«Золотая Коллекция»

Подписывайтесь на бесплатную рассылку «Золотая коллекция»
Приглашаем наших друзей и коллег стать подписчиками расширенной версии электронного журнала «Монтессори-клуб»! Мы будем отправлять Вам подборку лучших и самых актуальных материалов сайта один раз в неделю по вторникам.

Подключайтесь к нашим учебным программам
Получайте вместе с нами информальное образование! Узнайте о педагогике М.Монтессори самое главное и из первых рук! В наши персональные рассылки вошли лучшие статьи журнала «Монтессори-клуб», часть из которых больше нигде не публиковались, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Выберите Курс »

Почему лучше, когда дети сначала учатся письму, и лишь потом осваивают клавиатуру компьютера?

Елена Хилтунен
Не теряем ли мы нечто важное, отказываясь от выведения букв собственной рукой и заменяя его печатью на клавиатуре? Этим вопросом, естественно, озадачились специалисты по нейробиологии и когнитивному развитию. Даже интуитивно мы чувствуем некую связующую нить между письмом от руки, вовлекающим мелкую моторику, и общим психическим развитием. А некоторые исследования напрямую доказывают эту мысль.

Природное письмо

У меня сохранилась моя тетрадка 1 класса для чистописания (1956). Ей уже больше 60 лет. Наша первая учительница Зоя Владимировна Тарасова требовала от своих учеников точного и уверенного письма. Вряд ли она разбиралась в высокой науке, но была уверена, что движение руки при написании каждой буквы как-то связано с точным ее распознаванием при зрительном восприятии, а значит, впоследствии рука поможет и чтению. Недаром у Марии Монтессори самообучающийся ребенок прежде осваивает письмо, а затем чтение.  Природосообразное обучение письму в моем детстве было, видимо, в моде. Современные ученые так бы определили этот процесс.

«Станислас Дэйен, доктор психологических наук Французского Университетского Колледжа, говорит: «В процессе письма активируются уникальные нервные связи. При письме происходит опознавание слова через жест, своеобразное распознавание через ментальную симуляцию. Есть предположения, что эти нервные связи воздействуют на учебный процесс способом, о котором мы даже не подозреваем. Но учиться так действительно легче».

Когда росли мои старшие дети, я мало задумывалась о значении рукописного воспроизведения речи – в педагогическом университете меня этому не учили, а школа жила еще без компьютеров, у детей продолжались уроки чистописания. Набору печатных шрифтов на пишущей машинке некоторых из них учили лишь в старших классах и только тех, кто хотел получить профессию машинистки-стенографистки.   

В 1980-х, когда в школу пошли мои младшие дети, я обнаружила, что в 1 классе у них появились специальные тетрадки «для печатания», и их сначала начинали учить «печатать», а уж потом – рукописным шрифтам. Уроки чистописания отменили. Мне казалось это ошибкой в изменении содержания образования, но доказательств не было. Они появились лишь в последние годы. 

«Преимущества самостоятельного письма от руки заключаются не только в распознавании букв. Исследование доктора психологических наук Университета Вашингтона Вирджинии Бернингер демонстрирует, что письмо печатными буквами, письмо прописью и печать на клавиатуре предполагают совершенно различные виды деятельности с таким же разнородным результатом. Вирджиния изучала учеников 2-5 классов и тексты, которые они создавали разными способами. Тексты детей, пишущих от руки, не только быстрее создавались, но и оказались эмоциональнее и насыщеннее. Результаты МРТ показали определённую связь между письмом от руки и творческой генерацией идей. Дети, которые показали лучшие результаты в письме от руки, показали при сканировании мозга более высокую активность в зонах, ответственных за рабочую память, а также общее повышение активности в зонах, ответственных за чтение и письмо».

Бум клавиатуры

В последние годы компьютер с его печатной клавиатурой захватил сознание большинства взрослых, многие решили, что ребенку в жизни совершенно не пригодится усердие в рукописном чистописании. Но я все равно не поверила расхожим представлениям и, упрямо отмотав ленту времени на полвека назад, научила своих внуков вначале рукописному письму, а затем они самостоятельно освоили и шрифты печатные. И оказалось, что хорошо натренированная в детстве рука дала им в то же время хорошую память и сметливый ум.

