«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

урок: 34 материала на сайте + 72 в учебной программе
Система свободных лабораторий в начальной и подростковой школе Монтессори
Елена Хилтунен

Система свободных лабораторий в начальной и подростковой школе Монтессори

В последние годы идея о создании в России не только детского сада, но и начальной и даже основной монтессори-школы перестает казаться такой уж фантастичной. Первая начальная школа по принципам педагогики Монтессори была создана в Москве в 1995 году, то есть уже почти 27 лет назад. У этой школы сегодня есть немало последователей, которые уже давно перегнали тот первый опыт.

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 3
Елена Хилтунен

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 3

В этой части дневниковых записей можно найти подтверждение биогенетического происхождения детского письма, а также интересные наблюдения, связанные с позами ребенка, которые он спонтанно принимает, увлекаясь письмом и рисованием. Разумеется, первые изображения на бумаге письменных знаков далеки от совершенства, но величайшая концентрация внимания детей на процессе письма именно в пяти-шестилетнем возрасте – не позже — требует от нас, взрослых, организации специально подготовленной для такой работы среды. Среды не только домашней, но и детсадовской.

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 2
Елена Хилтунен

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 2

В этой части дневника стоит обратить внимание на особенности первого письма ребенка, которые явственно отображают биогенетический характер становления письменной речи. Интересен также момент перехода от изображения на бумаге освоенных букв к их прочтению. Разумеется, начальный период воспроизведения детьми письменных знаков у каждого ребенка может проходить по-разному, но общие черты начала письма весьма похожи.

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 1
Елена Хилтунен

Как пятилетний ребенок может сам и дома научиться писать и читать. Дневник самообучения письму и чтению Малики Хилтунен. Часть 1

Малике уже 5 с лишним лет. Она увлекается рисованием и письмом, почти научилась читать. Ее никто специально не учил этим умениям, просто предоставляли возможность упражняться в тех навыках, которым приходило время. И в самые ответственные моменты ее самостоятельного обучения бабушка бралась за фотокамеру и садилась к компьютеру, чтобы записать свои наблюдения за тем, как у Малики идет работа. В роли консультанта у нее была ее сестренка Настя, которой тогда только что исполнилось 9 лет.

Чудо цветных стерженьков. Ученическое эссе
Юлия Ядрихинская

Чудо цветных стерженьков. Ученическое эссе

Через три недели мне исполняется 47 лет. Благодаря Вашему онлайн-курсу "Понимание математики. Метод Монтессори" я возвращаюсь в свое прошлое, в момент, где не было страха к математике. Из той точки в прошлом (примерно минус сорок лет :))) начинаю качественно другое восхождение к пониманию математических основ нашего мира. Мне интересно открыть в себе другой уровень восприятия математических понятий. Словно я получаю сейчас то, что было моим по праву, но из-за ряда обстоятельств оказалось недоступным на долгие годы. Тем сильнее радость обретения новых знаний в области математики.

Как дети образуют математические понятия
Жан Пиаже

Как дети образуют математические понятия

Когда наш журнал только начинал свою жизнь, мы пригласили читателей войти в библиотеку Марии Монтессори на первом этаже ее амстердамской квартиры. Нам представлялось важным понять истоки выдающихся открытий, которые она сделала, раздумывая над книгами великих философов, психологов, педагогов ХIХ – ХХ века. Сегодня будем читать отрывок из трудов крупнейшего Швейцарского психолога Жана Пиаже.

Цифр так мало, но ими можно написать какое угодно большое число
Юлия Фаусек

Цифр так мало, но ими можно написать какое угодно большое число

Как современные монтессори-дети  усваивают десятичные отношения в математике и в жизни с помощью замечательного изобретения человечества – счет? Вы можете улыбнуться: счеты давно уже вышли из моды, теперь даже маленькие дети легко осваивают машинку-калькулятор, не говоря уже о серьезных счетных машинах. Но в том-то и дело, что именно простые деревянные счеты косвенно обучают ребенка законам счета и выполнения всех четырех арифметических действий. Давайте убедимся в этом, открыв страницы книги Юлии Ивановны Фаусек.

