«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Работа с треугольниками из геометрического комода

Жанна Романькова
Геометрический комод – один из классических сенсорных материалов Монтессори. Малыши, работая с ним, знакомятся с различными геометрическими формами. А ребята  старшего возраста узнают названия геометрических фигур. Для общей презентации комода есть специальный презентационный поднос, на котором собраны рамки и вкладки трех основных геометрических форм: круга, квадрата и треугольника.  Для упражнений с геометрическим комодом к нему прилагаются карточки трех видов с обводками геометрических форм.

Презентация и упражнения

Учитель: Я покажу тебе, как работать с ящиком с треугольниками. Ты уже умеешь переносить ящик. Перенеси его на коврик. 

Учитель левой рукой достает вкладыш из верхнего левого угла, обводит двумя пальцами правой руки вкладыш. Кладет его на коврик под ящиком. Обводит пустую рамку. Вкладывает вкладыш в рамку. Обводит пальцем по контуру (контроль ошибок). Предлагает сделать это ребенку.

С другими треугольниками работа проводится аналогично. Далее ребенок работает самостоятельно.


Упражнения:

Работа с карточками (сначала карточки, где фигура закрашена полностью, потом с толстым контуром, потом с тонким контуром).

Работа на расстоянии (вкладыши лежат на одном коврике, ящик с рамками на другом).

Групповая работа. 

(В центре коврика стоит ящик. Учитель предлагает детям взять по одному вкладышу. Учитель ставит в одну из рамок маленькую игрушечную фигурку и спрашивает у детей у кого такая же фигура? Дети смотрят на свои вкладыши и выбирают. У кого такая же фигура – тот кладет ее на место и переставляет игрушку. Если ребенок знает название геометрической фигуры, он может ее назвать).

Устный урок на введение названий треугольников по сторонам (равносторонний, равнобедренный, не равносторонний).

Для проведения урока нужно подготовить демонстрационный поднос. В него положить три треугольника, которые отличаются по сторонам и три желтых поля.

Первая ступень. Номенклатура

Учитель левой рукой достает треугольник из рамы. Двумя пальцами правой руки обводит вкладыш.

Кладет его на желтое поле. Обводит пустую рамку. Вкладывает вкладыш в рамку. Обводит пальцем по контуру (контроль ошибок). Предлагает сделать это ребенку. Ребенок: повторяет показ учителя. Учитель: отчетливо проговаривает название фигуры в тот момент, когда ребенок ее обводит. 

Эти же этапы работы повторяют с двумя другими треугольниками.


Вторая ступень. Исследование

Достает первый треугольник. Называет его – равносторонний треугольник и начинает исследовать. Прикладывает вкладыш треугольника всеми сторонами (вращая его в руке) к одной из сторон треугольника в раме. Сравнивает стороны и говорит «такая же», «одинаковые», «равны». Стороны равны – равносторонний треугольник. Предлагает ребенку. 

Достает второй треугольник. Называет его равнобедренный треугольник и начинает исследовать. Прикладывает вкладыш треугольника к одной из сторон треугольника в раме. Сравнивает две стороны и говорит «такая же», «одинаковые», «равны», а эта, показывает на третью сторону – не такая. Равнобедренный треугольник. Предлагает работу ребенку. 

Достает третий треугольник. Называет его не равносторонний треугольник и начинает исследовать. Прикладывает вкладыш треугольника всеми сторонами (вращая его в руке) к одной из сторон треугольника в раме. Сравнивает стороны и говорит «не такая », « не одинаковые», «не равны». Стороны не равны – не равносторонний треугольник. Предлагает ребенку. 

Далее проводятся вторая и третья ступени устного урока.

Устный урок на введение названий треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный).

Для проведения урока нужно подготовить демонстрационный поднос. В него нужно положить три треугольника, которые отличаются по углам и три желтых поля.


Первая ступень. Номенклатура

Учитель левой рукой достает треугольник из рамы. Двумя пальцами правой руки обводит вкладыш. Кладет его на желтое поле. Обводит пустую рамку. Вкладывает вкладыш в рамку. Обводит пальцем по контуру (контроль ошибок) Предлагает сделать это ребенку. Ребенок: повторяет показ учителя. Учитель: отчетливо проговаривает название фигуры в тот момент, когда ребенок ее обводит. Эти же этапы работы проводят с двумя другими треугольниками.


