   родного, российского,  чем страшненьких американских    принцесс  и комиксы.  Пусть  наша  русская культура будет для наших  детей эталоном красоты.   


Описание материала

Две карточки с цветным изображением мужчины и женщины в русских народных костюмах. Каждая часть костюма отмечена цифрой.

Две словарные карточки (контрольные): «Мужчина в верхней одежде», «Девушка в праздничном костюме». На них под цифрами, соответственно цветному изображению, написаны названия частей костюмов жирным шрифтом и даны пояснения об этой детали костюма обычным шрифтом.

Один набор маленьких карточек-названий.

В дополнение прилагаются рассыпные листы для раскрашивания, соответствующие карточкам с цветным изображением.

Цели

Основная:  Узнать названия деталей русского костюма и разложить карточки с названиями на цветной рабочей карточке.

Косвенная: Познакомить с традиционным русским народным костюмом, его главными составными частями.
Пробудить и поддержать интерес к русской народной культуре.
Развивать внимание.
Развивать мелкую моторику.

Возраст: 5-7 лет.

Презентация

Материал приносят на стол. Наставница называет его: «Этот материал называется - Русский народный костюм».

Затем достаёт из конверта две цветные карточки и показывает их ребёнку.

«В давние времена на Руси русские люди носили одежду, которая отличается от той, что мы носим сейчас. Эта одежда была красивая и интересная».

Наставница предлагает ребёнку выбрать карточку для работы – мужской или женский костюм.

*Примечание: На одном занятии вводится один костюм.

«Это девушка в праздничном костюме. Его главные части – это рубаха, сарафан, душегрея, венец, гуски». Наставница называет, четко проговаривая слова, и показывает части костюма. Проводится трёхступенчатый урок названий. «Ещё здесь есть контрольная карта и маленькие карточки с названиями». Наставница переворачивает контрольную карту вниз текстом. Достаёт нужные для данного костюма карточки и раскладывает их на столе. Берёт одну, читает, находит её место на цветной рабочей  карточке. Предлагает ребёнку выполнить работу самостоятельно и проверить себя по контрольной карточке. Уборка материала.

«Это мужчина в верхней одежде. Главные части его костюма – это кафтан, пояс, порты, шапка, сапоги». Наставница называет, четко проговаривая слова, и показывает составные части костюма. Проводится трёхступенчатый урок названий. «Ещё здесь есть контрольная карта и маленькие карточки с названиями». Наставница переворачивает контрольную карту вниз текстом. Достаёт нужные для данного костюма карточки и раскладывает их на столе. Берёт одну, читает, находит её место на цветной рабочей  карточке. Предлагает ребёнку выполнить работу самостоятельно и проверить себя по контрольной карточке. 

Уборка материала: карточки убирают в конверт и относят на полку.

Контроль ошибок

По контрольной карте.

Дополнительные упражнения

1. Чтение пояснений на контрольной карте про каждую часть костюма.
2. Работа с двумя карточками вместе. Используются все карточки названия.
3. Рассыпные листы для раскрашивания и для подписей названий частей русского народного костюма.   

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (16) 2009 
Фото автора

Материалы урока
Если фантазия не рождена реальностью, вместо божественной красоты появляется нарост, заслоняющий свет

Кто из нас не радовался, обнаружив на листе бумаги первые детские каракули? Мы бережно сохраняли их, вешали в рамочку над детской кроваткой и в тайне надеялись – вдруг мой сын или дочка, когда вырастет, станет выдающимся художником или дизайнером. Но не правда ли, как-то странно звучит: богатое воображение – не дар природы, но  предмет образования.  

Читать далее
Художественное творчество детей в педагогической системе Монтессори

"Если мы хотим усовершенствовать наше общество, изучение ребенка становится совершенно необходимым ввиду последствий, которые детство имеет для дальнейшей взрослой жизни. А значит, мы должны начать заново изучать жизнь, от самых ее истоков".Мария Монтессори (Дом ребенка. Метод научной педагогики. 1913)

Читать далее


Книжная полка современного монтессори-педагога:
Задание

Завершая сегодняшнее занятие, предлагаю обдумать прочитанные статьи, ответить на  вопросы к занятию и написать нам свои ответы в виде эссе в обратную связь.

1. Как Вы понимаете главное противоречие во взглядах на детское творчество современных родителей, педагогов, ученых и понимания М. Монтессори?

2. Что главное в построении среды для развития творческих способностей детей в соответствующий сенситивный период? Приложите к ответу фотографию уголка художественного творчества в монтессори-среде.

3. В каких формах может изучаться культура русского народа с маленькими детьми? Поясните свой рассказ описанием автодидактического материала.

Ответы на эти вопросы и выполнение заданий помогут Вам лучше ориентироваться в ключевых понятиях монтессори-педагогики. Вы можете обсудить их со своими друзьями и коллегами. До встречи, друзья! Надеемся, Вы уже ждете наших следующих писем!

Спасибо за плодотворную работу, с уважением
Елена Александровна Хилтунен


Ваши ответы на домашнее задание:

Ваше имя:


Ваш email:


Ваши ответы и комментарии:




Или пишите нам прямо в Телеграм:

Свои письменные ответы на вопросы к уроку в виде эссе и фотонаблюдений Вы можете присылать нам в Telegram. Нажимайте, пожалуйста, на синюю кнопку!

Если Вы осваиваете нашу Программу на компьютере, то скачать и установить Telegram можно здесь: скачать Telegram.


Написать в Telegram


или открыть на телефоне:





montessoriclub-online.ru