Рисование по методу М. Монтессори. Часть 2
Юлия Фаусек

Рисование по методу М. Монтессори. Часть 2

С одной стороны эта статья - гимн работе детей с металлическими рамками и вкладышами Монтессори, а с другой – резкое осуждение наших представлений о свободном рисовании детей как о развитии их творческих способностей. Ю. Фаусек убеждена, что  хорошо организованная педагогом штриховка рамок и вкладок, а также раскрашивание контуров, с лихвой окупят незрелое свободное рисование детей. Такая работа даст им намного больше, чем предоставление возможности «творить» на листе бумаги неокрепшей рукой и мышлением пока не готовым к настоящему творчеству. Предлагаем нашим читателям еще и еще раз вдуматься в педагогику Монтессори, как принципиально иной подход к воспитанию детей. Иной и, возможно, наиболее точный.

Как дети сами себя учили русскому языку с помощью коллекции материалов Монтессори-Фаусек.
Алексей Колабаев

Как дети сами себя учили русскому языку с помощью коллекции материалов Монтессори-Фаусек.

Во все времена монтессори-педагогика как наука относилась к экспериментальной педагогике или, точнее, к экспериментальной педагогической психологии. Ведь реальную возможность гуманистического подхода к обучению и воспитанию детей требовалось и требуется до сих пор доказывать на практике, как приходится вырабатывать и реальные, а не мнимые формы и методы новой гуманистической дидактики.

Да здравствуют, монтессори-бабушки!
Елена Хилтунен

Да здравствуют, монтессори-бабушки!

Монтессори-бабушки – это те, у кого внуки ходят в монтессори-садик. Или не ходят из-за отсутствия денег у молодых родителей, но бабушке очень хотелось бы, чтобы ходили. И вот наступает воскресное утро и в ее доме раздается звонок: «Ма! У нас непредвиденные обстоятельства. Можно мы к тебе твою внучку завезем? Всего на пару часиков! Ты там ее читать-считать научи, пожалуйста! А?»

Математика. Упражнения, параллельные изучению десятичной системы
Мария Монтессори

Математика. Упражнения, параллельные изучению десятичной системы

В своей "Психоарифметике" М. Монтессори пишет об открытии особого типа мышления ребёнка, о его выдающемся потенциале и свойственной ему психологии познания с помощью «психодидактики» и «материализованных абстракций». Описывая свои математические материалы, она не просто представляет новую концепцию и метод преподавания элементарной математики, что само по себе чрезвычайно интересно, – но и пытается разгадать, как происходит познание математики и как способствовать процессу формирования мышления ребёнка в целом.

О тонкостях монтессори-терапии на стыке медицины, педагогики и психологии
Лоре Андерлик

О тонкостях монтессори-терапии на стыке медицины, педагогики и психологии

Столетняя история тысяч детских садов и школ Монтессори в мире доказала, что ее принципы самостоятельного обучения, действительны для всех. Для маленького ребенка в возрасте одного года; для ребенка постарше, который возится в уголке упражнений повседневной жизненной практики; для детей, познающих десятичную систему счисления с помощью бусин;  для ребенка-школьника, для подростков и взрослых, которые стремятся освоить ту или иную область знаний. Но существует и монтессори-терапия, которая успешно применяется в работе с детьми и подростками, чей биологический возраст не совпадает с возрастом их развития.

Почему ребенок в монтессори-группе поддерживает порядок, а дома - нет?
Елена Баканова

Почему ребенок в монтессори-группе поддерживает порядок, а дома - нет?

Известно, что Мария Монтессори открыла сенситивный период порядка, который означает именно активное восприятие порядка, существующего в мировом пространстве, а не потребность ребенка убирать разбросанные вещи. Эта удивительная особенность человеческого дитя связана, прежде всего, с устройством его психики, которое определяется как абсорбирующий (впитывающий) ум. Доминанта впитывающего ума в развитии ребенка заканчивается, как и сенситивный период порядка, примерно в 3 года.

О раннем развитии, или притча про Глеба и Ваню
Вадим Слуцкий

О раннем развитии, или притча про Глеба и Ваню

Мы решили опубликовать эту статью потому, что в ней, наконец, развеивается миф о том, что Мария Монтессори придумала методику так называемого «раннего развития» детей, которая в последнее время стала необыкновенно популярной среди российских родителей. Но на самом деле, если внимательнее вчитаться в работы Марии Монтессори, станет понятным, что она ратовала не за то, чтобы дети, как можно раньше, научились читать, писать и считать, как думают многие родители,  а чтобы все в жизни детей происходило в свое время – в моменты определенных сенситивных фаз.

