Что значит, научить ребенка читать? Эссе участницы Программы Русский язык по методу Монтессори
Как Вы понимаете ступеньки освоения детьми процесса чтения с пониманием?
В чем по-вашему, не совпадает метод освоения чтения в массовой российской школе с методом Марии Монтессори, описанным в таблице "Дверь в чтение"?
В каком возрасте и при каких условиях мы можем наблюдать первые грамматические явления родного языка у детей? Приведите примеры своих собственных наблюдений.
Мария
Думаю, научить ребенка читать означает научить не только пониманию (этого достаточно для практических надобностей), но и искусству чтения вслух. А это уже выразительность, то есть театральное искусство. Развитие выразительности, театральных навыков необходимо для обучения чтению. Только так наши дети научатся транслировать прочитанное коллективу. Чем больше упражнений на «проникновение в текст», тем больше проявляется выразительность ребенка. Интонация, пауза, жест – этого недостаточно, нужно еще понимание, глубокое, живое, проникновение в суть, а также опыт выразительного чтения, привычка к нему как к одной из разновидностей чтения.
Если для демонстрации понимания написанного надо совершить указанное в тексте действие, то для демонстрации понимания услышанного (при чтении вслух) надо повторить текст, то есть ученикам приходится пересказывать то, что прочел вслух один из них. Интересно наблюдать за этим процессом. Некоторые дети молчат, другие пытаются пересказать услышанное. Их речь спутана, лишена подробностей. И тут остальные ученики начинают исправлять рассказчика: «Нет, это не так». Или: «Постой, ты забыл сказать еще…»
Трехступенчатый урок. Понять и пересказать то, что понял, – не одно и то же. Рассказ – проявление огромной внутренней работы, совершаемой в дополнение к усилиям, направленным на простое понимание. Здесь мы снова видим три этапа наших уроков.
1. Дать представление. (Это красное, это голубое.)
2. Провоцировать узнавание. (Где красное? Где голубое?)
3. Провоцировать выражение понимания. (Это какой цвет?)
Поэтому ученик, пересказывающий услышанное, как бы несовершенен ни был его рассказ, находится на более высокой ступени (на 3-й), чем тот, кто не смог этого сделать. Однако тот, кто не смог пересказать, может находиться на второй ступени, на стадии узнавания, поэтому он заинтересованно критикует, непрестанно перебивая рассказчика: «Нет, это не так. Постой, ты забыл сказать еще…». Но стоит кому-то рассказать прочитанное связно и полно, как класс замрет, проявляя полное одобрение.
Руководствуясь этими живыми реакциями, можно понять психологию ребенка настолько, чтобы определить уровень чтения, доступный ему по возрасту, наиболее эффективные средства обучения чтению вслух, направление развития каждой отдельной личности в классе. Конечно, для этого нужно, чтобы ребенок был свободен в проявлении своих реакций.
Плакат «Дверь в чтение» показывает, как в школах Монтессори происходит овладение письменным языком, который является для каждого ребенка естественным продолжением впитывания языка устной речи, а затем чтением и грамматикой. Дети уже с самого малого возраста потенциально владеют всеми категориями родного языка. Они мыслят не одними существительными, но и другими частями речи, и, чтобы они могли проявить их вовне, им надо дать возможность классификации слов, для чего Монтессори дает детям свою грамматику.
Эту грамматику можно дать детям, уже умеющим читать (хотя бы отдельные слова – 6-8 лет).
С маленькими же (4–6 лет) можно вести устные пропедевтические грамматические упражнения. Такие упражнения являются хорошим способом воспитания «умения слушать», а также «давать краткие и точные ответы на вопросы».
Фото ДЦ "Апельсин" г. Ревда
Январь. 2021
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?
Предлагаем Вам стать участником программы "
Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.
Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.