 

Вчера я достала из шкафа свою «юбилейную» тетрадку по чистописанию и спросила 8-летнюю внучку Малику-Люсию, которая живет в Финляндии, говорит по-фински и пока еще ни разу не бывала в России: «Можешь написать так, как твоя бабушка 60 лет назад?» Люсия взяла перо и бумагу, потренировалась немного и написала по-русски свое имя. ...Пожалуй, не хуже, чем написала бы и я в ее годы.  А ведь за компьютером она сидит постоянно и с русскими буквами после моих уроков русского письма встречается редко. Ученым языком можно сказать, что основная суть происшедшего с девочкой – в самостоятельном воспроизведении любых символов и исключительной скорости формирования связей ее мозга.

«Исследование Пэм Мюллер (Принстонский университет) и Даниэля Оппенхеймера (Калифорнийский университет) показало, что и в лабораторных, и в аудиторных условиях студенты учатся лучше, записывая конспекты от руки, а не печатая их на клавиатуре. Предполагается, что письмо от руки позволяет прямо в процессе подачи материала обрабатывать его содержание и определять его структуру, сразу закладывая отличный фундамент для запоминания и глубокого понимания информации. Конечно, результаты этих исследований не означают, что без письма от руки не обойтись никоим образом. Если поразмыслить над результатами, можно сказать, что всегда есть возможность фиксировать материал абсолютно механистически – хоть рукой, хоть с помощью клавиатуры. Тем не менее блокнот и бумага, судя по всему, значительно повышают наши шансы на более эффективное усвоение информации без дополнительных прилагаемых усилий».


© Статья Елены Хилтунен  из журнала «Монтессори-клуб» № 2 (52) 2016
Фото автора

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы "Монтессори-педагогика для всех". Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Подключайтесь к нам в VK и Telegram:
новые статьи, комментарии, вопросы экспертам

Елена Хилтунен

Монтессори-педагог, основатель Первого детского сада и начальной школы Монтессори в Москве, главный редактор открытого издательства "Народная книга" и журнала "Монтессори-клуб", эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России. Автор и редактор государственной Программы "Детский сад по системе Монтессори" и УМК к этой программе.

Наши учебные программы:
Монтессори-педагогика для всех
Монтессори-педагогика для всех
2400 руб.
Монтессори-педагогика для родителей
Монтессори-педагогика для родителей
1200 руб.
Учитель для школы Монтессори
Учитель для школы Монтессори
1200 руб.
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
Монтессори-педагогика для «исключительных детей»
1200 руб.
Монтессори-бабушки в строю
Монтессори-бабушки в строю
1200 руб.
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
Первые шаги. Монтессори-педагогика от 0 до 3-х
1200 руб.
Русский язык по методу Монтессори
Русский язык по методу Монтессори
1200 руб.
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
Пробуждение творчества. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
Домашняя школа Монтессори. Диалоги в письмах
1200 руб.
Понимание математики. Метод М. Монтессори
Понимание математики. Метод М. Монтессори
1200 руб.
Первая монтессори-наставница России
Первая монтессори-наставница России
900 руб.
Метод научной педагогики Марии Монтессори
Метод научной педагогики Марии Монтессори
1200 руб.
Материалы на эту тему:
Анна Мария Маккерони

О деятельности ребенка, который учится

Анна Мария Маккерони

Помогать, а не оценивать

Жан Пиаже

Как дети образуют математические понятия

Елена Хилтунен

Итальянское приклеивание против финских птичек

Павел Шиварев

О том, почему любая альтернативная школа с классно-урочной системой ничем не лучше массовой школы

Подключайтесь к программе «Монтессори-педагогика для всех»
В учебную программу, рассчитанную на год, вошли лучшие статьи, часть из которых больше нигде не публикуется, аудио и видео-файлы, комментарии и задания экспертов.

Узнать подробнее »