Салман Хан: Я мечтал о деятельной сопричастности к познанию
Салман Хан

Салман Хан: Я мечтал о деятельной сопричастности к познанию

Мир меняется невероятными темпами – это главная черта нашей эпохи. Дети удивляют нас своей поразительной многозадачностью. Они могут одновременно сидеть за компьютером и поглядывать в планшет, писать пером в позе лотоса и разговаривать по скайпу. Ни один из их родителей в детстве так не мог! Что говорить о детях Монтессори, живших столетие назад?! Значит, и современное монтессори-образование, не изменяя своим принципам и постулатам, должно принять вызов времени. Как это сделать? Давайте приглядимся, например, к образам школы, которые возникают после прочтения книжки Салмана Хана «Весь мир – школа», и не будем отставать от времени и от наших детей.

Фундаментальная предметность, проектность и осознанность в  принятии решений. Как это делается?
Светлана Мощенникова

Фундаментальная предметность, проектность и осознанность в принятии решений. Как это делается?

«От модели конкурентных отношений (между учениками, классами, возрастами) мы предлагаем перейти к модели кооперации, сотрудничества. То есть выстроить гуманистическую педагогику вокруг совместных действий, нацеленных на общий результат,  но совершаемых по личной воле. Важно не то, насколько ученик подходит для системы и критериев, а то, насколько они точны и объемны».
Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век»

Вольные игры детей
Елена Хилтунен

Вольные игры детей

Далеко не каждый, особенно из начинающих педагогов, решается устроить в монтессори-классе даже маленький игровой уголок, не то что открыть во время работы с материалом двери соседней "шумной" комнаты. Речь не идет о соотношении игровой и исследовательской деятельности детей – игра тоже может быть своеобразным исследованием окружающей жизни, – а именно о месте свободной сюжетно-ролевой игры и двигательной активности детей в контексте их пребывания в детском саду по системе Монтессори.

Секреты монтессори-материала «Цветные стерженьки»
Елена Хилтунен

Секреты монтессори-материала «Цветные стерженьки»

Ни для кого не секрет, что у разных преподавателей и авторов текстов по монтессори-педагогике описание презентаций материалов бывает разное. Порой указываются даже разные цели упражнений ребенка с материалом. В чем тут дело? Возможно, мы все по-разному воспринимаем внутренние смыслы материалов Монтессори. Но ведь важнее всего  не вспоминать записанную на лекции презентацию по пунктам: шаг 1, шаг 2 и т.д., а постараться самостоятельно вдуматься во внутренний смысл, которым обладает каждый автодидактический материал.

Чтобы стать мастером своего дела, надо стать мастером в вопросах своей души
Виктория Гуреева

Чтобы стать мастером своего дела, надо стать мастером в вопросах своей души

В педагогике Монтессори мы часто говорим о нормализации. С нетерпением ждём наступление этого процесса. Все знают, что на его пути стоят отклонения детей, которые они приобрели уже до прихода в монтессори-группу. Мы также знаем, что нет необходимости бороться с детскими недостатками, они исчезают сами собой, когда начинается этот удивительный процесс – нормализация. Но все же понимание причин отклонений поможет пролить свет на поведение взрослых, которые способствовали отступлению ребёнка от своего космического плана и истинной природы, дарованной каждому.

О свободе учиться, думать и действовать самостоятельно
Елена Хилтунен

О свободе учиться, думать и действовать самостоятельно

Для практики детсадовской жизни особенно важно, чтобы за дошкольными организациями осталась свобода выбора примерных основных образовательных программ, конкретизирующих их педагогическую и организационную работу. Это означает, что, например, детским садикам Монтессори не надо будет больше врать экспертам, говоря, что они работают по такой-то принятой в государстве программе, и прятать в кладовки монтессори-материалы, выставляя вместо них на полки плюшевых мишек и заводные машинки, потому что у них есть своя, утвержденная государством Программа "Детский сад по системе Монтессори". 

