«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Забудьте о своем могуществе

Мария Монтессори
Многим ли из нас известно, что первый учебный класс по системе Монтессори для детей от 6 до 8 лет в России открылся в 1924 году? Сегодня у нас все больше начальных школ, пытающихся работать по системе Монтессори. Почему же этот процесс идет так медленно? Все дело в нас самих.  Нам важно устоять и не оказаться сидящими между двумя стульями, остаться верными позиции монтессори-педагога, который не только доверяет детям и поддерживает их желание и естественный интерес к учебе, но и готов не настаивать на том, что этот процесс будет строго контролироваться и сдерживаться.

Заключительная глава книги 
«Как развить внутренний потенциал человека» 
изд. Благотворительного фонда «ВОЛОНТЕРЫ», 
Санкт-Петербург, 2011.

Есть ли у детей свобода слова?

Человек идет по дороге жизни, окруженный со всех сторон опасностями! Жизнь – это настоящее поле битвы, пройдя через которое, человек перенесет много страданий; он может получить увечья и покрыться шрамами, но зрелым и цветущим он войдет в мирную полосу жизни. Теперь место его бывших наставников займет общество; он вступает под его защиту, здесь он получит средства к существованию и найдет себе спутника жизни. Дальше они пойдут по жизни вместе, поднимаясь к вершинам своей неведомой судьбы, но затем начнут спускаться вниз, оставив после себя плоды своей любви. Когда жизнь идет под уклон, судьба разделяет людей; вниз они шествуют в одиночестве, пока не приходят к забвению.

В обществе наиболее важным считается период восхождения, когда человек творит и оставляет память о своих деяниях; ему – успешному триумфатору – достаются все награды. Забота и внимание общества по-прежнему обращены к привилегированным классам, несмотря на завоевания Французской и других революций. Все социальные проблемы: жилищные вопросы, безработица, заработная плата, избирательное право и другие – рассматриваются с точки зрения взрослых и их потребностей. Но потребности ребенка – гораздо важнее, в них скрываются силы, развитие которых можно сдерживать или позволить им развиваться более интенсивно, что было невозможно раньше. Недостаточно обеспечивать детей пищей, одеждой и кровом; прогресс человечества, создание действительно сильного и более совершенного общества в большей степени зависит от удовлетворения их духовных потребностей.


Социальные проблемы ребенка и взрослого взаимосвязаны, но они могут изучаться отдельно. Особую ответственность за ребенка несет школа. Юное поколение повсеместно рекрутируется в школы для служения в великой армии жизни. Развитие потенциальных возможностей взрослого человека лежит в основе решения всех социальных проблем, но взрослые не поддаются исправлению, и эксперименты в этом направлении неоднократно проваливались! Взрослого нелегко поместить в рамки, которые позволят раскрыться его новым возможностям. Мы обольщаемся, когда с помощью жалких крох общественной благотворительности достигаем вершин филантропии, но даже эти крохи достаются только взрослым: кому-то – пища, кому-то – пособие по безработице, кому-то – свобода слова; ни одно из этих подаяний не является панацеей, способной избавить общество от болезней.

Предположим, мы распространим эти социальные достижения, которыми мы так гордимся, и на школу! Давайте кормить и одевать детей, сооружать площадки для игр, давайте предоставим им свободу слова (право открыто задавать учителю любые вопросы). Для начала это неплохо, но этого недостаточно, и для того, чтобы понять, какие еще средства нужны нам для решения проблемы, мы должны начать изучать природу человека, которая проявляется в первые годы его жизни. А когда мы будем точно знать, какие средства нам нужны, мы поймем, что эти средства гораздо эффективнее действуют на детей, чем на взрослых.

Конечно, существует разница между теми, кто голодает, ходит в лохмотьях, лишен права голоса, и теми, кто преуспевает, радуется жизни и откровенно высказывает свои мысли, но устранение этих различий не решает проблемы. Мир исцелит не раздача кусков со своего стола и старых лохмотьев, и даже не право голоса, а наука и просвещенные личности.

Человечество нуждается в чем-то более фундаментальном, что следует искать в происхождении жизни. Ключ к решению проблем можно найти только здесь.

Учитель в смирительной рубашке

Предполагается, что учителя, которые проходят продвинутый курс обучения методу Монтессори, предварительно познакомились с начальным курсом, в котором большая часть в подготовке учителя к работе по методу отводится вопросам психологии. 

