Монтессори-клуб
Елена Хилтунен

Да здравствуют, монтессори-бабушки!

Монтессори-бабушки – это те, у кого внуки ходят в монтессори-садик. Или не ходят из-за отсутствия денег у молодых родителей, но бабушке очень хотелось бы, чтобы ходили. И вот наступает воскресное утро и в ее доме раздается звонок: «Ма! У нас непредвиденные обстоятельства. Можно мы к тебе твою внучку завезем? Всего на пару часиков! Ты там ее читать-считать научи, пожалуйста! А?»



Определение

Монтессори-бабушка всегда рада внукам. На просьбу родителей "закинуть их к ней на денек" она отвечает: "Привозите! Только, чтобы ногти чистые и не накрашены, волосы, не как у Бабы Яги и…  А для важности – цитата Марии Монтессори: «Родители, желающие воспользоваться преимуществами «Дома ребенка», не платят ничего. Однако они принимают на себя следующие обязательства: а) приводить своих детей в «Дом ребенка» в указанное время, чисто вымытыми и в опрятной одежде с передником; б) всячески оказывать уважение и почтение наставнице и всем лицам, состоящим при «Доме ребенка»… Из «Дома ребенка» исключаются дети, являющиеся неумытыми или в грязной одежде и дети, оказавшиеся неисправимыми». (М. Монтессори. Дом ребенка. Метод научной педагогики. Стр. 66)  :)

Кейс первый. Ракушки-яблочки

Конечно, дома у «обычной» монтессори-бабушки нет никаких монтессори-материалов. Но кое-что развивающее можно изготовить самой. У меня, например, есть целых два чемодана с самоделками по мотивам педагогики Монтессори. Один с игрушками из раздела «Космическое воспитание», другой – с коробками и карточками по русскому языку в стиле ее «Психограмматики».  

На дворе осень, сбор урожая, и сначала моя маленькая внучка Эмми (2 года 10 месяцев) отправилась на бабушкин балкон собирать в корзинку райские яблочки. Она прекрасно справилась с этой задачей. У других бабушек яблочки, смородина, крыжовник и все такое растет во дворе, в саду, в соседнем парке или в лесу. А у меня яблоня дотянулась до моего балкона на втором этаже. Эмми отдала мне корзинку с яблочками и стала просить открыть ей волшебный монтессори-чемодан. Она уже знает, что в чемодане можно выбрать только одну игрушку и после работы положить ее на место.


Внучка выбрала коробочку «Ракушки». Я показала ей, как раскладываются картинки из материала, как сравниваются с ними настоящие красавицы-ракушки и как потом все это соединяется. Работа закипела! Я отошла мыть райские яблочки и варить сироп для варенья.
 Эмми закончила работу с ракушками минут через 10, показала мне результат и попросила другой материал. В чемодане ей понравилась прозрачная коробочка «Кошки и собаки». Еще мы взяли для этой работы два поля –  серое и оранжевое. Кошек и собак надо было без ошибок рассортировать: кошек поставить на одно поле, а собак – на другое.

В это время на плите варились китайские яблочки в сиропе. Между делом мы с Эмми обсудили, чем отличаются кошки от собак. Она сказала: голосом и хвостами. Я предположила, что и уши у них не всегда бывают одинаковые.

После работы с монтессори-игрушками мы с моей милой внучкой, конечно, стали пить чай с вареньем и баранками.


Кейс второй. Учимся читать

До настоящего чтения моей другой внучке Мирославе (5 лет) пока далеко. Мы учим буквы с помощью шероховатого и подвижного алфавитов, вспоминаем знакомые с помощью трехступенчатого урока и потом складываем слова из выученных букв. А прежде-прежде всего мы угадываем, «что бабушка сказала»: я произношу по звукам какое-нибудь слово, а Мира сливает звуки вслух и угадывает, что я сказала. Больше всего ей, конечно, нравится складывать из подвижного алфавита свое имя.

Кейс третий. Вечное движение!

Ясно, что если монтессори-бабушка даже сделала в своем доме шведскую стенку или повесила в коридоре колечки и канат, все равно лучше бегать и прыгать на детской площадке.
Во дворе предлагаю отпустить внучку на волю вольную и не дрожать, что она вот-вот свалится с горки или ее ножки не уцепятся за веревочные стропила лазалки. Все будет хорошо! Сегодня мы с Мирой взяли во двор еще и книжку. Но не чтобы ее читать на лавочке или искать по ней цветы с картинок, а… чтобы носить книжку на голове.  :) 


Кейс четвертый. Девочка с персиками

Не может ведь монтессори-бабушка ничего не придумать, чтобы ее внучка смогла узнать, например, про русских художников. Пойти в музей не считается.

Моя замечательная подруга и коллега Ирина Любичева, с которой мы когда-то начинали поднимать вторую волну монтессори-педагогики в России, подарила мне волшебную игру: МЕМО. 5 игр-лото «Живопись из коллекции государственной Третьяковской галереи». Эта игра легко превращается в знакомые всем «Парочки»: надо найти и положить рядом две карточки с репродукциями картин русских художников. Мира обожает эту игру! И названия многих картин и их авторов уже выучила. Очень советую всем монтессори-бабушкам заглянуть в киоск Третьяковской галереи – говорят, там эту волшебную игру можно приобрести...

Звонок в дверь

Веселые и отдохнувшие, входят родители:

 – О! Привет! Вы уже чай пьете? А нас принимаете?
И тут… упражнение: «Накрываем стол для мамы и папы»!

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 4 (64) 2018

Материалы урока

Книжная полка современного монтессори-педагога:
Задание

Завершая сегодняшнее занятие, предлагаю обдумать прочитанную статью и ответить на такие важные вопросы.

1. Какие игровые и учебные материалы Вы уже сделали для своих внуков? Есть ли у Вас "монтессори-чемодан"?

2. Пробовали ли Вы играть со своими внуками в игру "читаем на слух"? В каком возрасте по Вашим наблюдениям дети начинают отгадывать произнесенные по звукам слова?

3. Вы уже сделали для своих внуков домашнюю шведскую стенку-лесенку? Сделайте! Не пожалеете! Иначе внуки сделают "спорт-комплекс" из Вас :)

Ответы на эти вопросы и выполнение заданий помогут Вам лучше ориентироваться в ключевых понятиях монтессори-педагогики и монтессори-терапии. Вы можете обсудить их со своими друзьями и коллегами. До встречи, друзья! Надеемся, Вы уже ждете наших следующих писем!

Спасибо за плодотворную работу, с уважением
Елена Александровна Хилтунен

Мне интересно и важно знать, нравится ли Вам такой стиль проведения учебных занятий и наши публикации. Буду рада, если Вы заполните листок обратной связи и пришлете мне. В этом случае по окончании учебной Программы Вы получите Сертификат участия в ней.

Ваши ответы на домашнее задание:

Ваше имя:


Ваш email:


Ваши ответы и комментарии:




Или пишите нам прямо в Телеграм:

Свои письменные ответы на вопросы к уроку в виде эссе и фотонаблюдений Вы можете присылать нам в Telegram. Нажимайте, пожалуйста, на синюю кнопку!

Если Вы осваиваете нашу Программу на компьютере, то скачать и установить Telegram можно здесь: скачать Telegram.


Написать в Telegram


или открыть на телефоне:





montessoriclub-online.ru