Домашние задания... для родителей
Валерия Елецкая

Домашние задания... для родителей

Не только нам, но и нашим детям и внукам трудно представить себе школу без домашних заданий. Как и без уроков, без отметок, без переменок, без парт в три ряда, дневников успеваемости и одинаковых учебников на каждой парте. Но монтессори-образование потому и считают особенным, что в школах, работающих на самостоятельную учебную деятельность и ответственность за нее самих учеников, ничего этого нет. Один профессор удивленно спросил: «Так почему же тогда ваши дети учатся? Почему они до сих пор не убежали из класса? И как их родители ко всему этому «безобразию» относятся?».

Монтессори-­математика  и мышление. Каковы образовательные  результаты?
группа авторов

Монтессори-­математика и мышление. Каковы образовательные результаты?

Ключевые результаты монтессори-педагогики связаны с нормализацией, и про математику и мышление редко говорят и педагоги, и родители. Математика чаще всего описывается с точки зрения умения считать, складывать/умножать большие числа.

Они прыгают через листок бумаги и носят предметы
Елена Хилтунен

Они прыгают через листок бумаги и носят предметы

Есть, по меньшей мере, два обстоятельства, которые требуют серьезного отношения к созданию подготовленных сред столь распространенных в последнее время детских групп «Вместе с мамой». Во-первых, в большинстве случаев эти группы претендуют на звание работающих по методу М. Монтессори, а это требует соответствия принципам педагогики великой итальянки.  Во-вторых, подготовленные среды должны предполагать комфорт и реальную помощь в естественном развитии детей, а  не только присмотр за малышами забавляющимися так называемыми «развивалками». 

Наш словарь речевых модулей
Жанна Ухина

Наш словарь речевых модулей

Современные нормы жизни, хотим мы того или нет, влекут за собой изменения в области языка. Еще в школе нас учили, что в каждой профессии есть свои особенные профессиональные обороты речи, необычная терминология. Появляется новая профессия – возникают новые модели языка. Но бывает, когда терминология из одной области жизни переходит в другую, как бы уточняет, усиливает приходящее. Нечто подобное происходит и в языке современной Монтессори-педагогики.

О том, как наполнить музыкой сердца, или  красивая метафора о педагогике Монтессори
Наталья Прибыльская

О том, как наполнить музыкой сердца, или красивая метафора о педагогике Монтессори

Существует красивая метафора, сравнивающая систему Монтессори с музыкальной симфонией.  Ключевым словом является слово «система». Поскольку любая система – это гармония, то музыкальная  симфония – гармония звуков, а система Монтессори – гармония отношений. Основным признаком гармонии является совершенство, достичь которого невероятно сложно. Гармония требует от любого большой внутренней работы, не каждый способен ее достичь.

О деятельности ребенка, который учится
Анна Мария Маккерони

О деятельности ребенка, который учится

Многие современные профессора педагогики и психологии, входящие в класс Монтессори, с трудом понимают, как это происходит – свободная, никем из взрослых не предлагаемая детям учебная работа. Детей никто ни о чем не просит, но они сами входят в класс и начинают реально учиться! Анна Мария Маккерони отвечает на этот вопрос, как на него бы ответила и Мария Монтессори.

Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?
Юлия Фаусек

Самостоятельные занятия детей в школе так же естественны, как и в детском саду. Почему же школа не создает для этого условий?

Начальная и средняя школа Монтессори становятся все более актуальными. Несколько нынешних частных практик, к сожалению, не в состоянии представить нам образ такой школы. Но история говорит, что для ее создания у нас в отличие от многих других стран мира есть серьезные историко-культурные основания. Речь идет о начальной монтессори-школе для детей после семи лет, которую в 30-х годах ХХ века организовали в Ленинграде Юлия Ивановна Фаусек и ее коллеги – талантливые учительницы начальных классов Андриановы.  Выходит,  опыт монтессори-школ в России требует скорее современного  возрождения, чем восприятия западной модели.