Вторая ступень. Исследование

Достает первый треугольник. Называет его – остроугольный треугольник и начинает исследовать. указывает ребенку на острый угол. Говорит, потрогай острый угол. Это остроугольный треугольник. Предлагает ребенку. Достает второй треугольник. Называет его прямоугольный треугольник и начинает исследовать. Акцентирует внимание на прямом угле. Называет - это прямой угол, прямоугольный треугольник. Предлагает работу ребенку…

Достает третий треугольник. Называет его тупоугольный треугольник и начинает исследовать. Акцентирует внимание на тупом угле. Называет – это тупой угол. Это тупоугольный треугольник. Предлагает работу ребенку. 

Далее проводятся вторая и третья ступени устного урока.

Колонка эксперта

... Мы не сообщаем детям всех названий, относящихся к геометрическим фигурам, а берем лишь слова, обозначающие наиболее общеизвестные формы, например, квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал. Обращаем внимание ребенка, что одни прямоугольники бывают узкие и длинные, другие – широкие и короткие, а квадраты имеют одинаковую длину со всех сторон и могут быть только большие и малые. Это всего легче показать на вкладках: сколько ни поворачивать квадрат, он входит в свою рамку; прямоугольник же, если его положить поперек рамки, не войдет в нее. Если ребенок интересуется этим упражнением, для него мы изготавливаем в рамке квадрат и ряд прямоугольников, длинная сторона которых равняется стороне квадрата, а длина другой стороны убывает в пяти градациях. Так же мы показываем разницу между овалом, эллипсом и кругом. Круг входит в гнездо, как его ни класть и как ни поворачивать. Эллипс не входит, если класть его поперек, а если положить вдоль, он войдет, даже если его перевернуть. Овал же не только не входит в рамку поперек, но и будучи перевернут справа налево. Его надо прикладывать широкой дугой к большой стороне гнезда, а узкой – к узкой стороне гнезда. Круги большие и малые входят в свои гнезда, как их ни переворачивать. Разницу между овалом и эллипсом я показываю детям лишь в поздней стадии воспитания, и притом не всем, а только тем, которые обнаруживают особый интерес к геометрическим фигурам частым повторением этой игры или прямыми вопросами (предпочитаю, чтобы эти различия улавливались ребенком позднее и самостоятельно –например, в начальной школе).

…Наблюдать геометрическую фигуру вовсе не значит, ее анализировать: геометрия же начинается с анализа. Когда мы, например, знакомим ребенка со сторонами и углами, хотя бы по наглядному методу Фрёбеля, говоря, например, что у квадрата четыре стороны и его можно построить из четырех палочек равной длины – мы, действительно,   вступаем в область геометрии. Я и думаю, что маленькие дети для нее недостаточно созрели. Но наблюдение формы не преждевременно в этом возрасте. Доска стола, за которым ребенок ужинает, по всей вероятности, – прямоугольник. Тарелка, на которой лежит его ужин, есть круг; и мы не думаем, чтобы для ребенка преждевременно было смотреть на стол и на тарелку.

Мария Монтессори.  «Дом ребенка. Метод научной педагогики»

Обучение маленьких детей должно быть направлено к уменьшению  траты сил, к превращению  усилий в радость победы легкой и полной. Мы проводники этого путешественника, едва вступившего в огромный мир человеческой мысли, и должны стараться быть разумными, культурными проводниками, не тратить напрасно слов, но кратко и сжато объяснять предметы, к которым путник обнаружит интерес, и почтительно давать ему наслаждаться созерцанием столько, сколько ему будет угодно. Но надо обращать его внимание на важное и прекрасное, дабы он не тратил сил и времени на бесполезные вещи и из своего странствования извлекал  только пользу и удовольствие.
Мария Монтессори


Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (21) 2010 г.
Фото: автора

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Жанна Романькова

монтессори-педагог, г. Ревда

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Татьяна Бабушкина

Старинные минуты уроков фантазии. Видимо-невидимый предмет

Мария Монтессори

Если фантазия не рождена реальностью, вместо божественной красоты появляется нарост, заслоняющий свет

Уважать время младенчества. Эссе участницы Программы Первые шаги

Татьяна Сухотина-Толстая

Избави Бог желать слепого подражания внешним приемам без понимания внутренних побуждений, руководящих нашей деятельностью

Татьяна Костенко

Ставка на интерес

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »