Монтессори-клуб
Мария Монтессори

Первое завоевание независимости

Во многих Монтессори-школах сейчас открываются группы для малышей. И группы эти становятся все более и более популярными. Предлагаем вам публикацию лекции Марии Монтессори.



Лекция, прочитанная в Лондоне в 1946 г.

Статья предоставлена Надеждой Смирновой


Ребенок начинает уверенно и устойчиво ходить примерно в 1 год 3 месяца. Для его матери это тоже знаменательный момент. Жизнь для нее становится более трудной. Она сталкивается с настоящей проблемой, поскольку теперь ребенок может передвигаться по дому, тогда как раньше он находился там, где его оставляли. В этом возрасте ребенок может работать руками, он может брать и передвигать предметы. Я видела ребенка, которому было меньше года. Ему очень нравилось вытирать что-нибудь тряпкой и вынимать пробки из бутылок. Его матери это ужасно не нравилось, она  всячески препятствовала ему в этом, потому что среди бутылочек у нее была емкость с замечательными духами. А вынимая и вставляя обратно пробку, ребенок мог пролить духи. Я видела годовалых детей, убирающих вещи, которые им стали не нужны. Это тот вид деятельности, который чаще всего остается незамеченным, но это работа, которую очень маленький ребенок может выполнять, и  выполнять с удовольствием. Обычно этого не замечают, потому что единственные доступные детям вещи – игрушки. Мы должны помнить, что ребенок начинает пользоваться руками и упражнять их еще до того, как начинает пользоваться ногами. Он действует руками задолго до того, как начинает ходить. Значит, к тому моменту, когда он научится ходить, руки будут умелыми только в том случае, если им были предоставлены возможности для развития. Раньше женщины сажали детей на колени и позволяли им играть своими волосами. Если бы няньки были обучены всерьез заботиться о психическом развитии ребенка, то они знали бы, что для полноценного развития нужны разнообразные действия руками. Они принимали бы в расчет тот физиологический факт, что даже 4-5-месячный ребенок уже может действовать руками. С тех пор, как я стала интересоваться этим вопросом, я не перестаю изумляться. Я все больше и больше понимаю, насколько развитым и способным может быть маленький ребенок. Мой опыт не обескураживает меня, напротив, каждый день дает мне все большую веру в возможности ребенка. С тех пор, как он научится ходить, он делает огромный шаг вперед в завоевании физической независимости в передвижении. Он может есть и идти, он может идти быстро и уверенно. Он очень отличается от ребенка, который совсем недавно нуждался в помощи, для того, чтобы сделать первые неустойчивые шаги. Тот не был независимым, поскольку нуждался в помощи окружающих. Тогда он был борцом, но зато сейчас он победитель, теперь он действительно независим.


Что же мы делаем для этих детей, которые одержали такую великую победу? Сегодня мы делаем квадратный ящик, детский игровой манеж, и сажаем их туда. Обычно мы сажаем туда одного ребенка; если даже в семье есть еще дети, то они старше, и их в манеж уже не сажают. Это и есть награда за завоевание независимости, это та степень свободы, которую мы можем ему позволить. Мы не можем сказать, чего хочет ребенок. Мы не можем изучать его психологию в таких условиях. Манеж помогает матери или няньке, он освобождает их от необходимости постоянно приглядывать за ребенком. Когда ему нужен свежий воздух, его везут на прогулку в коляске; и опять мы не можем увидеть, что же происходило бы в естественных условиях с этим ребенком, завоевавшим независимость.


У моей подруги была маленькая дочь, которую она хотела воспитывать свободно. Однажды девочка вышла из своей комнаты, и подруга пришла ко мне в большой тревоге, чтобы узнать, что же ей делать в дальнейшем. Я сказала: «Оставь девочку одну и посмотри, что она будет делать. Не бросай ее совсем, но наблюдай с некоторого расстояния; ты всегда сможешь быстро подойти, если ей понадобится твоя помощь». Позже подруга рассказала мне, что девочке очень нравилось брать скамеечку для ног и переносить ее с места на место. И хотя у девочки было много игрушек (ее мать была довольно состоятельной), настоящее удовольствие ей доставляло ношение взад и вперед тяжелой скамейки.  Этот вид деятельности кажется общим для всех детей этого возраста, поскольку этот феномен наблюдался и описывался повсеместно. Так в американских книгах по психологии он даже выделяется в отдельную «фазу». Эта фаза продолжается чуть больше или чуть меньше полутора лет. В этом возрасте детям необходимо носить тяжелые вещи. Это так необходимо для их развития, как если бы им было суждено стать носильщиками. Возможно, первой работой, которую человек совершил на этой земле, была переноска вещей с одного места на другое. 

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2, 2007
Фото: интерент-источник и сайта

Материалы урока
Загадка пробуждающегося разума

Вряд ли когда-нибудь утихнут споры о том, что есть педагогика: наука или искусство. Но то, что Мария Монтессори считала ее именно наукой – неоспоримо. Нейропсихология столетней давности вряд ли могла ответить на все вопросы, возникавшие у М. Монтессори в процессе живых наблюдений жизни детей. Эта статья – попытка современного Монтессори-педагога практика приоткрыть загадочное явление детского пробуждающегося разума, о котором писала Мария Монтессори.

Читать далее
Детские ясли тогда и сейчас – почувствуйте разницу

Спросите людей старшего поколения, что такое детские ясли, и они вам расскажут страшилки, как это грустно и страшно – оставаться без мамы целый день с чужими тетями, есть четыре раза в день ненавистную манную кашу и пить теплое молоко с пенкой. И вот еще морковная запеканка… 

Читать далее
Посмотреть видео →


Книжная полка современного монтессори-педагога:
Задание

Завершая сегодняшнее занятие, предлагаю обдумать прочитанную статью и ответить на такие важные вопросы.

1. Почему Мария Монтессори назвала одну из своих программных книг, написанную в конце ее жизни, так парадоксально: "La mente assorbente" (Впитывающий разум)?

2. Чем с точки зрения М. Монтессори характеризуются первые годы жизни человека? Как мы взрослые можем помочь ребенку в завоевании его независимости с первых месяцев после рождения?

3. Назовите три принципиальных различия (с Вашей точки зрения) современных детских яслей от подобных организаций начала и середины прошлого века.

Ответы на эти вопросы и выполнение заданий помогут Вам лучше ориентироваться в ключевых понятиях монтессори-педагогики. Вы можете обсудить их со своими друзьями и коллегами. До встречи, друзья! Надеемся, Вы уже ждете наших следующих писем!

Спасибо за плодотворную работу, с уважением
Елена Александровна Хилтунен

Мне интересно и важно знать, нравится ли Вам такой стиль проведения учебных занятий и наши публикации. Буду рада, если Вы заполните листок обратной связи и пришлете мне. В этом случае по окончании учебной Программы Вы получите Сертификат участия в ней.

Ваше имя:


Ваш email:


Ваши ответы и комментарии:




montessoriclub-online.ru