Толкование детства как попытка понять его природу
Елена Хилтунен

Толкование детства как попытка понять его природу

Наблюдение жизни маленьких детей – одно из самых увлекательных и значительных занятий в жизни. Но в этом нет ничего особенного. С рождением первого ребенка тысячи родителей заводят специальные блокноты или альбомы, в которых словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами записывают трогательные мелочи становления своего малыша. Замечается то, что невозможно не заметить. Записываются забавные обороты детской речи, пристрастия, капризы и смешные поступки. Я тоже, помню, вела такой дневник...

Художественное творчество детей в педагогической системе Монтессори
Елена Хилтунен

Художественное творчество детей в педагогической системе Монтессори

"Если мы хотим усовершенствовать наше общество, изучение ребенка становится совершенно необходимым ввиду последствий, которые детство имеет для дальнейшей взрослой жизни. А значит, мы должны начать заново изучать жизнь, от самых ее истоков".

Мария Монтессори 
(Дом ребенка. Метод научной педагогики. 1913)

Ребенок подходит к вам и жалуется. Не означает ли это, что он стремится к разрешению проблемы добра и зла?  Желает сам лично избегать дурного и совершать хорошее?
Юлия Фаусек

Ребенок подходит к вам и жалуется. Не означает ли это, что он стремится к разрешению проблемы добра и зла? Желает сам лично избегать дурного и совершать хорошее?

За ежедневными хлопотами о благополучном проведении занятий с детьми, тревогами о собственной профессиональной состоятельности, мы не успеваем, порой, подумать о глубинных процессах внутреннего мира наших воспитанников. Часто становимся в тупик перед решением то и дело повторяющихся проблем, которые дети перед нами ставят.

О свободе воли ребенка в школе, образовательной программе и «Подготовленных Тропах Культуры»
Валентина Михайлова

О свободе воли ребенка в школе, образовательной программе и «Подготовленных Тропах Культуры»

«Мы убеждены: тотальная стандартизация образования и ставка на «контроль и учет» себя не оправдали. Достижение стандарта в различных предметных областях не гарантирует формирования целостной картины мира. Дробление на отдельные учебные предметы и учебные знаниевые единицы проведено виртуозно. Но обратной сборки – в объемную картину мира – не делает ни одна предметная программа, ни одна школа».
Из Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век»

Нам стоит носить  пояс из бусин. Если появится желание непрошено вмешаться в жизнь ребенка, будем  снимать с этого пояса по одной бусине
Мария Монтессори

Нам стоит носить пояс из бусин. Если появится желание непрошено вмешаться в жизнь ребенка, будем снимать с этого пояса по одной бусине

Сколько раз мы пытались исполнить без ошибок роль настоящего Монтессори-педагога! Пытались наблюдать ребёнка и  следовать за ним, а не учить уму разуму, как учили нас и наших мам и бабушек. И как редко нам это удавалось!   Мария Монтессори – единственный в истории образования одновременно философ, педагог и психолог, открыла нам этот путь. И если мы его выбрали, давайте постараемся пройти по нему до конца.   

Какие профессиональные качества ценятся в традиционной школе, а какие - в школе Монтессори
Татьяна Березовская

Какие профессиональные качества ценятся в традиционной школе, а какие - в школе Монтессори

В одной из российских школ монтессори-учителей попросили определить различия между учителем или воспитателем традиционного детского  сада-школы и монтессори-педагогом. Первое, что отметили учителя, было связано с исследовательским характером работы монтессори-педагога. В их сознании произошел переворот: учитель, оказывается, не должен передавать знания, он может с радостью наблюдать распускающуюся жизнь и наслаждаться соприкосновением с душой ребенка. Монтессори-учитель верит, что дети любопытны и способны осваивать окружающий мир и человеческую культуру через самостоятельную деятельность, что они стремятся к независимости и ответственности.

Почему М. Монтессори назвала свою книжку «Психогеометрия»?
Мария Монтессори

Почему М. Монтессори назвала свою книжку «Психогеометрия»?

В издательстве «Народная книга" на русском языке издана уникальная книга Марии Монтессори «Психогеометрия». На нашем столе  самое первое  издание книги. Оно увидело свет, благодаря Редакционному Дому Аралуце, давшему ей жизнь в мятежной Барселоне 1934 года. Нам с вами, друзья, предстоит увидеть не только русский перевод, но и 265 цветных иллюстраций к этому изданию.