На первых этапах так же, как и в последующей работе, первое, что нужно сделать, для того чтобы стать учителем в монтессори-школе, – это забыть о своем могуществе и стать счастливым наблюдателем. Если учитель действительно сможет испытывать радость от того, как на его глазах проявляются и развиваются способности детей, если он сможет надеть на себя смирительную рубашку, он получит огромное удовольствие, недоступное тем, кто уверен в своей непогрешимости и абсолютной власти над учениками. Такие учителя находятся в плену иллюзий и далеки от истины. Они соглашаются с тем, что в детях необходимо развивать желание и естественный интерес к учебе, но при этом настаивают на том, что этот процесс должен строго контролироваться и сдерживаться. Здесь скрывается противоречие: развитие невозможно, если подавляется стремление к развитию. К несчастью, люди, страдающие от иллюзий, не способны мыслить логически, поэтому, поступая на работу в школу, такие учителя на практике начинают воплощать свои противоречивые убеждения. Они выбирают самый легкий путь – подавляй, командуй, разрушай! Любую структуру можно легко и просто разрушить, не важно, простая она или сложная, разрушать может каждый! Но как трудно создавать!

Учитель прошлого подсознательно возвеличивал свои собственные добродетели. Он прекрасно знал, что можно делать и что – нельзя. Он видел перед собой только пустые фигуры учеников, которые нужно было наполнить фактами и воспитать их по своему усмотрению, – помоги им, Господи! В душах этих детей еще жил более великий творец, а они должны были быть похожими на учителя, которому разрешалось формировать их в соответствии со своими представлениями о «добродетели» и наказывать за непослушание. Такого учителя даже тираном нельзя назвать, поскольку, как показывает история, для того, чтобы быть тираном, нужно обладать большим умом.

Отречься от власти

Послушание – это не механическое следование правилам, а природная сила, объединяющая общество, тесно связанная с проявлением воли человека, точнее, с ее высшим проявлением. На первый взгляд, это утверждение может удивить, но это действительно так. Послушание в правильном понимании – это возвышение воли человека, свойство человеческой души, без которого общество не могло бы существовать. Но послушание без самоконтроля, послушание, которое не является следствием проявления и тренировки воли, может привести целые народы к катастрофе.

Когда учитель совершает свое великое самоотречение от власти и своих полномочий, он ничего не теряет, а, наоборот, во многом выигрывает. Он приобретает терпение, свойственное исследователю, терпение, которое сопряжено с огромным интересом к своим наблюдениям. Ученые тоже час-то отрекаются от вещей, которые многим людям кажутся привлекательными, но они не сожалеют о них! Вспомните мадам Кюри: когда в университете хотели прервать ее исследование по химическому выделению радия, она раздражалась, но, в конце концов, она сделала открытие, за которое ей присвоили почетную степень! Эдисона, одного из первых сторонников метода Монтессори, собственная супруга – светская дама – водила на все светские мероприятия, но душа его оставалась в лаборатории, и скоро это ему надоело. Однажды он сорвал с себя галстук и фрак, скомкал их и выбросил в окно с возгласом: «Вот где теперь твой светский муж!» – и вновь облачился в старый халат и шлепанцы, в которых он обычно работал. Такие люди не думали о том, что они жертвуют ради великих достижений. Они просто делали то, что им больше всего нравилось делать, они испытывали огромный интерес к своим исследованиям, который их преображал и облагораживал. Учителя, испытывающие подобный интерес, также преображаются, они вступают в отряд счастливцев, шествующих по дороге жизни. Они так же, как и ученые, смело проникают в тайны жизни и получают заслуженные награды, но не только для себя, а для всего человечества.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (52) 2016
Фото: интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Мария Монтессори

даты жизни  1870-1952 - выдающийся итальянский педагог, создатель метода научной педагогики и системы свободного воспитания и самообучения детей дошкольного и школьного возраста в специально подготовленной образовательной среде, врач, философ-гуманист.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Анна Мария Маккерони

О деятельности ребенка, который учится

Елена Хилтунен

Коллекция материалов для чтения Юлии Фаусек. Современная трактовка. Часть 1

Мама и малыш в музыкальном диалоге

Виктория Гуреева

Формула исследования для педагога нового времени

Оксана Иванова

Векторы развития монтессори-педагогики в России

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »