«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Евгений Князев: 2 материала на сайте + 0 в учебной программе
Свободная школа и смена парадигм просвещения
Евгений Акимович Князев

Свободная школа и смена парадигм просвещения

В жизни часто уместны культурно-исторические аналогии. Мы специально решили опубликовать эту статью в непростой для сегодняшней России и российского образования момент, чтобы обнаружить историческое противоборство демократических и бюрократических тенденций политики правительства в области народного просвещения в середине ХIХ века и сегодня. Ведь дело совсем не в том, что современная российская школа изменяет российским духовно-нравственным ценностям в пользу западных (и в конечном итоге – общечеловеческих), а в том, что нынешние подходы к государственным  реформам в этой области направлены на ограничение свободы действий всех участников образования в стране. Но давайте обернемся на полтора века назад. Как же мы похожи с Россией позапрошлого века! Что если теперь спрогнозировать свое недалекое будущее?

Лев Толстой и свободное воспитание
Евгений Акимович Князев

Лев Толстой и свободное воспитание

В его семье выросло 13 детей. Вообразим, что уже несколько лет подряд Лев Николаевич Толстой рассказывает нам о них в современных интернет-сетях. Пишет о своих спорах с министерством народного просвещения и поборниками строгой школьной системы, описывает вольности Яснополянской школы, рассказывает о трудностях в издании своей «Азбуки». Представим, что мы с вами сегодня и сейчас обсуждаем все эти толстовские свободы, спорим о его идеях преподавания русского языка, математики, географии в школе через живую жизненную практику. И ведь как все это похоже на нас, на наши сегодняшние дискуссии! В сущности, хоть мы и говорим постоянно о быстро меняющемся мире, переходим с гусиного пера на цифру, все же в нравственных ценностях наших людей мало что изменилось. Потому что, хотим того или нет, мы - дети неумирающей русской культуры, русского понимания жизни, свободы, чести и достоинства человека. И мы, наверное, генетически — внутри себя — чувствуем собственную правоту или неправоту. Но не всегда, к сожалению, можем совладать с собой. Наверное, в этом и состоит одна из премудростей жизни. 
Эта статья посвящена свободной педагогике Л.Н. Толстого.  Давайте примерим ее к нашим сегодняшним дискуссиям о школе.